Автор: Кристина Имрановна Балакина
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой"
Населённый пункт: г.Удачный
Наименование материала: Исследовательский проект
Тема: "Санкции в мировой экономике"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19
имени Л.А.Попугаевой»
Промежуточная аттестация в форме защиты индивидуального исследовательского проекта
«Санкции в мировой политике»
Выполнила: Кривко А.П.
МБОУ « СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой»,
8 класс
Научный руководитель:
К.И. Балакина
МБОУ « СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой»
Учитель истории и обществознания
Удачный, 2017 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы
1.1.Понятие санкций, их виды………………………………………………....5
1.2.Уровни международных санкций……………………………………........7
Глава II. Практическое обоснование проблемы
2.1.Положительные и отрицательные последствия санкций для
России…………………………………………………………………………....8
2.2.Санкции в современном мире……………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………22
2
Введение
В
современном
мире
актуальна
тенденция
возрастания
числа
применения
экономических
санкций.
Экономические
санкции
-
экономическое мероприятие запретного характера, которые используются
одним участником международной торговли с целью принудить последнего к
изменению политического курса. Поскольку в реальном мире экономические
санкции переплетены с другими экономическими мерами, а политические
цели с чисто экономическими, я попробую дать определение санкций. По
моему мнению санкции – это элемент правовой нормы, предусматривающий
неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой
норме права.
От нормального функционирования и взаимодействия национальных
экономик большинства государств, так же зависят и их жизненные интересы.
Общеизвестно, что сегодня стабильное положение государства определяется,
в первую очередь, уровнем развития его экономики. В этой связи,
прекращение или ограничение экономических отношений может иметь
существенные последствия для нормального функционирования государства.
Санкции
обычно
вводятся
большими
странами,
ведущими
активную
внешнюю политику.
Цель: рассмотреть влияние санкций на Россию.
Задачи:
1.
Ознакомиться с понятием санкций и их видами.
2.
Изучить уровни международных санкций.
3.
Выявить положительные и отрицательные последствия санкций для
России.
4.
Рассмотреть санкции в современном мире.
Объект исследования: санкции.
Предмет исследования: последствия санкций для России.
Методы работы
теоретическое изучение научной литературы, статей и
монографий по проблеме, отбор и систематизации научной информации.
Практическое изучение способов реализации экономических взаимодействий
в условиях действия международных санкций.
Практическая значимость: создать модель «Россия и санкции: спустя
10 лет.»
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы
1.1.
Понятие санкций, их виды
В практике международного права с давних времен применялся такой
термин, как репрессалии, под которым понимались меры политического и
экономического характера, применяемые одним государством в ответ на
неправомерные действия другой страны. Со временем термин «репрессалии»
устарел, а вместо него начали использовать понятие «международные
санкции», но уже в более широком смысле. Формирование объема термина
«международные санкции» в его современном понимании началось после
окончания Первой мировой войны и было связано с деятельностью Лиги
Наций. Начиная с этого момента международные санкции стали выполнять
роль
инструмента
невоенного
принуждения
с
целью
поддержания
коллективной безопасности, что было закреплено в Уставе Лиги Наций. Так,
ст. 16 Устава Лиги Наций предусматривала, что в случае обращения к войне
любым членом Лиги вопреки положениям Устава, другие члены Лиги
«обязуются немедленно расторгнуть с ним все торговые или финансовые
отношения». Однако само понятие международных санкций оказалось
гораздо шире, чем просто мера по принуждению, направленная против
предотвращения военных конфликтов.
Попробуем разобраться, что же подразумевается под санкциями в
современной мировой политике. Само понятие «международные санкции»
носит сугубо международно-правовой характер и может быть применимо
исключительно к мерам принуждения, осуществляемым международными
организациями, прежде всего Советом Безопасности ООН. При этом под
санкциями
ООН
понимают
систему
невоенных,
в
большей
степени
экономических
мер
принуждения,
решение
о
применении
которых
принимается Советом Безопасности ООН на основании ст. 41 Устава ООН, в
отношении
государства
–
правонарушителя
международного
мира
и
безопасности (части его территории или конкретно определенных лиц).
Целью
применения
санкций
ООН
является
прекращение
такого
правонарушения
и
обеспечение
выполнения
государством-
правонарушителем обязанностей, которые вытекают из правоотношения
ответственности. К примеру, по состоянию на апрель 2014 г. Советом
Безопасности ООН санкции вводились в 19 случаях: в отношении Анголы,
Афганистана, Гаити, Демократической Республики Конго, Ирака,
Ирана, КНДР, Кот-д'Ивуара, Либерии, Ливана, Ливии, Руанды, Сомали,
Судана, Сьерра-Леоне, Эритреи и Эфиопии, бывшей Югославии, включая
Косово, ЮАР и Южной Родезии. А со стороны Великобритании в данный
момент действуют односторонние санкции в отношении более чем 40 стран.
Являясь ключевым элементом системы глобальной безопасности,
международные санкции превратились в инструмент внешней политики,
направленный
на
защиту
политических
и
экономических
интересов
суверенных государств.
4
В науке под международными санкциями чаще всего понимают
комплекс
односторонних
или
коллективных
мер
политического,
экономического или правового характера, направленных на суверенное
государство,
его
институты,
национальные компании
или отдельных
граждан,
с
целью
принуждения,
ограничения,
сдерживания
или
предупреждения их деятельности. Иными словами, к санкциям относят меры
невоенного и не силового принуждения. Такая трансформация роли
международных санкций, прежде всего, связана с усилением глобализации
мировой экономики, интенсификацией вовлеченности отдельных государств,
торговых
ассоциаций
и
транснациональных
корпораций
в
мировые
экономические процессы. Кроме того, это связано с ослаблением роли ООН,
со снижением эффективности деятельности этой организации, утратой
доверия со стороны общественности к принимаемым ею решениям, а также с
затянувшейся дискуссией по поводу реформы ООН.
Классифицируя санкции, можно выделить, во-первых, коллективные
санкции,
принимаемые
на
уровне
международных
организаций
большинством ее членов;
во-вторых, индивидуальные, налагаемые суверенным государством на
другое государство, его институты, национальные компании или даже на
отдельных граждан.
В качестве объекта международных санкций могут выступать: а)
государство и его институты; б) отдельные отрасли или секторы экономики;
в) организации; г) физические лица.
По субъектам санкции классифицируются как односторонние и
коллективные.
По своему назначению в природе можно выделить политические и
экономические виды санкций.
Политические санкции:
– дипломатические (аннулирование дипломатических виз или отзыв
сотрудников дипломатических представительств);
– спортивные (запрет на участие в спортивных мероприятиях, отмена
спортивных мероприятий или прекращение сотрудничества);
– культурные (прекращение научно-технического и культурного
сотрудничества, отмена мероприятий);
– персонифицированные (запрет на въезд в страну или ограниченный
доступ для отдельных граждан).
Экономические санкции:
– коммерческие (торговое эмбарго, запрет или ограничение доступа к
рынкам, финансовым ресурсам и инфраструктуре);
– технологические (запрет или ограничение доступа к технологиям и
ресурсам, прекращение технического обслуживания и т.д.);
– финансовые (арест и замораживание счетов, блокирование активов за
рубежом, ограничение доступа на финансовые рынки и т.д.).
5
Анализируя природу международных санкций, следует особенно
подчеркнуть их способность оперативно видоизменяться в зависимости от
сложившейся международной политической конъектуры. Санкции напрямую
связаны с интересами мировых сверхдержав и изменяются в зависимости от
вектора их внешнеполитического курса. Как правило, именно мировые
сверхдержавы, а не развивающиеся страны чаще других используют санкции
в своей внешней политике. Это связано с наличием у мировых держав
обширных
политических
и
экономических
интересов,
необходимых
ресурсов, внешнеполитического опыта и влияния на мировой арене.
Зачастую введение таких мер должно быть подкреплено реальным военно-
политическим или экономическим давлением на объект санкций. Помимо
этого,
немаловажное
влияние
на
эффективность
введенных
санкций
оказывает репутация и авторитет государства в мире и в конкретном регионе.
Другой немаловажной особенностью санкций является то, что их применение
может быть действительно эффективно лишь в отношении небольших
государств с развивающейся экономикой. Применение же санкций против
сверхдержав не только малоэффективно, а иногда и чревато негативными
последствиями для экономики страны, применившей санкции.
1.2. Уровни международных санкций
Можно выделить пять уровней международных санкций:
1) глобальный уровень, где санкции вводятся международными
организациями, такими как ООН, МВФ, G7 и др.;
2) межгосударственный уровень, на котором международные санкции
вводятся
отдельными
государствами
или
объединениями
союзных
государств;
3)
отраслевый
уровень
–
уровень
отдельных
государственных
институтов,
секторов
или
отраслей
экономики,
задействованных
в
межгосударственном сотрудничестве;
4)
корпоративный
уровень,
включающий
транснациональные,
государственные
и
частные
компании
и
корпорации,
ведущие
внешнеторговую деятельность;
5) индивидуальный уровень – уровень отдельных граждан, лиц,
принимающих решения, видных политиков, общественных деятелей или лиц,
подозреваемых в совершении преступлений.
6
Глава II. Практическое обоснование проблемы.
2.1. Положительные и отрицательные последствия санкций для
России.
Санкции, введенные против России в большей степени, отрицательно
влияют на экономику России и жизнь ее граждан. В условиях глобализации,
интеграции, интенсификации экономики невозможно представить себе
государство, которое не встроено в систему мировых хозяйственных связей.
Положение страны как «государства
‐
изгоя» таит в себе ряд угроз для
России, главной из которых является, международная изоляция страны и
наложение против нее санкций, способных в значительной мере подорвать
жизнеспособность государства. Для России степень взаимосвязи от мира
может отразиться на ряде сфер:
− во
‐
первых, в обеспеченности страны стратегически важными
товарами
(продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин);
− во
‐
вторых, в стабильности экспортных поставок энергоресурсов;
− в
‐
третьих, падение курса рубля;
− в
‐
четвертых, снижение котировок на фондовом рынке.
Это стало возможным из
‐
за сложившейся критической ситуации, так
как
70%
российского
фондового
рынка
принадлежит
иностранным
инвесторам;
− в
‐
пятых, приток иностранных инвестиций на прямую связан с
внешнеполитическим курсом;
−
в
‐
шестых,
наложение
санкций
на
банковскую
систему
и
иностранные
счета.
Промышленность.
Многие
немецкие
компании
прекратили
сотрудничество
с
Россией,
некоторые
Французские
и
Итальянские
компании
приостановили разработку совместных проектов с Россией. К сентябрю 2014
года американская нефтяная компания ExxonMobil, являющаяся крупнейшей
частной нефтяной компанией в мире, остановила работы по девяти из десяти
проектов в России.
IT
‐
бизнес.
30 апреля американские IT
‐
компании, в том числе
Microsoft, Oracle, Symantec и Hewlett
‐
Packard, прекратили сотрудничество с
российскими банками и компаниями, в отношении которых власти США
ввели санкции.
Финансово
‐
экономическая сфера.
21 марта 2014 года международные
платёжные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт,
выпущенных российскими банками, аффилированными с лицами из списка
санкций США. 16 апреля Банк Кипра прекратил работу всех своих отделений
в Крыму «в связи с последними событиями на Крымском полуострове». От
7
участия в Петербургском международном экономическом форуме отказались
руководители более 30 компаний.
Туризм.
Круизные компании отменили заходы своих лайнеров в
крымские порты. В частности, о таком решении официально заявили Costa
Crociere,
Azamara,
Oceania
Cruises,
Regent
Seven
Seas
Cruises,
Windstar
Cruises, MSC Cruises, Червона Рута. Тем не менее, санкции США и ЕС
оказали большое негативное влияние на экономические, политические и
другие сферы деятельности, но нельзя не заметить, что также санкции
спровоцировали Россию на создание и развитие многих сфер внутри страны.
Например, часть людей, которые привыкли хранить свои сбережения и даже
выносили целые бизнесы за границу, в оффшоры теперь уже задумались над
тем, а не надежнее ли осуществлять свою деятельность и иметь регистрацию
«на родной территории».
«Но если говорить о деоффшоризации, то перед российскими властями
стоит задача, которая заключается, прежде всего, в том, чтобы внутри страны
создавать благоприятные условия для ведения бизнеса. Это касается и
налоговой системы, и борьбы с излишней бюрократизированностью, борьбы
с коррупцией» Возвращаясь к положительному эффекту от санкций можно
отметить, они ускорили процесс создания внутри страны собственной
национальной платежной системы. Это произошло после того, как Visa и
Mastercard
из
‐
за
санкций
США
отказались
обслуживать
клиентов
нескольких российских банков. В ответ на санкции со стороны США, ЕС и
ряда других стран, Россия установила продовольственное эмбарго.
6 августа Указом Президента России «О применении отдельных
специальных
экономических
мер
в
целях
обеспечения
безопасности
Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных
видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной
происхождения которых является государство, принявшее решение о
введении экономических санкций в отношении российских юридических и
физических лиц или присоединившееся к такому решению. Президент
Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в этой ситуации больше
пострадали те страны, со стороны которых были направлены санкции, так
как суммарный годовой объём импорта, попавшего под санкции, оценивается
в 9 миллиардов долларов США.
Также, В.В. Путин остановил реализацию проекта «Южный поток»,
так как затраты являлись не обоснованными, и страны ЕС не были готовы к
сотрудничеству. Отказавшись от данного проекта с ЕС, между Российской
компанией «Газпром» и турецкой корпорацией «Botas Petroleum Pipeline
Corporation»
был
подписан
меморандум
о
взаимопонимании
по
строительству морского газопровода через Чёрное море в направлении
Турции. Отправной точкой этого нового газопровода в Турцию должна стать
строящаяся компрессорная станция «Русская» в Краснодарском крае.
Пропускная способность нового газопровода предположительно 63 млрд м³
газа в год. Из этого объёма 14 млрд м³ будут получать турецкие потребители
8
(этот объём нынепоставляется по трансбалканскому газопроводу в Турцию),
а остальной объём около 50 млрд м³ – будет доставляться на границу Турции
и Греции, где будет организована «точка сдачи».
Предполагается, что формально «Газпром» не будет участвовать в
дальнейшем строительстве газопровода от «точки сдачи», а продолжение
газопровода
будут
строить
европейские
компании
в
каждой
заинтересованной стране по отдельности – тем самым формально будут
соблюдены требования «Третьего энергопакета», принятого Еврокомиссией.
Исключать новых экономических санкций Запада против России в
связи с событиями на Украине нельзя. Эти санкции являются обоюдоострым
оружием, и нужно принимать во внимание растущее безрассудство правящих
кругов США, выступающих «драйвером» экономической войны против
России. Воспринимать экономические санкции как трагедию не стоит.
Скорее, их надо рассматривать как мощный импульс для перехода страны на
рельсы суверенного социально
‐
экономического развития.
К экономическим санкциям надо готовиться. Совет Федерации уже
готовит проект закона, наделяющий Президента РФ правами проводить
конфискацию имущества, активов и счетов американских и европейских
компаний в случае, если Запад объявит об экономических санкциях против
РФ. Разрешение конфликта возможно только в том случае, если страны,
вовлеченные в этот конфликт, подпишут мирный договор, уберут санкции
или в крайнем случае, сократят до минимума.
2.2.Санкции в современном мире.
Санкции 2014 года
17 марта 2014
США ввели первый ограничительный список высокопоставленных
российских и украинских политиков, которым запрещается въезд на
территорию США, а их финансы и имущество блокируются в случае
нахождения в американской юрисдикции. В Вашингтоне заявили, что
санкции
будут
расширены,
если
Россия
не
прекратит
попытки
дестабилизации обстановки. Другими словами, от России потребовали не
вмешиваться в украинский переворот, хотя сами США и Евросоюз активно
поддерживали
свержение
легитимной
власти
президента
Януковича.
Российские политики, попавшие в санкционный список, иронично заявили,
что ни финансов, ни имущества за пределами России не имеют, а также не
собираются посещать США. Всего в список попали 11 человек, в том числе
спикер Верховного совета Республики Крым Владимир Константинов,
легитимный президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр
Крыма Сергей Аксёнов. В тот же день страны Евросоюза договорились о
введение аналогичных санкций. В их список вошли политики из России и
Крыма (всего 21 человек).
9
18 марта 2014
Канада
вслед
за
США
ввела
визовые
ограничения
для
высокопоставленных представителей России и Крыма. Ранее канадский
премьер-министр Стивен Харпер уже заявил, что Канада приостанавливает
военное сотрудничество с РФ.
20 марта 2014
После завершения воссоединения Крыма с Россией, власти США, не
ожидавшие такого развития событий, поспешно заносят в санкционный
список ещё 19 российских граждан. В их число вошло несколько
бизнесменов, которые не имеют отношения к политике. По мнению Госдепа,
они являются приближёнными к Владимиру Путину. Таким образом власти
США планировали надавить на президента России через его окружение.
21 марта 2014
Евросоюз, вслед за США, перешёл на второй уровень санкций. В
новый список вошли 12 граждан России и Украины. В их числе Дмитрий
Рогозин, Сергей Глазьев, Валентина Матвиенко, Сергей Нарышкин, Елена
Мизулина, Владислав Сурков, Дмитрий Киселёв.
29 марта 2014
Канада расширила свой санкционный список ещё на несколько
граждан
России.
В
их
число
вошли
депутаты
Госдумы
Владимир
Жириновский и Алексей Пушков.
11 апреля 2014
США ввели пакет санкций против крымской нефтегазовой компании
«Черноморнефтегаз» и добавили в санкционный список ряд крымских
чиновников.
28 апреля 2014
Власти США в очередной раз расширили свой санкционный список на
7 граждан и 17 госкомпаний РФ. Белый дом без всяких доказательств
обвинил России в несоблюдении «Женевских конвенций», а также в
разжигании конфликта на востоке Украины.
4 мая 2014
Канада ввела пакет антироссийских санкций, в него вошли 16
российских банков и юридических лиц. Премьер-министр Канады Стивен
Харпер заявил, что новые ограничения вводятся по причине оккупации
Россией Крыма. Волеизъявление самих Крымчан Харпер в расчёт не
принимает. В тот же день ЕС внёс в свой ограничительный список ещё 15
граждан России.
12 мая 2014
ЕС расширил санкционный список ещё на 13 человек, а также
заморозил активы двух компаний из Севастополя и Крыма — «Феодосии» и
«Черноморнефтегаза».
13 мая 2014
10
Канада ввела дополнительные санкции против 6 граждан России. В их
число вошли начальник российского генштаба Валерий Герасимов и
командующий вооружёнными силами Донецкой народной республики Игорь
Стрелков.
21 июня 2014
Канада ввела дополнительные экономические санкции и расширила
свой ограничительный список на 11 граждан РФ.
16 июля 2014
США расширили санкционный список гражданами РФ, которые ранее
были внесены в ограничительный список ЕС. Кроме этого санкции
распространились на ДНР и ЛНР. Также новый пакет санкций был введён
против российских оборонных и сырьевых предприятий: «Алмаз-Антей»,
Уралвагонзавод, НПО Машиностроения, концер «Калашников» (бывший
«Ижмаш»),
«Созвездие»,
«Радиоэлектронные
технологии»
(КРЭТ),
«Базальт», Конструкторское бюро приборостроения, «Роснефть», «Новатэк»,
нефтяной терминал Феодосии, «Внешэкономбанк», «Газпромбанк». Санкции
против российских банков запрещают им получать американские кредиты
более чем 90 дней.
25 июля 2014
Канада повторила действия США и ввела пакет санкций против
российских оборонных и сырьевых предприятий.
26 июля 2014
ЕС расширил свой санкционный список ещё на 15 имён и 18
юридических лиц. Среди них глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и
заместитель секретаря Совета безопасности Борис Грызлов.
29 июля 2014
ЕС заявил, что согласовал новый пакет ограничительных мер, которые
вступят в силу с 1 августа. Минфин США ввёл санкции против нескольких
российских банков и Объединённой судостроительной корпорации РФ.
30 июля 2014
ЕС обнародовал имена 8 человек и 3 юридических лиц, которые
включили в санкционный список днём ранее. Среди них глава МВД Крыма и
несколько российских бизнесменов.
6 августа 2014
Канада расширила санкционный список ещё на 19 граждан России и
Украины и 5 наиболее крупных российских банков. Также в список попали
ряд лиц из органов власти ДНР и ЛНР, а также командиров воинских
формирований ополчения «Восток» и «Армия Юго-Востока». Затронули
канадские санкции и крупные корпорации Крыма.
11 августа 2014
К санкциям против России присоединилась Норвегия, поддержав
ограничительный пакет Евросоюза от 31-го июля.
14 августа 2014
11
Верховная Рада Украины приняла закон о санкциях против России,
который позволяет вводить более 20-ти ограничительных мер, одним из
видов которых является прекращение транзита энергоресурсов. Также был
составлен список из 172 физических и 65 юридических лиц, против которых
предлагается ввести персональный ограничительные меры.
12 сентября 2014
ЕС обнародовал новые санкции против России, и это на фоне
относительного успеха Минского перемирия. Данный шаг показался ряду
экспертов абсолютно абсурдным и нелогичным. Новый пакет ограничил
доступ российским компаниям к финансовым капиталам ЕС, при этом
кредиты частным лицам и компаниям будут выдаваться на срок не более 30
дней. Кроме этого в запретный список ЕС попали ещё 24 гражданина РФ.
Таким образом, всего в индивидуальный санкционный список попали 119
человек.
16 сентября 2014
Канада ввела новый пакет санкций против российских научных
предприятий и запретила выдавать кредиты российским компаниям на срок
более 30 дней.
12 декабря 2014
Сенат США принял закон о санкциях против России, который
разрешает вводить президенту страны новые санкции с целью давления на
Россию. Барак Обама подписал данный закон 18 декабря, но при этом заявил,
что новые ограничительные меры пока применяться не будут.
18 декабря 2014
ЕС принял новый пакет санкций в отношение Крыма, которые начнут
действовать с 20 декабря. После этой даты все инвестиции в Крым и
Севастополь считаются незаконными.
20 декабря 2014
США и Канада вслед за ЕС ввели пакет санкций против Крыма и
Севастополя с целью полной финансовой и экономической блокады
полуострова. Весь экспорт услуг, технологий и товаров попал под запрет, а
американские инвесторы не смогут вести в Крыму никакую деятельность.
Новый пакет также предоставляет министру финансов
США право применять санкции против частных лиц и компаний,
работающих в Крыму. Примечательно, что незадолго до этого Обама заявил,
что наложенные на Кубу санкции не принесли результата и наносили ущерб
самим Штатам (санкции против Кубы действовали более полувека, с 1960 г.).
Таким образом президент признал политику санкций ошибочной, но от
новых ограничений против России не отказался.
28 января 2014
Страны ЕС договорились о продлении антироссийских санкций,
введённых в марте 2014 года, до декабря 2015 года.
29 января 2014
12
Греция заставила убрать фразу о новом пакете антироссийских
санкциях из заявления глав МИД ЕС. Однако главы МИД стран ЕС ранее
договорились о продлении уже
введённых санкций против России на
полгода. Вскоре стало известно, Россия рассмотрит вопрос о предоставлении
финансовой помощи Греции.
Санкции 2015 года
16 февраля 2015
ЕС, несмотря на мирные соглашения по Украине, подписанные в
Минске, расширил санкционный список на 19 физических и 9 юридических
лиц, из которых 5 граждане России. Из граждан Новороссии в список попал
известный ополченец Арсений Павлов с позывным «Моторола», а также
главнокомандующий «народной милицией» ЛНР Сергей Игнатов и министр
юстиции ЛНР Александр Шубин.
4 марта 2015
Президент США Барак Обама продлил действие своего указа от 6
марта 2014 года о введении режима чрезвычайной ситуации в отношении
России. Согласно его заявлению Россия своей позицией по украинскому
кризису
создаёт
ситуацию,
при
которой
имеется
«необычная
и
экстраординарная угроза безопасности и внешней политике США». Таким
образом действие американских санкций в отношение РФ продлено ещё на
год. Но по-прежнему никаких конкретных претензий или доказательств
присутствия российских военных на территории Донбасса предъявлено не
было.
6 марта 2015
Швейцария, на фоне продления антироссийских санкций со стороны
США и относительного перемирия в Новороссии, внесла в санкционный
чёрный список ещё 28 граждан РФ. Новые ограничительные меры вступают
в силу с 18:00 того же дня. Ранее Швейцария подержала санкции ЕС
принятые 27 августа 2014 года против Крыма и Севастополя, которые
запрещают любую инвестиционную деятельность в регионе.
11 марта 2015
США расширила санкционный чёрный список граждан по украинскому
кризису ещё на 14 лиц, 5 из которых граждане РФ, остальные граждане
Украины,
представляющие
правительство
Виктора
Януковича
и
самопровозглашённые республики ДНР и ЛНР. Кроме того санкции были
наложены на российскую организацию Евразийский союз молодёжи и троих
её лидеров (Александр Дугин, Павел Каниищев, Андрей Коваленко), а также
Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), который ведёт свою
деятельность в Крыму. Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков в
комментарии о новых санкциях заявил, что они в первую очередь связаны с
выходом России из специальной консультативной группы по ДОВСЕ.
13 марта 2015
Совет Евросоюза принял решение о продление санкций в отношение
России до 15 сентября 2015 года. Постановление вступает в силу 14 марта.
13
Всего, на данный момент, ограничения распространяются на 150 частных
лиц и 37 организаций.
31 марта 2015
Австралия ввела новый пакет экономических санкций против России.
По заявлению руководства страны ограничительные меры полностью
повторяют санкции Евросоюза и США принятые в 2014 году. Ограничения
касаются импорта или экспорта оружия, поставку оборудования для добычи
нефти, а также ограничены инвестиции в Крым и Севастополь.
20 апреля 2015
Росфинмониторинг ввёл банковские санкции против 41 страны —
банки обязаны сообщать о всех операциях клиентов, которые являются
резидентами стран, принявших антироссийские санкции, поддерживающих
терроризм и не борющихся с коррупцией.
25 апреля 2015
Норвегия вслед за Евросоюзом расширила санкционный список против
российских и украинских граждан на 19 физических и 9 юридических лиц. В
новую редакцию «чёрного списка» внесены 5 россиян, это зам. министра
обороны РФ Анатолий Антонов, первый зам. министра обороны РФ Аркадий
Бахин, депутаты Гос. думы Иосиф Кобзон и Валерий Рашкин, а также
начальник главного оперативного управления российского Генштаба Андрей
Картаполов.
23 мая 2015
США открыли жителям Крыма доступ к бесплатным веб-сервисам,
который был ограничен с введением антироссийских санкций. Запрет будет
снят на ряд сетевых функций таких как: обмен мгновенными сообщениями,
чаты и электронная почта, социальные сети, обмен фотографиями и
фильмами, просмотр веб-страниц и блогов, но только при условии, что такие
услуги доступны на безвозмездной для пользователя основе.
22 июня 2015
Европейские санкции против России были продлены до 31 января 2016
года. В ответ Россия продлила на год ответные ограничения против стран
принявших санкции.
29 июля 2015
К продлению антироссийских санкций от 22 июня 2015 года
присоединились ещё шесть
стран
Европы, это Албания, Исландия,
Лихтенштейн, Норвегия, Черногория и Украина. Также к ограничениям
против Крыма, от 19 июня, присоединилась Грузия.
30 июля 2015
США ввели новый пакет санкций против против ещё 11 граждан
России и Украины, а также 15 компаний. По заявлению американских
властей это связано с деятельностью данных лиц в крымском регионе. Среди
юридических лиц, под действие новых санкций попали также компании
14
Финляндии и Кипра, что вызвало некоторое непонимание между этими
странами и США.
2 сентября 2015
США ввели новые санкции против российский компаний. В «черный
список»
включены
тульское
Конструкторское
бюро
приборостроения,
компания
«Катод»,
«НПО
машиностроения»,
корпорация
«МиГ»,
«Рособоронэкспорт». В то же время страны ЕС решили продлить санкции
против РФ до марта, а Совет национальной безопасности Украины расширил
перечень лиц, против которых вводятся санкции.
14 сентября 2015
Евросоюз решил продлить санкции против граждан России до 15 марта
2016 года.
16 сентября 2015
Украина ввела новый пакет санкций против России сроком на один год.
В запретный список попали 400 физических и 90 юридических лиц из России
и частично других стран. Российские авиакомпании «Аэрофлот», её три
дочерние авиакомпании —
«Донавиа»,
«Оренбургские
авиалинии» и
«Россия», а также десяток других, попавшие под санкции, не смогут летать
на Украину с 25 октября.
9 октября 2015
Евросоюз смягчил часть антироссийских санкций против российских
космический
предприятий,
необходимых
ЕС
для
реализации
своей
космической программы.
22 ноября 2015
Информационное агентство Reuters сообщило о том, что лидеры стран
Запада договорились на саммите G20 в Турции о продлении санкций против
России на полгода.
22 декабря 2015
США ввели новый пакет санкций против России. Под ограничительные
меры попали 34 физических и юридических лица из России и Украины,
которые по мнению американских властей причастны либо оказывали
содействие при вмешательстве во внутренние дела Украины. В список
внесены
дочерние
компания
банка
ВТБ
и
Сбербанка
за
рубежом,
негосударственные пенсионные фонды (НПФ) Сбербанка, ВТБ, банк ВТБ24,
а также винодельческие компании из Крыма и Ялтинская киностудия.
Санкции 2016 года
3 марта 2016
Президент США Барак Обама продлил санкции против России по
украинскому
кризису
на
неопределённый
срок.
В
указе
президента
говорится, что действия России на Украине продолжают представлять
«необычайную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и
зарубежной политике США».
15
18 марта 2016
Канада расширила список антироссийских санкций на четырнадцать
компаний и пять физических лиц, активы которых будут заморожены, а
въезд на территорию страны запрещён.
30 марта 2016
Украинский президент Пётр Порошенко подписал указ о вступление в
законную силу санкций в отношении россиян, которые причастны к делам
украинской лётчицы Надежды Савченко, а также режиссёра Олега Сенцова и
его подельника Александра Кольченко.
5 июля 2016
США впервые отменили часть санкций против Крыма.
15 июля 2016
Законопроект,
предусматривающий
ужесточение
санкций
против
России, одобрил комитет палаты представителей конгресса США.
31 августа 2016
Украина внесла в свой санкционный список ещё 250 физических и 46
юридических лиц из России.
1 сентября 2016
Правительство США расширило список российских физических и
юридических
лиц,
в
отношении
которых
действуют
односторонние
американские экономические санкции из-за конфликта на Украине. Список
лиц и компаний, к которым будут применяться разного рода ограничения,
пополнился 17 фамилиями и 19 компаниями.
6 сентября 2016
Министерство торговли США расширило список российских компаний
к которым будут применены санкции. По некоторым данным новые
ограничительные меры коснутся 81 компанию и организацию, из них 7
находятся в Крыму. В то же время американские власти отменили часть
санкций против Рособоронэкспорта, которые затрагивают контракты на
техническое обслуживание вертолетов Ми-17 в Афганистане.
15 сентября 2016
Власти Евросоюза в очередной раз продлили санкции против 146
граждан и 37 юридических лиц России и Украины.
14 ноября 2016
США ввели новые персональные санкции против граждан России в
связи с украинским кризисом. Под ограничительные меры попали шесть
депутатов Госдумы от Крыма: Руслан Бальбек, Константин Бахарев, Андрей
Козенко, Павел Шперов, Дмитрий Белик и Светлана Савченко.
17 ноября 2016
Швейцария расширила персональные санкции против Российских
граждан, в связи с украинским кризисом. В новый ограничительный список
вошли шесть человек, являющихся депутатами Госдумы VII созыва от
Крыма и Севастополя.
28 ноября 2016
16
Канада ввела санкции против 6 российских депутатов Госдумы от
Крыма. В заявлении говориться, что власти Канады считают эту территорию
вместе с Севастополем «аннексированной» и не признают её частью России.
Нужно отметить, что США с самого начала дестабилизации обстановки
в бывшей союзной республике поддерживали оппозицию. Целью являлось
завладение
украинским
плацдармом
при
предполагаемой
смене
государственного строя и использование выгодной близостью Украины с РФ.
Таким образом, ко времени начала аннексии Крыма сложилась такая
обстановка, при которой оспаривать суверенитет Украины пришлось
новоявленному правительству, легитимность власти которого российская
сторона по понятным причинам признать не могла. В связи с этим Россия не
могла рассматривать и новых правителей, которые пришли к власти
посредством военного государственного переворота, как полноправных
субъектов международного права. А также принимать к рассмотрению их
претензии по поводу неправомерности действий Крымской республики,
которая приняла политически значимое решение о выходе из состава
Украины путем всенародного голосования.
По неясной причине Штаты в вопросе правомерности притязаний
новой украинской власти в отношении Крыма всячески ее поддерживали.
Как раз в этом и прослеживается интерес сверхдержавы, которую, в отличии
от
российской
стороны,
почему-то
не
смущал
факт
совершенного
госпереворота. США признали новое правительство Украины законным.
Таким образом действия РФ автоматически попали в разряд противоречащих
нормам международного права, со всеми вытекающими последствиями. А
США
фактически
подтвердила
свою
причастность
и
содействие
в
дестабилизации обстановки в Украине с целью добиться смены правящего
режима.
20 декабря 2016
США добавили в антироссийский санкционный список 7 граждан, 26
организаций и два водных судна.
29 декабря 2016
Президент США Барак Обама ввёл санкции против ФСБ, ГРУ, еще
ряда российских организаций, а также шести физических лиц, объяснив это
якобы имевшими место кибератаками на избирательную систему США со
стороны России. Также США решили выслать 35 российских дипломатов и
закрыть доступ к двум объектам, используемым российскими работниками (в
Нью-Йорке и Мэриленде) — по словам представителя США, это сделано в
ответ «на кампанию притеснения американских дипломатов в Москве со
стороны властей России».
17
Заключение
Санкции-
это элемент правовой нормы, предусматривающий
неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой
норме права. И их видами: политический и экономический.
Политические санкции:
–
дипломатические
(аннулирование
дипломатических
виз
или
отзыв
сотрудников дипломатических представительств);
– спортивные (запрет на участие в спортивных мероприятиях, отмена
спортивных мероприятий или прекращение сотрудничества);
–
культурные
(прекращение
научно-технического
и
культурного
сотрудничества, отмена мероприятий);
– персонифицированные (запрет на въезд в страну или ограниченный доступ
для отдельных граждан).
Экономические санкции:
– коммерческие (торговое эмбарго, запрет или ограничение доступа к
рынкам, финансовым ресурсам и инфраструктуре);
– технологические (запрет или ограничение доступа к технологиям и
ресурсам, прекращение технического обслуживания и т.д.);
– финансовые (арест и замораживание счетов, блокирование активов за
рубежом, ограничение доступа на финансовые рынки и т.д.).
Изучила уровни международных санкций.
Их всего пять:
1)
глобальный
уровень,
где
санкции
вводятся
международными
организациями, такими как ООН, МВФ, G7 и др.;
2) межгосударственный уровень, на котором международные санкции
вводятся
отдельными
государствами
или
объединениями
союзных
государств;
3) отраслевый уровень – уровень отдельных государственных институтов,
секторов или отраслей экономики, задействованных в межгосударственном
сотрудничестве;
4)
корпоративный
уровень,
включающий
транснациональные,
государственные
и
частные
компании
и
корпорации,
ведущие
внешнеторговую деятельность;
5)
индивидуальный
уровень
–
уровень
отдельных
граждан,
лиц,
принимающих решения, видных политиков, общественных деятелей или лиц,
подозреваемых в совершении преступлений.
Выявила положительные и отрицательные последствия санкций для России.
18
Отрицательные последствия:
В
сфере
промышленности.
Многие
немецкие
компании
прекратили
сотрудничество с Россией, некоторые Французские и Итальянские компании
приостановили разработку совместных проектов с Россией. К сентябрю 2014
года американская нефтяная компания ExxonMobil, являющаяся крупнейшей
частной нефтяной компанией в мире, остановила работы по девяти из десяти
проектов в России.
В сфере
IT
-бизнеса
. 30 апреля американские IT
‐
компании, в том числе
Microsoft, Oracle, Symantec и Hewlett
‐
Packard, прекратили сотрудничество с
российскими банками и компаниями, в отношении которых власти США
ввели санкции .
Финансово
‐
экономической сфере
. 21 марта 2014 года международные
платёжные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт,
выпущенных российскими банками, аффилированными с лицами из списка
санкций США. 16 апреля Банк Кипра прекратил работу всех своих отделений
в Крыму «в связи с последними событиями на Крымском полуострове». От
участия в Петербургском международном экономическом форуме отказались
руководители более 30 компаний.
В сфере туризма . Круизные компании отменили заходы своих лайнеров в
крымские порты. В частности, о таком решении официально заявили Costa
Crociere, Azamara, Oceania Cruises, Regent Seven Seas Cruises, Windstar
Cruises, MSC Cruises, Червона Рута. Тем не менее, санкции США и ЕС
оказали большое негативное влияние на экономические, политические и
другие сферы деятельности, но нельзя не заметить, что также санкции
спровоцировали Россию на создание и развитие многих сфер внутри страны.
Например, часть людей, которые привыкли хранить свои сбережения и даже
выносили целые бизнесы за границу, в оффшоры теперь уже задумались над
тем, а не надежнее ли осуществлять свою деятельность и иметь регистрацию
«на родной территории».
Положительные последствия:
Спровоцирование России на создание и развитие многих сфер внутри
страны. Например, часть людей, которые привыкли хранить свои сбережения
и даже выносили целые бизнесы за границу, в оффшоры теперь уже
задумались над тем, а не надежнее ли осуществлять свою деятельность и
иметь
регистрацию
«на родной территории».
«Но если
говорить
о
деоффшоризации, то перед российскими властями стоит задача, которая
заключается,
прежде всего,
в том,
чтобы внутри
страны
создавать
благоприятные условия для ведения бизнеса. Это касается и налоговой
системы, и борьбы с излишней бюрократизированностью, борьбы с
19
коррупцией» Возвращаясь к положительному эффекту от санкций можно
отметить, они ускорили процесс создания внутри страны собственной
национальной платежной системы.
Ограничительные политические и экономические меры, введённые в
отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций,
которые, по мнению международных организаций и отдельных государств,
причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные
действия России. Инициатором введения санкций с целью международной
изоляции России стало руководство США, под давлением которого, рискуя
понести
экономический
ущерб,
к
санкциям
присоединились
страны
Евросоюза.
Перспективы дальнейшего исследования можно связать с изучением влияния
санкций на развитие мировой экономике.
20
Страна
Список вводимых санкций против РФ.
Австралия
Отменила ряд правительственных визитов в Россию.
Великобритания
Приостановила военное сотрудничество с Россией, в том числе
остановила поставки в Россию предметов военного назначения и
отменила запланированные совместные военные учения.
Германия
1.Приостановила
выполнение
военного
контракта
с
Россией
стоимостью 120 млн. евро.
2.Прекратила экспорт оборонной продукции в Россию.
3.Прекратила экспорт военной продукции в Россию.
4.Заморозила продажу спутниковых технологий стоимостью до 700
млн. евро.
Норвегия
Приостановила участие в переговорах о создании зоны свободной
торговли между Европейской ассоциацией свободной торговли и
Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.
США
Ограничили экспорт в Россию высокотехнологической продукции
двойного назначения - товаров, технологий и программ, которые
потенциально могут быть использованы и в военно-промышленном
комплексе.
Украина
1.Прекратила
трансляцию
телеканалов
«Вести»,
«Россия
24»,
«Первый канал. Всемирная сеть», «РТР Планета» и «НТВ Мир» на
своей территории.
2.Заморозила поставки оружия и военной техники в Россию.
3.Ограничила срок пребывания для граждан России лимитом в 90
суток.
4.Прекратила закачку российского газа в свои подземные хранилища.
5.Существенно усилила приграничный контроль прибывающих из
России и Крыма.
Япония
1.Прекратила переговоры про либерализацию визового режима для
граждан России и приостановила переговоры о подписании договоров
про инвестиции, предотвращение опасной военной деятельности и
сотрудничество сфере астронавтики с Россией.
2.Аннулировала
и
прекратила
выдачу
виз
23
сотрудникам
государственных структур России и другим лицам.
Сербия
По данным на 20.11.2014 «Сербия обязана ввести санкции по
отношению к России, если хочет вступить в Евросоюз.»
21