Напоминание

Педагогическая кладовая учителя иностранного языка


Автор: Никуленко Светлана Михайловна
Должность: учитель, иностранный язык
Учебное заведение: ГОУ ЛНР "Караван-Солодковский УВК"
Населённый пункт: с.Караван -Солодкий м.о.Марковский ЛНР
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая кладовая учителя иностранного языка
Раздел: полное образование





Назад




Педагогическая кладовая учителя иностранного языка.

Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или

композитора, но более тяжёлый и ответственный

.

В современном обществе профессия учителя становится еще более

востребованной. Это связано со следующими факторами: Изменения в

образовании. Сегодня образование становится более индивидуальным и

ориентированным на потребности каждого ученика. Это требует от учителей

высокой квалификации и креативности. Глобализация. Мир становится все более

взаимосвязанным, и для успешной жизни в современном мире необходимо иметь

навыки критического мышления, умения работать в команде и решать сложные

задачи. Учитель помогает детям развить эти навыки. Тренд на развитие

человеческого капитала. В современном обществе все больше внимания

уделяется развитию человеческого капитала. Это означает, что инвестиции в

образование становятся все более важными. Востребованность профессии

учителя подтверждается и данными рынка труда. В России ежегодно

наблюдается дефицит учителей, особенно в сельской местности и в небольших

городах. Конечно, учительская профессия не лишена трудностей. Она требует от

человека большой ответственности, терпения и самоотдачи. Однако, несмотря на

это, профессия учителя остается одной из самых благородных и уважаемых

профессий в мире.

Школьный учитель является основной фигурой в этом процессе.

Основными качествами учителя сегодня есть развитие, изменчивость, динамизм,

новизна, креативность. Научить детей креативности можно только на личном

примере: не просто требовать от детей творчества, а демонстрировать

им творческий подход к собственной работе. Например, можно придумывать

интеллектуальные игры и ставить перед учениками нестандартные задачи. Это

превратит скучную рутину в обмен интересными решениями, которые

придумывает учитель в своей работе, а школьники — в своей учёбе.

Для многих школьников учитель — человек с другой планеты. Как в хорошем,

так и в плохом смысле. Конечно, предполагается, что учитель должен подавать

пример

ученикам

и вообще

быть

требовательным

к себе,

но образ

«сверхчеловека» ему не к лицу.

Практика показывает, что ученики легче идут на контакт с учителем, когда видят

в нем обычного живого человека со своими проблемами и сомнениями. Детям

проще соотнести себя с таким учителем — и в этом случае они начинают к нему

прислушиваться.

И если совсем недавно полученное человеком образование позволяло ему

достаточно комфортно чувствовать себя в окружающем мире относительно

долгое время, то в настоящий момент ситуация кардинально изменилась.

Со временем знания и подходы, которым учат в педагогических университетах,

устаревают. Поэтому задача прогрессивного учителя — постоянно повышать

свою квалификацию и заниматься саморазвитием. Учитель, который приводит

примеры из недавних научных исследований и рассматривает самые актуальные

проблемы, имеет больше шансов быть услышанным. Не держитесь

за привычные данные и «проверенные подходы», проверяйте свои знания

на актуальность и адаптируйтесь к новой информации.

Система Российского образования претерпевает существенные изменения в

связи с развитием общества. Но какие бы реформы не проходили в системе

образования, реализует на практике основные нововведения именно педагог. В

таких условиях работа педагога усложняется многократно, и единственный

выход из этой ситуации постоянно заниматься самообразованием, т.е. принцип

«образование через всю жизнь», должен стать главным в профессиональной

деятельности любого современного учителя. Профессиональная компетентность

учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые

проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую

гражданственность и ответственность. «Профессиональная компетентность -

сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств

личности,

Как показывает практика, любые реформы, нововведения и инновации в системе

образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в

конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором

необходимых компетенций и уровнем профессионализма.

Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос

«как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и

понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не

разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое

представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать

успешным в современном мире.

Поэтому учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой

личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который

постоянно стремится к самосовершенствованию. Кроме предметных результатов

в ФГОС предъявлены требования также к метапредметным и личностным

результатам.

Метапредметные результаты, действительно наиболее существенное

новшество стандартов. Личностный результат, в отличие от результатов

предметных,

согласно

Федеральным

государственным

стандартам,

не

измеряется, то есть дети не будут оцениваться по степени достижения ими

личностных результатов. Это справедливо, потому что не так легко оценить

личностные достижения.

Например, подбирает такие задания, на которые дети ищут дополнительную

информацию.

Деятельностный подход, составляющий основу современного образования

предполагает, что ученик научится планировать и проэктировать.

Существуют такие этапы построения урока

при системно-деятельностном

подходе:

1. Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация и пробное учебное действие

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление учебного действия

7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия учебной деятельности

Учителю будет необходимо научиться выстраивать учебную и внеурочную

деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе

учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель

должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно

общаться в информационном пространстве.

Во-первых, это умение ребенка планировать собственную деятельность.

Решению продуктивных задач нужно учить:

- Осмысли задание (что надо сделать?)

-Найди нужную информацию (текст, рисунок…)

В своей работе учителю необходимо опираться на два основных понятия

– «профессионализм» и «компетентность». Известно, что компетентность

не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново.

Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения,

но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт

индивидуального творчества и саморазвития. Профессионализм – это особое

свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную

деятельность в самых разнообразных условиях.

По своему объему понятие «профессионализм» шире, так как включает в себя и

особый взгляд на жизнь (мировоззрение), и особую систему отношений к себе, к

своей работе, к другим людям. Это и особый вид мотивации. Одним словом,

компетентность – это одна из основных, но не единственная составляющая

профессионализма.

Что же нового должен уметь учитель для того, чтобы сформировать у детей

универсальные учебные действия?

Прежде всего, учитель должен владеть технологией, которая способствует

развитию детской рефлексии – способности планировать и оценивать свои

собственные действия.

Содержание этой компетенции учителя определяется такими характеристиками,

как:

1.

Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком

основной образовательной программы.

2.

Уметь ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося.

3.

Уметь

ставить

цели

на

достижение

учащимися

метапредметных

результатов.

4.

Уметь

адекватно

оценивать

текущее

состояние

и

динамику

интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.

5.

Уметь

правильно

определять

причины

недостаточно

эффективного

продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет

правильно

(адекватно)

выделить

трудности

в

освоении

учебных

предметов, возникающие у каждого ученика.)

6.

Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).

7.

Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным

основаниям (целям, используемым средствам и др.).

8.

Уметь выбирать и применять современные образовательные технологии

Один из действенных механизмов повышения профессиональной

компетентности педагога – это самообразование учителя. Сегодня

используются самые разнообразные формы организации самообразования

педагога: получение высшего образования или второй специальности,

профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации,

работа по индивидуальной образовательной траектории.

Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается

саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно

отразятся на образовательном процессе.

Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий

продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования

учителя обязательно прописывается список результатов, которые должны быть

достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества

успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления

на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр.

Трудно переоценить роль самообразования в развитии педагогических

компетенций учителя. Это, прежде всего, повышение качества преподавания

предмета, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и

карьерный рост, создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-

мастера, учителя-наставника, соответствие учителя требованиям общества и

государства.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие профессиональных

педагогических компетенций – это фундаментальное условие,

непосредственно влияющее на качество образовательного процесса.

Современный учитель – это человек, способный интересоваться всем тем, что

его окружает, это профессионал, мастерство которого определяется уровнем

его профессионализма и саморазвития. Современный учитель должен

стремиться к успеху. А успешный учитель обязательно воспитает успешного

ученика.



В раздел образования