Автор: Фокина Юлия Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №301
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 8 класса
Тема: Сферы общественной жизни
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 301
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию
по обществознанию
8 класс
Разработана
Фокина Ю. В.,
учитель
Санкт-Петербург
2024 г.
8 класс
Контрольная работа по теме: «Личность и общество»
I вариант
1.
Что такое личность?
а)
человек, обладающий отличительными признаками;
б)
человек, чьи качества проявляются во взаимодействии с другими людьми,
обществом и государством;
в)
один из многих людей, представитель биологического вида;
г)
человек обладающий выдающимися личными достижениями.
2.
Перечислите фазы становления личности. Кратко изложите в чём
заключается их суть.
3.
Что такое профессия?
а)
вид трудовой деятельности, требующий специальной подготовки;
б)
служебное место на предприятии или в учреждении;
в)
знания и навыки необходимые для определенной деятельности;
г)
направление подготовки в образовательном учреждении.
4.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Система взглядов человека охватывает его самого и его ближний круг.
Б. Мировоззрение – система взглядов на окружающий мир, место человека в нём,
смысл его жизни и деятельности.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
5.
Перечислите виды социальных норм.
6.
Признаками индустриальной ступени развития общества являются:
а)
господство сельского хозяйства, сословная иерархия, главенство Церкви или
армии;
б)
производство, ориентированное не на количество, а на качество, высокая
квалификация работников, преобладание сферы услуг;
в)
преобладание промышленного массового производства, решающая роль в
обществе принадлежит корпорациям;
г)
ценность информационных технологий, ускорение научного прогресса,
преобладание инновационных тенденций.
7.
Перечислите положительные последствия глобализации.
8.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Все изменения в обществе протекают постепенно и размеренно.
Б. Любые общественные преобразования происходят в результате революций.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
9.
Перечислите признаки революций.
10.
Назовите как минимум три глобальные проблемы современности.
II вариант
1.
Что такое индивидуальность?
а)
человек, обладающий отличительными признаками;
б)
человек, чьи качества проявляются во взаимодействии с другими людьми,
обществом и государством;
в)
один из многих людей, представитель биологического вида;
г)
человек обладающий выдающимися личными достижениями.
2.
Назовите агенты социализации. Приведите примеры каждого из них.
3.
Что такое специальность?
а)
вид трудовой деятельности, требующий специальной подготовки;
б)
служебное место на предприятии или в учреждении;
в)
знания и навыки необходимые для определенной деятельности;
г)
направление подготовки в образовательном учреждении.
4.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Общество – всё человечество в целом.
Б. Общество – часть мира, противоположная природе.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
5.
Перечислите основные сферы жизни общества.
6.
Признаками традиционной ступени развития общества являются:
а)
господство сельского хозяйства, сословная иерархия, главенство Церкви или
армии;
б)
производство, ориентированное не на количество, а на качество, высокая
квалификация работников, преобладание сферы услуг;
в)
преобладание промышленного массового производства, решающая роль в
обществе принадлежит корпорациям;
г)
ценность информационных технологий, ускорение научного прогресса,
преобладание инновационных тенденций.
7.
Перечислите отрицательные последствия глобализации.
8.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Общественные отношения – взаимосвязи, в которые люди вступают в процессе
своей деятельности.
Б. Каждый человек входит в какую-либо социальную группу и остается в ней в
течение всей своей жизни.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
9.
Перечислите признаки реформ.
10.
Назовите один из возможных путей решения экологического кризиса.
Ключ:
I вариант
1.
б
2.
Фазы
становления
личности: адаптация (adaptatio
–
лат.
«приспособление») –
усвоение групповых правил и норм, образцов деятельности; индивидуализация –
человек старается развить свои индивидуальные черты, а другие люди признали и
оценили их; интеграция (integratio – лат. «соединение») – становиться частью
группы, общества, находит применение своим способностям.
3.
а
4.
б
5.
Дозволение, предписание, запрет.
6.
в
7.
Стимулирующее влияние на экономику; сближение государств; стимулирование
учета
интересов
государств
и
предостережение
их
от
крайних
действий
в
политике; возникновение социокультурного единства человечества.
Могут быть
приведены и иные, схожие по смыслу варианты ответа.
8.
г
9.
Инициаторами выступают низшие слои населения; резкие, внезапные изменения;
влечёт за собой изменение существующего строя; могут на первом этапе привести
к ухудшению условий жизни значительной части населения страны.
10.
Возможные варианты ответа (должно быть перечислено минимум три пункта):
экологическая проблема; истощение природных ресурсов; использование ресурсов
Мирового океана; угроза ядерной войны; преодоление отсталости развивающихся
стран;
демографическая
проблема;
продовольственная
проблема;
мировой
терроризм; мировое освоение космоса.
II вариант
1.
а
2.
Агенты социализации (то, что помогает человеку социализироваться): ближайшее
окружение
(семья,
родственники,
друзья);
формальное
окружение
человека
(организации).
3.
в
4.
в
5.
экономическая, политическая, социальная, духовная.
6.
а
7.
Насаждение единого стандарта потребления; создание препятствий для развития
отечественного
производства;
игнорирование
экономической
и
культурно-
исторической
специфики
развития
разных
стран;
навязывание
определенного
образа
жизни,
зачастую
противоречащего
традициям
данного
общества;
оформление
идеи
соперничества;
утрата
каких-то
специфических
черт
национальных
культур.
Могут
быть
приведены
и
иные,
схожие
по
смыслу
варианты ответа.
8.
а
9.
Проводятся сверху; изменения происходят постепенно (не всегда); существующий
общественный строй как правило сохраняется; могут на первом этапе привести к
ухудшению условий жизни значительной части населения страны.
10.
Возможные
варианты
ответа:
освоение
новых
источников
энергии,
чистых
с
экологической точки зрения (энергия ветра, солнца, энергия воды), вторичная
переработка использованных материалов, уменьшение использование пластика в
производстве
и
повседневной
жизни,
раздельный
сбор
мусора,
прекращение
вырубки тропических лесов.
Могут быть приведены и иные, схожие по смыслу
варианты ответа.
Критерии оценивания:
Задания оцениваются одним баллом за каждый правильный ответ.
Максимальный первичный балл – 10 баллов.
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
Менее 5
5-6
7-8
9-10
8 класс
Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры»
I вариант
1.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Культура - это всё, что создано человеком.
Б. К культуре относятся только памятники искусства, литературные
произведения и иные духовные ценности.
д)
верно только предложение А;
е)
верно только предложение Б;
ж)
верны оба предложения;
з)
неверны оба предложения.
2.
Что включает в себя духовная сфера жизни общества?
3.
В чём заключается разница между духовными и материальными ценностями?
Приведите по одному примеру для каждого из перечисленных видов
ценностей.
4.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Мораль – это совокупность повседневных человеческих поступков. Она может
быть положительной или отрицательной.
Б. Нравственность – это идеи и мысли о том, как правильно вести себя в
обществе.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
5.
Что такое долг? Как это понятие реализуется в реальной жизни?
6.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Моральный выбор – это не только выбор своего отношения (доброго или злого)
к другим людям, но и поступки в соответствии с выбранным отношением.
Б. Свобода предполагает ответственность человека за его поступки.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
7.
Перечислите основные особенности образовательного процесса в современном
мире.
8.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Научные знания настолько обширны, что выстроит их в четкую систему
невозможно.
Б. Одной из важнейших этических проблем, связанных с научной деятельностью,
является проблема поиска способов практического применения результатов труда
учёных.
д)
верно только предложение А;
е)
верно только предложение Б;
ж)
верны оба предложения;
з)
неверны оба предложения.
9.
К функциям науки относятся:
а)
регулирование поведения людей в обществе;
б)
описание устройства окружающего мира;
в)
обучение и образование;
г)
управление обществом и осуществление политической власти;
д)
применение знаний на практике;
е)
снятие тяжелого психологического состояния, избавление людей от чувства
одиночества;
ж)
объединение общества.
10.
Перечислите особенности религии.
II вариант
1.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Духовная сфера включает в себя исключительно произведения духовной
культуры человечества.
Б. Наука и мораль – это часть духовной сферы жизни общества.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
2.
В чём разница между внутренней и внешней культурой? Приведите по
одному примеру проявления в реальной жизни каждого из двух
перечисленных видов культуры.
3.
В чём суть «золотого правила морали»?
4.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Никто точно не знает, что является источником человеческой морали.
Мораль может быть результат общественного развития, природным
инстинктом или божественным даром. Всё зависит от точки зрения.
Б. Гуманизм – это любовь к людям, человечность.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
5.
В чём разница между долгом общественным и долгом моральным?
6.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Среднее общее образование в Российской Федерации является обязательным.
Б. После получения основного общего образования можно поступить в высшее
учебное заведение.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
7.
Приведите один любой пример сложного морального выбора из
произведений мировой литературы или кинематографа.
8.
Какое из двух утверждений является верным?
А. В Российской Федерации государственной религией является православие.
Б. Свобода вероисповедания также предполагает свободу атеизма.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
9.
К функциям религии относятся:
а)
регулирование поведения людей в обществе;
б)
описание устройства окружающего мира;
в)
обучение и образование;
г)
управление обществом и осуществление политической власти;
д)
применение знаний на практике;
е)
снятие тяжелого психологического состояния, избавление людей от чувства
одиночества;
ж)
объединение общества.
10.
Перечислите особенности науки.
Ключ:
I вариант
1.
а
2.
Духовную
культуру
в
разных
её
проявлениях
(культура,
мораль,
религия,
искусство, образование, наука, философия, право); людей различных профессий,
распространяющих духовные ценности (артисты, музыканты, служители культа;
учёные,
люди,
занимающиеся
самодеятельностью);
специализированные
учреждения культуры (музеи, театры, библиотеки, образовательные учреждения,
церкви и т.д.).
3.
Материальные ценности осязаемы, духовные – нет. Духовные ценности связанны с
внутренним
миром
человека,
его
чувствами
и
переживаниями.
Пример
материальной
ценности:
яхта,
загородный
дом,
картина,
скульптура.
Пример
духовных
ценностей:
любовь,
дружба,
справедливость,
знания.
Могут
быть
приведены и иные, схожие по смыслу варианты ответа.
4.
г
5.
Долг
-
связь
с
другими
членами
общества,
налагающая
на
нас
объективные
обязанности
(ответственность),
независящие
от
нашего
желания.
Например,
обязанности гражданина РФ. Их необходимо выполнять согласно Конституции
РФ,
чтобы
поддерживать
порядок
в
обществе
и
государстве.
Могут
быть
приведены и иные, схожие по смыслу варианты ответа.
6.
в
7.
Основные особенности образовательного процесса в современном мире: люди
развиваются
медленнее,
чем
технологии;
необходимо
не
только
получать
информацию, но и уметь её усваивать - уметь учиться; большой объем знаний -
предпочтение
в
подготовке
узких
специалистов;
образование
не
может
закончиться после окончания учебного заведения - оно продолжается всю жизнь -
самообразование.
Могут быть приведены и иные, схожие по смыслу варианты
ответа.
8.
г
9.
б, в, д
10.
Функции религии: регулирует поведение людей в обществе; объединяет общество;
воспитывает
человека;
даёт
ответ
на
вечные
человеческие
вопросы;
снимает
тяжелое психологическое состояние человека, избавляет от чувства одиночества.
II вариант
1.
б
2.
Внешняя
культура
-
материальная
культура,
материальные
ценности
и
произведения
искусства
(здание
или
дом
–
предмет
материальной
культуры);
внутренняя культура – духовная культура, умение вести себя, образованность,
мысли,
идеи,
знания
(роман,
написанный
классиком,
произведение
духовной
культуры).
Могут быть приведены и иные примеры.
3.
«Золотое вправил морали: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали
тебе».
4.
в
5.
Виды долга: долг общественный – долг перед обществом, навязывается самим
обществом;
долг
моральный
–
общественный
долг
человек
сам
для
себя
превращает в личную задачу, моральные требования к самому себе.
6.
г
7.
В "Капитанской дочке" А. С. Пушкина Пугачев предлагал Гриневу либо перейти
на его сторону, либо распрощаться с жизнью. Могут быть приведены и иные,
схожие по смыслу варианты ответа.
8.
б
9.
а, б, е, ж
10.
Особенности научного знания (науки): оперирует научными фактами; использует
категории и законы логики; является систематизированным; использует научный
метод познания: наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства; использует
особый язык: формулы, символы, знаки, понятия и т.д.; обязательная проверка
полученных результатов.
Критерии оценивания:
Задания оцениваются одним баллом за каждый правильный ответ.
Максимальный первичный балл – 10 баллов.
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
Менее 5
5-6
7-8
9-10
8 класс
Контрольная работа по теме: «Социальная сфера жизни общества»
I вариант
1.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Социальная роль - положение, которое человек или группа людей занимает в
обществе.
Б. Социальный статус - ожидаемое поведение от человека, занимающего ту, или
иную позицию в обществе.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
2.
Перечислите виды социальных групп. Приведите по одному примеру для
каждого вида социальной группы.
3.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Нация может объединять несколько этносов.
Б. Основным признаком нации как политической общности граждан одного
государства является общий язык.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
4.
Перечислите пути, по которым происходит перемещение людей из одних
социальных групп в другие в рамках общественной структуры. Как
называются эти пути?
5.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Социальное окружение человека не может быть причиной, побудившей его к
девиантному поведению.
Б. Некоторые люди по своему биологическому складу уже заранее
предрасположены к девиантному поведению.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
6.
Какие общие признаки объединяют людей одного этноса?
7.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Социальное неравенство возникает в том числе и из-за неравного доступа к
основным ресурсам производства.
Б. Одним из критериев деления общества на
старты является образование.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
8.
Заполните схему «Социальная стратификация» (см. рисунок):
9.
Перечисли основные причины межнациональных конфликтов и способы их
решения.
10.
Чем различаются позитивная и отрицательная девиация? Приведите
примеры позитивной и отрицательной девиации.
II вариант
1.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Приписанный статус является результатом приложенных человеком усилий.
Б. Прирождённый статус принадлежит человеку от рождения.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
2.
Перечислите виды социальных конфликтов. Приведите по одному примеру
для каждого из видов социальных конфликтов.
3.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Человеческое общество подразделяется не только на социальные группы, но
и на социальные слои (страты).
Б. Горизонтальная социальная мобильность подразумевает перемещение
человека из одного социального слоя (страты) в другой.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
4.
Перечислите признаки социальной группы.
5.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Отклоняющееся поведение может проявляться только на уровне
отдельной личности.
Б. Отклоняющееся поведение всегда возникает из-за общественных проблем,
например, высокой степени безработицы или тяжелого экономического
положения в стране.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
6.
Какие общие признаки объединяют людей одной нации?
7.
Какое из двух утверждений является верным?
А. Патриотизм - это признание исключительности определённой нации, её особого
пути в мировой истории, верховенства над другими народами.
Б. Шовинизм включает в себя
уважение к представителям других народов и
стремление защитить интересы своей страны.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
8.
Заполните схему «Социальная структура
общества» (см. рисунок):
9.
Что такое разрыв поколений? В чём его
причины?
10.
Чем различаются основные и
ситуационные социальные роли?
Ключ:
I вариант
1.
г
2.
Виды
социальных
групп:
большие
(все
школьники
России)
и
малые
(семья),
формальные (трудовой коллектив) и неформальные (компания друзей), первичные
(школьный класс) и вторичные (любители кошек). Могут быть приведены и иные
примеры.
3.
В
4.
Лифты
социальной
мобильности:
брак;
образование;
участие
в
политической
жизни общества.
5.
б
6.
происхождение;
единый
язык;
культуру;
хозяйство;
территорию
проживания;
самосознание; внешний вид; менталитет.
7.
в
8.
9.
Основные
причины
межнациональных
конфликтов:
расовая
и
религиозная
нетерпимость, столкновение интересов различных социальных групп, социальное
неравенство.
Способы
решение:
просветительская
деятельность,
борьба
с
бедностью и социальным неравенством.
Могут быть приведены и иные, схожие по
смыслу варианты ответа.
10.
Негативная
девиация (мешает
обществу):
уголовная
преступность; алкоголизм;
наркомания;
проституция;
азартные
игры;
психическое
расстройство;
самоубийство;
терроризм;
вандализм
и
др.
Позитивная
девиация
(не
мешает
обществу
или
полезна):
самопожертвование
и
героизм;
сверхтрудолюбие;
обостренное чувство жалости; гениальность; умственные способности и талант и
др.
II вариант
1.
в
2.
Виды конфликтов: глобальные (II мировая война); локальные (Чеченская война);
региональные (Израиль и Палестина); групповые (бухгалтера против сисадминов,
менеджеры продаж против кладовщиков); личные (бытовые, семейные).
Могут
быть приведены и иные примеры.
3.
а
4.
Признаки
социальной
группы:
совокупность
людей;
взаимодействие
между
членами группы; осознание и признание членами своей принадлежности к ней;
наличие групповых норм.
5.
Г
6.
общая территория; государство; развитая экономика; национальное самосознание.
7.
Г
8.
9.
У каждого поколения есть что-то, что сплачивает его, но в то же время отделяет
его от других поколений. Сейчас из-за резко развивающейся науки и техники
разрыв между поколениями стал более ощутим - разрыв поколений. Причины
разрыва поколений: ускорение темпов технического прогресса; рост социальной
мобильности; общественная жизнь становится более сложной и разнообразной.
10.
Основные роли вы исполняем всегда (сын/дочь, ученик, друг), ситуационные –
только в определённой ситуации (пассажир, покупатель, пешеход).
Критерии оценивания:
Задания оцениваются одним баллом за каждый правильный ответ.
Максимальный первичный балл – 10 баллов.
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
Менее 5
5-6
7-8
9-10
8 класс
Контрольная работа по теме: «Экономика»
Часть 1
I вариант
1.
Главная цель экономики – это:
а)
развитие производства;
б)
укрепление торговых связей между странами;
в)
удовлетворение потребностей людей;
г)
накопление капитала.
2.
Основные признаки командной экономической системы:
а)
ручной труд, натуральный обмен, отсталые технологии, основные
экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями и традициями;
б)
многообразие форм собственности, свобода предпринимательской
деятельности, конкуренция, свободный рынок;
в)
основные экономические решения принимаются государством,
государственная собственность на средства производства, централизованное
планирование производства;
г)
существует свободный рынок, но при этом есть контроль стороны государства,
многообразие форм собственности.
3. Что такое частная форма собственности?
4. Что является главным механизмом, регулирующим рыночные отношения?
а)
законы государства;
б)
спрос и предложение;
в)
человеческие потребности;
г)
конкуренция.
5. Соотнесите понятие и пример:
А.
Материальные ресурсы
1.
знания, умения, навыки людей
Б.
Финансовые ресурсы
2.
деятельность людей, их усилия и работа
В.
Энергетические ресурсы
3.
полезные ископаемые, инструменты, материалы
Г.
Трудовые ресурсы
4.
деньги, банковские кредиты, ценные бумаги
Д.
Информационные ресурсы
5.
топливо, электричество, газ
6. Перечислите стадии движения предметов потребления.
7. Какая существует разница между свободными и экономическими благами?
8. Какое из двух предложений является верным?
А. Благодаря свободной конкуренции производитель заинтересован повышать качество
продукции и устанавливать за неё разумную цену.
Б. Производство экономических благ – основа жизни человеческого общества.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
9. В каких случаях право собственности может быть прекращено?
10.
Что такое экономическая система?
II вариант
1. Главная проблема экономики – это:
а)
невозможность до конца удовлетворить человеческие потребности;
б)
ограниченность ресурсов;
в)
создание единого экономического пространства;
г)
поиск способа получения наибольшей прибыли.
2. Основные признаки рыночной экономической системы:
а)
ручной труд, натуральный обмен, отсталые технологии, основные
экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями и традициями;
б)
многообразие форм собственности, свобода предпринимательской
деятельности, конкуренция, свободный рынок;
в)
основные экономические решения принимаются государством,
государственная собственность на средства производства, централизованное
планирование производства;
г)
существует свободный рынок, но при этом есть контроль стороны государства,
многообразие форм собственности.
3. Что такое государственная форма собственности?
4. Что такое экономический выбор?
а)
как распорядиться имеющимися ресурсами;
б)
какие потребности удовлетворить;
в)
куда вложить имеющийся капитал;
г)
какие средства производства использовать.
5. Соотнесите понятие и пример:
А.
Потребность
1.
средства производства, необходимые для создания товаров и услуг
Б.
Товар
2.
результат производства
В.
Услуга
3.
продукт, произведённый на продажу
Г.
Ресурсы
4.
труд человека, который другие люди могут употребить себе на пользу
Д.
Продукт
5.
нужда человека в чём-либо
6. Перечислите функции экономической системы.
7. Что включает в себя право собственности?
8. Какое из двух предложений является верным?
А. Одним из главных вопросов экономики является вопрос «Сколько производить?».
Б. Экономика существует в первую очередь для получения прибыли.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
9. В каких случаях право собственности может быть приобретено?
10.
Что такое рыночное равновесие?
Ключ:
I вариант
1.
в
2.
в
3.
Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает
защищённое законом право физического или юридического лица, либо группы
лицо на предмет собственности. Пример: Иванов И.И. владеет пекарней. Все
затраты, связанные с её содержанием он берёт на себя, но и всю прибыль получает
тоже Иванов И.И. Могут быть приведены и другие примеры.
4.
б
5.
а-3, б-4, в-5, г-2, д-1
6.
Производство, распределение, обмен, потребление.
7.
Свободных благ больше, чем величина потребности в них. Экономические блага
имеются в распоряжении общества в ограниченном количестве.
8.
в
9.
Прекращение права собственности: добровольный отказ от права собственности;
смерть
собственника;
уничтожение
собственности;
принудительное
изъятие
собственности
государственными
органами;
приватизация
государственной
и
муниципальной собственности. Ответ считается правильным, если перечислено
минимум три пункта из списка.
10.
Экономическая
система
–
совокупность
способов
организации
хозяйственной
деятельности людей.
II вариант
1.
б
2.
б
3.
Государственная собственность — имущество, в том числе средства и продукты
производства, принадлежащие государству полностью, либо на основе долевой
или совместной собственности. Пример: объекты оборонного производства. Могут
быть приведены и другие примеры.
4.
а
5.
а-5, б-3, в-4, г-1, д-2
6.
Функции экономической системы: отвечает на главные экономические вопросы;
определяет в чей собственности находятся ресурсы и предметы
производства
(форму
собственности);
определяет
методы
привлечения
людей
к
трудовой
деятельности.
7.
Право
собственности
включает
в
себя:
владение
имуществом;
пользование
имуществом; распоряжение имуществом.
8.
г
9.
Приобретение
права
собственности:
собственник
сам
изготовил
вещь;
любая
продукция,
полученная
в
результате
использования
имущества
становиться
собственностью
того,
кто
эту
продукцию
произвёл;
имущество
получено
по
наследству; имущество получено в результате покупки, обмена; имущество было
подарено
собственнику;
приобретение
права
собственности
на
бесхозное
имущество;
вхождение
в
кооператив.
Ответ
считается
правильным,
если
перечислено минимум три пункта из списка.
10.
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда продавец производит ровно
столько товара, сколько потребитель может и хочет купить.
Критерии оценивания:
Задания оцениваются одним баллом за каждый правильный ответ.
Максимальный первичный балл – 10 баллов.
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
Менее 5
5-6
7-8
9-10
8 класс
Контрольная работа по теме: «Экономика»
Часть 2
I вариант
1.
Что такое потребительская корзина?
а)
стоимость минимума средств, необходимых для поддержания
жизнедеятельности человека;
б)
товары и услуги, которые можно приобрести за определенный период времени;
в)
перечень продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг,
необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека;
г)
часть дохода, которая не используется на потребление.
2.
Что означает быть безработным?
а)
не иметь работы и источников дохода, не стремиться их найти;
б)
иметь источник дохода, неважно какой;
в)
не иметь работы и источников дохода, стремиться их найти, состоять на учёте
в службе занятости;
г)
иметь работу или законный источник дохода.
3. Перечислите функции государства в экономике.
4. Что такое инфляция?
а)
документ, удостоверяющий факт получения денег в долг;
б)
ситуация, при которой расходы государства превышают его доходы;
в)
процесс обесценивания денег, который проявляется в виде повышения цен на
товары и услуги;
г)
денежные обязательства государства по займам, взятым у населения своей
страны.
5. Соотнесите понятие и пример:
А.
Производственный бизнес
1.
реклама, кадровые агентства, риелторы
Б.
Торговый бизнес
2.
обмен, купля-продажа, реализация товаров и услуг
В.
Финансовый бизнес
3.
создание товаров и услуг
Г.
Страховой бизнес
4.
денежные операции, банковские кредиты, ценные бумаги
Д.
Посреднический бизнес
5.
страхование жизни, имущества, финансовых рисков
6. Заполните таблицу:
Налоги
(название)
(название)
(описание)
(описание)
7. Перечислите функции предпринимательской деятельности.
8. Какое из двух предложений является верным?
А. Существует связь между доходами человека и его потреблением. Чем больше доход
человека, тем больше он потребляет.
Б. Экономисты различают непроизводственное и личное потребление.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
9.
Перечислите основные источники дохода граждан.
10.
Перечислите причины безработицы.
II вариант
1. Что такое прожиточный минимум?
а)
стоимость минимума средств, необходимых для поддержания
жизнедеятельности человека;
б)
товары и услуги, которые можно приобрести за определенный период времени;
в)
перечень продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг,
необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека;
г)
часть дохода, которая не используется на потребление.
2. Что означает быть неработающим?
а)
не иметь работы и источников дохода, не стремиться их найти;
б)
иметь источник дохода, неважно какой;
в)
не иметь работы и источников дохода, стремиться их найти, состоять на учёте
в службе занятости;
г)
иметь работу или законный источник дохода.
3. Перечислите признаки предпринимательской деятельности.
4. Что такое дефицит бюджета?
а)
документ, удостоверяющий факт получения денег в долг;
б)
ситуация, при которой расходы государства превышают его доходы;
в)
процесс обесценивания денег, который проявляется в виде повышения цен на
товары и услуги;
г)
денежные обязательства государства по займам, взятым у населения своей
страны.
5. Соотнесите понятие и определение:
А.
Индивидуальное частное
предприятие
1.
хозяйственная организация, созданная на основе объединения
денежных средств путём продажи акций
Б.
Товарищество
2.
предпринимательство, осуществляемое без привлечения наёмного
труда
В.
Акционерное общество
3.
форма бизнеса, при которой всеми средства владеет один
собственник
Г.
Индивидуальная
трудовая деятельность
4.
предпринимательство с привлечением наёмных работников
Д.
Предприятие (фирма)
5.
объединение двух или более лиц для организации и совместного
ведения дела
6. Заполните таблицу:
Доходы граждан
(название)
(название)
(описание)
(описание)
7. Перечислите меры социальной поддержки населения, предпринимаемые
государством.
8. Какое из двух предложений является верным?
А. К социальному страхованию относится страхование жизни и имущества.
Б. В нашей стране отсутствует обязательное медицинское страхование.
а)
верно только предложение А;
б)
верно только предложение Б;
в)
верны оба предложения;
г)
неверны оба предложения.
9.
Перечислите формы сбережения граждан.
10.
Перечислите последствия безработицы.
Ключ:
I вариант
1.
в
2.
в
3.
Функции
государства
в
экономике:
защита
экономических
интересов
предпринимателей
и
потребителей;
защита
прав
собственности;
преодоление
экономического
неравенства
между
людьми
-
перераспределение
доходов
граждан
и
хозяйственных
организаций; перераспределения
ресурсов
страны
в
интересах общества в целом; установление правил природопользования в целях
улучшения
экологии;
борьба
с
безработицей;
регулирование
трудовых
отношений;
организация
общественных
работ,
невыгодных
для
частного
предпринимательства, но необходимых гражданам (производство общественных
благ
-
оборона,
общественный
транспорт,
освещение
улиц,
бесплатное
образование
и
медицина);
сбор
налогов
для
оплаты
нужд государства.
Ответ
считается правильным, если перечислено минимум три пункта из списка.
4.
в
5.
а-3, б-2, в-4, г-5, д-1
6.
7.
Функции предпринимательской деятельности: привлечение крупных денежных
средств в разные отрасли национального хозяйства; создание рабочих мест; налоги
от предпринимательской деятельности.
8.
а
9.
Источники дохода граждан: заработная плата, пенсии и пособия, стипендия, доход
от предпринимательской деятельности, доходы от сдачи недвижимости в аренду,
доход от ценных бумаг, выплаты по вкладу в банке.
10.
Причины безработицы: изменение потребительского спроса на товары и услуги,
исчезновение
определённых
профессий;
недостаток
квалификации
работника;
поиск и ожидание получения гражданином рабочего места; спад производства;
сезонная безработица.
Налоги
Прямые
Косвенные
Взымаются с дохода или
имущества (зарплата, премия,
наследство, доход от
предпринимательской
деятельности).
Платят все граждане.
Представляет
собой
надбавку
к
цене
определённых
товаров
и
услуг
(например,
табачных
изделий
и
спиртных
напитков).
Платит
только
тот,
кто
покупает
товар.
II вариант
1.
а
2.
а
3.
Признаки
предпринимательской
деятельности:
хозяйственное
новаторство;
экономическая
свобода
участников;
инициатива
участников;
угроза
риска
и
потерь.
4.
б
5.
а-3, б-5, в-1, г-2, д-4
6.
Доходы граждан
номинальный
реальный
размер дохода в денежном
эквиваленте
товары и услуги, которые можно за
деньги приобрести.
7.
Меры социальной поддержки населения: социальные выплаты (пенсии, пособия),
социальное обслуживание (социальная поддержка, оказание социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и
материальной
помощи,
проведение
социальной
адаптации
и
реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации), увеличение заработанных
средств
(регулирование
заработной
планы
через
установление
размера
минимальной оплаты труда, определение надбавок к заработной плате (например,
за сверхурочную работу), а также устанавливает её изменения в связи с ростом
цен), помощь безработным (материальные выплаты (пособие по безработице),
помощь в трудоустройстве через службы занятости).
8.
г
9.
Формы
сбережения:
создание
накопительного
счёта
в
банке;
покупка
недвижимости;
покупка
драгоценных
металлов
произведений
искусства;
страхование.
10.
Последствия безработицы: экономические - рост расходов государства на пособия
по
безработице;
непроизведённые
товары
и
услуги;
невыплата
подоходного
налога; снижение способности граждан приобретать товары и услуги;
социальные
-
снижение
благосостояния
граждан;
тяжелое
психологическое
состояние
безработного; ухудшение криминальной обстановки в стране.
Ответ считается
правильным, если перечислено минимум три пункта из списка.
Критерии оценивания:
Задания оцениваются одним баллом за каждый правильный ответ.
Максимальный первичный балл – 10 баллов.
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
Менее 5
5-6
7-8
9-10
8 класс
Кроссворд по теме: «Личность и общество»
По горизонтали:
1.Заключительная стадия становления личности. 2. Усиление связей и взаимозависимостей
людей, народов, государств. 3. Становление зрелой личности невозможно без выработки
этой системы взглядов. 4.
Сфера жизни общества, включающая в себя культуру, науку и
религию.
5.
Отдельно
взятый
представитель
человеческого
рода.
6.
Один
из
видов
деятельности.
7.
Эта
сфера
жизни
включает
в
себя
производство,
распределение
и
потребление товаров и услуг. 8. Область планеты, охваченная разумной
деятельностью человека. 9. С этим агентом социализации подростки встречаются почти
каждый день. 10. Социальная норма, которая рекомендует что-либо делать.
По вертикали:
1. Процесс становление личности. 2. Одна из глобальных проблем человечества, получившая
название от латинского слова «страх, ужас». 3. Прогрессивное социальное преобразование,
осуществляемое
государственной
властью.
4.
Общество,
в
котором
преобладает
промышленное
производство,
а
на
верхушке
социальной
лестницы
стоят
корпорации.
5.
Человек,
обладающий
отличительными
признаками.
6.
Малая
социальная
группа,
в
1
1
2
2
3
3
4
5
4
5
7
6
8
9
10
6
которой человек состоит с момента своего рождения. 7.
Процесс постепенного непрерывного
развития.
Ключ:
По горизонтали: 1. Интеграция. 2. Глобализация. 3. Мировоззрение. 4. Духовная.
5. Индивид. 6. Труд. 7. Экономическая. 8. Ноосфера. 9. Школа. 10. Предписание.
По вертикали: 1. Социализация. 2. Терроризм. 3. Реформа. 4. Индустриальное.
5. Индивидуальность. 6. Семья. 7. Эволюция.
Критерии оценивания:
Кроссворд оценивается одним баллом за каждый правильный ответ.
Максимальный первичный балл – 17 баллов.
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
Менее 7
7-10
11-14
15-17
8 класс
Кроссворд по теме: «Духовная сфера жизни общества»
По горизонтали:
1)
Признание существования этих сил является одной из основных отличительных
черт религии.
2)
Контроль
со
стороны
других
людей
(общества)
относится
к
этому
типу
дисциплины.
3)
Всё, что создано человеком.
4)
Все области знания, занимающиеся описанием окружающего мира, населяющих
его существ, а также природных процессов, относятся к этому виду наук.
5)
Всё, что людям особенно дорого, необходимо для жизни, то, к чему они относятся
с уважением и почтением.
6)
Процесс приобретения знаний о мире.
7)
Одна из форм религиозных организаций, возникающая в результате отделения
части верующих от основной Церкви.
8)
Возможность делать всё, что не причиняет вреда другому человеку.
9)
Незаконное использование результатов чужого творческого труда.
1
2
4
1
3
2
9
3
12
11
5
4
5
10
6
8
7
7
8
6
9
10
10)
Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к
другим
людям,
окружающей
среде
и
самому
себе
с
позиции
добра
и
зла,
справедливости и несправедливости.
По вертикали:
1)
Совокупность людских нравов, иногда употребляется как синоним слова «мораль».
2)
Наука о морали, учение о добре и зле.
3)
Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию
объективных знаний о действительности.
4)
Возможность
самому
выбирать,
какую
религию
исповедовать,
или
полностью
отказаться от религии, называется свободой … (вставить пропущенное слово).
5)
После окончания ВУЗа выпускники получают диплом о … образовании (вставить
пропущенное слово).
6)
Связь с другими членами общества, налагающая на нас объективные обязанности,
независящие от нашего желания.
7)
Эта ступень общего образования является обязательной для всех граждан РФ.
8)
Определённая
система
взглядов,
обусловленная
верой
в
сверхъестественное,
включающая в себя свод моральных норм, культовых действий и объединение
людей в особые организации.
9)
Человечность, любовь к людям.
10)
Внутренний контроль человека.
11)
Основная функция науки.
12)
Определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе
нормам права и морали или требованиям какой-то организации.
Ключ:
По горизонтали: 1. Сверхъестественных. 2. Внешняя. 3.Культура. 4. Естественное.
5. Ценность. 6. Образование. 7. Секта. 8. Свобода. 9. Плагиат. 10. Мораль
По вертикали: 1. Нравственность. 2. Этика. 3. Наука. 4. Вероисповедания.
5. Высшем. 6. Долг. 7. Основное. 8. Религия. 9.Гуманизм. 10. Совесть. 11. Познавательная.
12. Дисциплина.
Критерии оценивания:
Кроссворд оценивается одним баллом за каждый правильный ответ.
Максимальный первичный балл – 22 балла.
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
Менее 9
9-13
14-17
18-22
8 класс
Кроссворд по теме: «Социальная сфера жизни общества»
По горизонтали:
1)
Совокупность связей и отношений, в которые вступают общности людей и
социальные группы, называется социальной… общества (вставьте пропущенное
слово).
2)
Положение, которое человек или группа людей занимает в обществе.
3)
Социальные группы, структура, задачи и отношения членов которой чётко
регламентированы.
4)
Столкновение интересов разных социальных групп.
5)
Социальные роли, которые человек берёт на себя только при определённых
обстоятельствах.
6)
Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы.
7)
Социальный статус, являющихся результатом приложенных человеком усилий.
8)
Принадлежность человека к той, или иной народности, народу, нации.
9)
Социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность
пожертвовать своими интересами ради неё.
8
3
7
2
4
1
11
6
2
9
3
10
9
4
10
5
5
11
6
7
8
10)
Девиация, которая не мешает обществу или даже полезна для него, называется …
11)
Политическая общность граждан определенного государства.
По вертикали:
1)
Деление общества на специальные слои или классы, распложённые по принципу
иерархии.
2)
Общность людей, объединённая единым языком, культурой и территорией
проживания.
3)
Совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе, объединённая
общей целью или признаком.
4)
Ожидаемое поведение от человека того или иного социального статуса.
5)
Люди, родившиеся в один и тот же период времени (примерно тридцатилетний
период).
6)
Поведение людей, не согласующееся с нормами, принятыми в обществе.
7)
Правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных
прав, обязанностей и ответственности.
8)
Одна из причин межнациональных конфликтов, выражается в предвзятом отношении
к другим народам, ущемлении их прав.
9)
Один из видов негативного девиантного поведения.
10)
Идеология, суть которой заключается в идее превосходства определённой нации с
целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов.
11)
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в
другие, называются … социальной мобильности.
Ключ:
По горизонтали: 1. Структурой. 2. Статус. 3. Формальные. 4. Конфликт.
5. Ситуационные. 6. Мобильность. 7. Приобретённый. 8. Национальность. 9. Патриотизм.
10. Позитивная. 11. Нация.
По вертикали: 1. Стратификация. 2. Этнос. 3. Группа. 4. Роль. 5. Поколение.
6. Девиантное. 7. Гражданство. 8. Дискриминация. 9. Наркомания. 10. Шовинизм.
11. Лифты.
Критерии оценивания:
Кроссворд оценивается одним баллом за каждый правильный ответ.
Максимальный первичный балл – 22 балла.
Отметка по
пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
Менее 9
9-13
14-17
18-22