Напоминание

Влияние саморазвития воспитателя на эффективность образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.


Автор: Большова Юлия Евгеньевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Влияние саморазвития воспитателя на эффективность образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние

саморазвития

воспитателя

на

эффективность

образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации

(ДОО) – это специально организованное взаимодействие воспитателя и

воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка

раннего

и

дошкольного

возраста,

результатом

которого

является

разностороннее развитие ребенка.

Несомненно, эффективность образовательного процесса зависит от

многих условий: наличия предметно-развивающей среды, соответствующей

требованиям Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО),

психолого-педагогических

и

материально-технических, финансовых, а также кадровых условий.

Выражение «Кадры решают всё» в современных условиях по-

прежнему

остается

актуальным.

Огромное

значение

имеют

профессиональные знания и умения человека при подходе к решению

профессиональных вопросов, в том числе в сфере дошкольного образования.

В пункте 3.2.6. ФГОС ДО мы находим указание на необходимость

профессионального развития педагогических работников. Профессиональное

развитие педагогических работников фактически можно разделить на два

типа: обязательное (формальное) и саморазвитие.

Обязательное

профессиональное

развитие

предусматривается

локальным нормативным актом образовательной организации – «Положение

о

профессиональной

переподготовке

и

повышении

квалификации

педагогических работников ДОО», в котором определены цели и задачи

повышения квалификации, виды, сроки и периодичность профессионального

обучения,

регламентирован

порядок

повышения

квалификации

и

прохождения дополнительной профессиональной переподготовки и др.

Саморазвитие

можно

рассматривать

как

профессиональное

самосовершенствование–

совокупность

психофизиологических,

психологических и личностных изменений, происходящих в педагоге в

процессе

овладения

и

длительного

выполнения

деятельности,

обеспечивающих

качественно

новый,

более

эффективный

уровень

решения профессиональных задач.

Саморазвитие

педагога

-

непрерывный,

сознательный,

целенаправленный

процесс

личностного

и

профессионального

совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и

активно-творческих воспринятых внешних факторов и направленный на

повышение

уровня

его

профессионализма,

развития

профессионально

значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта,

профессиональных знаний.

Процесс саморазвития педагога можно представить как процесс

различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого,

когнитивного,

эмоционально-волевого,

конструктивно-деятельностного,

рефлексивного

и

результативного,

которые

характеризуются

неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т.к. изменение одного из

них является условием развития любого другого.

Мотивационно-целевой

компонент

раскрывается

через

ценностные ориентации, личностные смыслы, потребности, интересы,

мотивы внешнего стимулирования, мотивы внутреннего самоутверждения

педагога, что определяет содержательную сторону деятельности педагога по

саморазвитию. Он отражает психологический настрой педагога, осознание

себя как профессионала, своих профессиональных затруднений и личностно

значимых профессиональных качеств, целеполагание в условиях творческого

саморазвития.

Когнитивный компонент включает в себя знание методик

самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов,

средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития).

Эмоционально-волевой

компонент

раскрывается

через

эмоционально-положительное

отношение

к

содержанию

и

процессу

саморазвития, осознание и позитивное восприятие собственного образа «Я»

как

профессионала,

эмоциональную

устойчивость,

способность

контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных

отклонений от намеченного плана.

Конструктивно-деятельностный

компонент

включает

самостоятельную интерпретацию условий творческого саморазвития, умение

проектировать

и

реализовывать

творческое

саморазвитие

путем

оптимального выбора форм и технологий реализации целей и задач

саморазвивающей деятельности, отслеживать ход этого процесса.

Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию

и

самооценке

профессиональной

деятельности

и

своей

личности,

рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, самоконтролю

эффективности собственных действий, коррекции результата, стимулирует

развитие способности педагога к работе над собой.

Результативный компонент включает в себя новообразования

профессиональных

знаний

и

умений,

личностно-значимых

качеств,

процессов

«самости»,

результаты

профессионально-педагогической

деятельности.

Основными

содержательными

характеристиками

саморазвития

выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка,

мотивационно-волевые компоненты, целеполагание. Именно они определяют

направленность и динамику саморазвития, дают возможность человеку

преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по

собственному самосовершенствованию.

Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями:

• первый уровень – остановившееся саморазвитие, когда педагог

проявляет

положительное

отношение

к

своей

профессиональной

деятельности и осознает ее личностную значимость. Он не испытывает

потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной

профессиональной

деятельности

и

ее

результатов;

профессиональные

функции выполняет в основном по стандарту.

• второй уровень – достаточное саморазвитие, характеризующийся

высокой

оценкой

педагогом

личностной

значимости

собственной

педагогической деятельности и проявлением потребности в саморазвитии;

более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к

самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей

личности.

• третий уровень – активное саморазвитие, когда педагогическая

деятельность

приобретает

в

глазах

педагога

личностную

и

глубоко

осознанную ценность; педагог осознает и принимает саморазвитие как

личностно

значимую

и

ценностно-целевую

установку;

проявляет

потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом

творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной

жизнедеятельности и деятельности учащихся.

Способность

к

саморазвитию

является

одним

из

показателей

профессиональной компетентности воспитателя.

Саморазвитие

педагога

предполагает

совершенствование

теоретической,

методической,

психологической,

правовой

подготовки,

совершенствование

ИКТ-знаний

и

ИКТ-умений,

коммуникативных,

творческих способностей, а также развитие общей эрудиции.

Второй и третий уровень (достаточное и активное саморазвитие)

саморазвития

педагога

оказывают

влияние

на

эффективность

образовательного процесса. А именно позволяют повышать эффективность,

реализовывать различные виды профессиональной деятельности на высоком

профессиональном уровне.

Совершенствование

теоретической

и

методической

подготовки

предполагает овладение педагогом новыми современными знаниями в

области различных методик обучения, развития и воспитания дошкольников,

овладение

инновационными

методами,

приемами,

технологиями

и

средствами обучения, развития и воспитания.

Совершенствование

психологической

подготовки

способствует

наиболее полному пониманию педагогом возрастных закономерностей и

индивидуальных

особенностей

развития,

способствует

становлению

партнерской позиции, укреплению личностно-ориентированной модели

взаимодействия взрослого и детей.

Совершенствование ИКТ-компетенций позволяет проводить занятия на

современном уровне.

Совершенствование

коммуникативных

компетенций

способствует

налаживанию взаимоотношений, формированию взаимопонимания между

педагогом и детьми, педагогом и родителями, а положительно влияет на

взаимоотношения между родителями и детьми.

Развитие общей эрудиции расширяет знания педагога об окружающем

мире, и является важным компонентом саморазвития педагога, поскольку

педагог может передать детям только те знания об окружающем мире,

которыми владеет сам.

Кроме

того,

саморазвитие

позволяет

открываться

творческому

потенциалу

педагога,

что

создает

атмосферу

свободы,

открытости,

дружелюбия и доверия друг к другу, а также активизирует индивидуальные и

творческие способности детей.

Таким образом, в конечном счете, саморазвитие педагога оказывает

влияние эффективность образовательного процесса в ДОО.



В раздел образования