Автор: Пиманова Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ "№56 УИМ"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Методы и приемы комплексной работы с текстом
Раздел: среднее образование
Методы и приемы комплексной работы с текстом на уроках русского
языка в 9 классе в контексте подготовки к ГИА
Необходимым
условием
получения
аттестата
об
основном
общем
образовании является успешное прохождение выпускниками 9 классов
государственной итоговой аттестации по русскому языку, поэтому проблема
подготовки к ГИА приобретает особую актуальность. Экзаменационная
работа проверяет сформированность основных компетенций учащихся:
лингвистической, языковой и коммуникативной.
Педагоги при подготовке учащихся 9
классов к итоговой аттестации
сталкиваются
с
различными
проблемами:
учащимся
сложно выбрать
основную
мысль
из
прочитанного
текста;
непросто
выделить
и
сформулировать тему и основную идею текста; затруднительно составить
высказывание на определенную тему
проблематично оперировать лексикой
предмета (при написании сочинения- рассуждения на лингвистическую
тему); сложно грамотно оформить монологический ответ; тяжело проводить
орфографический и пунктуационный анализ.
Сегодня мы расскажем о тех приемах и методах работы с текстом, которые
применяются нами в учебном процессе для подготовки к государственной
итоговой аттестации (ГИА).
На наш взгляд, комплексная работа с текстом является одним из самых
продуктивных средств формирования лингвистической, языковой и
коммуникативной компетенций. Комплексный анализ текста можно
проводить с пятого класса. Анализ текста начинается с заданий, связанных с
речевым развитием школьников: выразительное чтение текста, определение
темы и основной мысли текста, типа и стиля речи, составление плана и
вопросов к тексту.
Начальный этап работы над анализом текста рекомендуется проводить
коллективно. Дальнейшая работа может быть индивидуальной.
Задания комплексного анализа текста выглядят следующим образом.
1)Дело это давнее, а из памяти не уходит. (2)Было так: штурмом
взяли рейхстаг, стихла пальба, и по траншее, вырытой на берегу речки
Шпрее, ходили как неприкаянные опалённые боями люди. (3)На лицах
усталость, страшная усталость… (4)Четыре года тяжёлого ратного
труда: кровь, грохот, сердце в кулак сжато, спишь — не спишь — война!
(5)И вдруг в полной тишине раздались новые звуки. (6)Глядим —
откуда ни возьмись сваливается с неба стайка диких уточек; подержались в
воздухе, покружились и пикируют совсем рядом на воду, под горбатый
мостик, что неподалёку от рейхстага: «Кря-кря-кря-а-а!..» (7)Да так
заливисто и весело кричат, аж оторопь взяла. (8)Смотрим и глазам не
верим: только-только огненный смерч прокатился, а они вон уже как мирно
беседуют! (9)И сразу стало легче на сердце: вот оно что, птицы верный
знак подают, сразу чуют, что к чему.
(10)Встрепенулись бойцы и будто налились силой, поправляют
гимнастёрки, чистят сапоги. (11)Загрубевшие руки уже жаждут обнять
матерей, жён, детей: значит, мир! (12)А уточки всё заливаются,
перелетают, суетятся, словно понимают, что нынче можно прочно
устраиваться и строить гнездо. (13)Вот так, помнится, мирные птичьи
голоса стали для нас, солдат, вещим звуком — конец войне. (14)И сейчас, как
в то далёкое время, вспоминаются крылатые вестники мира — мира на
долгие годы.
1. Определите тему текста.
2. Определите основную мысль текста
3. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что
опалённые боями солдаты испытывали страшную усталость?
4. Назовите тип речи (5-8 предложение).
5. В предложениях 10−12 найдите слово со значением «охватить руками,
выражая ласку, нежность». Выпишите это слово.
6. Запишите два вопроса к тексту, которые помогут определить, насколько
хорошо ваши одноклассники поняли текст.
7. В предложениях 8−10 найдите антоним к слову «тяжелее» и выпишите его.
8. Как вы понимаете выражение «ратный труд» (4 предложение).
Комплексная работа с текстом позволяет развивать культуру устной и
письменной речи, чувство языка и умение работать с лексикой.
Комплексная работа с текстом может включать помимо лингвистического,
стилистического анализа, бъяснение орфограмм, знаков препинания,
выполнение всех видов разбора и предоставляет большие возможности для
формирования языковой компетенции. Для комплексной работы с текстом в
8-9 классе можно использовать тексты из сборника Н. Г. Ткаченко «300
диктантов для поступающих в ВУЗы».
Был прекрасный июльский день. С самого ра...его утра небо было ясно
утре...яя з...ря не пылала жаром а разливалась кротким румянцем. Солнце
ещё (не)раскалё...ое как во время знойной засухи не (тускло)багровое как
перед бурей но светлое и( приветливо)лучезарное всплывало над дли...ой
тучкой освежая её. Тучка бл...стала и блеск её был подобен блеску кова...ого
серебра. В такие дни около полудня обыкнове...о появляются высокие облака
они почти (не)трогаются с места но к небосклону они сдвигаются и (кое)где
между ними пробиваются сверху вниз сверкающие солнечные лучи.
Точь(в)точь в такой день я охотился за тетеревами. (В)течени... дня я
настрелял довольно много дичи. Наполне...ый рюкзак (не) милосердно резал
мне плечо. Вечерняя з...ря погасла и в воздухе начали густеть и разливаться
холодные тени. Быстрыми шагами прошёл я кусты взобрался на
(не)большой холм и вместо ожидаемой знакомой р...внины увидел соверше...о
другие (не)знакомые мне места. У ног моих тянулась узкая д...лина а справа
возвышался частый осин...ик. (по И. Тургеневу)
Обучающиеся проводят орфографический и пунктуационный анализ текста,
графически объясняя все орфограммы и знаки препинания. В подобных
заданиях мы просим обязательно проговорить орфограммы и пунктограммы.
При составлении сборника Н. Г. Ткаченко использованы тексты
произведений художественной литературы ХIХ и ХХ века. Особенно
интересен для работы в старших классах четвертый раздел сборника, куда
включены наиболее трудные в орфографическом и пунктуационном
отношении тексты.
При выполнении комплексного анализа текста можно предложить
обучающимся определённый план анализа отрывка.
План комплексного анализа текста
I. Определите тему и идею текста. Отметьте средства, позволяющие это
сделать:
а) начало текста;
6) ключевые слова, словосочетания.
II. Определите тип текста (описание, повествование рассуждение).
III. Укажите синтаксические особенности текста:
а) количество предложений и преобладающие типы предложений
6) способ связи предложений (цепной, параллельный и т.п.);
в) отметьте средства связи частей текста, способствующие созданию его
смысловой и грамматической цельности:
1) порядок слов (чередование данного и нового);
2) лексические повторы;
3) местоимения;
4) союзы и др.
IV. Определите стиль текста:
а) охарактеризуйте влияние речевой ситуации на стиль текста (где и с кем
происходит общение?);
6) выясните, к какому функциональному стилю принадлежит текст:
разговорный или книжный; научный, деловой, публицистический или
художественный;
в) найдите стилистические средства: лексические; словообразовательные
(морфемные); морфологические; синтаксические.
V. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий к тексту.
Предлагаемый план - это своеобразный путеводитель, указывающий общее
направление анализа. Он не запрещает уделять больше внимания средствам,
создающим своеобразие того или иного текста, - фонетическим, морфемным,
лексическим, фразеологическим и др. Наоборот, средства языка,
нейтральные для анализируемого текста, можно охарактеризовать кратко.
В этом плане выделены пять узловых пунктов: определение темы,
определение типа речи, анализ синтаксических свойств текста,
стилистические наблюдения, орфографический и пунктуационный
комментарий. Эти пять пунктов легко запомнить, так как они связаны
логикой рассуждения. Два первых пункта выявляют преимущественно
смысловую цельность текста, а пункт третий (анализ синтаксиса) - цельность
грамматическую. Типы речи чаще всего обусловлены темой текста.
При комплексном анализе текста можно предложить собрать текст, в
котором «перепутанные» предложения, использовать тестовую технологию.
Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить
текст – отрывок из книги филолога Б.В. Томашевского «Стих и язык».
Подчеркните основы предложений.
(А) В этой формуле объединены две стороны Пушкина: он выступает
одновременно и как деятель литературы, и как преобразователь
литературного языка, причём обе стороны его творческой деятельности
воспринимаются в неразрывном единстве.
(Б) С именем Пушкина связывается представление о рубеже в истории
развития русского литературного языка.
(В) И в самом деле, трудно понять одну сторону итогов деятельности
Пушкина, не считаясь с другой.
(Г) Характерно, что в юбилей 1937 года родилось определение
исторической роли Пушкина, отразившееся на направлении изучения его
творчества: «Пушкин – создатель русского литературного языка,
родоначальник новой русской литературы».
1. Выберите правильный вариант ответа.
а) Г, А, Б, В; б) Б, В, Г, А; в) Г, Б, А, В; г) Б, Г, А, В.
2. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
а) Пушкин – преобразователь русского литературного языка.
б) Пушкин – родоначальник новой русской литературы.
в) Историческая роль Пушкина определяется только тем, что он сделал как
поэт.
г) Изучать творчество Пушкина – это значит исследовать все стороны его
деятельности.
3. Определите стиль и тип речи.
а) публицистический, описание;
б) публицистический, повествование;
в) художественный, повествование;
г) научно-популярный, рассуждение с элементами описания.
4. Укажите средства связи между предложениями в этом тексте.
а) лексический повтор;
б) однотематическая лексика;
в) местоимения;
г) наречия;
д) неполные предложения;
е) порядок слов.
5. В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) деятель; б) понять; в) другой; г) изучение.
6. В каких значениях употребляются в тексте слова «формула» (предложение
А), «рубеж» (предложение Б).
7. Из предложения Г выпишите словосочетание, в котором главное слово -
причастие.
8. Из предложения В выпишите деепричастие.
9. Какое предложение является бессоюзным сложным?
10. В каком ряду в окончании всех существительных в П. п. ед. ч. пишется
е?
а) в формул…, в литератур…, в имен…;
б) в истори…, в творчеств…, в деятельност…;
в) в единств…, в дел…, о создател… .
11. Укажите словосочетание, в котором связь – управление.
а) литературный язык;
б) одновременно выступает;
в) неразрывное единство;
г) деятель литературы.
12. Напишите текст-рассуждение на одну из тем:
- «Русский язык – это прежде всего Пушкин» (А.Толстой)
- «Пушкин у нас – начало всех начал» (М. Горький)
- «Пушкин – это Россия, выраженная в слове» ( В.Непомнящий).
Подобные задания развивают логику и мышление. Когда вы запишете
небольшой текст, то вам предстоит выполнить ещё ряд заданий (с выбором
ответа, с краткими и развёрнутыми ответами): по фонетике, лексике,
грамматике. И все эти задания связаны с текстом. Все задания к тексту – это
не столько способ контроля, сколько способ обучения, развития речевых
компетенций. Подобные упражнения не только полезны, но и удобны: ведь
текст маленький, значит, на работу с ним не надо много времени (если работа
выполняется на уроке, то это немаловажно). Что касается большого числа
заданий, то у вас есть возможность выбора. Одновременно это путь, который
ведет к успешной сдаче экзамена.
Комплексный анализ текста прививает навыки коммуникации, активизирует
теоретические знания, формирует целостное отношение к языку, литературе,
пробуждает интерес и любовь к словотворчеству, формирует универсальные
учебные действия, что позволяет успешно справиться со сложными
заданиями ОГЭ.
Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о
целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом
текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая
требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого
языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в
устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три
содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание
системы языка, правописания и речевой деятельности.
Таким образом, использование комплексной работы с текстом на уроках
русского языка способствует формированию языковой, коммуникативной и
лингвистической компетенций учащихся. Работа с текстом развивает у
учащихся языковое чутье, культуру устной и письменной речи, способствует
устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, позволяет
добиваться хороших результатов в подготовке выпускников к сдаче ГИА и
ЕГЭ по русскому языку.