Напоминание

Текстовые задачи в два действия


Автор: Туливетрова Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 имени В.И. Данильченко
Населённый пункт: Краснодарский край, Ленинградский район, пос. Октябрьский,
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Текстовые задачи в два действия
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики в 1-м классе

" Задачи в два действия"

Педагогическая

цель:

создать

условия

для

развития

умения

решать

составные задачи, простые задачи изученных видов, складывать и вычитать

числа в пределах 20 без перехода через десяток; закрепления знания состава

чисел первого десятка.

Планируемые результаты (предметные): уметь сравнивать, складывать

и вычитать именованные числа; знать переместительное свойство сложения и

использовать его при сравнении чисел и вычислении; использовать в речи

названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, знание

зависимости

между

ними

в

процессе

поиска

решения

и

при

оценке

результатов действий; решать составные задачи.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные:

уметь

осуществлять

контроль

по

ре зул ьт ату

(ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно

выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку.

Познавательные: уметь преобразовывать объект из чувственной формы в

модель,

где

выделены

существенные

характеристики

о бъ е кт а

(про с т ра нс т ве нно-гра фич е с ка я

или

з н а ко в о - с и м в о л и ч е с к а я ) ;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих

данную предметную область.

Личностные:

имеют

определённые

познавательные

потребности

и

учебные мотивы.

Оборудование:

рисунок к задаче,

карточки со схемами задач для групповой работы,

карточки для индивидуальной работы,

презентация сказки «Колобок»

Ход урока

I.

Организационный момент.

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти ? У края.

Спина? Прямая.

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший, дружный класс.

Всё получится у нас!

Определение темы и целей урока. Целеполагание.

Тема урока спряталась в шараде.

Нам, ребята, разгадать шараду надо.

Первое- предлог,

Второе- летний дом,

А целое, порой, решается с трудом.

За- дача

А задачи, ребята, интересно решать.

Из решений можно многое узнать.

У каждой задачи свой сюжет.

И надо найти на вопрос ответ.

- Как вы думаете, над чем будем работать на уроке?

-Какие бывают задачи?(простые и составные)

- Какие знания вам помогут на уроке?

-Зачем надо уметь решать задачи?

Интересное дело - задачи решать.

Быстро складывать и вычитать.

Каждый будет трудиться до пота,

Чтобы спорилась наша работа.

У.: Ребята, сегодня мы с вами проведём урок – сказку.

У. И, давайте посмотрим, с какими героями мы встретимся.

Слайд №1

Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь – то? Муки нет.

- Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберётся.

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на

сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно

простынуть.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к

двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а

там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Слайд №2

- Колобок, колобок! Помоги мне решить примеры, а то я тебя съем!

У.: А колобок в школе не учился, поможем ли ребята колобку?

Д.: Да!

Задание Зайца:

II.

Актуализация опорных знаний.

Знаем точно, что в кармане

Было семь рублей у Вани.

Ваня в магазин сходил

И за шесть батон купил.

Продавец был озадачен,

Сколько ж дать ребенку сдачи.

(7-6=1)

Кеша знал три умных слова,

Выучил еще шесть новых.

Жаль, пока не понимает,

Сколько слов всего он знает!

(3+6=9)

На базаре у грузина

Было девять апельсинов.

Пять из них он продал Саше,

Остальные продал Маше.

И всё думал да гадал,

Сколько ж Маше он продал.

(9-5=4)

Любопытная ракета

Облетела три планеты,

Отдохнула и опять –

Облетела целых пять.

Познакомилась со всеми

В нашей солнечной системе!

Ты же дай скорей ответ,

Сколько в ней всего планет?

(3+5=8)

Задача про белку!

У. Какие вы у меня молодцы!

А теперь скажите мне, сколько десятков и единиц в числе18, 12, 20, 7.

2) На доске даны числа:

- Расположите эти числа в порядке увеличения.

- Каких чисел нет?

Р: Я думаю, что нет чисел (4, 5, 8).

У.: Согласны ли Вы…?

Д.: Да!

- Запишите их в порядке увеличения.

У.: Комментируйте свои записи.

Х.: Я думаю, что они натуральные числа.

Я.: А ещё мы их написали по порядку.

Ш.: И не просто по порядку, а в натуральном ряду чисел.

У.: Правильно, вы написали натуральный ряд чисел в порядке увеличения.

3) Состав чисел. Вставьте пропущенные числа. (на доске)

У.: Что интересного заметили?

Х.: В I равенстве одинаковые слагаемые; во II - прибавили и вычли одно и то

же число, поэтому число 8 не изменилось; в остальных двух равенствах

одинаковые части и целое.

У.: Вот, какие задания были у Зайца. А вы, молодцы, ребята!

И катится колобок дальше - только его заяц и видел.

Физкультминутка:

Сколько окон у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько в комнате углов,

Столько будет и наклонов.

Сколько девочек у нас, столько и присядем раз.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

- Колобок, колобок, помоги мне решить задачу, а то я тебя съем!

У.: Давайте ребята и на этот раз поможем колобку?

Д.: Да!

Задача Волка:

III. Постановка проблемы. Открытие нового. Знакомство с составными

задачами.

- Придумайте текст задачи по рисунку:

«Рис. 2»

У.: Что известно в задаче?

С.: Масса яблок в I корзине и на сколько масса яблок во II корзине меньше,

чем в первой.

У.: Что надо узнать в задаче? Сколько вопросов видите на рисунке?

А.: Массу яблок во II корзине и массу яблок в двух корзинах.

У.: На какой вопрос можно будет ответить сразу?

К.: На первый: Сколько кг яблок во II корзине?

У.: А можно ли ответить на второй вопрос сразу? Почему?

Д.: Нет, сначала находим ответ на первый вопрос, а потом только на второй.

У.: Давайте попробуем составить краткую запись к данной задаче.

(В результате совместной работы учащиеся получают задачи:)

1к- 5кг

2к- ?кг, на 2 кг меньше

- Сколько действий при решении задачи? Почему два действия? Что

показывает фигурная скобка?

- Запишите решение в тетради и ответ.

М.:1) 5 – 2 = 3(кг)- яблок во 2 корзине.

2)5 + 3 = 8 (кг.)

Ответ: 8 кг яблок.

У.: Почему первое действие – вычитание?

Дети: Искали меньшее число.

У.: Почему второе действие - сложение?

Дети: Находили объединение массы двух корзин.

У. Молодцы, вы очень активно помогли колобку решить задачу волка.

Покатился колобок дальше – только его волк и видел.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь.

Слайды №4

- Колобок, колобок! Помоги и мне решить примеры и задачи.

У.: Давайте, ребята, и ему тоже поможем.

Д.: Да!

Задание Медведя.

IV. Первичное закрепление. Работа с учебником.(УМК – М.И.Моро,

М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова – Москва

2011г. )

1. Решение составных задач (задания 1, 2, с. 63 учебника).

– Прочитайте текст задачи 1. Докажите, что это задача.

– Сравните прочитанную вами задачу с задачей 1, которую решали на

прошлом уроке.

– Чем похожи задачи? Чем отличаются?

– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

– Что нужно узнать сначала? (Количество шариков на второй проволоке.)

– Каким действием узнаете это? (Вычитанием.)

– Почему? (Так как на второй проволоке шариков меньше.)

– Запишите решение. (10 – 3 = 7 (ш.) на 2-й пр.)

– Можно теперь найти ответ на вопрос задачи? (Да.)

– Какое действие следует для этого выполнить? (Сложение.)

– Почему? (Требуется узнать, сколько шариков всего.)

– Запишите решение. (10 + 7 = 17 (ш.) всего.)

– Как запишем ответ задачи? (Ответ: 17 шариков всего.)

Аналогично разбирается задача 2.(по времени)

После чтения текста задачи и выделения условия и вопроса, данных и

искомых чисел, составляется краткая з а п и с ь:

Решение:

1) 6 – 2 = 4 (к.) во 2-й кор.

2) 6 + 4 = 10 (к.) всего.

Ответ: 10 карандашей всего

или

Ответ: в двух коробках 10 карандашей.

У. Вот и ему вы замечательно помогли, молодцы, ребята.

И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

Пальцы в гости приходили.

Тук-тук-тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли.

Думали, там страшный зверь.

Постукивание по парте подушечками всех пальцев одновременно.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

Слайд №5

- Здравствуй колобок! Какой ты пригожий, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и рассказал, кому он вместе с ребятами

помог решать примеры и задачи. Вот тогда и лиса тоже попросила решить

примеры и задачи.

Примеры и задачи Лисицы:

V. Повторение и закрепление пройденного.

1) Состав чисел 6,9.

а

3

1

4

b

2

a +

b

6

6

а

9

9

9

b

3

5

a -

b

1

Ребята выполняют самостоятельно, потом проводят взаимопроверку.

2) Решение примеров в несколько действий: по группам

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

У.: Очень хорошо! Продолжим!

VI. Подведение итогов урока:

У.: Ребята, в дальнейшем мы продолжим работу над задачами. А какое вы

открытие для себя сделали? Сможете ли вы самостоятельно решить

составную задачу?

Р.: Я узнал о составных задачах.

А.: Я узнал, что можно находить ответ и с помощью схем.

М.: Мне очень понравилось помогать героям сказки, вместе с ними решать

примеры и задачи.

У.: Спасибо за урок! Вы очень внимательны, дружно работали и помогали не

только друг другу, но и сказочным героям. Надеюсь, и в дальнейшем вы

будете такими же внимательными и старательными.

Поделиться…

VII. Рефлексия :Зелёный карандаш – все понятно и интересно.

Жёлтый- я испытывал затруднения

Красный- мне было непонятно и неинтересно.



В раздел образования