Автор: Третьякова Валентина Васильевна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24
Населённый пункт: г.о.Мытищи Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация совместной деятельности между классным руководителем и родителями для воспитания нравственной и патриотичной личности ребенка"
Раздел: среднее образование
Тема « Организация совместной деятельности между классным
руководителем и родителями для воспитания нравственной и
патриотичной личности ребенка»
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Необходимо
создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное
пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы
школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьёй»
ребёнка. Нравственность, патриотизм имеет своим источником любовь к Родине
и духовность, не просто формируются, берет свое начало из семьи. В настоящее
время проблема воспитания является одной из самых важных. Современный
ритм жизни почему-то не приближает родителей к школе, а отдаляет. Родители и
школа находятся на разных позициях. И чем старше становится ребёнок, тем
больше увеличивается расстояние между семьёй и школой. К тому времени,
когда ребёнок подходит к обучению в 11 классе, а то и раньше семья полностью
перестаёт сотрудничать со школой. Хорошо, когда этого не происходит.
Достижение взаимопонимания между учителями и родителями – процесс очень
сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя
приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, а родители
обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Их
сотрудничество должно быть основано на уважении, доверии и ответственности,
направлено на действия в интересах развития личности ребёнка.
Потому, какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и
поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, наличия у них
педагогических и психологических знаний, процесс воспитания и обучения не
даст нужного результата.
Патриотическое воспитание учеников — это целенаправленный процесс
развития у детей чувства любви к Родине через формирование устойчивого
познавательного интереса к истории, народным традициям, уважительное
отношение к людям, формирование готовности защищать Родину.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от
родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его
воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому очень важна
скоординированная целенаправленная совместная деятельность семьи и школы.
На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив
школы должен стремиться к созданию социально-педагогической системы
взаимодействия с семьёй в интересах развития личности ребёнка. В системе
образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели
взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его
особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного
учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для
формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном
учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую
семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если
организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Задачи работы с родителями следующие:
• осуществление информационно-просветительской работы;
• осуществление диагностической работы;
• осуществление коррекционной работы.
Цели работы с родителями:
- организовать совместную работу между родителями и классным
руководителем для воспитания нравственной и патриотичной личности.
На сегодняшний день существует и ряд проблем, препятствующих более
эффективному взаимодействию педагогов, родителей и учащихся:
1.
безграмотность отдельных родителей в вопросах физического и
психологического здоровья
2.
наличие в классе детей разной национальности и вероисповеданием
3.
невысокий уровень нравственно-этических норм поведения детей класса.
4.
отсутствие навыков позитивного решения семейных конфликтов
5.
завышенные требования к воспитательному процессу в школе
6.
перекладывание функций воспитателя на школу
7.
самоустранение родителей от воспитания собственных детей
Большое значение в работе с родителями имеет заранее продуманная система
сотрудничества. И сегодня именно на педагога ложится ответственность за
поиски новых форм работы с семьёй.
В своём классе я использовала следующие формы работы с родителями по
духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся:
• родительские собрания (в форме лектория, круглого стола, с привлечением
педагогов-предметников и школьных специалистов, совместные с детьми (самые
посещаемые))
• работа родительского комитета (разрабатывается совместный план на год)
• совет школы (туда входят председатели родительских комитетов от каждого
класса)
• индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда,
медработника, социального педагога)
• открытые уроки и внеклассные занятия
• вовлечение родителей в учебную деятельность
• анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и
коррекции процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания в
семье
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки
детских работ
• совместные поездки и экскурсии в музеи боевой славы
• вовлечение родителей в совместную досуговую деятельность
В заключении хочется сделать вывод, что проблема патриотического и
нравственного воспитания молодежи многоаспектна ,ею занимаются
представители многих областей знаний ( философы, социологи, психологи,
педагоги, историки и др.) Однако в период реформирования нашего общества и
системы образования значительно было ослаблено внимание к патриотическому
воспитанию. Поэтому возникает необходимость создания концепции
патриотического воспитания детей в современных условиях и что только
совместная работа педагогов с родителями дает ощутимые результаты в
становлении растущей личности.