Напоминание

"Основы Военной Службы, особенности преподавания предмета для девушек"


Автор: Васильев Андрей Вячеславович
Должность: учитель обж
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кадетская школа-интернат №9 Московский пансион государственных воспитанниц
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект урока по ОБЖ
Тема: "Основы Военной Службы, особенности преподавания предмета для девушек"
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет ОВС «Основы Военной Службы»

особенности преподавания предмета для девушек.

Не секрет, что у многих современных молодых людей сложилось негативное, либо

не

правильное

мнение

об

армии

в

целом.

Некоторые

вовсе

не

желают

служить

в

Вооруженных Силах РФ, считая это время просто потерянным отрезком жизни. Поэтому

формальный подход к изучению тем данного предмета «Основы военной службы» сегодня

категорически необходимо пересматривать. На ряду с этим, все больше и больше мы

слышим и видим, что места в армии стали занимать женщины.

То мнение, которое по ряду причин, которые произошли в России за последние

десятилетия, надо в корне пересмотреть и подходить к вопросу военно-патриотического

воспитания молодежи начиная с раннего возраста, а не непосредственно при постановке

на воинский учет или в старших классах. Формировать у обучающихся уважение и

внутреннюю

готовность

к

особому

виду

государственной

службы

к

службе

в

Вооруженных Силах Российской Федерации. Этому должны способствовать грамотно

выбранная методика преподавания именно девушкам, предмета, работа во внеурочное

время, занятия в кружках, секциях участие в соревнованиях по военно-прикладным видам

спорта, выезды в воинские части, а также использование инновационных технологий,

презентаций, тематических выставок по этой теме. Сотрудничество с ВУЗами, которые

производят наборы девушек.

Многие выпускницы ГБОУ КШИ №9 успешно поступают в военные ВУЗы. В ходе

изучения раздела наряду с традиционными методиками обучения: рассказом, беседой,

лекционно-семинарскими занятиями - важно организовать проведение «круглых столов» с

приглашением выпускниц школы, которые в данное время проходят обучение в военных

ВУЗах, сержантов срочной службы, контрактников, офицеров, ветеранов войны и военной

службы.

Совместные

просмотры

учебных

кинофильмов,

содержащих

информацию

о

специфике

воинской

службы

женщин,

социально-бытовых

процессах

в

воинских

подразделениях, о боевых возможностях современного вооружения военной техники и

последующее

обсуждение

просмотренного

вызывают

живой

интерес

и

уважительное

отношение

к

армии.

А

рассказы

фронтовиков,

участников

войны

в

Афганистане

и

контртеррористической

операции

в

Чеченской

Республике

о

дружбе,

взаимовыручке,

войсковом товариществе, самопожертвовании ради достижения общей цели – победы над

врагом - в полной мере способствуют патриотическому воспитанию молодежи.

Одним из важных факторов изучения раздела является военно-профессиональная

ориентация, направленная на получение учащимися знаний о военных специальностей

родственных гражданским.

При

изучении

раздела

«Основы

военной

службы»

также

необходимо

взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательной организации.

Цели и задачи изучения раздела «Основы военной службы»

Основной

целью

изучения

данного

раздела

является

формирование

у

воспитанниц

внутренней готовности к особому виду государственной службы - службе в Вооруженных

Силах Российской Федерации, возрождение престижа военной службы и гражданско-

патриотического воспитания.

Исходя из определяемой цели, вытекают задачи:

1) Дать первичные знания воспитанницам о прохождении военной службы.

2)

обеспечить

учащихся

правовыми

знаниями

о

военной

службе,

их

правах

и

обязанностях,

об

ответственности

за

нарушение

воинских

уставов,

что

способствует

быстрой адаптации к условиям службы, а в дальнейшем и личной ответственности.

3) воспитывать чувства патриотизма, войскового товарищества, высокой ответственности

за выполнение конституционного долга по защите Отечества.

При подготовке к проведению занятий по темам раздела «Основы военной службы»

преподавателю необходимо учитывать следующие этапы:

первый этап

– организационный, связан с планированием и подготовкой мероприятий,

включает

в

себя

выбор

средств,

технологий,

приемов

и

методик,

подготовку

организаторов, участников и исполнителей учебных мероприятий (воспитатели, классные

руководители, преподаватели);

второй этап - заключается в непосредственной организации учебного процесса;

третий этап - осуществление контроля эффективности и действенности выполненных

мероприятий, уровня усвоения обучающимися предложенного материала.

Для

наиболее

эффективного

достижения

целей

и

решения

задач,

вытекающих

из

Постановления Правительства РФ от 31.12.01 № 1441, совместного Приказа министров

обороны

и

образования

от

3.05.01

203/1936,

Федерального

Закона

«О

воинской

обязанности

и

военной

службе»,

преподаватели,

осуществляющие

подготовку

обучающихся по основам военной службы, другие должностные лица образовательной

организации должны решать содержательные и организационные задачи.

Содержательные задачи:

-

анализ

уровня

военно-профессиональной

мотивации

кадет

(определение

мотивов

поведения,

наличия

военно-профессиональных

интересов,

склонностей,

уровня

готовности учащихся к поступлению в военные ВУЗы);

- формирование психологической и физической готовности девушек к военной службе;

-

формирование

ценностно-нравственной

основы

самоопределения

учащихся

относительно

военной

деятельности

(решается

посредством

военно-патриотического

воспитания и социального просвещения);

- информирование о связи военно-учетных специальностей с другими профессиями и

гражданскими специальностями;

-

помощь

в

определении

ближайших

целей

и

жизненных

планов

(формирование

психологической готовности к военной службе по призыву, контракту, овладению военно-

учетной специальностью, поступлению в ВУЗы, занятие военно-прикладными видами

спорта);

- определение путей и способов преодоления препятствий, осложняющих формирование

позитивного

мировоззрения

относительно

военно-профессиональной

деятельности

(психологическая диагностика, профессиональное консультирование, информирование и

пропаганда);

- помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной

цели (через взаимодействие с районным военным комиссариатом).

Организационные задачи:

-

взаимодействие

с

классными

руководителями,

преподавателями-предметниками,

родительским комитетом, ветеранами войны и военной службы в проведении мероприятий

по ознакомлению обучающихся с миром военных профессий, условиями службы девушек

в армии и на флоте;

-

совершенствование

учебно-материальных,

технических

средств,

форм

и

методик

обучения по военно-профессиональной ориентации обучающихся;

- взаимодействие с военными ВУЗами, воинскими частями, военными комиссариатами в

вопросах

создания

условий

для

практического

ознакомления

воспитанниц

с

особенностями

военной

службы

и

изучения

их

военно-профессиональной

направленности;

В

соответствии

с

разрабатываемым

тематическим

планом

изучения

раздела

«Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны

раскрываться следующие темы: «Организационная структура вооруженных Сил», «Виды

Вооруженных

Сил,

рода

войск.

История

их

создания

и

предназначение»,

«Воинская

обязанность и воинский учет», «Обязательная и добровольная подготовка граждан к

военной

службе»,

«Прохождение

военной

службы

по

призыву

и

по

контракту,

альтернативная служба». «Как стать офицером Российской Армии».

При

проведении

занятий

по

указанным

темам

следует

обращать

внимание

учащихся на многообразие военных профессий, проводить аналогии между военными и

гражданскими

специальностями.

Ориентируясь

на

специальности,

по

которым

осуществляется

подготовка

учащихся

или

углубленное

изучение

программ

образовательных

дисциплин,

необходимо

строить

изложение

тем

так,

чтобы

воспитанницы получали дополнительную, более подробную информацию о видах и родах

войск Вооруженных Сил, воинских должностях и специальностях, по которым они смогут

быть востребованы.

Федеральным

законом

«О

воинской

обязанности

и

военной

службе»

в

качестве

обязательной

подготовки

к

военной

службе

в

разделе

программы

«Основы

военной

службы»

предусматривается

в

течение

последнего

года

обучения

в

образовательной

организации проведение с обучающимися учебных сборов на базе воинских частей.

Преподавателю

образовательной

организации,

ответственному

за

организацию

и

проведение учебных сборов, следует ознакомить учащихся с практической деятельностью

воинской части, жизнью и бытом военнослужащих женщин. По возможности проводить

учебные

сборы

при

воинской

части

целесообразно

планировать

изучение

тем:

«Размещение

и

быт

военнослужащих.

Распорядок

дня»,

«Организация

внутренней

службы», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка»,

В ходе практических занятий в учебных классах, на боевой технике, тактическом

поле

и

на

войсковом

стрельбище

следует

обращать

внимание

обучающихся

на

деятельность

военнослужащих

как

специалистов,

эксплуатирующих

сложную

боевую

технику,

на

образцы

военной

техники

и

вооружения,

на

тех

военнослужащих,

чья

деятельность вызывает большее внимание и интерес учащихся.

Некоторые методы и формы преподавания

раздела «Основы военной службы»

При

проведении

занятий

по

темам

раздела

«Основы

военной

службы»

следует

использовать:

- методы формирования у обучающихся необходимых понятий, суждений убеждений,

оценок

(рассказ,

беседа,

лекция,

диспут,

показ

кино-

и

видеофильмов,

презентаций,

наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);

-

методы

организации

познавательной

и

практической

деятельности

обучающихся

(поручения,

задания,

упражнения,

создание

специальных

учебно-тренировочных

ситуаций);

- методы стимулирования ориентации обучающихся на подготовку к военной службе

(соревнования,

турниры,

деловые

игры,

средства

материального

и

морального

поощрения);

- методы контроля за ходом формирования у обучающихся военно-профессиональной

направленности

(проверка

знаний,

умений,

навыков,

оценка

стремления

к

изучению

предлагаемого материала, тестирование).

Изучение раздела «Основы военной службы» должно проводиться в тесной связи с

военно-патриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодых

людей патриотического сознания, чувства верности Отчеству, готовности к выполнению

гражданского

долга

и

конституционных

обязанностей

по

защите

интересов

Родины.

Поэтому все мероприятия в образовательном учреждении, муниципальные, районные,

городские (военно-спортивные игры, Дни призывника, Дни Воинской Славы, Дни памяти,

проводы

призывников

на

военную

службу,

показ

молодежи

воинского

мастерства

военнослужащих при посещении воинских частей и военно-учебных заведений и др.)

будут

способствовать

развитию

интереса

и

военно-профессиональной

ориентации

обучающихся.

Для

организации

и

проведения

мероприятий

военно-патриотиче ской

направленности необходимо заранее дать задание обучающимся подготовить сообщения.

Воспитанницам, решившим поступить в военные ВУЗы, дается тема «Почему я хочу стать

офицером?» или «Я буду служить России». На такие мероприятия нужно пригласить

офицеров-женщин,

курсантов,

бывших

выпускниц

школы.

Обмен

мнениями,

живая,

открытая беседа вызывает интерес к овладению военной профессией, солидарность с

товарищами и друзьями, желающими стать военнослужащими.

Взаимодействие с военно-шефскими организациями, администрацией и

педагогическим коллективом.

Основная цель взаимодействия с военно-шефскими организациями по вопросам

патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии - привлечение и

использование

имеющегося

местного,

организационного,

интеллектуального,

военно-

профессионального, морального, материально-технического потенциала.

Задачи взаимодействия:

-

подготовка

предложений,

планирование,

согласование

и

проведение

совместных

мероприятий;

- создание при образовательном учреждении общественной структуры (группы, секции) из

ветеранов

войны

и

военной

службы,

солдат,

курсантов

и

офицеров

для

пропаганды

военной службы, военных профессий и специальностей;

-

организация

работы

военно-технических

кружков,

спортивных

секций

военно-

прикладной направленности;

- постановка на родительских собраниях вопросов, касающихся овладения знаниями по

основам

военной

службы,

стремления

к

поступлению

в

военные

образовательные

учреждения и осознанной готовности к службе в армии.

В ГБОУ КШИ №9 разработан план совместной работы с шефами.

В

ходе

изучения

некоторых

тем

раздела

«Основы

военной

службы»

запланированы

практические занятия непосредственно в воинских частях.

Так, занятие с кадетами нашего корпуса проходили в отряде специального назначения ВВ

Национальной гвардии РФ. Воспитанницы на практике изучили и сдали зачеты по многим

видам военной и тактической подготовки.

В

день

принятия

присяги

молодого

пополнения

Комендантского

полка

наши

воспитанницы принимали непосредственное участие в мероприятии.

Воспитанницы постоянно участвуют в Парадах на Красной площади.

На постоянной основе проходит обучение по многим военным дисциплинам на базах

частей Московского округа.

Для подготовки воспитанниц к участию в различных соревнованиях по военно-

прикладным видам спорта мы также используем возможности наших военных шефов. На

их учебно-материальной базе проводим занятия по изучению образцов военной техники,

выполняем упражнения по стрельбе из стрелкового оружия и тренировки по отработке

нормативов по сборке, разборке АК-74, ПМ, снаряжению магазина учебными патронами.

Выполнения норм по РХЮЗ. Причем, руководителями на учебных точках по отработке

нормативов

назначаются

курсанты

младших

курсов

(почти

ровесники

наших

воспитанниц),

и

это

вызывает

у

кадет

желание

подражать

им

и

лучше

овладевать

приемами обращения с оружием.

Наши шефы постоянно приглашают воспитанниц на все мероприятия.

Для

более

успешного

изучения

в

школе

оборудован

класс

для

занятий

по

дисциплине

«Основы

безопасности

жизнедеятельности».

Класс

оформлен

стендами,

наглядными

пособиями

в

соответствии

с

современными

требованиями

по

изучению

раздела «Основы военной службы», военно-медицинской подготовки. Кроме того, есть

учебное оружие для непосредственного изучения материальной части, пневматические

винтовки, имеются приборы ВПХР, ДП-5, компасы, учебные топографические карты,

плакаты по огневой и тактической подготовке, военной топографии и другие наглядные

пособия и оборудование.

В

соответствии

с

планом

по

военно-патриотическому

воспитанию

молодежи

и

пониманием

важности

общего

дела

по

подготовке

к

службе

в

армии

преподаватели

гимназии в часы плановых занятий и во внеурочное время объясняют важность лучшего

усвоения

учебной

программы

для

более

успешного

овладения

военными

специальностями.

Воспитатели

регулярно

проводят

тематические

вечера

совместно

с

преподавателями

истории,

используя

комплексные

методы

обучения

на

уроках

с

историческими

документами,

историческими

картами,

схемами

сражений,

встречи

с

ветеранами

Великой

Отечественной

войны,

во

многом

способствует

формированию

военно-профессиональной направленности мировоззрения учащихся.

На уроках географии проводятся практические занятия по ориентированию.

На уроках химии изучается тема «Оружие массового поражения». Изучая свойства

углерода, учащиеся узнают о том, что активированный уголь широко применяется в

фильтрующих

элементах

противогазов.

Учитель

очень

подробно

рассказывает

о

химических

соединениях,

используемых

как

химическое

оружие

и

как

отравляющие

вещества.

На уроках ОБЖ проводится непосредственное изучение материала по различным

направлениям военной службы. Многие воспитанницы являются призерами олимпиад по

ОБЖ.

И, конечно же, особое место в вопросах подготовки к военной службе занимают уроки

физического

воспитания.

Спортивная

подготовка,

сила,

ловкость,

выносливость

-

основные условия физического здоровья молодых людей. Проводимые в старших классах

соревнования по лыжным гонкам, бегу, подтягиванию, отжиманию, по предмету «Школа

безопасности».

Благодаря активному взаимодействию с преподавателями физической культуры,

учащиеся

постоянно

принимают

участие

в

общешкольных,

районных

и

городских

соревнованиях,

турнирах

по

военно-прикладным

видам

спорта

(спортивному

ориентированию,

стрельбе,

метанию

ручных

гранат,

плаванию

и

др.),

где

занимают

призовые места, награждаются, дипломами, грамотами.

Основные методы и формы военно-профессиональной ориентации учащихся.

Сегодня

мы

все

понимаем,

что

нам

нужна

высокопрофессиональная

армия,

вооруженная современной техникой и оружием. А чтобы этой техникой умело управлять,

эффективно

ее

использовать,

нужны

обученные

специалисты.

И

поэтому

уже

в

образовательном

учреждении

важное

место

занимает

военно-профессиональная

ориентация учащихся.

При разработке методических материалов по разделу «Основы военной службы»

преподаватель

должен

учитывать

и

вопросы

военно-профессиональной

ориентации

учащихся,

что

означает

комплекс

организационных,

психолого-педагогических

мероприятий,

направленных

на

формирование

у

молодых

людей

психологической

готовности к призыву на военную службу и овладению военно-учетной специальностью.

Основные формы военно-профессиональной ориентации учащихся:

- военно-профессиональное просвещение;

- военно-профессиональное воспитание;

- военно-профессиональные консультации.

Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до учащихся сведений

о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у

них интереса и уважения к военной профессии.

Военно-профессиональная

информация направлена

на

ознакомление

воспитанниц

с

условиями

военной

службы,

повседневной

жизнью

и

деятельностью,

ратным

трудом

военнослужащих, возможностями духовного и физического развития в процессе военной

службы.

Военно-профессиональная агитация и пропаганда призваны ориентировать учащихся на

овладение

теми

или

иными

военно-учетными

специальностями,

разъяснять

идеи

священного

долга

-

защиты

Отечества.

Необходимо

формировать

положительное

отношение к военной службе и, наконец, к осознанному выбору военной профессии.

Военно-профессиональное воспитание - это развитие интереса и склонности учащихся к

овладению военным делом, стремления и желания изучать вопросы начальной военной

подготовки.

Военно-профессиональное

консультирование целесообразно

проводить

с

учетом

индивидуальных особенностей воспитанниц, их интересов, склонностей и способностей,

исходя из этого, рекомендовать им военную профессию, специальность и, наконец, ВУЗ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В

связи

с

переходом

вооруженных

сил

на

одногодичный

срок

службы

и

на

контрактную основу ответственность образовательных организаций по начальной военной

подготовке резко возрастает и является одной из приоритетных задач, обеспечивающих

подготовку допризывной молодежи к службе в армии.

В связи с этим при разработке методики преподавания раздела «Основы военной службы»

преподаватель должен придерживаться нескольких ведущих направлений:

- начальная военная подготовка – приоритетное направление при выполнении учебной

программы для обучающихся;

- патриотическое воспитание формирует гражданскую позицию личности, готовность к

военной

службе

и,

если

это

понадобится,

к

самоотверженной

защите

Отечества,

воспитывает важнейшие черты характера личности;

- нравственное воспитание предполагает воспитание высокой культуры, формирование

прочных духовных и этических норм поведения, способностей руководствоваться в жизни

социально значимыми принципами и идеалами;

-

историческое

направление

воспитывает

чувство

гордости

за

свое

Отечество

и

причастность

к

славным

военным

победам

народа

России,

свою

ответственность

за

происходящее в нашем обществе;

- психологическое – воспитывает у молодых людей внутреннюю готовность к выполнению

своего конституционного долга, при этом формируется умение выдерживать высокие

психологические нагрузки по преодолению тягот и лишений военной службы.

Все перечисленные направления тесно взаимосвязаны и объединены общими целями и

задачами по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодых людей к военной

службе.

Список использованной литературы

1. Конституция (основной закон) Российской Федерации – М.: Юридическая литература,

2009.

2. Комментарии к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». –

М.: ЭКСМО, 2008.

3. Комментарии к Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе». – М.:

ЭКСМО, 2009.

4. Начальная военная подготовка – М.: Просвещение, 1995.

5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – Ростов-на-Дону:

Феникс, 2001.

6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: АПН, 1985.

7. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат,

2001.

8.

Военно-профессиональная

ориентация

учащихся.-

М.:

Дрофа,

2008.

(Библиотека

учителя).



В раздел образования