Автор: Левченко Вера Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН, ОБРАЗЦОВЫЙ
Наименование материала: конспект урока
Тема: «Урок доброты и человечности (по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»), 7 класс
Раздел: среднее образование
«Урок доброты и человечности (по рассказу Александра Ивановича
Куприна «Чудесный доктор»), 7 класс
Цели урока:
развивать способности анализировать текст, давать характеристики героям
литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас
обучающихся;
воспитывать
такие
нравственные
качества,
как
любовь,
сострадание,
милосердие, доброта.
Оборудование: текст рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», словарь,
портреты А.И.Куприна, Н.И.Пирогова, выставка книг с произведениями
А.И.Куприна, иллюстрации обучающихся, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эпиграф
«…человеку надлежит быть…
верным в дружбе, милостивым
к больному и падшему, ласковым
к зверям»
А.И. Куприн
Вступительное слово учителя.
- Ребята, с произведениями А.И.Куприна мы уже знакомы. Сейчас, на
сегодняшнем уроке, мы снова встретимся с замечательным писателем. Я
думаю, что это не последняя встреча с этим прекрасным человеком.
Ключевыми словами на нашем уроке будут вопросы нравственности: добро,
милосердие, сочувствие, сострадание, любовь. ( Эти слова написаны на
доске). А эпиграфом урока станут слова автора.
А.И.Куприн, ребята, жил в иное, чем мы, время, знал совсем другой мир,
многое из которого безвозвратно ушло. Но чувства, какие волновали его
героев – молодых офицеров, цирковых артистов, неунывающих бродяг,
просоленных морем летчиков – волнуют в той же степени сегодня и нас. И в
этом разгадка популярности Куприна у читателей. Он открыто защищал
слабых, воспевал святую любовь, бескорыстную дружбу, он учил быть
лучше,
красивее,
благороднее
даже
в
самых
трудных
житейских
обстоятельствах
Слово учащимся:
- Ребята, еще об одном рассказе, в котором происходят чудеса, мы поговорим
на сегодняшнем уроке. Рассказ называется “Чудесный доктор”.
- Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо, чудак,
чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище).
- Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение
слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;
2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;
3) чудный, замечательный.)
– Как вы понимаете, что обозначают слова «милосердие», «сочувствие»,
«сострадание»?(Работа с толковым словарём).
Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого –
нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь
несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям
Актуализация знаний учащихся.
Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это …
Такая форма построения произведения называется рассказ в рассказе.
Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего
банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как
образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в
юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий
Мерцалов?
-
Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины
гастронома (чтение описания витрины по учебнику).
-
Почему воспоминания мальчиков автор начинает с описания витрин
гастронома, случайно ли это?
- Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного,
столько еды…
А теперь подумайте. Новый год и Рождество – самые любимые праздники
взрослых и детей. Все ждут чего-то необычного. Почему же семья
Мерцаловых именно перед праздниками оказалась в таком бедственном
положении?
-
Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства
и на лечение; он потерял работу; его жена поденно на другом конце города
стирала белье, получая копейки…
– Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти
праздничные дни?
(Ответы детей)
Проблемный вопрос: Что мы узнали о семье Мерцаловых? Почему о
несчастьях семьи мы узнаем лишь в середине рассказа? (наблюдения
учащихся, выборочный пересказ текста).
– Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его
обитателей?
– А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных
людей?
чтение по ролям от слов «Мальчики молчали» до слов «… разогреть – то
нечем…».
- Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и
проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них,
наверное, - это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни,
невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти
испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного
человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении
остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного
героя в городской сад? Найдите описание городского сада.
- Писатель
использовал
прием
контраста.
На
сказочном
фоне
очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется
сильнее, что переживает человек. И у Мерцалова возникают мысли о
самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).
– Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? (Читают эпизод
героя в городском саду).
- Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?
- встреча Мерцалова с незнакомцем.
- Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?
- Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? (Потому что
видел, что человек в отчаянном положении, и незнакомец принадлежал к
тому числу людей, которые от жизненных неудач становятся милосерднее).
Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по
профессии? Можно ли назвать встречу Мерцалова с доктором Пироговым
чудом?
(дети дают ответы на поставленные вопросы)
- Что чудесного происходит в бедной семье?
-
Мерцалов остался жив; мальчики затопили печь, поставили самовар;
Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор;
через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела,
мальчики начали учиться в гимназии.
- Что оставил после себя доктор Пирогов? (рецепт и несколько крупных
кредитных билетов)
- Почему доктор не сказал своего имени и когда семья узнала его? ( Говорят
о скромности, человечности; семья имя узнает по ярлычку на рецепте)
- Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о
дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых?
- Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах
детей Мерцаловых.
– Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа?
– О чем заставляет задуматься рассказ?
– Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен
в наши дни?
Вывод: Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания
благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для
каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной
жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны
окружающих.
А
главное
–
никогда
не
падать
духом,
бороться
с
обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо
верить в чудеса!
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
VШ. Домашнее задание по выбору:
1.
На лекарстве, выписанном доктором Пироговым было написано: «По
рецепту
профессора
Пирогова».
Составьте
рецепт
профессора
Пирогова.
2.
Напишите письмо Пирогову.
3.
Составьте памятку «Как стать добрым человеком»