Автор: Новикова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: Филиал МАОУ "Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого"Юрминская СОШ
Населённый пункт: Тюменская область, Аромашевский район, с.Юрминка
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Религиозные объединения и организации в Российской Федерации"
Раздел: полное образование
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации
Урок обществознания в 11классе
Учитель Новикова Т.А
Тема «Религиозные объединения и организации в Российской Федерации»
Цели и задачи:
1
1.Образовательная: объяснить
причины
многообразия
религий
в
современном
мире,
рассказать основные события, явления, относящиеся к этой теме, выделить и объяснить
сущность основных мировых конфессий.
2 . Развивающая: развить навыки аналитического мышления и логического оформления
своих мыслей. Межпредметная связь: география, МХК, культурология, история,
3.Воспитательная: привить детям уважение к различным религиям
Оборудование: Учебник Л.Н.
Боголюбов
Человек
и
общество
11
кл.,
тетрадь,
доска, схема, карта «Мировые религии»в презентации, термины.
Оформление доски:
Термины
Религия
Христианство Буддизм Ислам
Религиозные объединения, экстремизм
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности
приветствие учителя, подготовка к изучению нового материала
чтение терминов на доске,
(зачитаем термины, предлагаю обсудить значение терминов, если вы о них что-то знаете?
Как можем определить тему урока из предложенных терминов?
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их
формулируют
II.Актуализация знаний
Беседа по теме «Религиозные объединения в РФ»
Вопросы:
- Какие права имеют организации верующих в светском государстве?
Кто создает религиозные организации?
- Что такое тоталитарные секты и чем они опасны?
Учащиеся Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
III.
Изучение нового материала
Предлагаю просмотреть презентацию по теме урока.
По ходу просмотра можно задавать вопросы.
(Просмотр презентации) Учитель показывает и комментирует слайды презентации.
Просматривают презентацию, делают записи
в тетрадь, задают уточняющие вопросы.
В данной презентации не освещены некоторые вопросы прав религиозных
организаций(работа по учебнику станица 203)
Перечислить права религиозных организаций
Выделить специфические права
(опрос)
2. Работа с текстом учебника, с. 202-210.
3. Работа с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ; Федеральным
законом «О
2. Формулирует задание:
а) познакомиться с новым материалом;
б) составить тезисный план- конспект.
3. Нацеливает учащихся на работу с нормативно-правовыми документами, формулирует
задание:
- проанализировать документы, высказать свою точку зрения. Организует дискуссионную
беседу по обсуждению документа.
4. Формулирует задание, проводит выборочный контроль, организует беседу по вопросам
учебника.
Как вы думаете могут ли некоторые религиозные организации быть ликвидированы за
свою деятельность?
Кроме того, обеспечивая гарантии прав и свобод своих граждан, государство имеет
полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать
религиозные организации в случае нарушениями законодательства. За неоднократные или
грубые нарушения норм Конституции РФ, российского законодательства, за нарушение
общественной безопасности и общественного порядка, за действия, направленные на
осуществление экстремистской деятельности, а также за ряд иных противоправных
проявлений по решению суда религиозные организации могут быть ликвидированы.
Так, до 1996 г. в Москве и ряде других регионов России действовали отделения Аум
Синрикё. По обвинению в антиобщественной деятельности в отношении действовавших в
России руководителей этой корпорации было возбуждено уголовное дело. А в 2004 г. в
Японии лидеру международной религиозной корпорации Аум Синрикё Тидзуо Мацумото
(ритуальное имя Сёко Асахара) был вынесен смертный приговор. Основанием для такого
решения суда явились факты изготовления смертоносного газа зарина и его использование
для осуществления терактов в токийском метро по приказу Асахары.
Подготовленный ученик рассказывает о деятельности современных религиозных
организаций
Сейчас, сдающие экзамен готовят план по теме «Религии»
Не сдающие готовят вопрос « Проблема поддержания религиозного мира»
Подготовленный учащийся рассказывает вопрос из истории «войны на почве
религиозной неприязни»
Первичное осмысление и закрепление изученного . Проверка плана. Заслушиваем вопрос
о проблеме религиозного мира
IV. Итоги урока. Рефлексия.
Вопросы:
1. Что такое религия,
2. Какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федерации ?
3/ Укажите обязательные признаки , которым и должны обладать религиозные
объединения
Практические выводы:
1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора
принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой
принадлежности . Вам самим решать , участвовать или нет в религиозном объединении ,
организации . Это дело сугубо личное и добровольное .
2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь , которая , с
одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой — склонна к социальному
протесту , в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения
может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей .
3 Решая для себя , состоять или не состоять в объединении верующих , стоит помнить о
том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них
характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным
учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека ,
отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья .
Работа по рабочему листу- Религиозные объединения и организации в РФ.
V. Домашнее задание
Оценки
Рабочий лист- Религиозные объединения и организации в РФ.
1.
Объяснить выражение : Российская Федерация –светское государство.
2.
Какой закон (название, дата) регулирует отношения государства и организаций
верующих?
3.
Что такое свобода совести?
4.
К Высшим органам управления Русской православной церковью не относится:
Священный синод, Поместный собор, Архиерейский собор ,Духовное управление
мусульман России и европейских стран СНГ.
5.
Дополните выражение:
Религиозное объединение в России- ….объединение граждан РФ, иных…, постоянно и на
законных основаниях ..на территории …страны, образованное в целях… и …..веры.
6.Признаки религиозного объединения:
-вероисповедание
-совершение богослужений, обрядов
7. Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных
объединений в органах власти?
8. На основании каких норм государство может приостановить деятельность религиозных
объединений и организаций? Привести примеры.
9. Заполнить таблицу- Права религиозных организаций
Права,типичные для других организаций
Специфические права религиозных
организаций
Не менее трёх
Не менее трёх
10. Какие проблемы угрожают межрелигиозному миру и согласию в нашей стране:
Проблема
Содержание проблемы
Религиозная нетерпимость
Расширение деятельности нетрадиционных
конфессий и религий
11.Какие религиозные организации называются экстремистскими?