Автор: Монголина Юлия Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ КСШ №1 им.В.В.Судакова
Населённый пункт: Вологодская область п.Кадуй
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кадуйского муниципального округа
«Кадуйская средняя школа №1им.В.В.Судакова»
Статья
«Проектная деятельность обучающихся
специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Автор статьи Монголина Ю.А.
учитель технологии
2024 г
Проектная деятельность обучающихся
специальной (коррекционной)
школы VIII вида.
Аннотация:
В данной статье рассматривается вопрос эффективности использования метода
проектов на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
На основе поэтапной работы над творческим проектом, раскрывается вопрос
подготовки
обучающихся
с
нарушением
интеллекта
к
самостоятельной
практической деятельности.
Ключевые слова:
Метод проектов, оценка проектной деятельности, коррекционно - развивающее
обучение.
Каждый учитель хочет научить своих учеников осознанно выполнять те или
иные действия, обосновывать их, рассуждать и доказывать. Но воплотить это
желание в практике своей работы удаётся далеко не всегда. Ведь обучаемые с
нарушением
интеллекта
испытывают
сложности
использовать
имеющиеся
знания и сформированные умения и навыки в новых условиях, а тем более в
самостоятельной работе. Поэтому с целью повышения качества образования в
специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразны такие методы и
приёмы обучения, которые создают условия для самореализации в практической
деятельности. Одним из таких методов является проектный метод обучения.
В результате обучения с применением метода проекта школьники
учатся
определять
потребности
людей,
формулировать
задачу
своей
деятельности,
отбирать и использовать информацию для проекта, а так же определять перечень
критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие. В ходе
реализации выбранной идеи обучающиеся оценивают уровень имеющихся у них
знаний и умений, наличие оборудования, материалов, инструментов, определяют
затраты на изготовление изделия, оценивают его качество, испытывают изделие
на практике и анализируют недостатки, определяют трудности, возникающие
при
его
проектировании
и
изготовлении.
При
выполнении
проектов
дети
осознают социальную и личную значимость своей предметно-преобразующей
деятельности,
что
ведёт
к
повышению
мотивации
обучения,
развитию
трудолюбия,
чувства
долга
и
ответственности
за
принятое
решение.
Метод
проектов
позволяет
также
формировать
у
школьников
такие
качества
как
бережливость, расчётливость, коммуникабельность.
Методика проектной деятельности учитывает различия школьников друг от
друга
по
характеру,
привычкам,
способностям,
линией
поведения,
уровнем
знаний, жизненным опытом и строит процесс обучения и воспитания так, чтобы
в
центре
его
находился
ребёнок
со
своими
особенностями.
Проектная
деятельность
так
же
позволяет
осуществлять
коррекционно
–
развивающее
воздействие на
многие психические процессы.
В
ходе выполнения проектов
формируется
двигательная
(рабочая
поза,
последовательность
операций)
и
зрительная
(запоминание
образов)
память,
развивается
устойчивость
внимания,
активизируется
мыслительная
обработка
информации.
Метод проектов – одна из конкретных возможностей использовать жизненные
ситуации
для
успешного
и
продуктивного
процесса
обучения
в
классах
коррекции VIII вида.
Занятия по проектированию должны проходить в непринуждённой обстановке
на основе сотрудничества учителя и ученика. Учитель помогает ребёнку добывать
знания. За специальной информацией школьники могут обращаться к учителям,
родителям, друзьям, специалистам.
Выполнение
любого
учебного
задания
первоначально
планируется
и
предлагается ученикам, прежде всего как самостоятельное выполнение. Помощь
приходит только тогда, когда школьник самостоятельно выполнить задание не
может.
Оказание
помощи
происходит
по
принципу
«от
минимальной
к
максимальной»,
её
формы
и
виды
разнообразны
–
направляющая,
стимулирующая
и
обучающая.
Такая
условная
классификация имеет
в
виду
разные степень и качество вмешательства педагога в проектную работу ученика.
Успех любой деятельности, в том числе и творческого проекта, решающим
образом зависит от систематичности в работе по достижению поставленной
цели. Обучающиеся последовательно должны овладевать навыками творческого
проектирования.
Сложность заданий должна изменяться в нарастающем порядке,
т.е. от элементарных тренировочных упражнений к
самостоятельному творческому проекту. В 5-6 классах можно
дать обучающимся задание самостоятельно выбрать материал и
инструменты для выполнения работы.
В 7-ом классе ученик уже самостоятельно может выбрать оптимальный вариант
конструкции изделия из предложенных или придуманную самим, объяснив свой
выбор.
Здесь
же
можно
предложить
ученику
составить
самостоятельно
конструкционную
и
технологическую
документацию,
т.е.
разработать
последовательность
выполнения
изделия.
Предложенные
школьниками
тренировочные
проектные
задачи
воспитывают
привычку
обдумывать
свой
выбор.
В 8-ом классе можно включить в практическую работу экономические расчёты,
т.е.
определение
себестоимости
изделия.
А
также
выполнение
мини-проекта
(разработка интерьера и изготовление мебели, выполнение подарочного набора и
др.), который подготовит обучающихся к выполнению творческой проектной
работы в 9-ом классе.
Класс
5
6
7
8
9
Тво рчески й про ект « До ска ра здело чна я» За щита тво рческого про екта у ченика
о б у ча ющего ся 9 специа ль но го (ко р.) кла сса 9 специа ль но го (ко р.) кла сса VIII вида
VIII вида Якушевича Ко нстантина Алекса ндро ва Дмитрия
Наиболее
эффективно
производить
оценку
проектной
деятельности
обучающихся в динамике, по мере выполнения проекта, анализируя законченные
этапы работы.
Защита основательно проработанного и выполненного проекта может быть
взята за основу при аттестации в выпускном классе.
В процессе осмысления и организации труда при выполнении учебных
проектов у детей развиваются: трудолюбие, чувство долга, ответственность за
принятое
решение,
стремление
к
высоким
результатам,
бережливость,
расчётливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми.
Посредством
проектного
метода
удаётся
установить
прочные
связи
между
теоретическими знаниями обучающихся и их практической преобразовательной
деятельностью,
что
даёт
возможность
без
особых
затруднений
применять
имеющиеся знания, умения и навыки в новых условиях.
Таким образом, проектный метод обучения позволяет создать развивающую
среду, способствует повышению мотивации школьников к обучению, формирует
способности и качества личности, необходимые им в дальнейшей жизни.
№
п/п
Этап проектирования
Отметка
Примечание
5
4
3
2
1.
Выбор и обоснование проекта
2.
Выбор и анализ конструкции
3.
Определение материала
4.
Расчёт материальных затрат и экологическая оценка
5.
Технологическая карта
6.
Изготовление изделия
7.
Соблюдение правил безопасной работы
8.
Защита проекта
Список литературы:
1.Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: Метод.
пособие / А.К.Бешенков и другие.- М.: Дрофа, 2004.
2.Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.
Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
3.Метод проектов в технологическом образовании школьников: 6 класс :Пособие
для учителя / Под ред. И.А.Сасовой.- М.: Вентана-Граф, 2004.
4.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
(Олигофренопедагогика):Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/
Под ред. Б.П.Пузанова.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5. Технология. 5 класс: Сборник проектов: пособие для учителя / Под ред.
И.А.Сасовой.- М.: Вента-Граф, 2004.