Автор: Царева Зинаида Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка: "Транслирование опыта профессиональной деятельности"
Тема: Тема: "Познавательная активность, ее влияние на успешность обучения"
Раздел: среднее образование
Познавательная активность, ее влияние на успешность обучения
Содержание
1.
Общие черты и структура познавательной деятельности обучающихся
2.
Уровни познавательной активности школьников
3.
Учебная деятельность в процессе познавательной активности обучающихся.
Познавательная активность – это действие связано с эмоциональным
отношением обучающихся к познавательной деятельности, выражающееся в
проявлении интереса к учебе, в преодолении проблемных моментов в процессе
получения знаний, в задействовании энергии, воли и умственного труда.
Общие черты и структура познавательной деятельности
Тема становления и дальнейшего развития познавательной деятельности
обучающихся никогда не теряла своей актуальности и значимости.
Познавательная активность, ее влияние на успешность обучения
Познавательная активность характеризуется рядом черт, к которым можно отнести
основные аспекты:
Устойчивость положительного настроя учеников в эмоциональном плане на
учебный процесс;
Проявление естественного стремления к получению новых знаний;
Проявление волевых качеств обучающихся в процессе познания;
Стремление к тому, чтобы достичь хороших результатов в процессе
успешного обучения.
В педагогических и психологических научных трудах предлагаются различные
подходы, составляющие структуру познавательной активности. Обобщая работы
многих авторов, можно выделить следующий набор компонентов:
•
Когнитивный (связан с осознанием и оставлением в памяти полученных о
познавательной активности знаний);
•
Ценностно-мотивационный (данный компонент состоит из интересов,
потребностей и мотивов, а именно из тех элементов, с помощью которых
обучающийся может подключиться к процессу активного познания, а затем
держать данную активность на одном уровне в ходе всего учебного процесса);
•
Оценочно-рефлексивный (способность обучающегося к контролю, анализу,
оценке результатов своей деятельности);
•
Деятельностный (предполагает, что ученики способны сами реализовать
присуще им возможности , а также иметь разные идеи и стремления работать с
разными оригинальными разработками).
Уровни познавательной активности
Нельзя отрицать, что все ученики разные, а это неизбежно влечет за собой
различный индивидуальный подход каждого из них к процессу познания.
Познавательная активность обучающихся и ее влияние на успешность
обучения
Часть школьников участвуют в процессе познания с позиции пассивного приема
новых знаний. Некоторые обучающиеся проявляют активность хаотично, не всегда,
а лишь тогда, когда это предполагает та или иная учебная ситуация.
Познавательная активность — это избирательная направленность личности на
предметы и явления окружающей действительности. Она характеризуется
постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Учебная деятельность в процессе познавательной активности
Как в теории, так и на практике педагогике и психологии доказанным является факт,
что процесс познания дает наиболее высокий результат на этапе обучения в
младших школьных классах. Это связано с тем, что дети данной возрастной
категории большее стремления и потенциал к изучению мира, который их окружает.
Учебная деятельность приобретает весомое значение в рассматриваемом процессе.
При этом ее можно рассматривать, не как изучение школьниками уже известной
информации, а как принадлежащую им, собственную деятельность. О познании
нельзя говорить, исключительно со стороны запоминания и дальнейшего
воспроизведения ранее готовых материалов.
Стоит учитывать, спустя время, ученик развивается личностно и умственно.
Задача родителей и педагогов состоит не только в том, чтобы создать необходимые
для развития познавательной активности условия, но также в том, чтобы
сформировать и воспитать личность ученика, совершенствующуюся в процессе
познания. В ситуациях, когда это отсутствует, весь образовательный процесс может
стать неким «натаскиванием» обучающихся по определенным предметам, исключая
воспитание внутренней личностной сущности ребенка.
Учебная активность, как сложный и многогранный процесс, который может
протекать по разнообразным течениям. Определяется он в основном особенностями
поставленных целей, мотивы учебной деятельности, оценки и контроль, учебные
действия, познавательная активность.
Приоритетными направлениями развития познавательной активности являются:
Развивать основные процессы познания (внимание, восприятие, память,
воображение, мышление);
Развивать такие особенности ума, как гибкость, мобильность,
сообразительность, критичность и самостоятельность;
Научить формированию проблем и предположению гипотез, постановке
вопросов, применению знаний в новой учебной ситуации и вне обучения;
Развивать такие составляющие познания, как обобщение, анализ,
интерпретация, формализация, конкретизация);
Развивать способности письма и чтения в том темпе, который необходим,
умение конспектировать, находить главную мысль, слушать и слышать
педагога, самостоятельно работать с учебниками и справочниками;
Развивать другие умения и навыки, как по предметам, так и вне предметов.
Методы и приемы, способствующие развитию познавательной активности
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность предполагает активное изучение окружающего
мира, проведение наблюдений, экспериментов и исследований. Для развития
познавательной активности ученика можно предложить задания, которые
требуют самостоятельного поиска информации, анализа и обобщения
полученных результатов.
Проблемное обучение
Проблемное обучение предполагает постановку перед учеником задачи или
проблемы, которую он должен самостоятельно решить. Это способствует
развитию мышления, логического и критического мышления, а также
способности к самостоятельному поиску решений.
Развитие творческого мышления
Для развития познавательной активности важно развивать творческое мышление
ученика. Это можно делать через проведение творческих заданий, решение
нетипичных задач, поощрение самостоятельного и оригинального мышления.
Использование интерактивных методов обучения
Интерактивные методы обучения, такие как работа в группах, дискуссии, игры и
ролевые игры, способствуют активному участию учеников в учебном процессе.
Это помогает развить познавательную активность, умение работать в коллективе,
а также способность аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнение
других.
Использование разнообразных учебных материалов
Для развития познавательной активности полезно использовать разнообразные
учебные материалы, такие как учебники, энциклопедии, интерактивные
программы, видео и аудиоматериалы. Это помогает ученикам получить
разнообразную информацию, развить навыки работы с различными источниками
и стимулирует их интерес к учебному материалу.
Все эти методы и приемы способствуют развитию познавательной активности
учеников, помогают им стать более самостоятельными и успешными в учебе и
жизни.
Заключение
Познавательная активность обучающихся играет важную роль в его успешном
обучении. Она позволяет ребенку активно участвовать в учебном процессе,
развивать свои познавательные способности и навыки. Развитие познавательной
активности требует особого внимания со стороны родителей и учителей, которые
должны применять разнообразные методы и приемы для стимулирования интереса и
любознательности ученика. Важно создавать благоприятную образовательную
среду, где ребенок будет чувствовать себя уверенно и мотивированно для активного
познания мира. Познавательная активность школьника является основой его
учебного прогресса и развития личности в целом.