Напоминание

Создание комфортной среды на уроках для детей с ОВЗ


Автор: Сенина Ольга Леонидовна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛО "Подпорожская школа-интернат"
Населённый пункт: ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПОДПОРОЖСКИЙ РАЙОН, ПОДПОРОЖЬЕ
Наименование материала: Статья
Тема: Создание комфортной среды на уроках для детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Создание комфортной среды на уроках для детей с ОВЗ

Введение в человеческое сообщество детей с ОВЗ является основной задачей всей

системы коррекционного образования. Социальная адаптация понимается, как конечная

цель специального коррекционного образования, направленного на включение

индивидуума в жизнь общества.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с

особыми образовательными потребностями, спецификой нарушения психического

развития. Этим и определяется особая логика построения учебного процесса, которое

находит свое отражение во всей структуре и содержании коррекционного образования.

Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих

развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала. Достижение

этой цели возможно при определенных условиях, а именно в результате создания

коррекционно-развивающей среды. Среда обусловливает общественные цели

специального образования: становление и разностороннее развитие личности

обучающихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение

социального опыта человечества в доступной форме. Понятие «среда» рассматривается в

узком и широком смысле слова. В широком смысле слова — это все то, что окружает

ребенка в процессе обучения и способствует его развитию. Социально культурное

окружение — это люди (педагоги, сверстники, родители), предметы окружающего

реального мира, игрушки, наглядные и дидактические пособия, игры и так далее. В узком

смысле слова — это и предметно-пространственная, и архитектурная, и ландшафтная

среда. Предметно-пространственная среда — это окружение, создаваемое вокруг ребенка,

которое соответствует естественному процессу его развития, формирует мотивацию к

деятельности, способствует развитию познавательной активности и коррекции

имеющихся нарушений. Основным требованием к предметной среде является ее

развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего

ближайшего развития.

Под коррекционно-развивающей средой понимают систему медицинских,

педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному

развитию детей с ОВЗ, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям их

адаптации, реабилитации и социальной адаптации в целом. Создание среды позволяет

более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют усвоению и

формированию элементарных знаний, умений и навыков. Работа по созданию такой среды

в нашей школе проводится систематически. Медицинское и психологическое

сопровождение детей проводится по плану. Создание коррекционно - развивающей среды

на каждом уроке, всеми педагогами школы является необходимым условием для решения

образовательных задач по предмету. Вся система коррекционно-развивающей работы

направлена: на реализацию комплексного индивидуально - ориентированного психолого-

медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей

с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей

психофизического развития. Подготовка обучающихся к жизни, к трудовой деятельности

является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать

ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в

явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к

решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

Важным условием для успешной интеграции обучающихся в социум является умение

применять полученные знания на практике. Через решение математических заданий,

направленных на формирование прикладных умений, идет подготовка их к

самостоятельной жизни, трудовой деятельности. Даже овладев знаниями, обучающиеся не

могут ими воспользоваться при решении трудовых задач, у них не возникает ассоциаций

между определенными математическими знаниями, закономерностями и теми

жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых

операций. Процесс обучения математике следует строить так, чтобы знания, полученные

на уроках других предметов, а также трудовой опыт обучающихся использовались на

уроках математики, повышали интерес к изучению этого предмета, показывали

жизненную необходимость математических знаний.

Учитывая это при проведении уроков, современная дидактика особое значение придает

методам обучения, развивающим способности обучающихся. Выбор методов обучения

обусловлен рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным

предметом, содержанием изученного материала, возрастом и уровнем развития учащихся.

Создание коррекционной среды на уроках математики позволяет решать такие проблемы,

как наглядность, доступность преподавания, создание доброжелательной комфортной

атмосферы. Меняется место педагога как ведущего субъекта образовательного процесса с

позиций “транслятора” (когда в основу педагогического процесса ставились знания,

умения и навыки, а ребенок является средством достижения цели) на позицию “педагога –

организатора”, призванного создавать условия для самореализации личности ребенка.

Современная педагогическая технология, применяемая в учебно—воспитательном

процессе — это продуманная во всех деталях модель совместной

педагогической деятельности по организации и проведению

учебного процесса. Создание на уроке комфортных условий для учащихся и учителя.

В своей работе применяю педагогические технологии:

Технология коррекционно развивающего обучения позволяют наиболее гибко

корректировать дефекты каждого ребёнка с ограниченными возможностями

здоровья. Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

1) коррекция восприятия, внимания и различных видов мышления;

2) коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;

3) развитие и коррекция речи, обогащение словаря.

Технология дифференцированного обучения.

Дифференцированный подход является одним из составляющих психологического

комфорта обучающихся, поскольку предполагает снятие по возможности всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках такой атмосферы,

которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя

комфортно. В результате повышается качество обучения.

Использование опорных схем.

1) Использование опорных схем; это опорные схемы, или просто

опоры, выводы, которые рождаются на глазах обучающихся в процессе

объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна,

чертежа, рисунка.

Опорные схемы (схемы, таблицы) позволяют быстрее продвигаться в учении,

систематизировать свои знания, развивать логическое мышление, речь

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Использование опорных схем

на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения

материала, и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на

развитие навыков и умений при выполнении практических работ. Опорные схемы – это

выводы, к которым обучающиеся должны прийти в момент объяснения или обобщения

материала. Оформлять их можно по-

разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д. Схемы должны постоянно подключаться

к работе на уроке. Основные схемы должны находиться перед глазами обучающихся

несколько уроков подряд до полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их

осмысленно. При оформлении схемы на этапе объяснения нового материала, учитель

обязан комментировать всё, что происходит на доске.

Схема – это опора мысли ученика, опора его деятельности. Опорные схемы

обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока.

Концептуальные положения её технологии таковы: личностный подход в педагогике

сотрудничества; успех – главное условие развития школьников в обучении;

комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; предупреждение ошибок, а

не работа над ними; последовательность, системность с помощью комментированного

управления;

Элементы технологии проблемного обучения.

Постановка и решение проблемы при изучении нового материала с привлечением

практического опыта обучающихся и актуализации ранее полученных знаний.

Проблемный подход в обучении математики, способствует развитию мыслительной

деятельности учащихся, нужно научить обучающихся получать знания не только от

учителя, ну и самим их добывать. Задания «найди ошибку»- все обучающиеся с интересом

работают, потому что они выполняют сравнение своей домашней работы и то, что

написано на доске. Многие хотят найти эту ошибку первыми. Создание проблемных

ситуаций через различные способы решения задачи. При таких ситуациях активизируются

все обучающиеся, продуктивно работает мышление.

Игровые технологии.

Игра – по утверждению философов – это особый феномен детства,

поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут. Понятие

«игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов

организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью

обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. При использовании

игровых приёмов и ситуаций на уроках перед школьниками ставится дидактическая цель

в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный

материал используется в качестве её средства.

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом. Применение игровых технологий повышает познавательный интерес у

обучающихся и существенно влияет на формирование положительной мотивации к

обучению.

Здоровье сберегающие технологии.

1.На каждом уроке создается комфортная среда:

- поддержание интереса к изучаемому материалу, использование наглядных методов

обучения и ИКТ;

- материал излагается доступно, опираясь на предыдущий опыт обучающихся;

- в течение урока чередуются различные виды деятельности;

- дозируется учебный материал с учетом индивидуальных возможностей обучающихся;

- в течение всего учебного времени формируются навыки самостоятельной работы,

создается ситуация успеха;

- стремление с помощью различных приемов снизить уровень тревожности и

напряженности.

2.Чередование умственного труда и отдыха (проводятся видео и музыкальные

физминутки):

- упражнения для профилактики сколиоза;

- упражнения для кистей рук;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз.

3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

- проветривание классных помещений;

- организация влажной уборки классов.

Информационно коммуникационные технологии.

Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с

окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный

промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск.

Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно

использовать познавательные возможности обучающихся. Для школьников с ОВЗ

компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации к учению, один из

способов социализации.

Применение современных педагогических технологий на уроках математики доказало

улучшение качества знаний обучающихся по предмету, повышение познавательной их

активности, развитие любознательности, овладение обучающими компьютером на уровне

пользователя, что в свою очередь создаёт коррекционно - развивающую среду как способ

коррекции недостатков личности обучающихся школы и их активной социализации.



В раздел образования