Напоминание

Проектная деятельность обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида


Автор: Монголина Юлия Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ КСШ №1 им.В.В.Судакова
Населённый пункт: Вологодская область п.Кадуй
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кадуйского муниципального округа

«Кадуйская средняя школа №1им.В.В.Судакова»

Статья

«Проектная деятельность обучающихся

специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Автор статьи Монголина Ю.А.

учитель технологии

2024 г

Проектная деятельность обучающихся

специальной (коррекционной)

школы VIII вида.

Аннотация:

В данной статье рассматривается вопрос эффективности использования метода

проектов на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

На основе поэтапной работы над творческим проектом, раскрывается вопрос

подготовки

обучающихся

с

нарушением

интеллекта

к

самостоятельной

практической деятельности.

Ключевые слова:

Метод проектов, оценка проектной деятельности, коррекционно - развивающее

обучение.

Каждый учитель хочет научить своих учеников осознанно выполнять те или

иные действия, обосновывать их, рассуждать и доказывать. Но воплотить это

желание в практике своей работы удаётся далеко не всегда. Ведь обучаемые с

нарушением

интеллекта

испытывают

сложности

использовать

имеющиеся

знания и сформированные умения и навыки в новых условиях, а тем более в

самостоятельной работе. Поэтому с целью повышения качества образования в

специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразны такие методы и

приёмы обучения, которые создают условия для самореализации в практической

деятельности. Одним из таких методов является проектный метод обучения.

В результате обучения с применением метода проекта школьники

учатся

определять

потребности

людей,

формулировать

задачу

своей

деятельности,

отбирать и использовать информацию для проекта, а так же определять перечень

критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие. В ходе

реализации выбранной идеи обучающиеся оценивают уровень имеющихся у них

знаний и умений, наличие оборудования, материалов, инструментов, определяют

затраты на изготовление изделия, оценивают его качество, испытывают изделие

на практике и анализируют недостатки, определяют трудности, возникающие

при

его

проектировании

и

изготовлении.

При

выполнении

проектов

дети

осознают социальную и личную значимость своей предметно-преобразующей

деятельности,

что

ведёт

к

повышению

мотивации

обучения,

развитию

трудолюбия,

чувства

долга

и

ответственности

за

принятое

решение.

Метод

проектов

позволяет

также

формировать

у

школьников

такие

качества

как

бережливость, расчётливость, коммуникабельность.

Методика проектной деятельности учитывает различия школьников друг от

друга

по

характеру,

привычкам,

способностям,

линией

поведения,

уровнем

знаний, жизненным опытом и строит процесс обучения и воспитания так, чтобы

в

центре

его

находился

ребёнок

со

своими

особенностями.

Проектная

деятельность

так

же

позволяет

осуществлять

коррекционно

развивающее

воздействие на

многие психические процессы.

В

ходе выполнения проектов

формируется

двигательная

(рабочая

поза,

последовательность

операций)

и

зрительная

(запоминание

образов)

память,

развивается

устойчивость

внимания,

активизируется

мыслительная

обработка

информации.

Метод проектов – одна из конкретных возможностей использовать жизненные

ситуации

для

успешного

и

продуктивного

процесса

обучения

в

классах

коррекции VIII вида.

Занятия по проектированию должны проходить в непринуждённой обстановке

на основе сотрудничества учителя и ученика. Учитель помогает ребёнку добывать

знания. За специальной информацией школьники могут обращаться к учителям,

родителям, друзьям, специалистам.

Выполнение

любого

учебного

задания

первоначально

планируется

и

предлагается ученикам, прежде всего как самостоятельное выполнение. Помощь

приходит только тогда, когда школьник самостоятельно выполнить задание не

может.

Оказание

помощи

происходит

по

принципу

«от

минимальной

к

максимальной»,

её

формы

и

виды

разнообразны

направляющая,

стимулирующая

и

обучающая.

Такая

условная

классификация имеет

в

виду

разные степень и качество вмешательства педагога в проектную работу ученика.

Успех любой деятельности, в том числе и творческого проекта, решающим

образом зависит от систематичности в работе по достижению поставленной

цели. Обучающиеся последовательно должны овладевать навыками творческого

проектирования.

Сложность заданий должна изменяться в нарастающем порядке,

т.е. от элементарных тренировочных упражнений к

самостоятельному творческому проекту. В 5-6 классах можно

дать обучающимся задание самостоятельно выбрать материал и

инструменты для выполнения работы.

В 7-ом классе ученик уже самостоятельно может выбрать оптимальный вариант

конструкции изделия из предложенных или придуманную самим, объяснив свой

выбор.

Здесь

же

можно

предложить

ученику

составить

самостоятельно

конструкционную

и

технологическую

документацию,

т.е.

разработать

последовательность

выполнения

изделия.

Предложенные

школьниками

тренировочные

проектные

задачи

воспитывают

привычку

обдумывать

свой

выбор.

В 8-ом классе можно включить в практическую работу экономические расчёты,

т.е.

определение

себестоимости

изделия.

А

также

выполнение

мини-проекта

(разработка интерьера и изготовление мебели, выполнение подарочного набора и

др.), который подготовит обучающихся к выполнению творческой проектной

работы в 9-ом классе.

Класс

5

6

7

8

9

Тво рчески й про ект « До ска ра здело чна я» За щита тво рческого про екта у ченика

о б у ча ющего ся 9 специа ль но го (ко р.) кла сса 9 специа ль но го (ко р.) кла сса VIII вида

VIII вида Якушевича Ко нстантина Алекса ндро ва Дмитрия

Наиболее

эффективно

производить

оценку

проектной

деятельности

обучающихся в динамике, по мере выполнения проекта, анализируя законченные

этапы работы.

Защита основательно проработанного и выполненного проекта может быть

взята за основу при аттестации в выпускном классе.

В процессе осмысления и организации труда при выполнении учебных

проектов у детей развиваются: трудолюбие, чувство долга, ответственность за

принятое

решение,

стремление

к

высоким

результатам,

бережливость,

расчётливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми.

Посредством

проектного

метода

удаётся

установить

прочные

связи

между

теоретическими знаниями обучающихся и их практической преобразовательной

деятельностью,

что

даёт

возможность

без

особых

затруднений

применять

имеющиеся знания, умения и навыки в новых условиях.

Таким образом, проектный метод обучения позволяет создать развивающую

среду, способствует повышению мотивации школьников к обучению, формирует

способности и качества личности, необходимые им в дальнейшей жизни.

п/п

Этап проектирования

Отметка

Примечание

5

4

3

2

1.

Выбор и обоснование проекта

2.

Выбор и анализ конструкции

3.

Определение материала

4.

Расчёт материальных затрат и экологическая оценка

5.

Технологическая карта

6.

Изготовление изделия

7.

Соблюдение правил безопасной работы

8.

Защита проекта

Список литературы:

1.Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: Метод.

пособие / А.К.Бешенков и другие.- М.: Дрофа, 2004.

2.Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.

Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр

«Академия», 2002.

3.Метод проектов в технологическом образовании школьников: 6 класс :Пособие

для учителя / Под ред. И.А.Сасовой.- М.: Вентана-Граф, 2004.

4.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:

(Олигофренопедагогика):Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/

Под ред. Б.П.Пузанова.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Технология. 5 класс: Сборник проектов: пособие для учителя / Под ред.

И.А.Сасовой.- М.: Вента-Граф, 2004.



В раздел образования