Автор: Страхова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ АО "Травинская школа-интернат"
Населённый пункт: Астраханская область,Камызякский район с.Образцово-Травино
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является
обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному
собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным
государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт
дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества.
Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с
положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием
системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта
других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-
нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.
В своей работе со старшими дошкольниками я ставлю следующие задачи по духовно-
нравственному воспитанию:
формирование любви к Родине и русскому народу
охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей
создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности
ребенка.
Формирование духовно-нравственных основ личности обеспечивается за счет следующих условий
активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру,
познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей
формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной
литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности
ребенка старшего дошкольного возраста
создание предметно-развивающей среды в помещении ДОУ.
Мною собран разнообразный теоретический и практический материал:
литература для родителей и педагогов
игры по духовно-нравственному воспитанию
демонстрационный материал для проведения занятий
продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании
консультативный и информационный материал для родителей
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви
тематические выставки детского творчества.
театрализованные представления на нравственные темы.
В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мною выделены следующие
приоритеты:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство
красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего
возраста понять, что они — часть великого русского народа.
Широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера,
присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем
самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре
каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные
детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в
благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные
позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место
в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду,
восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и
традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией
и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.