Напоминание

Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей


Автор: Хасанова Гульсина Маратовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №52"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие этических чувств, доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание

чувствам других людей

Важнейшим

показателем

эффективности

функционирования

программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования является нравственное развитие

ребенка, развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей,

которое оказывает

существенные изменения в его

духовно-

нравственном мире. Нравственное развитие проявляется в устойчивости

нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в

умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего

контроля – совести, осознание самого себя как носителя нравственности.

Данные методики и диагностики соответствуют выявлению уровня

сформированности общекультурных и социально-трудовых компетенций

учащихся начальных классов.

Объективная оценка развития этических чувств, доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

чувствам других людей возможна при использовании социологических и

психолого-педагогических

исследований

(наблюдение,

анкетирование,

тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

- проектирование образовательной, внеурочной и

внешкольной среды

общеобразовательного учреждения;

- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

- ориентация обучающихся на конкретные нравственные и социальные

нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- самооценка обучающимися и оценка родителями возможности ребенка

реализовать свои способности в общеобразовательном учреждении;

-

уровень

психологической

защищенности

обучающихся

и

в

целом

нравственно-психологический климат учреждения;

- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися

и педагогами.

В процессе работы используется ряд методик: методики для изучения

процесса

и

результата

развития

личности,

методики

диагностики

формирования

коллектива,

методики

исследования

удовлетворенности

педагогов

и

родителей

организацией

воспитательного

процесса

и

жизнедеятельности в учреждении.

Мониторинг детей – это постоянное наблюдение за детьми в их

индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их

поступков,

отношений,

позиций

и

мотивов;

это

отслеживание

эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его

деятельность.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа,

наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование,

недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего

включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого

компонента нравственного развития.

Исследование

когнитивного

компонента

предполагает

изучение

осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных

качествах.

Исследование эмоционального компонента предполагает изучение

нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным

нормам.

Исследование поведенческого компонента предполагает выявление

нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной

направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Исследование когнитивного компонента нравственного развития

1.

Диагностика

изучения

представлений

о

нравственных

качествах (Методика Г.М. Фригман, Т.А.Пушкина, И.А.Каплунович)

Метод «Беседа» (1-2 класс)

2.

Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов

(Методика Н.П. Капустина 1 – 2 класс)

Диагностика изучения представлений учащихся о нравственных

качествах

(Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович)

Метод «Беседа»

Вопросы для беседы:

-Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

-Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?

-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых

качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с

возрастом.

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности,

справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким

моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие,

трусость, леность.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается

по 3-х бальной системе.

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной)

1 – 2-е классы

Я оцениваю

себя вместе с

родителями

Меня

оценивает

учитель

Итоговые

оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

- мне интересно учиться

- я люблю мечтать

- мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы

- мне нравится выполнять домашние

задания

- я стремлюсь получать хорошие

отметки

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью

- мне нравится помогать родителям,

выполнять домашнюю работу

- мне нравится дежурство в школе

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К

ПРИРОДЕ:

- к земле

- к растениям

- к животным

- к природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

- я выполняю правила для учащихся

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

- я аккуратен в делах

- я опрятен в одежде

- мне нравится красивое вокруг меня

- я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

- я управляю собой

- я соблюдаю санитарно-

гигиенические правила ухода за

собой

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня

другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В

результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6.

Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень

3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень

2,8 – 2 – низкий уровень

Исследование

эмоционального

компонента

нравственного

развития

1.Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

(Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения) -2-3

класс

2.Диагностика межличностных отношений (Методика А. С. Прутченкова

«Настоящий друг»)

3. Диагностика изучения личности обучающегося (Методика отношения к

жизненным

ценностям,

разработанная

сотрудниками

лаборатории

воспитания нравственно - этической культуры Гос. НИИ семьи и воспитания

РАО) - 2-3 класс

Диагностика эм

оционального компонента нравственного развития

(Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить

предложение несколькими словами.

1.

Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…

2.

Если кто-то надо мной смеется, то я…

3.

Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4.

Когда меня постоянно перебивают, то я…

5.

Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

6.

Когда в моем присутствии обижают человека, то…

Обработка результатов по 3-х бальной системе

Диагностика межличностных отношений (Методика А. С. Прутченкова

«Настоящий друг»)

Aнкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов.

Исследование

поведенческого

компонента

нравственного

развития

1.

Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов

(Методика Н.П. Капустина)

2. Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся. (Тест

Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой для обучающихся 3-4классов).

3. Диагностика этики поведения. (Методика нравственной мотивации для

3-4

классов,

разработанная

сотрудниками

лаборатории

воспитания

нравственно-этической культуры Гос. НИИ семьи и воспитания РАО).

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(Методика Н.П. Капустина, модифицированный вариант)

3 – 4 класс

Мои отношения

Я

оцениваю

себя

Меня

оценивают

родители

Меня

оценивает

учитель

Итоговые

оценки

Отношение к Родине, своей семье:

1. Я хорошо знаю и уважаю государственные

символы России

2. Я не очень хорошо знаю государственные

символы России

3. Я не знаю государственные символы России

Отношение к себе, людям и коллективу:

1. Не всегда контролирую свое поведение,

иногда бываю невежлив и не учитываю чужого

мнения;

2. Стараюсь быть вежливым и уважительным с

окружающими, участвую в делах класса;

3.

Часто поступаю необдуманно, затеваю

ссоры, бываю несдержан;

Отношение к природе:

1. Бережно отношусь к недрам земли, растениям

и животным, участвую в природоохранной

деятельности;

2.

Не

люблю

и

не

берегу

природу

и

окружающую среду;

3. Не всегда бережно отношусь к растениям и

животным;

Отношение к познанию и труду:

1. Меня редко интересует что-то новое, люблю

заниматься тем, что мне нравится;

2. Интересуюсь только тем, что мне нравится;

охотно берусь за работу, но вскоре интерес

пропадает;

3.

Мне интересно находить ответы на

непонятные

вопросы,

мне

нравится

видеть

результат моего труда;

Красивое в моей жизни;

1. Я не всегда замечаю красивое, аккуратен в

делах и опрятен в одежде;

2. Я не замечаю красивое вокруг меня, не делаю

положительных поступков;

3. Мне нравится красивое вокруг меня, я вежлив

в отношениях с людьми;

Диагностика

осознанности

гражданской

позиции

учащихся

Тест для учащихся 3-4 классов

(Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

1.В какой последовательности располагаются полосы на Государственном

флаге Российской Федерации?

а) белая, синяя, красная;

б) красная, белая, синяя;

в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых,

торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за

нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …

а) золотой двуглавый орел;

б) Святой Георгий Победоносец;

в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

а) место, где человек живет сейчас;

б) место, где человек родился и провел свое детство;

в) Отечество, родная сторона.

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …

а) общественное и государственное устройство;

б) основные права и обязанности граждан;

в) права граждан.

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов

по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и

отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки

так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие

поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке

картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные

реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать

свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои

действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы);

эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной

жестикуляции и т.д.

Сводная таблица результатов диагностического исследования

уровня духовно – нравственного развития личности

обучающихся_______________ класса

п\п

Ф. И

обучающегося

Направления воспитания

Итого

вый

балл

Уро

вень

раз

вития

Гражданск

о-

патриотич

еское

Нравствен

но-

этическое

Экологиче

ское

Художест

венно-

эстетическ

Трудовое

1

2

3

4

Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного

развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать

состояние

воспитательного

процесса,

осуществлять

анализ

динамики

изменений

в

развитии

отдельных

качеств

личности.

Результаты

исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в

сводной

таблице

оценки

качеств

личности

обучающихся.

Данные,

полученные в результате исследований, могут использоваться педагогом при

планировании дальнейшей работы.

Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию

духовно-нравственных качеств обучающихся и применение диагностических

методик позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для

себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе,

людям, окружающему миру.



В раздел образования