Напоминание

Методы и приемы комплексной работы с текстом


Автор: Пиманова Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ "№56 УИМ"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Методы и приемы комплексной работы с текстом
Раздел: среднее образование





Назад




Методы и приемы комплексной работы с текстом на уроках русского

языка в 9 классе в контексте подготовки к ГИА

Необходимым

условием

получения

аттестата

об

основном

общем

образовании является успешное прохождение выпускниками 9 классов

государственной итоговой аттестации по русскому языку, поэтому проблема

подготовки к ГИА приобретает особую актуальность. Экзаменационная

работа проверяет сформированность основных компетенций учащихся:

лингвистической, языковой и коммуникативной.

Педагоги при подготовке учащихся 9

классов к итоговой аттестации

сталкиваются

с

различными

проблемами:

учащимся

сложно выбрать

основную

мысль

из

прочитанного

текста;

непросто

выделить

и

сформулировать тему и основную идею текста; затруднительно составить

высказывание на определенную тему

проблематично оперировать лексикой

предмета (при написании сочинения- рассуждения на лингвистическую

тему); сложно грамотно оформить монологический ответ; тяжело проводить

орфографический и пунктуационный анализ.

Сегодня мы расскажем о тех приемах и методах работы с текстом, которые

применяются нами в учебном процессе для подготовки к государственной

итоговой аттестации (ГИА).

На наш взгляд, комплексная работа с текстом является одним из самых

продуктивных средств формирования лингвистической, языковой и

коммуникативной компетенций. Комплексный анализ текста можно

проводить с пятого класса. Анализ текста начинается с заданий, связанных с

речевым развитием школьников: выразительное чтение текста, определение

темы и основной мысли текста, типа и стиля речи, составление плана и

вопросов к тексту.

Начальный этап работы над анализом текста рекомендуется проводить

коллективно. Дальнейшая работа может быть индивидуальной.

Задания комплексного анализа текста выглядят следующим образом.

1)Дело это давнее, а из памяти не уходит. (2)Было так: штурмом

взяли рейхстаг, стихла пальба, и по траншее, вырытой на берегу речки

Шпрее, ходили как неприкаянные опалённые боями люди. (3)На лицах

усталость, страшная усталость… (4)Четыре года тяжёлого ратного

труда: кровь, грохот, сердце в кулак сжато, спишь — не спишь — война!

(5)И вдруг в полной тишине раздались новые звуки. (6)Глядим —

откуда ни возьмись сваливается с неба стайка диких уточек; подержались в

воздухе, покружились и пикируют совсем рядом на воду, под горбатый

мостик, что неподалёку от рейхстага: «Кря-кря-кря-а-а!..» (7)Да так

заливисто и весело кричат, аж оторопь взяла. (8)Смотрим и глазам не

верим: только-только огненный смерч прокатился, а они вон уже как мирно

беседуют! (9)И сразу стало легче на сердце: вот оно что, птицы верный

знак подают, сразу чуют, что к чему.

(10)Встрепенулись бойцы и будто налились силой, поправляют

гимнастёрки, чистят сапоги. (11)Загрубевшие руки уже жаждут обнять

матерей, жён, детей: значит, мир! (12)А уточки всё заливаются,

перелетают, суетятся, словно понимают, что нынче можно прочно

устраиваться и строить гнездо. (13)Вот так, помнится, мирные птичьи

голоса стали для нас, солдат, вещим звуком — конец войне. (14)И сейчас, как

в то далёкое время, вспоминаются крылатые вестники мира — мира на

долгие годы.

1. Определите тему текста.

2. Определите основную мысль текста

3. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что

опалённые боями солдаты испытывали страшную усталость?

4. Назовите тип речи (5-8 предложение).

5. В предложениях 10−12 найдите слово со значением «охватить руками,

выражая ласку, нежность». Выпишите это слово.

6. Запишите два вопроса к тексту, которые помогут определить, насколько

хорошо ваши одноклассники поняли текст.

7. В предложениях 8−10 найдите антоним к слову «тяжелее» и выпишите его.

8. Как вы понимаете выражение «ратный труд» (4 предложение).

Комплексная работа с текстом позволяет развивать культуру устной и

письменной речи, чувство языка и умение работать с лексикой.

Комплексная работа с текстом может включать помимо лингвистического,

стилистического анализа, бъяснение орфограмм, знаков препинания,

выполнение всех видов разбора и предоставляет большие возможности для

формирования языковой компетенции. Для комплексной работы с текстом в

8-9 классе можно использовать тексты из сборника Н. Г. Ткаченко «300

диктантов для поступающих в ВУЗы».

Был прекрасный июльский день. С самого ра...его утра небо было ясно

утре...яя з...ря не пылала жаром а разливалась кротким румянцем. Солнце

ещё (не)раскалё...ое как во время знойной засухи не (тускло)багровое как

перед бурей но светлое и( приветливо)лучезарное всплывало над дли...ой

тучкой освежая её. Тучка бл...стала и блеск её был подобен блеску кова...ого

серебра. В такие дни около полудня обыкнове...о появляются высокие облака

они почти (не)трогаются с места но к небосклону они сдвигаются и (кое)где

между ними пробиваются сверху вниз сверкающие солнечные лучи.

Точь(в)точь в такой день я охотился за тетеревами. (В)течени... дня я

настрелял довольно много дичи. Наполне...ый рюкзак (не) милосердно резал

мне плечо. Вечерняя з...ря погасла и в воздухе начали густеть и разливаться

холодные тени. Быстрыми шагами прошёл я кусты взобрался на

(не)большой холм и вместо ожидаемой знакомой р...внины увидел соверше...о

другие (не)знакомые мне места. У ног моих тянулась узкая д...лина а справа

возвышался частый осин...ик. (по И. Тургеневу)

Обучающиеся проводят орфографический и пунктуационный анализ текста,

графически объясняя все орфограммы и знаки препинания. В подобных

заданиях мы просим обязательно проговорить орфограммы и пунктограммы.

При составлении сборника Н. Г. Ткаченко использованы тексты

произведений художественной литературы ХIХ и ХХ века. Особенно

интересен для работы в старших классах четвертый раздел сборника, куда

включены наиболее трудные в орфографическом и пунктуационном

отношении тексты.

При выполнении комплексного анализа текста можно предложить

обучающимся определённый план анализа отрывка.

План комплексного анализа текста

I. Определите тему и идею текста. Отметьте средства, позволяющие это

сделать:

а) начало текста;

6) ключевые слова, словосочетания.

II. Определите тип текста (описание, повествование рассуждение).

III. Укажите синтаксические особенности текста:

а) количество предложений и преобладающие типы предложений

6) способ связи предложений (цепной, параллельный и т.п.);

в) отметьте средства связи частей текста, способствующие созданию его

смысловой и грамматической цельности:

1) порядок слов (чередование данного и нового);

2) лексические повторы;

3) местоимения;

4) союзы и др.

IV. Определите стиль текста:

а) охарактеризуйте влияние речевой ситуации на стиль текста (где и с кем

происходит общение?);

6) выясните, к какому функциональному стилю принадлежит текст:

разговорный или книжный; научный, деловой, публицистический или

художественный;

в) найдите стилистические средства: лексические; словообразовательные

(морфемные); морфологические; синтаксические.

V. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий к тексту.

Предлагаемый план - это своеобразный путеводитель, указывающий общее

направление анализа. Он не запрещает уделять больше внимания средствам,

создающим своеобразие того или иного текста, - фонетическим, морфемным,

лексическим, фразеологическим и др. Наоборот, средства языка,

нейтральные для анализируемого текста, можно охарактеризовать кратко.

В этом плане выделены пять узловых пунктов: определение темы,

определение типа речи, анализ синтаксических свойств текста,

стилистические наблюдения, орфографический и пунктуационный

комментарий. Эти пять пунктов легко запомнить, так как они связаны

логикой рассуждения. Два первых пункта выявляют преимущественно

смысловую цельность текста, а пункт третий (анализ синтаксиса) - цельность

грамматическую. Типы речи чаще всего обусловлены темой текста.

При комплексном анализе текста можно предложить собрать текст, в

котором «перепутанные» предложения, использовать тестовую технологию.

Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить

текст – отрывок из книги филолога Б.В. Томашевского «Стих и язык».

Подчеркните основы предложений.

(А) В этой формуле объединены две стороны Пушкина: он выступает

одновременно и как деятель литературы, и как преобразователь

литературного языка, причём обе стороны его творческой деятельности

воспринимаются в неразрывном единстве.

(Б) С именем Пушкина связывается представление о рубеже в истории

развития русского литературного языка.

(В) И в самом деле, трудно понять одну сторону итогов деятельности

Пушкина, не считаясь с другой.

(Г) Характерно, что в юбилей 1937 года родилось определение

исторической роли Пушкина, отразившееся на направлении изучения его

творчества: «Пушкин – создатель русского литературного языка,

родоначальник новой русской литературы».

1. Выберите правильный вариант ответа.

а) Г, А, Б, В; б) Б, В, Г, А; в) Г, Б, А, В; г) Б, Г, А, В.

2. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

а) Пушкин – преобразователь русского литературного языка.

б) Пушкин – родоначальник новой русской литературы.

в) Историческая роль Пушкина определяется только тем, что он сделал как

поэт.

г) Изучать творчество Пушкина – это значит исследовать все стороны его

деятельности.

3. Определите стиль и тип речи.

а) публицистический, описание;

б) публицистический, повествование;

в) художественный, повествование;

г) научно-популярный, рассуждение с элементами описания.

4. Укажите средства связи между предложениями в этом тексте.

а) лексический повтор;

б) однотематическая лексика;

в) местоимения;

г) наречия;

д) неполные предложения;

е) порядок слов.

5. В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) деятель; б) понять; в) другой; г) изучение.

6. В каких значениях употребляются в тексте слова «формула» (предложение

А), «рубеж» (предложение Б).

7. Из предложения Г выпишите словосочетание, в котором главное слово -

причастие.

8. Из предложения В выпишите деепричастие.

9. Какое предложение является бессоюзным сложным?

10. В каком ряду в окончании всех существительных в П. п. ед. ч. пишется

е?

а) в формул…, в литератур…, в имен…;

б) в истори…, в творчеств…, в деятельност…;

в) в единств…, в дел…, о создател… .

11. Укажите словосочетание, в котором связь – управление.

а) литературный язык;

б) одновременно выступает;

в) неразрывное единство;

г) деятель литературы.

12. Напишите текст-рассуждение на одну из тем:

- «Русский язык – это прежде всего Пушкин» (А.Толстой)

- «Пушкин у нас – начало всех начал» (М. Горький)

- «Пушкин – это Россия, выраженная в слове» ( В.Непомнящий).

Подобные задания развивают логику и мышление. Когда вы запишете

небольшой текст, то вам предстоит выполнить ещё ряд заданий (с выбором

ответа, с краткими и развёрнутыми ответами): по фонетике, лексике,

грамматике. И все эти задания связаны с текстом. Все задания к тексту – это

не столько способ контроля, сколько способ обучения, развития речевых

компетенций. Подобные упражнения не только полезны, но и удобны: ведь

текст маленький, значит, на работу с ним не надо много времени (если работа

выполняется на уроке, то это немаловажно). Что касается большого числа

заданий, то у вас есть возможность выбора. Одновременно это путь, который

ведет к успешной сдаче экзамена.

Комплексный анализ текста прививает навыки коммуникации, активизирует

теоретические знания, формирует целостное отношение к языку, литературе,

пробуждает интерес и любовь к словотворчеству, формирует универсальные

учебные действия, что позволяет успешно справиться со сложными

заданиями ОГЭ.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о

целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом

текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая

требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого

языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в

устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три

содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание

системы языка, правописания и речевой деятельности.

Таким образом, использование комплексной работы с текстом на уроках

русского языка способствует формированию языковой, коммуникативной и

лингвистической компетенций учащихся. Работа с текстом развивает у

учащихся языковое чутье, культуру устной и письменной речи, способствует

устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, позволяет

добиваться хороших результатов в подготовке выпускников к сдаче ГИА и

ЕГЭ по русскому языку.



В раздел образования