Напоминание

ПДО


Автор: Аэлита Егоровна Саввинова
Должность: ПДО по хореографии
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 40 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: "В мире танца"
Тема: ПДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью,

основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений,

различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку, преимущественно

поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Занятия ритмической гимнастикой вносят новизну и разнообразие в двигательную

деятельность человека на основе сочетания физических упражнений с музыкальным

сопровождением. Комплексы ритмической гимнастики оказывают благотворное влияние

на весь организм в целом, поэтому рекомендуются для людей большого возрастного

диапазона, в том числе для младших школьников.

Ритмическая гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима,

для поднятия эмоционального тонуса детей. Удачное сочетание физических упражнений с

музыкально – ритмическими, мелодиями приобретает физкультурно – оздоровительную

направленность, оказывает значительное влияние на развитие двигательных способностей

младших школьников. Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку влияет на

повышение функциональных процессов организма, стимулирует работу сердечно –

сосудистой и дыхательной систем, укрепляет костно-мышечный аппарат, формирует

правильную осанку.

Вид проекта:

-Творческо-познавательный.

-Интегрированный.

Продолжительность: долгосрочный

Участники: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Актуальность. Дошкольный возраст является очень важным периодом становления

личности, у детей формируются начальные представления об окружающем мире и

обществе. Якутские народные танцы для детей имеют очень большое значение в изучения

культуры и традиций собственного народа, а также ребенок определяет свой роль в нем,

поскольку якутский танец для детей может при помощи танцевальных образов раскрыть

духовную жизнь народа, вкусы и идеалы. При помощи якутских ритмически-

гимнастических движений можно донести до каждого ребенка мысль о том, что он

является носителем якутской народной культуры. И очень важно, чтобы дети

воспитывались в национальных традициях.

Знакомя детей с традициями народов и обычаями, взрослые прививают им любовь к

культуре и истории собственного народа, и танец – помощник в воспитания маленьких

патриотов. Танец часть фольклора – это нить, которая соединяет прошлое, настоящее и

будущее.

Народная ритмическая-гимнастика несут в себе особую энергетику, они способны

раскрыть его огромную душу, помогая показать таланты каждого ребенка. Ребенок в

танце рисует свои движение, и они получается весьма замысловатым. Конечно, самым

главным якутским народным танцем по праву можно назвать оhуохай

Якутские движения обладают физическим развитием, двигательной пластикой,

колоссальными психотерапевтическими возможностями.

Данный проект был разработан для того, чтобы через красоту якутского народного танца

ребенок смог познакомиться ближе и полюбить культуру народа Саха, традиции, обычаи.

Цель: Приобщение детей к якутскому народному искусству. Выявление, раскрытие и

развитие танцевальных способностей воспитанников, эстетическое развитие личности

дошкольника средствами ритмической-гимнастики.

Задачи:

1. Образовательные:

- Обучить детей ритмической гимнастике.

-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их

движениями.

-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

-Координация движений и ориентирование в пространстве.

2. Воспитательные:

-Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в

современном обществе.

-Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

3. Развивающие:

- Развивать творческие способности детей.

- Развить музыкальный слух и чувство ритма.

- Развить воображение, фантазию.

4. Оздоровительные:

- укрепление здоровья детей.

-способствовать развитию осанки, мышечного корсета.

-постановка рук, ног и головы.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предполагаемый результат:

1. Развитие творческого потенциала ребенка.

2. Развитие логики, пространственного мышления, а также: памяти целеустремленности.

3. Развитие внимания, собранности, зрительного восприятия, трудолюбия,

ответственности.

4. Формирование потребности в двигательной активности детей.

5. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

6. Обучение практическим и теоретическим навыкам хореографии - знание жанрового

разнообразия, умение отличать жанры.

7. Раскрепощение стеснительных детей и помощь в адаптации конфликтных и

некоммуникабельных детей.

8. Формирование общей культуры и художественно - эстетического вкуса детей.

Подготовительный 1этап:

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта. Изучение уровня

знаний детей в области народного танца. Подбор литературы, видео презентаций,

наглядно - дидактического и музыкального материала. Организация развивающей среды в

зале, подготовка атрибутов и вспомогательных средств. Планирование и организация

деятельности по ознакомлению детей с темой проекта.

Содержательный 2 этап:

Совместная деятельность педагога и детей-

1. Беседа с детьми: выявление знаний и навыков детей в области якутского народного

танца.

2. Подбор танцевальных движений, совместное творчество детей и педагога.

3. Разучивание движений якутского танца и комбинация движений под музыку.

4. Танцевальные рисунки, самостоятельное перестроение по музыкальным предложениям.

5. Знакомство с костюмом.

6. Игровое - танцевальное творчество детей.

7. Показ танцев на праздниках в детском саду, выступление на конкурсах, концертах.

Работа с родителями

1. Подготовка к опросу родителей.

2. Анкетирование родителей: "Танцуют ли дети дома".

3. Каким жанром танца вы отдаёте предпочтение.

Консультация родителей: "Возрастные особенности развития дошкольников".

4. Рисунок дома: "Оhуохай"

6. Консультация

«Формирование творчества детей при обучении народным танцам».

Основной 3 этап:

Выполнение проекта.

-Обобщение предварительной работы.

-Конспекты занятий по теме.

-Открытое занятие «Якутский танец «Оhуор»

-Работа с родителями, через детей и воспитателей:

анкетирование;

памятка на доске объявлений в группе;

рисование детей с родителями и детей самостоятельно.

-Подготовка видео презентации.

Проведение проектного занятия.

Итоговый 4 этап:

Выступление на праздниках в детском саду, на конкурсах.

Выставка детских работ на тему «оhуор».

Диагностика знаний детей.

Фото выставка проектного занятия.

Примерный план занятия

Якутские ритмические движения «Узор» (Оhуор)

Задачи: через ритмические движения развить в детях стремление побольше узнать о

традиционном искусстве якутского народа и формировать двигательные навыки детей.

1. Вводная часть

Ход занятия

Дети под музыку заходят в зал.

Ходьба по кругу зала:

- на носках, руки на поясе

-на пятках, руки на поясе

-без задания, интенсивные шаги

Беговые упражнения по кругу зала:

-с высоким подниманием бедра, руки на поясе

-за хлёст голени, руки на поясе

-без задания, интенсивные шаги

Шаги на месте, идем в 3 колонны

- стоя в колоннах маршируем

-остановились, поворот кругом

Приветствие и концентрация внимания детей. Воспитатель: «Добрый день, ребята». Дети:

делают поклон. Воспитатель: «Первое наше движение называется «Узор». Начнем наше

занятие. С давних времен Якутия славится своими мастерицами и народными умельцами.

Все свои изделия, будь это посуда, одежда, музыкальный инструмент они украшали

красивыми узорами. Вот посмотрите, на эти красивые изделия». Во время ознакомления

на экране показывается народная утварь. Идет разминка.

2. Основная часть.

Показ фотоматериала, прослушивание фонограммы. Воспитатель показывает рисунки и

объясняет, как нужно делать движения. Знакомство с музыкой к движениям. Дает

дошкольникам послушать фонограмму.

Воспитатель показывает технику исполнения движений. Старшие дошкольники вслед за

воспитателем повторяют движения. Все движения выполняются стоя, на каждый счет

слегка приподниматься на носочках. Музыкальное сопровождение, танцевальная

композиция «Узор» (музыка среднего темпа, с четким ритмом).

Танцевальные движения:

И.п: I позиция

1-8 - «Ураса». Руки поднять вверх над головой и сомкнуть пальцами рук (2 раза)

1-8- «Сердце» (сурэх). Руки подняты вверх над головой, пальцы рук дотрагиваются

макушки головы (2 раза)

1-8- «Чаша» (кытыйа). Руки поднять с боку вверх на уровне плеч, ладонями ввер (2 раза).

1-8- «Забор» (олбуор). Руки поднять на уровне плеч, согнуть в локтях, пальцы рук

положить на плечо (2 раза)

1-8- «Стрела» (ох). Руки поднимаем перед грудью, кисти рук соединены ладонями,

смотрят вверх (2 раза)

1-8- «Крестик» (кириэс). Прямые руки скрещиваются с рядом стоящим ребенком (2 раза)

После разучивания, каждого движения по отдельности, для закрепления варьировать

упражнения по линиям.

А) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Крестик» внизу, 2 линия наверху, затем

меняются;

Б) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Ураса», 2 линия «Забор», затем

меняются;

В) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Сердце», 2 линия «Стрела», затем

меняются и т. д.

3. Заключительная часть. Воспитатель спрашивает у детей: «У кого какие возникли

вопросы?». Воспитатель отвечает на вопросы воспитанников и объявляет о том, что

занятие закончилось.

За время работы проекта родители постоянно помогают в решении организационных

вопросов – подготовка атрибутов и костюмов для выступлений детей на праздниках,

различных смотрах и конкурсах, каких-либо ответственных мероприятий, решают многие

ответственные вопросы по перевозу детей, посещают занятия.

Программное содержание

Сентябрь (Бала5ан ыйа)

1. Бала5ан ыйа- Улуу Суорун ыйа - беседа

2. «Ыа5ыйалаах». Знакомство с движениями.

3. Изучение движений под музыку.

4.Повторение движений.

Познакомить детей с месяцем. Дать понятие о якутских традициях, верованиях, культуре.

Развивать у детей память, мышление. Воспитывать интерес, эмоциональную

отзывчивость. Показать движение. Развивать у детей ритмичность, целеустремленность,

устойчивость.

Учить детей делать движения под музыку, учить слушать музыку.

Развивать исполнительскую деятельность детей в танце. Учить танцевать эмоционально,

выразительно. Продолжать понимать выразительность танца.

Помочь детям овладеть своим телом, познакомить духовностью культуры народа Саха.

Октябрь (Алтынньы ый)

1. Алтынньы ый- Хотой Айыы ыйа - беседа

2. «Хотой» Знакомство с движениями.

1 неделя: учим движение рук

2 неделя: учим движение рук

3 неделя: соединяем движения рук с ногами

4 неделя: Изучение движений под музыку

5. Повторение движений.

Ноябрь (Сэтинньи ый)

1. Сэтинньи ый- Байанай ыйа - беседа

2. «Булчут» Знакомство с движениями

1 неделя: учим движение рук

2 неделя: учим движение рук

3 неделя: соединяем движения рук с ногами

4 неделя:. Изучение движений под музыку.

5..Повторение движений.

Декабрь (Ахсынньы ый)

1. Ахсынньы ый- Билгэ Хаан ыйа - беседа

2.

«Оьуор» Знакомство с движениями

1 неделя: учим движение рук

2 неделя: учим движение рук

3 неделя: соединяем движения рук с ногами

4 неделя: Изучение движений под музыку

5.Повторение движений.

Познакомить детей с месяцем. Дать понятие о якутских традициях, верованиях, культуре.

Развивать у детей память, мышление. Воспитывать интерес, эмоциональную

отзывчивость. Познакомить с якутским танцем. Показать движение танца. Развивать у

детей ритмичность, целеустремленность, устойчивость.

Учить детей повторять движения под музыку, учить слушать музыку.

Развивать исполнительскую деятельность детей в танце. Учить танцевать эмоционально,

выразительно. Продолжать понимать выразительность танца.

Помочь детям овладеть своим телом, познакомить духовностью культуры народа Саха.

Январь (Тохсунньу ый)

1. Тохсунньу ый- Таңха хаан ыйа - беседа

2 «Хотугулуу» Знакомство с движениями танца

1 неделя: учим движение рук

2 неделя: учим движение рук

3 неделя: соединяем движения рук с ногами

4 неделя: Изучение движений под музыку

5.Повторение движений.

Февраль (Олунньу ый)

1. Олунньу ый- Одун Хаан ыйа - беседа

2. «Табалар» Знакомство с движениями

1 неделя: учим движение рук

2 неделя: учим движение рук

3 неделя: соединяем движения рук с ногами

4 неделя: Изучение движений под музыку

5.Повторение движений.

Март (Кулун тутар ый)

1. Кулун тутар ый- Дьеьегей Айыы ыйа - беседа

2. «Дьеьегей» Знакомство с движениями

1 неделя: учим движение рук

2 неделя: учим движение рук

3 неделя: соединяем движения рук с ногами

4 неделя: Изучение движений под музыку

5. Изучение движений под музыку.

4.Повторение танца.

Познакомить детей с месяцем. Дать понятие о якутских традициях, верованиях, культуре.

Развивать у детей память, мышление. Воспитывать интерес, эмоциональную

отзывчивость. Познакомить с якутским танцем. Показать движение танца. Развивать у

детей ритмичность, целеустремленность, устойчивость.

Учить детей танцевать под музыку, учить слушать музыку.

Развивать исполнительскую деятельность детей в танце. Учить танцевать эмоционально,

выразительно. Продолжать понимать выразительность танца.

Помочь детям овладеть своим телом, познакомить духовностью культуры народа Саха.

Апрель (Муус устар ый)

1. Муус устар ый- Айыыьыт ыйа - беседа

2.. «Саламалаах» Знакомство с движениями

1 неделя: учим движение рук

2 неделя: учим движение рук

3 неделя: соединяем движения рук с ногами

4 неделя: Изучение движений под музыку

5. Изучение движений под музыку.

Май (Ыам ыйа)

1. Отчётный концерт для родителей

Список использованной литературы

Васильева Е. Танец 1968.

Васильев В. Е. Осуохай -женский танец//Илин. -1998. -№2.

Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М. : Просвещение, 1989.

Гусев Г.П. Методика преподавание народного танца. -М. : 2002.

Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М. : ВАКО, 2006.

Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. М. : Наука, 1966.

Ксенофонтов Г.В. Урангхай сахалар: Очерки по древней истории якутов. -Якутск: Книж.

издат-во,1992. Т.2.Кн.2.

Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971.

Лукина А.Г. Традиционная танцевальная культура якутов- Новосибирск: Изд-во СО РАН,

1998.

Лукина А. Г. Традиционная танцевальная культура якутов- Новосибирск, 1998.

Руковицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» - М. : Знание – 2002.

Ткаченко Т.С. Народный танец - М. 1967

Якутский фольклор / Сост. Д. К. Сивцев. Якутск, 1970.

МКДОУ «Детский сад №8 « Чуораанчык».

Проект

« Якутский народный танец в детском саду»

Гуляева Галина Васильевна, воспитатель МКДОУ

«Детский сад №8 «Чуораанчык»



В раздел образования