Напоминание

Тема: "Познавательная активность, ее влияние на успешность обучения"


Автор: Царева Зинаида Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка: "Транслирование опыта профессиональной деятельности"
Тема: Тема: "Познавательная активность, ее влияние на успешность обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




Познавательная активность, ее влияние на успешность обучения

Содержание

1.

Общие черты и структура познавательной деятельности обучающихся

2.

Уровни познавательной активности школьников

3.

Учебная деятельность в процессе познавательной активности обучающихся.

Познавательная активность – это действие связано с эмоциональным

отношением обучающихся к познавательной деятельности, выражающееся в

проявлении интереса к учебе, в преодолении проблемных моментов в процессе

получения знаний, в задействовании энергии, воли и умственного труда.

Общие черты и структура познавательной деятельности

Тема становления и дальнейшего развития познавательной деятельности

обучающихся никогда не теряла своей актуальности и значимости.

Познавательная активность, ее влияние на успешность обучения

Познавательная активность характеризуется рядом черт, к которым можно отнести

основные аспекты:

Устойчивость положительного настроя учеников в эмоциональном плане на

учебный процесс;

Проявление естественного стремления к получению новых знаний;

Проявление волевых качеств обучающихся в процессе познания;

Стремление к тому, чтобы достичь хороших результатов в процессе

успешного обучения.

В педагогических и психологических научных трудах предлагаются различные

подходы, составляющие структуру познавательной активности. Обобщая работы

многих авторов, можно выделить следующий набор компонентов:

Когнитивный (связан с осознанием и оставлением в памяти полученных о

познавательной активности знаний);

Ценностно-мотивационный (данный компонент состоит из интересов,

потребностей и мотивов, а именно из тех элементов, с помощью которых

обучающийся может подключиться к процессу активного познания, а затем

держать данную активность на одном уровне в ходе всего учебного процесса);

Оценочно-рефлексивный (способность обучающегося к контролю, анализу,

оценке результатов своей деятельности);

Деятельностный (предполагает, что ученики способны сами реализовать

присуще им возможности , а также иметь разные идеи и стремления работать с

разными оригинальными разработками).

Уровни познавательной активности

Нельзя отрицать, что все ученики разные, а это неизбежно влечет за собой

различный индивидуальный подход каждого из них к процессу познания.

Познавательная активность обучающихся и ее влияние на успешность

обучения

Часть школьников участвуют в процессе познания с позиции пассивного приема

новых знаний. Некоторые обучающиеся проявляют активность хаотично, не всегда,

а лишь тогда, когда это предполагает та или иная учебная ситуация.

Познавательная активность — это избирательная направленность личности на

предметы и явления окружающей действительности. Она характеризуется

постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Учебная деятельность в процессе познавательной активности

Как в теории, так и на практике педагогике и психологии доказанным является факт,

что процесс познания дает наиболее высокий результат на этапе обучения в

младших школьных классах. Это связано с тем, что дети данной возрастной

категории большее стремления и потенциал к изучению мира, который их окружает.

Учебная деятельность приобретает весомое значение в рассматриваемом процессе.

При этом ее можно рассматривать, не как изучение школьниками уже известной

информации, а как принадлежащую им, собственную деятельность. О познании

нельзя говорить, исключительно со стороны запоминания и дальнейшего

воспроизведения ранее готовых материалов.

Стоит учитывать, спустя время, ученик развивается личностно и умственно.

Задача родителей и педагогов состоит не только в том, чтобы создать необходимые

для развития познавательной активности условия, но также в том, чтобы

сформировать и воспитать личность ученика, совершенствующуюся в процессе

познания. В ситуациях, когда это отсутствует, весь образовательный процесс может

стать неким «натаскиванием» обучающихся по определенным предметам, исключая

воспитание внутренней личностной сущности ребенка.

Учебная активность, как сложный и многогранный процесс, который может

протекать по разнообразным течениям. Определяется он в основном особенностями

поставленных целей, мотивы учебной деятельности, оценки и контроль, учебные

действия, познавательная активность.

Приоритетными направлениями развития познавательной активности являются:

Развивать основные процессы познания (внимание, восприятие, память,

воображение, мышление);

Развивать такие особенности ума, как гибкость, мобильность,

сообразительность, критичность и самостоятельность;

Научить формированию проблем и предположению гипотез, постановке

вопросов, применению знаний в новой учебной ситуации и вне обучения;

Развивать такие составляющие познания, как обобщение, анализ,

интерпретация, формализация, конкретизация);

Развивать способности письма и чтения в том темпе, который необходим,

умение конспектировать, находить главную мысль, слушать и слышать

педагога, самостоятельно работать с учебниками и справочниками;

Развивать другие умения и навыки, как по предметам, так и вне предметов.

Методы и приемы, способствующие развитию познавательной активности

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность предполагает активное изучение окружающего

мира, проведение наблюдений, экспериментов и исследований. Для развития

познавательной активности ученика можно предложить задания, которые

требуют самостоятельного поиска информации, анализа и обобщения

полученных результатов.

Проблемное обучение

Проблемное обучение предполагает постановку перед учеником задачи или

проблемы, которую он должен самостоятельно решить. Это способствует

развитию мышления, логического и критического мышления, а также

способности к самостоятельному поиску решений.

Развитие творческого мышления

Для развития познавательной активности важно развивать творческое мышление

ученика. Это можно делать через проведение творческих заданий, решение

нетипичных задач, поощрение самостоятельного и оригинального мышления.

Использование интерактивных методов обучения

Интерактивные методы обучения, такие как работа в группах, дискуссии, игры и

ролевые игры, способствуют активному участию учеников в учебном процессе.

Это помогает развить познавательную активность, умение работать в коллективе,

а также способность аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнение

других.

Использование разнообразных учебных материалов

Для развития познавательной активности полезно использовать разнообразные

учебные материалы, такие как учебники, энциклопедии, интерактивные

программы, видео и аудиоматериалы. Это помогает ученикам получить

разнообразную информацию, развить навыки работы с различными источниками

и стимулирует их интерес к учебному материалу.

Все эти методы и приемы способствуют развитию познавательной активности

учеников, помогают им стать более самостоятельными и успешными в учебе и

жизни.

Заключение

Познавательная активность обучающихся играет важную роль в его успешном

обучении. Она позволяет ребенку активно участвовать в учебном процессе,

развивать свои познавательные способности и навыки. Развитие познавательной

активности требует особого внимания со стороны родителей и учителей, которые

должны применять разнообразные методы и приемы для стимулирования интереса и

любознательности ученика. Важно создавать благоприятную образовательную

среду, где ребенок будет чувствовать себя уверенно и мотивированно для активного

познания мира. Познавательная активность школьника является основой его

учебного прогресса и развития личности в целом.



В раздел образования