Напоминание

Работа с одарёнными детьми


Автор: Белошицкая Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Лицей Имени Героя Советского союза Стрельцова Павла Васильевича."
Населённый пункт: городской округ Воскресенск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа с одарёнными детьми
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей Имени Героя Советского Союза Стрельцова Павла Васильевича»

УТВЕРЖДЕН

приказом от __________ № _______

План работы с одаренными детьми

Составитель

Белошицкая О.А., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

г. о. Воскресенск

2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического

образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации

и самореализации личности.

Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он

никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда

пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в

постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но

каждый имеет возможность развиваться.

Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться.

Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с

талантливыми, одаренными детьми. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде

всего используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует

школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только

систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение

желаемого в действительность. Работа с одаренными детьми направлена на углубленное изучение

предметов, на развитие творческих способностей.

Первое правило работы с талантливым школьником – помочь ребенку увидеть, ощутить свой талант

как страсть к творчеству в какой-то области знаний, дать ему уверенность в том, что рядом с

учителем или наставником он обязательно придет к успеху. Формирование таких качеств должно

подчиняться формуле обучения: не учить, а только помогать учиться. Этот принцип следует

развивать всесторонне, поскольку новые средства и технологии обучения позволяют воплощать его в

обучение уже повсеместно.

Второе правило при работе с талантливыми детьми – методически поддержать их индивидуальную

траекторию развития. Роль учителя и методик обучения такова: «Учитель – это наставник, он

направляет деятельность ученика, помогая ей, где это необходимо, и оставляя ее действовать там, где

она может действовать сама»

Третье правило работы с талантливыми детьми – формирование у ребенка умений не только

проявлять, но и грамотно, технологично реализовать свой талант на практике. Следует подчеркнуть

также важность и жизненность исследовательских задач, решаемых на занятиях с талантливыми

детьми. Их значимость помогает ребенку самоутвердиться в полезности тех знаний, которые он

приобретает.

Цели:

Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей,

развитию одаренности;

достижение максимального уровня развития способностей детей;

выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.

Задачи:

реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким

уровнем обучаемости

организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации

личности школьника, совершенствование практического мышления;

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала ребенка, реализация его

склонностей и возможностей.

интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

организация проектной деятельности;

Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках

русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.

Основные направления:

Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

Формы работы с одаренными учащимися:

индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов

дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие

мастерские;

дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам,

интеллектуальным играм, конкурсам;

занятия исследовательской и проектной деятельностью;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

научно-практические конференции

использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры,

электронная энциклопедия);

создание детских портфолио.

Содержание работы:

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным

ребенком – индивидуальные занятия-консультации

с акцентом на его самостоятельную

работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования,

склонности, психические особенности;

определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.)

за определенные промежутки времени;

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад

по русскому языку и литературе разных уровней.

2. Исследовательская деятельность учащихся

Работа по организации исследовательской деятельности направлена на:

развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем

исследования;

координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой

стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты.

Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной

культурой.

Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к

исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать

догадки и предположения в форму гипотез.

На втором этапе формируется умение

исследовать проблемные ситуации, используя

универсальный метод – метод моделирования.

На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных.

Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на

достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе,

занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по

своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется,

исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся,

используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об

изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая

реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие

работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие

свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о

характере исследуемого явления.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным

и творческим конкурсам:

игры-конкурсы по русскому языку и литературе;

конкурс «Проба пера»;

конкурсы сочинений

конкурсы проектов

поэтические конкурсы

интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию знаний

обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за

рамками школьной программы по предметам.

План работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Проводимые

мероприятия

Сроки

Класс

Одаренные дети

Достижения

1.

Подготовка к

школьному этапу

Всероссийской

олимпиады по

русскому языку

сентябрь

октябрь

ноябрь

Побеитель,

призеры

2.

Подготовка к

школьному этапу

Всероссийской

олимпиады по

литературе

сентябрь

октябрь

ноябрь

Победители,

призеры

3.

Подготовка к

Всероссийскому

конкурсу сочинений

сентябрь-

октябрь

Победитель

4.

Подготовка к

муниципальному

этапу олимпиады по

предметам русский

язык и литература

ноябрь -

декабрь

Победитель

5.

Подготовка к

конкурсу научно-

исследовательских

работ

сентябрь-

октябрь

ноябрь -

декабрь

Победитель

6.

Подготовка к

Международному

конкурсу по русскому

языку «Ёж»

декабрь-

январь

Победитель

7.

Подготовка к

муниципальному

этапу конкурса

сочинений

январь

Призер

Подготовка к

муниципальному

конкурсу чтецов

«Живая классика»

январь-

март

Победитель

8.

Подготовка к

региональному этапу

олимпиады по

предметам русский

язык и литература

декабрь-

февраль

Победитель

Призер

9.

Подготовка к

региональному

конкурсу «Живая

классика»

Победитель

10.

Подготовка к

заключительному

этапу ВСОШ

Участник

11.

12.

13.

14.

15.

Показатели эффективности реализации программы работы

с одаренными детьми:

1.

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2.

Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные

способности.

3.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к

которым у них есть способности.

4.

Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

5.

Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями,

увеличение числа таких детей.



В раздел образования