Напоминание

"Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"


Автор: Родичкина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18, дошкольное отделение «Семицветик»
Населённый пункт: г. о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дыхательная гимнастика в детском саду как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дыхательная гимнастика в детском саду

как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Дыхание таит двойную милость,

И вдох, и выдох в нём!

Чудесна перемена эта!

Всевышнему мы славу шлём.

За то, что вслед за вдохом

Он дарит выдох нам.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка — ведущая задача концепции

модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного.

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с

устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объём познавательной информации

для дошкольников достаточно высок, растёт доля умственной нагрузки и в режиме дня.

Вследствие

этого

нередко

наблюдается

переутомление

детей,

снижение

их

функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние

здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

В условиях реализации обязательных требований федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) важнейшими задачами

по-прежнему являются формирование физических качеств, ценностей здорового образа

жизни, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса

психолого-педагогической и оздоровительной работы.

Наиболее значимыми для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду

являются здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного образования – сохранение

и укрепление здоровья воспитанников.

Для достижения этой задачи используются различные методики и формы работы, в

том числе гимнастика, которая включается в образовательную деятельность с другими

образовательными областями. Среди основных видов гимнастик, направленных на

сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная

гимнастика.

Цель

дыхательной гимнастики – обеспечение полноценной работы бронхов,

очистка слизистой дыхательных путей, укрепление дыхательной мускулатуры.

Использование

таких

оздоровительных

технологий

в

образовательно-

воспитательном процессе ДОУ, как дыхательная гимнастика, способствует решению

следующих задач:

– повышение общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и

устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

– развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и

диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности

сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

Дыхательная гимнастика

– это комплекс специализированных дыхательных

упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребёнка. Она служит

для развития у ребёнка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также

профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха легкими как процесс поглощения

кислорода и выделения углекислот живым организмом. При нормальном дыхании человек

дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный

воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются

частички

пыли,

попадающие

с

воздухом.

Дошкольников

необходимо

обучать

правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли,

переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.

Значение дыхательных упражнений.

1. Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в

носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы,

предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования.

2. Восстановление правильного дыхания через нос способствует улучшению

местного кровообращения, препятствует разрастанию аденоидов.

3. Носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом способствует расслаблению

дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению гладкой мускулатуры бронхов.

4 Носовое

дыхание

(также

рефлекторно)

способствует

регуляции

мозгового

кровообращения.

5. Нормализация

прикуса

и

формирование

правильной

осанки

улучшают

функционирование органов дыхания.

Особенности использования дыхательной гимнастики

в работе с детьми

дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном

сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения

упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и

шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет!

Откуда? Тревога! Нюхайте!” или “Нюхайте быстро, как хлопок в ладони!”. “Накачивайте

легкие как шины!” и так далее. Все упражнения имеют игровые названия, например

“Кошка”, “Насос” и так далее.

3. Необходима

мотивация

для

выполнения

дыхательной

гимнастики.

У

дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья,

поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять

регулярно, без перерывов. Поэтому убеждаем детей делать упражнения комплекса и дома,

и в выходные, и в праздничные дни.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Эффективность такой оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

зависит, прежде всего, от организации физкультурно-оздоровительной среды в группе

дошкольного учреждения.

В групповых комнатах имеются спортивные уголки, оснащенные не только

традиционным спортивным инвентарем, но и ярким нетрадиционным оборудованием и

пособиями, изготовленными из бросового материала, привлекающими глаз ребёнка для

того, чтобы он хотел с ним заниматься, получал удовольствие от занятий. В частности,

при проведении дыхательной гимнастики, как одного из принципов профилактики

заболеваний органов дыхания детей, в детском саду могут использоваться разнообразные

трубочки из-под соков, ватные шарики и т.п.

Наиболее положительный эффект дают упражнения на свежем воздухе, так как:

на свежем воздухе заниматься с детьми лучше, чем в помещении;

на прогулке есть время и возможность заниматься как индивидуально, по

подгруппам, так и со всей группой;

реализуется потребность детей в движении, используя их энергию «в мирных

целях»;

после окончания гимнастики внимание детей ещё «собрано», они слушают и

слышат слова воспитателя. В это время можно подсказать детям, чем ещё можно заняться

на прогулке, организовать их деятельность.

Очень важно обучить детей правильному полному дыханию, чтобы он расширял

грудную клетку и втягивал живот. Это одна из основных форм физического воспитания

детей с ослабленным здоровьем.

Правильное дыхание необходимо для здоровья ребёнка так же, как и правильное

питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения необходимо с самого раннего

возраста.

Перед

выполнением

дыхательных

упражнений

необходимо

позаботиться

о

выполнении обязательных условий:

ребёнок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не

принесут никакой пользы);

одежда не должна стеснять движений грудной клетки;

упражнения выполняются вне помещения на свежем воздухе при комфортной

температуре или, в крайнем случае, в хорошо проветренной комнате.

Целесообразность введения дыхательных упражнений, проводимые в увлекательной

игровой форме, обусловлена тем, что в результате их использования осуществляется

полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется

дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных

заболеваний.

Считается,

что кроме кислородного питания с помощью дыхания

происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем, правильное дыхание

регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребёнка-дошкольника.

Дыхательная гимнастика в ходе непосредственной образовательной деятельности

может быть реализована в виде:

- дыхательных пятиминуток перед завтраком, после дневного сна;

- звукодыхательных игр, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут;

- звукодвигательных и дыхательных игр, как фрагмент занятия по физкультуре и на

прогулке – 5 минут;

- голосовых упражнений и исполнения песен на музыкальных занятиях;

- психологических тренингов.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и

бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие

требования:

• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

• температура воздуха должна быть на уровне 18– 20°С;

• одежда не должна стеснять движений;

• не заниматься сразу после приёма пищи;

• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой

стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лёжа, сидя, стоя, а также в

сочетании с движениями и речью.

Таким

образом,

можно

отметить

несомненное

преимущество

дыхательной

гимнастики перед другими оздоровительными технологиями: это очень простой и вместе

с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует

особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.

«Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он

в большем или в меньшем количестве, или более сгущенный, или пропитанный

болезнетворными миазмами, входит в тело…» (Гиппократ)

Пусть Ваш ребенок будет здоровым!



В раздел образования