Напоминание

функциональная грамотность, индикаторы и показатели


Автор: Эльканова Фарида Султановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17 Ф
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Тема: функциональная грамотность, индикаторы и показатели
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Аннотация: в статье рассматривается функциональная грамотность на уроках истории

и обществознания. Формирование функциональной грамотности это многосторонний,

длительный процесс: достичь необходимых результатов можно через систематическую

каждодневную работу на уроках обществознания, грамотно сочетая различные

современные педагогические технологии.

Ключевые слова:

формированию функциональной грамотности, условия развития

функциональной грамотности, управление процессом формирования

функциональная грамотность, индикаторы и показатели

функциональной грамотности, алгоритм организации работы

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является

формирование функциональной грамотности.

Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой

предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные

знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и

максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого

понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких

текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная

грамотность

представляет

собой

базовый

уровень

знаний,

умений

и

навыков,

определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя

основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и

духовной).

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения

обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной

школе.

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся является

приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем

развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности.

Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность,

способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные

роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают

запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять

их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос

на функционально грамотных специалистов.

Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня — подготовить

учащихся к адаптации в современном мире.

Приоритетной

целью

образования

становится

формирование

функциональной

грамотности в системе общего образования Однако, проблема в том, что на данный

момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по

формированию функциональной грамотности , так как, во-первых, нет никаких чётких

указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание

учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют

осуществлять эффективную работу по формированию ФГ. Институтом стратегии

развития

образования

разработан

Банк

заданий

для

формирования

и

оценки

функциональной грамотности по шести направлениям: математическая грамотность,

естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность,

глобальные компетенции и креативное мышление.

Согласно новым стандартам, процесс обучения должен стать практико-ориентированным,

чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в

повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной

сфере. Современное образование должно давать не только знания, но и умения их

использовать в процессе социальной адаптации.

Формирование социально успешной

личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно

сегодня без функциональной грамотности.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из

нескольких составляющих:

1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные

рамки

изучаемого

периода,

соотносят

даты

с

веками,

показывают

на

карте

территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному

аппарату, анализируют роль личности в истории.

2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к

сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история

XIX вв.). На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы

обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная

лекция, урок-экскурсия и др.

3.Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры,

знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации.

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно

представить в виде плана работы:

Создание атмосферы сотрудничества на уроках.

Использование приемов развития критического мышления в системе.

Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах,

групповая работа.

Использование

диалогового

обучения,

взаимное

обучение

как

одного

из

эффективных способов обучения учащихся.

Использование само-оценивания и взаимное-оценивания.

Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями

Следует

выделить

следующие

функции

уроков

истории

и

обществознания,

необходимые

для

успешного

формирования

функциональной

грамотности

учащихся:

2

Компьютерная грамотность:

искать информацию в сети Интернет;

пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты;

работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Информационная:

находить и отбирать необходимую информацию из

книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи,

схемы,

графики;

использовать

информацию

из

СМИ;

пользоваться

алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать

числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других

людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к

новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу

группы.

Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные

технические

бытовые

устройства,

пользуясь

инструкциями;

ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой,

выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных

службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для

развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс –

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).

Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои

права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях

Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным,

административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и

сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и

обществознания:

- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения

конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении

применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения

(выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

-

пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся

возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или

иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить

их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную

среду для усвоения базовых ценностей;

-

познавательные игры,

викторины,

уроки-дебаты,

которые развивают

навыки

сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой

зрения в дискуссиях;

- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со

стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет

учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические

ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

3

- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и

прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям.

Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя

исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;

- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов,

проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с

ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной

раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы

его имя осталось в истории).

Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер

личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Может

это не всегда получается, но стремится к этому необходимо.

Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не

всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально

грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать

информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия

для

того,

чтобы

обучаемые

учились

самостоятельно

добывать,

анализировать,

структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и

полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в

процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи

и самостоятельно применять знания в новых условиях.

На примере своих уроков я хочу представить вашему вниманию

Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию по формированию

функциональной грамотности обучающихся

Типовая задача

Планируемый

образовательный

результат

Учебное задание

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задание 28. Какие цели

преследовала

макроэкономическая

политика в указанный

период? две цели.

1) стабилизировать

экономику;

2) избавить ее от кризисов и

инфляции;

3) поддержать высокие

темпы роста и занятости.

Задание 29. Назовите две

- дать оценку наиболее

значительным событиям

-

раскрывает

характерные,

существенные черты: а)

экономических

и

социальных отношений в

государстве;

б)

ценностей,

господствовавших

в

В 50−70-е гг. XX в. государственное

вмешательство

в

экономику

в

странах

Европы

и

США

носило

всеобъемлющий характер. Надо было

восстанавливать разрушенное войной

хозяйство,

наращивать

экономический потенциал, усиливать

конкурентоспособность своих стран.

В этот период возник значительный

государственный сектор — на основе

национализации

ряда

отраслей

хозяйства

или

создания

4

характерные черты

«социально

ориентированной

экономики».

1) создание современной

системы социального

страхования и помощи

нуждающимся;

2) наличие важных

законодательных норм,

касающихся минимальной

зарплаты, условий найма и

увольнения работников,

техники безопасности на

предприятиях.

обществе

- даёт оценку событиям и

личностям

отечественной

и

всеобщей истории

государственных

предприятий

в

ведущих

отраслях

экономики.

Увеличивалась

доля

государственных расходов и налогов.

В

основе

этого

роста

лежало

увеличение

социальных

расходов

(создание

современной

системы

социального страхования и помощи

нуждающимся).

Были

приняты

важные

законодательные

нормы,

касающиеся минимальной зарплаты,

условий

найма

и

увольнения

работников, техники безопасности на

предприятиях. Это стало основанием

для того, чтобы называть государство

с

такой

системой

социальной

поддержки

«государством

благосостояния», а саму рыночную

систему

«социально

ориентированной экономикой».

Важнейшую

роль

стала

играть

макроэкономическая

политика

политика

общеэкономического

регулирования,

призванная

стабилизировать

экономику,

избавить ее от кризисов и инфляции,

поддержать высокие темпы роста и

занятости. В соответствии с идеями

Дж. Кейнса и его последователей для

ее

осуществления

использовался

государственный бюджет, а также

денежно-кредитный механизм. С их

помощью правительства стремились

управлять спросом — расширять его

в условиях экономического спада и

ограничивать в условиях подъема и

угрозы развития инфляции.

ГЛОБАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Используйте

письма

для

ответов

на

вопросы,

предлагаемые ниже.

1) Указать цель писем

-логическое

рассуждение,

включающее

установление причинно-

следственных связей

Правовое обсуждение.

Андрей:

если

опираться

на

экономические факторы, то смертная

казнь более выгодна для государства

чем пожизненное заключение. Ведь

5

а) выразить свою точку

зрения

о

возможности

применения смертной казни

как высшей меры наказания

Б) продемонстрировать свой

социальный опыт

-

решает

учебно-

познавательные

и

учебно-практические

задачи,

требующие

полного и критического

понимания текста

-

содержать

преступника

нужно

содержать около 20 лет. Да и среди

налогоплательщиков

есть

родственники жертвы преступления.

И высшая мера наказания показывает

потенциальным

преступникам

уровень реальной ответственности.

Ирина: Я считаю, что смертная казнь

– это дикость. Мы живем в XXI веке!

В век высоких технологий! Я не могу

понять как убийство еще одного

человека может воскресить другого?

Данный

вопрос

обсуждается

в

Венской конвенции и волнует умы

людей не одно десятилетие. Да и

судьи могут ошибиться, а человека

не вернешь.

Данные интернет источника

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Выяснить: 1. что образуется

в результате такого ведения

хозяйства?

2.

Живёт

ли

семья

по

средствам?

3.

Каковы

последствия

такого планирования своих

финансов?

(Ответ: чтобы узнать, что

получится

в

результате

составления такого бюджета,

как

у

Антоновых,

нужно

сначала

сложить

все

расходы: 20 тыс. р. + 7500 р.

+ 8 тыс. р. + 4 тыс. р. = 39

500

р.

Затем

нужно

из

доходов вычесть расходы: 38

тыс. р. – 39 500 р. = = – 1500

р.

В

семье

Антоновых

образовался

дефицит,

так

как

расходы

превышают

-

применяет

теоретические знания

по

финансовой

грамотности

для

практической

деятельности

и

повседневной

жизни

-

сопоставляет

свои

потребности

и

возможности,

оптимально распределяет

свои

материальные

и

трудовые

ресурсы,

составляет

семейный бюджет

В

семье

Антоновых

совокупный

доход составляет 38 тыс. р. Расходы

на самое необходимое — 20 тыс. р.

Максим Антонов тратит на машину,

спорт, одежду и обувь ежемесячно

7,5 тыс. р., а его жена Мария тратит

на косметику, спорт, одежду, обувь,

театр и др. — 8 тыс. р. На их

маленького

сына

Витю,

который

ходит в детский сад, уходит 4 тыс. р.

6

доходы

на

1500

р.

Последствия, скорее всего,

будут такие: семье придётся

брать у кого-то в долг, так

дефицит

будет

только

нарастать и уже через год он

составит —18 тыс. р.)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Большинство

учащихся

успешно

решают

данную

задачу.

И

на

выходе

получают

988

год.

Что

дает

решение

такой

задачи, если брать конкретно

этот

пример.

1.

Учащиеся

использую

навык

обращения

с

историческим

временем;

2.

У

них

продолжается

формироваться

представление об истории,

как

об

историческом

процессе;

3. По ходу решения задачи,

они

узнаю

еще

одну

ключевую в русской истории

дату, которую будут изучать

на уроках обществознания,

или повторять ее, если дата

уже

пройдена.

Принятие

Конституции

РФ.

4. Решение таких задач дети

воспринимают

как

развлечение, вызов, отдых от

- распознаёт проблемы,

которые

возникают

в

окружающей

действительности

и

могут

быть

решены

посредством математики;

-анализирует

использованные методы

решения;

-

интерпретирует

полученные результаты с

учетом

поставленной

проблемы;

-

формулирует

и

записывать

результаты

решения.

«1613 году в России был избран

первый царь из Династии Романовых.

Спустя

380

лет

в

Российской

Федерации

будет

принята

Конституция. За 5 лет до этого в

стране праздновали юбилей: 1000 с

момента принятия христианства на

Руси».

Когда

случилось

принятие

Христианства?

7

основного

потока

информации,

поэтому

охотно

их

решают.

5.

Соблюдено

главное

условие,

учащиеся

не

получили готовую дату, а

добыли

ее

сами,

что

значительно повышает шанс

ее длительного запоминания.

Найти

начало

правления

Петра II, Анны Иоанновны,

количество

лет,

проведенных

на

троне

Елизаветой

Петровной.

На

выходе

учащиеся

получают

еще

одну

ключевую дату 1762 – год

воцарения

Екатерины

Великой.

Одного

из

ключевых

правителей

русской

истории.

Близость

календаря

к

точным

наукам

позволяет

применять разный уровень

сложности. Так, например,

из задачи можно удалить

некий известный компонент,

тем

самым

дети

должны

будут

активировать

свои

знания и применить их при

решении проблем.

«Екатерина I правила Российским

государством с 1725 по 1727 года.

Анна Иоанновна правила в 5 раз

дольше, чем Екатерина Алексеевна. А

Петр

II

правивший

сразу

после

Екатерины I на 7 лет меньше, чем

Анна Иоанновна. Между началом

правления

Анны

Иоанновны

и

воцарением Екатерины II прошло 32

года. В каком году к власти пришла

Екатерина II?»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Используя материал «Схема

эволюции

человека»,

дать

ответы

на

следующие

вопросы. ВОПРОС 1. В чем

состоит

главная

идея

представленной

-

делает

краткое

утверждение,

используя

факты,

и

принимать

решения

на

основе

естественнонаучных

1.

СХЕМА

ЭВОЛЮЦИИ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

8

информации?

ВОПРОС 2

У современного человека

было

два

ближайших

предка. Назвать их.

Дать

объяснение

данному

факту.

ОТВЕТ:

Это

связано

с

процессом

расселения

первобытного человека по

планете, в основе выделения

стадий антропогенеза лежит

целый комплекс критериев

(признаков): биологический,

материалистический,

социальный

Представить свои аргументы

в

качестве

научного

прогноза, за или против.

знаний

- размышляет над своими

действиями,

обосновать

свои решения, используя

естественнонаучные

знания и факты

-

конструирует

объяснения

на

основе

доказательств

и

аргументов,

базированных

на

анализах

2.

Ч.

Дарвин

в

своих

исследованиях

обратил

внимание

на

довольно

странный факт.

Оказалось, что древние каменные

наконечники стрел, привезенные из

самых

разных

мест,

почти

тождественны между собой

Таким образом, подобная система работы помогает формировать на уроках

функциональную

грамотность

учащихся,

развивать

основные

умения

и

навыки,

воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся. При

формировании

функциональной

грамотности

учитель

выступает

больше

в

роли

организатора

самостоятельной

активной

познавательной

деятельности

учащихся,

компетентным консультантом и помощником. Если учащимся овладели системой

предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные

знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной

адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию

функциональной грамотности школьников.

Нельзя не забывать и о воспитательных

аспектах урока. Ученик должен примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и

образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон,

создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых

ценностей. Через воспитательные аспекты урока решается социально-адаптационная

функция уроков истории и обществознания, обеспечивающая учащегося умениями решать

жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества,

приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом,

группой,

отдельными

людьми

Современный урок истории и обществознания невозможен без проведения аналогий для

9

анализа современной ситуации. Жизнь постоянно ставит ученика перед вызовами,

которые ему необходимо решать. Эти вызовы невозможно осознать без освоения

учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных

ценностей, которые можно усвоить лишь в системе личностно - значимой деятельности на

уроках

истории

и

обществознания

и

во

внеурочной

деятельности.

Применение банка заданий по функциональной грамотности позволили развивать у

учащихся творческие способности и личностные качества, самостоятельность, оценить

роль знаний и увидеть их применение на практике. Значительно повысился интерес

учащихся к изучению истории, обществознания и права.

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают

широчайшими

возможностями

для

использования

их

в

целях

формирования

функциональной грамотности учащихся.

В настоящее время функциональная грамотность является необъемлемым компонентом не

только международной оценки качества образования, но и Российской. Формирование

функциональной грамотности носит системный характер и должно формироваться не

только в стенах общеобразовательного учреждения, не только в рамках одного предмета,

но и дома, на улице, в общественной жизни.

Список литературы

1. Фауст Ю.А. Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания в

условиях реали-зации современного ФГОС [Электронный ресурс].

10



В раздел образования