Напоминание

Технологии объяснительно – иллюстративного обучения


Авторы: Старинец Феликс Игоревич, Подымова Надежда Владимировна
Должность: преподаватель профессиональных модулей
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Кропоткин, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Технологии объяснительно – иллюстративного обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Технологии объяснительно – иллюстративного обучения

ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»,

Старинец Ф.И., Подымова Н.В., Шарандак Д.Н.

Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств,

применяемых в какой-либо деятельности

.

Любая педагогическая технология

должна удовлетворять основным методологическим требованиям:

Концептуальность. Каждой

педагогической

технологии

должна

быть

присуща опора на определенную научную концепцию.

Системность. Педагогическая

технология

должна

обладать

всеми

признаками

системы:

логикой

процесса,

взаимосвязью

всех

его

частей,

целостностью.

Управляемость предполагает

возможность

постановки

целей,

задач,

планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами

и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют

в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и

оптимальными

по

затратам,

гарантировать

достижение

определенного

стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает

возможно сть

п р и м е н е н и я

педагогической

технологии

в

других

однотипных

образовательных

учреждениях, другими субъектами.

Классификация педагогических технологий

Традиционные технологии

Инновационные технологии

Самый

распространённый

и

экономичный

метод

в

арсенале

традиционного обучения - объяснительно-иллюстративный.

Главные

методы

данного

обучения

объяснение

в

сочетании

с

наглядностью, а виды деятельности обучающихся – слушание и запоминание.

Объяснительно-иллюстративный, или информационно – рецептивный

метод, состоит в том, что преподаватель разными средствами представляет

информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств

воспринимают

ее,

осознают

и

запоминают.

Сообщающее

обучение

характерно

тем,

что

преподаватель

излагает

знания

в

обработанном

«готовом» виде, студенты воспринимают и воспроизводят его, т.е. в процессе

занятия

преподаватель

сообщает

студентам

обобщённые

знания,

затем

приводит

множество

частных

примеров,

иллюстрируя

информацию

конкретным

содержанием.

В

этом

случае

объяснительно-иллюстративный

метод реализуется в дедуктивной форме.

Например, при изучении темы о рецептурном отпуске лекарственных

средств, обсуждая выписывание на бланке 148 - 1/у-88, препаратов списка II

ПККН, преподаватель дает образец, а студенты из предложенного списка

выбирают

те

лекарственные

средства,

которые

подлежат

выписыванию

именно на данном бланке.

Есть ещё одна форма – индуктивная. «Сначала пример, потом правило»

(Я.А.Коменский).

Преподаватель

движется

в

противоположенном

направлении:

от

частного

к

общему.

От

конкретных

представлений,

от

многообразия проявлений, от иллюстраций к их обобщению, обнаружению

«единого

во

многом».

Например,

при

изучении

МДК

03.01.

различные

аспекты фармацевтической деятельности обобщены, например, в ФЗ 61 «Об

обращении лекарственных средств».

Объяснительно-иллюст ративный

метод

не

п р о т и в о р еч и т

«деятельностному» подходу. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет

ряд

важных

преимуществ.

Оно

экономит

время,

сберегает

силы

преподавателя

и

студентов,

облегчает

последним

понимание

сложных

знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.

Объяснительно-иллюстративный метод вовсе не пытается «дать знания

в

готовом

виде,

абстврагированном

от

способов

их

получения».

Нельзя

«самостоятельно работать», выполнять задания «на понимание», если студент

не освоил некоторых общих (теоретических) способов решения проблемы.

Например, при выписывании рецептов на рецептурных бланках с целью

акцентирования внимания студентов на ошибки, мною предлагаются заранее

неправильно выписанные рецепты с заданием их обнаружить.

Объяснительно-иллюстративные технологии

- это технологии, при

которых

объяснение

учебного

материала

сопровождается

визуальными

средствами.

Повышая

активность

зрительных

рецепторов,

преподаватель

рассчитывает на более высокое усвоение новой темы.

Во время занятия используются также интерактивные средства в виде

презентаций, наглядные пособия. В результате применения иллюстративных

методов усвоение учебного материала повышается. Создание презентаций

студентами

в

виде

домашнего

задания

активизирует

их

познавательную

деятельность, а презентации могут быть использованы в учебном процессе.

Технология

объяснительно-иллюстративного

обучения

позволяет

учитывать

индивидуальные

особенности

студентов,

совершенствовать

приемы взаимодействия их и преподавателя.

Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом

процессе выглядят так:

Действия преподавателя

Действия обучающегося

1.

Информирует

о

новых

з н а н и я х ,

о б ъ я с н я е т .

2.

Организует

о с м ы с л и ва н и е

у ч е б н о й

и н ф о р м а ц и и .

3.

Организует

обобщение

знаний.

4. Организует закрепление учебного

материла.

5. Организует применение знаний и

оценивает степень усвоения

1.

Воспринимает

информацию,

обнаруживает

первичное

понимание.

2.

Осмысливает,

углубляет

понимание

у ч е б н о г о

м а т е р и а л а .

3.

Обобщает

усвоенный

материал.

4.

Закрепля ет

изуч енно е

п у т е м

повторения.

5. Применяет изученное в упражнениях,

заданиях и пр.

Занятия

в

объяснительно-иллюстративном

режиме

обучения

и

воспитания

имеют

сильные

стороны:

организационная

четкость

педагогического

процесса,

систематический

характер

обучения,

идейно-

эмоциональное

воздействие

личности

преподавателя

на

студентов,

разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности,

технических средств обучения.

Объяснительно-иллюстративная

технология

носит

развивающий

характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями

(проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).

В

объяснительно-иллюстративной

технологии

используются

такие

методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия,

беседа,

просмотр

и

обсуждение

диафильмов

и

видеофильмов,

создание

тематических альбомов и стендов.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат

наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших

методов в обучении и воспитании учеников.

На занятиях используется различного вида наглядность:

1. Натуральные предметы (рецептурные и бухгалтерские бланки и т.п.).

2. Муляжи, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.

3. Учебные фильмы, видеофильмы

4. Практический показ действий преподавателем.

5. Технологические, операционные, предметные планы (схемы).

Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с

новым материалом для выявления имеющихся у обучающихся представлений

и знаний по теме, на этапах проверки усвоения материала, а также с целью

ис пользо ва ния

с туд е нт а ми

в

р еч и

о пр ед е ле нны х

т е р м и н о в ,

профессиональных оборотов.

Учитывая

возможные

трудности

при

ответе,

преподаватель

готовит

заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные

элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался студент.



В раздел образования