Автор: Васильев Андрей Вячеславович
Должность: учитель обж
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кадетская школа-интернат №9 Московский пансион государственных воспитанниц
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект урока по ОБЖ
Тема: "Основы Военной Службы, особенности преподавания предмета для девушек"
Раздел: среднее образование
Предмет ОВС «Основы Военной Службы»
особенности преподавания предмета для девушек.
Не секрет, что у многих современных молодых людей сложилось негативное, либо
не
правильное
мнение
об
армии
в
целом.
Некоторые
вовсе
не
желают
служить
в
Вооруженных Силах РФ, считая это время просто потерянным отрезком жизни. Поэтому
формальный подход к изучению тем данного предмета «Основы военной службы» сегодня
категорически необходимо пересматривать. На ряду с этим, все больше и больше мы
слышим и видим, что места в армии стали занимать женщины.
То мнение, которое по ряду причин, которые произошли в России за последние
десятилетия, надо в корне пересмотреть и подходить к вопросу военно-патриотического
воспитания молодежи начиная с раннего возраста, а не непосредственно при постановке
на воинский учет или в старших классах. Формировать у обучающихся уважение и
внутреннюю
готовность
к
особому
виду
государственной
службы
–
к
службе
в
Вооруженных Силах Российской Федерации. Этому должны способствовать грамотно
выбранная методика преподавания именно девушкам, предмета, работа во внеурочное
время, занятия в кружках, секциях участие в соревнованиях по военно-прикладным видам
спорта, выезды в воинские части, а также использование инновационных технологий,
презентаций, тематических выставок по этой теме. Сотрудничество с ВУЗами, которые
производят наборы девушек.
Многие выпускницы ГБОУ КШИ №9 успешно поступают в военные ВУЗы. В ходе
изучения раздела наряду с традиционными методиками обучения: рассказом, беседой,
лекционно-семинарскими занятиями - важно организовать проведение «круглых столов» с
приглашением выпускниц школы, которые в данное время проходят обучение в военных
ВУЗах, сержантов срочной службы, контрактников, офицеров, ветеранов войны и военной
службы.
Совместные
просмотры
учебных
кинофильмов,
содержащих
информацию
о
специфике
воинской
службы
женщин,
социально-бытовых
процессах
в
воинских
подразделениях, о боевых возможностях современного вооружения военной техники и
последующее
обсуждение
просмотренного
вызывают
живой
интерес
и
уважительное
отношение
к
армии.
А
рассказы
фронтовиков,
участников
войны
в
Афганистане
и
контртеррористической
операции
в
Чеченской
Республике
о
дружбе,
взаимовыручке,
войсковом товариществе, самопожертвовании ради достижения общей цели – победы над
врагом - в полной мере способствуют патриотическому воспитанию молодежи.
Одним из важных факторов изучения раздела является военно-профессиональная
ориентация, направленная на получение учащимися знаний о военных специальностей
родственных гражданским.
При
изучении
раздела
«Основы
военной
службы»
также
необходимо
взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательной организации.
Цели и задачи изучения раздела «Основы военной службы»
Основной
целью
изучения
данного
раздела
является
формирование
у
воспитанниц
внутренней готовности к особому виду государственной службы - службе в Вооруженных
Силах Российской Федерации, возрождение престижа военной службы и гражданско-
патриотического воспитания.
Исходя из определяемой цели, вытекают задачи:
1) Дать первичные знания воспитанницам о прохождении военной службы.
2)
обеспечить
учащихся
правовыми
знаниями
о
военной
службе,
их
правах
и
обязанностях,
об
ответственности
за
нарушение
воинских
уставов,
что
способствует
быстрой адаптации к условиям службы, а в дальнейшем и личной ответственности.
3) воспитывать чувства патриотизма, войскового товарищества, высокой ответственности
за выполнение конституционного долга по защите Отечества.
При подготовке к проведению занятий по темам раздела «Основы военной службы»
преподавателю необходимо учитывать следующие этапы:
первый этап
– организационный, связан с планированием и подготовкой мероприятий,
включает
в
себя
выбор
средств,
технологий,
приемов
и
методик,
подготовку
организаторов, участников и исполнителей учебных мероприятий (воспитатели, классные
руководители, преподаватели);
второй этап - заключается в непосредственной организации учебного процесса;
третий этап - осуществление контроля эффективности и действенности выполненных
мероприятий, уровня усвоения обучающимися предложенного материала.
Для
наиболее
эффективного
достижения
целей
и
решения
задач,
вытекающих
из
Постановления Правительства РФ от 31.12.01 № 1441, совместного Приказа министров
обороны
и
образования
от
3.05.01
№
203/1936,
Федерального
Закона
«О
воинской
обязанности
и
военной
службе»,
преподаватели,
осуществляющие
подготовку
обучающихся по основам военной службы, другие должностные лица образовательной
организации должны решать содержательные и организационные задачи.
Содержательные задачи:
-
анализ
уровня
военно-профессиональной
мотивации
кадет
(определение
мотивов
поведения,
наличия
военно-профессиональных
интересов,
склонностей,
уровня
готовности учащихся к поступлению в военные ВУЗы);
- формирование психологической и физической готовности девушек к военной службе;
-
формирование
ценностно-нравственной
основы
самоопределения
учащихся
относительно
военной
деятельности
(решается
посредством
военно-патриотического
воспитания и социального просвещения);
- информирование о связи военно-учетных специальностей с другими профессиями и
гражданскими специальностями;
-
помощь
в
определении
ближайших
целей
и
жизненных
планов
(формирование
психологической готовности к военной службе по призыву, контракту, овладению военно-
учетной специальностью, поступлению в ВУЗы, занятие военно-прикладными видами
спорта);
- определение путей и способов преодоления препятствий, осложняющих формирование
позитивного
мировоззрения
относительно
военно-профессиональной
деятельности
(психологическая диагностика, профессиональное консультирование, информирование и
пропаганда);
- помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной
цели (через взаимодействие с районным военным комиссариатом).
Организационные задачи:
-
взаимодействие
с
классными
руководителями,
преподавателями-предметниками,
родительским комитетом, ветеранами войны и военной службы в проведении мероприятий
по ознакомлению обучающихся с миром военных профессий, условиями службы девушек
в армии и на флоте;
-
совершенствование
учебно-материальных,
технических
средств,
форм
и
методик
обучения по военно-профессиональной ориентации обучающихся;
- взаимодействие с военными ВУЗами, воинскими частями, военными комиссариатами в
вопросах
создания
условий
для
практического
ознакомления
воспитанниц
с
особенностями
военной
службы
и
изучения
их
военно-профессиональной
направленности;
В
соответствии
с
разрабатываемым
тематическим
планом
изучения
раздела
«Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны
раскрываться следующие темы: «Организационная структура вооруженных Сил», «Виды
Вооруженных
Сил,
рода
войск.
История
их
создания
и
предназначение»,
«Воинская
обязанность и воинский учет», «Обязательная и добровольная подготовка граждан к
военной
службе»,
«Прохождение
военной
службы
по
призыву
и
по
контракту,
альтернативная служба». «Как стать офицером Российской Армии».
При
проведении
занятий
по
указанным
темам
следует
обращать
внимание
учащихся на многообразие военных профессий, проводить аналогии между военными и
гражданскими
специальностями.
Ориентируясь
на
специальности,
по
которым
осуществляется
подготовка
учащихся
или
углубленное
изучение
программ
образовательных
дисциплин,
необходимо
строить
изложение
тем
так,
чтобы
воспитанницы получали дополнительную, более подробную информацию о видах и родах
войск Вооруженных Сил, воинских должностях и специальностях, по которым они смогут
быть востребованы.
Федеральным
законом
«О
воинской
обязанности
и
военной
службе»
в
качестве
обязательной
подготовки
к
военной
службе
в
разделе
программы
«Основы
военной
службы»
предусматривается
в
течение
последнего
года
обучения
в
образовательной
организации проведение с обучающимися учебных сборов на базе воинских частей.
Преподавателю
образовательной
организации,
ответственному
за
организацию
и
проведение учебных сборов, следует ознакомить учащихся с практической деятельностью
воинской части, жизнью и бытом военнослужащих женщин. По возможности проводить
учебные
сборы
при
воинской
части
целесообразно
планировать
изучение
тем:
«Размещение
и
быт
военнослужащих.
Распорядок
дня»,
«Организация
внутренней
службы», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка»,
В ходе практических занятий в учебных классах, на боевой технике, тактическом
поле
и
на
войсковом
стрельбище
следует
обращать
внимание
обучающихся
на
деятельность
военнослужащих
как
специалистов,
эксплуатирующих
сложную
боевую
технику,
на
образцы
военной
техники
и
вооружения,
на
тех
военнослужащих,
чья
деятельность вызывает большее внимание и интерес учащихся.
Некоторые методы и формы преподавания
раздела «Основы военной службы»
При
проведении
занятий
по
темам
раздела
«Основы
военной
службы»
следует
использовать:
- методы формирования у обучающихся необходимых понятий, суждений убеждений,
оценок
(рассказ,
беседа,
лекция,
диспут,
показ
кино-
и
видеофильмов,
презентаций,
наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
-
методы
организации
познавательной
и
практической
деятельности
обучающихся
(поручения,
задания,
упражнения,
создание
специальных
учебно-тренировочных
ситуаций);
- методы стимулирования ориентации обучающихся на подготовку к военной службе
(соревнования,
турниры,
деловые
игры,
средства
материального
и
морального
поощрения);
- методы контроля за ходом формирования у обучающихся военно-профессиональной
направленности
(проверка
знаний,
умений,
навыков,
оценка
стремления
к
изучению
предлагаемого материала, тестирование).
Изучение раздела «Основы военной службы» должно проводиться в тесной связи с
военно-патриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодых
людей патриотического сознания, чувства верности Отчеству, готовности к выполнению
гражданского
долга
и
конституционных
обязанностей
по
защите
интересов
Родины.
Поэтому все мероприятия в образовательном учреждении, муниципальные, районные,
городские (военно-спортивные игры, Дни призывника, Дни Воинской Славы, Дни памяти,
проводы
призывников
на
военную
службу,
показ
молодежи
воинского
мастерства
военнослужащих при посещении воинских частей и военно-учебных заведений и др.)
будут
способствовать
развитию
интереса
и
военно-профессиональной
ориентации
обучающихся.
Для
организации
и
проведения
мероприятий
военно-патриотиче ской
направленности необходимо заранее дать задание обучающимся подготовить сообщения.
Воспитанницам, решившим поступить в военные ВУЗы, дается тема «Почему я хочу стать
офицером?» или «Я буду служить России». На такие мероприятия нужно пригласить
офицеров-женщин,
курсантов,
бывших
выпускниц
школы.
Обмен
мнениями,
живая,
открытая беседа вызывает интерес к овладению военной профессией, солидарность с
товарищами и друзьями, желающими стать военнослужащими.
Взаимодействие с военно-шефскими организациями, администрацией и
педагогическим коллективом.
Основная цель взаимодействия с военно-шефскими организациями по вопросам
патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии - привлечение и
использование
имеющегося
местного,
организационного,
интеллектуального,
военно-
профессионального, морального, материально-технического потенциала.
Задачи взаимодействия:
-
подготовка
предложений,
планирование,
согласование
и
проведение
совместных
мероприятий;
- создание при образовательном учреждении общественной структуры (группы, секции) из
ветеранов
войны
и
военной
службы,
солдат,
курсантов
и
офицеров
для
пропаганды
военной службы, военных профессий и специальностей;
-
организация
работы
военно-технических
кружков,
спортивных
секций
военно-
прикладной направленности;
- постановка на родительских собраниях вопросов, касающихся овладения знаниями по
основам
военной
службы,
стремления
к
поступлению
в
военные
образовательные
учреждения и осознанной готовности к службе в армии.
В ГБОУ КШИ №9 разработан план совместной работы с шефами.
В
ходе
изучения
некоторых
тем
раздела
«Основы
военной
службы»
запланированы
практические занятия непосредственно в воинских частях.
Так, занятие с кадетами нашего корпуса проходили в отряде специального назначения ВВ
Национальной гвардии РФ. Воспитанницы на практике изучили и сдали зачеты по многим
видам военной и тактической подготовки.
В
день
принятия
присяги
молодого
пополнения
Комендантского
полка
наши
воспитанницы принимали непосредственное участие в мероприятии.
Воспитанницы постоянно участвуют в Парадах на Красной площади.
На постоянной основе проходит обучение по многим военным дисциплинам на базах
частей Московского округа.
Для подготовки воспитанниц к участию в различных соревнованиях по военно-
прикладным видам спорта мы также используем возможности наших военных шефов. На
их учебно-материальной базе проводим занятия по изучению образцов военной техники,
выполняем упражнения по стрельбе из стрелкового оружия и тренировки по отработке
нормативов по сборке, разборке АК-74, ПМ, снаряжению магазина учебными патронами.
Выполнения норм по РХЮЗ. Причем, руководителями на учебных точках по отработке
нормативов
назначаются
курсанты
младших
курсов
(почти
ровесники
наших
воспитанниц),
и
это
вызывает
у
кадет
желание
подражать
им
и
лучше
овладевать
приемами обращения с оружием.
Наши шефы постоянно приглашают воспитанниц на все мероприятия.
Для
более
успешного
изучения
в
школе
оборудован
класс
для
занятий
по
дисциплине
«Основы
безопасности
жизнедеятельности».
Класс
оформлен
стендами,
наглядными
пособиями
в
соответствии
с
современными
требованиями
по
изучению
раздела «Основы военной службы», военно-медицинской подготовки. Кроме того, есть
учебное оружие для непосредственного изучения материальной части, пневматические
винтовки, имеются приборы ВПХР, ДП-5, компасы, учебные топографические карты,
плакаты по огневой и тактической подготовке, военной топографии и другие наглядные
пособия и оборудование.
В
соответствии
с
планом
по
военно-патриотическому
воспитанию
молодежи
и
пониманием
важности
общего
дела
по
подготовке
к
службе
в
армии
преподаватели
гимназии в часы плановых занятий и во внеурочное время объясняют важность лучшего
усвоения
учебной
программы
для
более
успешного
овладения
военными
специальностями.
Воспитатели
регулярно
проводят
тематические
вечера
совместно
с
преподавателями
истории,
используя
комплексные
методы
обучения
на
уроках
с
историческими
документами,
историческими
картами,
схемами
сражений,
встречи
с
ветеранами
Великой
Отечественной
войны,
во
многом
способствует
формированию
военно-профессиональной направленности мировоззрения учащихся.
На уроках географии проводятся практические занятия по ориентированию.
На уроках химии изучается тема «Оружие массового поражения». Изучая свойства
углерода, учащиеся узнают о том, что активированный уголь широко применяется в
фильтрующих
элементах
противогазов.
Учитель
очень
подробно
рассказывает
о
химических
соединениях,
используемых
как
химическое
оружие
и
как
отравляющие
вещества.
На уроках ОБЖ проводится непосредственное изучение материала по различным
направлениям военной службы. Многие воспитанницы являются призерами олимпиад по
ОБЖ.
И, конечно же, особое место в вопросах подготовки к военной службе занимают уроки
физического
воспитания.
Спортивная
подготовка,
сила,
ловкость,
выносливость
-
основные условия физического здоровья молодых людей. Проводимые в старших классах
соревнования по лыжным гонкам, бегу, подтягиванию, отжиманию, по предмету «Школа
безопасности».
Благодаря активному взаимодействию с преподавателями физической культуры,
учащиеся
постоянно
принимают
участие
в
общешкольных,
районных
и
городских
соревнованиях,
турнирах
по
военно-прикладным
видам
спорта
(спортивному
ориентированию,
стрельбе,
метанию
ручных
гранат,
плаванию
и
др.),
где
занимают
призовые места, награждаются, дипломами, грамотами.
Основные методы и формы военно-профессиональной ориентации учащихся.
Сегодня
мы
все
понимаем,
что
нам
нужна
высокопрофессиональная
армия,
вооруженная современной техникой и оружием. А чтобы этой техникой умело управлять,
эффективно
ее
использовать,
нужны
обученные
специалисты.
И
поэтому
уже
в
образовательном
учреждении
важное
место
занимает
военно-профессиональная
ориентация учащихся.
При разработке методических материалов по разделу «Основы военной службы»
преподаватель
должен
учитывать
и
вопросы
военно-профессиональной
ориентации
учащихся,
что
означает
комплекс
организационных,
психолого-педагогических
мероприятий,
направленных
на
формирование
у
молодых
людей
психологической
готовности к призыву на военную службу и овладению военно-учетной специальностью.
Основные формы военно-профессиональной ориентации учащихся:
- военно-профессиональное просвещение;
- военно-профессиональное воспитание;
- военно-профессиональные консультации.
Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до учащихся сведений
о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у
них интереса и уважения к военной профессии.
Военно-профессиональная
информация направлена
на
ознакомление
воспитанниц
с
условиями
военной
службы,
повседневной
жизнью
и
деятельностью,
ратным
трудом
военнослужащих, возможностями духовного и физического развития в процессе военной
службы.
Военно-профессиональная агитация и пропаганда призваны ориентировать учащихся на
овладение
теми
или
иными
военно-учетными
специальностями,
разъяснять
идеи
священного
долга
-
защиты
Отечества.
Необходимо
формировать
положительное
отношение к военной службе и, наконец, к осознанному выбору военной профессии.
Военно-профессиональное воспитание - это развитие интереса и склонности учащихся к
овладению военным делом, стремления и желания изучать вопросы начальной военной
подготовки.
Военно-профессиональное
консультирование целесообразно
проводить
с
учетом
индивидуальных особенностей воспитанниц, их интересов, склонностей и способностей,
исходя из этого, рекомендовать им военную профессию, специальность и, наконец, ВУЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
связи
с
переходом
вооруженных
сил
на
одногодичный
срок
службы
и
на
контрактную основу ответственность образовательных организаций по начальной военной
подготовке резко возрастает и является одной из приоритетных задач, обеспечивающих
подготовку допризывной молодежи к службе в армии.
В связи с этим при разработке методики преподавания раздела «Основы военной службы»
преподаватель должен придерживаться нескольких ведущих направлений:
- начальная военная подготовка – приоритетное направление при выполнении учебной
программы для обучающихся;
- патриотическое воспитание формирует гражданскую позицию личности, готовность к
военной
службе
и,
если
это
понадобится,
к
самоотверженной
защите
Отечества,
воспитывает важнейшие черты характера личности;
- нравственное воспитание предполагает воспитание высокой культуры, формирование
прочных духовных и этических норм поведения, способностей руководствоваться в жизни
социально значимыми принципами и идеалами;
-
историческое
направление
воспитывает
чувство
гордости
за
свое
Отечество
и
причастность
к
славным
военным
победам
народа
России,
свою
ответственность
за
происходящее в нашем обществе;
- психологическое – воспитывает у молодых людей внутреннюю готовность к выполнению
своего конституционного долга, при этом формируется умение выдерживать высокие
психологические нагрузки по преодолению тягот и лишений военной службы.
Все перечисленные направления тесно взаимосвязаны и объединены общими целями и
задачами по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодых людей к военной
службе.
Список использованной литературы
1. Конституция (основной закон) Российской Федерации – М.: Юридическая литература,
2009.
2. Комментарии к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». –
М.: ЭКСМО, 2008.
3. Комментарии к Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе». – М.:
ЭКСМО, 2009.
4. Начальная военная подготовка – М.: Просвещение, 1995.
5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2001.
6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: АПН, 1985.
7. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат,
2001.
8.
Военно-профессиональная
ориентация
учащихся.-
М.:
Дрофа,
2008.
(Библиотека
учителя).