Автор: Туливетрова Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 имени В.И. Данильченко
Населённый пункт: Краснодарский край, Ленинградский район, пос. Октябрьский,
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Текстовые задачи в два действия
Раздел: начальное образование
Урок математики в 1-м классе
" Задачи в два действия"
Педагогическая
цель:
создать
условия
для
развития
умения
решать
составные задачи, простые задачи изученных видов, складывать и вычитать
числа в пределах 20 без перехода через десяток; закрепления знания состава
чисел первого десятка.
Планируемые результаты (предметные): уметь сравнивать, складывать
и вычитать именованные числа; знать переместительное свойство сложения и
использовать его при сравнении чисел и вычислении; использовать в речи
названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, знание
зависимости
между
ними
в
процессе
поиска
решения
и
при
оценке
результатов действий; решать составные задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:
уметь
осуществлять
контроль
по
ре зул ьт ату
(ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно
выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку.
Познавательные: уметь преобразовывать объект из чувственной формы в
модель,
где
выделены
существенные
характеристики
о бъ е кт а
(про с т ра нс т ве нно-гра фич е с ка я
или
з н а ко в о - с и м в о л и ч е с к а я ) ;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
Личностные:
имеют
определённые
познавательные
потребности
и
учебные мотивы.
Оборудование:
рисунок к задаче,
карточки со схемами задач для групповой работы,
карточки для индивидуальной работы,
презентация сказки «Колобок»
Ход урока
I.
Организационный момент.
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти ? У края.
Спина? Прямая.
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас!
Определение темы и целей урока. Целеполагание.
Тема урока спряталась в шараде.
Нам, ребята, разгадать шараду надо.
Первое- предлог,
Второе- летний дом,
А целое, порой, решается с трудом.
За- дача
А задачи, ребята, интересно решать.
Из решений можно многое узнать.
У каждой задачи свой сюжет.
И надо найти на вопрос ответ.
- Как вы думаете, над чем будем работать на уроке?
-Какие бывают задачи?(простые и составные)
- Какие знания вам помогут на уроке?
-Зачем надо уметь решать задачи?
Интересное дело - задачи решать.
Быстро складывать и вычитать.
Каждый будет трудиться до пота,
Чтобы спорилась наша работа.
У.: Ребята, сегодня мы с вами проведём урок – сказку.
У. И, давайте посмотрим, с какими героями мы встретимся.
Слайд №1
Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь – то? Муки нет.
- Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберётся.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на
сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно
простынуть.
Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к
двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а
там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
Слайд №2
- Колобок, колобок! Помоги мне решить примеры, а то я тебя съем!
У.: А колобок в школе не учился, поможем ли ребята колобку?
Д.: Да!
Задание Зайца:
II.
Актуализация опорных знаний.
Знаем точно, что в кармане
Было семь рублей у Вани.
Ваня в магазин сходил
И за шесть батон купил.
Продавец был озадачен,
Сколько ж дать ребенку сдачи.
(7-6=1)
Кеша знал три умных слова,
Выучил еще шесть новых.
Жаль, пока не понимает,
Сколько слов всего он знает!
(3+6=9)
На базаре у грузина
Было девять апельсинов.
Пять из них он продал Саше,
Остальные продал Маше.
И всё думал да гадал,
Сколько ж Маше он продал.
(9-5=4)
Любопытная ракета
Облетела три планеты,
Отдохнула и опять –
Облетела целых пять.
Познакомилась со всеми
В нашей солнечной системе!
Ты же дай скорей ответ,
Сколько в ней всего планет?
(3+5=8)
Задача про белку!
У. Какие вы у меня молодцы!
А теперь скажите мне, сколько десятков и единиц в числе18, 12, 20, 7.
2) На доске даны числа:
- Расположите эти числа в порядке увеличения.
- Каких чисел нет?
Р: Я думаю, что нет чисел (4, 5, 8).
У.: Согласны ли Вы…?
Д.: Да!
- Запишите их в порядке увеличения.
У.: Комментируйте свои записи.
Х.: Я думаю, что они натуральные числа.
Я.: А ещё мы их написали по порядку.
Ш.: И не просто по порядку, а в натуральном ряду чисел.
У.: Правильно, вы написали натуральный ряд чисел в порядке увеличения.
3) Состав чисел. Вставьте пропущенные числа. (на доске)
У.: Что интересного заметили?
Х.: В I равенстве одинаковые слагаемые; во II - прибавили и вычли одно и то
же число, поэтому число 8 не изменилось; в остальных двух равенствах
одинаковые части и целое.
У.: Вот, какие задания были у Зайца. А вы, молодцы, ребята!
И катится колобок дальше - только его заяц и видел.
Физкультминутка:
Сколько окон у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько в комнате углов,
Столько будет и наклонов.
Сколько девочек у нас, столько и присядем раз.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
- Колобок, колобок, помоги мне решить задачу, а то я тебя съем!
У.: Давайте ребята и на этот раз поможем колобку?
Д.: Да!
Задача Волка:
III. Постановка проблемы. Открытие нового. Знакомство с составными
задачами.
- Придумайте текст задачи по рисунку:
«Рис. 2»
У.: Что известно в задаче?
С.: Масса яблок в I корзине и на сколько масса яблок во II корзине меньше,
чем в первой.
У.: Что надо узнать в задаче? Сколько вопросов видите на рисунке?
А.: Массу яблок во II корзине и массу яблок в двух корзинах.
У.: На какой вопрос можно будет ответить сразу?
К.: На первый: Сколько кг яблок во II корзине?
У.: А можно ли ответить на второй вопрос сразу? Почему?
Д.: Нет, сначала находим ответ на первый вопрос, а потом только на второй.
У.: Давайте попробуем составить краткую запись к данной задаче.
(В результате совместной работы учащиеся получают задачи:)
1к- 5кг
2к- ?кг, на 2 кг меньше
- Сколько действий при решении задачи? Почему два действия? Что
показывает фигурная скобка?
- Запишите решение в тетради и ответ.
М.:1) 5 – 2 = 3(кг)- яблок во 2 корзине.
2)5 + 3 = 8 (кг.)
Ответ: 8 кг яблок.
У.: Почему первое действие – вычитание?
Дети: Искали меньшее число.
У.: Почему второе действие - сложение?
Дети: Находили объединение массы двух корзин.
У. Молодцы, вы очень активно помогли колобку решить задачу волка.
Покатился колобок дальше – только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь.
Слайды №4
- Колобок, колобок! Помоги и мне решить примеры и задачи.
У.: Давайте, ребята, и ему тоже поможем.
Д.: Да!
Задание Медведя.
IV. Первичное закрепление. Работа с учебником.(УМК – М.И.Моро,
М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова – Москва
2011г. )
1. Решение составных задач (задания 1, 2, с. 63 учебника).
– Прочитайте текст задачи 1. Докажите, что это задача.
– Сравните прочитанную вами задачу с задачей 1, которую решали на
прошлом уроке.
– Чем похожи задачи? Чем отличаются?
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нужно узнать сначала? (Количество шариков на второй проволоке.)
– Каким действием узнаете это? (Вычитанием.)
– Почему? (Так как на второй проволоке шариков меньше.)
– Запишите решение. (10 – 3 = 7 (ш.) на 2-й пр.)
– Можно теперь найти ответ на вопрос задачи? (Да.)
– Какое действие следует для этого выполнить? (Сложение.)
– Почему? (Требуется узнать, сколько шариков всего.)
– Запишите решение. (10 + 7 = 17 (ш.) всего.)
– Как запишем ответ задачи? (Ответ: 17 шариков всего.)
Аналогично разбирается задача 2.(по времени)
После чтения текста задачи и выделения условия и вопроса, данных и
искомых чисел, составляется краткая з а п и с ь:
Решение:
1) 6 – 2 = 4 (к.) во 2-й кор.
2) 6 + 4 = 10 (к.) всего.
Ответ: 10 карандашей всего
или
Ответ: в двух коробках 10 карандашей.
У. Вот и ему вы замечательно помогли, молодцы, ребята.
И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли.
Думали, там страшный зверь.
Постукивание по парте подушечками всех пальцев одновременно.
Катится колобок, а навстречу ему лиса:
Слайд №5
- Здравствуй колобок! Какой ты пригожий, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и рассказал, кому он вместе с ребятами
помог решать примеры и задачи. Вот тогда и лиса тоже попросила решить
примеры и задачи.
Примеры и задачи Лисицы:
V. Повторение и закрепление пройденного.
1) Состав чисел 6,9.
а
3
1
4
b
2
a +
b
6
6
а
9
9
9
b
3
5
a -
b
1
Ребята выполняют самостоятельно, потом проводят взаимопроверку.
2) Решение примеров в несколько действий: по группам
Физкультминутка:
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
У.: Очень хорошо! Продолжим!
VI. Подведение итогов урока:
У.: Ребята, в дальнейшем мы продолжим работу над задачами. А какое вы
открытие для себя сделали? Сможете ли вы самостоятельно решить
составную задачу?
Р.: Я узнал о составных задачах.
А.: Я узнал, что можно находить ответ и с помощью схем.
М.: Мне очень понравилось помогать героям сказки, вместе с ними решать
примеры и задачи.
У.: Спасибо за урок! Вы очень внимательны, дружно работали и помогали не
только друг другу, но и сказочным героям. Надеюсь, и в дальнейшем вы
будете такими же внимательными и старательными.
Поделиться…
VII. Рефлексия :Зелёный карандаш – все понятно и интересно.
Жёлтый- я испытывал затруднения
Красный- мне было непонятно и неинтересно.