Автор: Белозерова Алёна Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ФГК ОУ "СОШ №154 имени генерал-полковника Е.П. Маслина"
Населённый пункт: н.п. Вологда-20
Наименование материала: Урок "Наружные покровы тела. Строение и функции кожи."
Тема: Урок биологии в соответствии с ФГОС ООО
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по биологии в 8 классе на тему
«Наружные покровы тела. Строение и функции кожи».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: дать понятие о коже человека, ее строении, функциях и гигиене.
Формировать интерес к изучению биологии.
Задачи:
1) образовательная – дать представление ученикам о строении и функциях
кожи. Сформировать понятие о производных кожи и ее гигиене.
2) развивающая – указать важность кожи для организма человека, развивать
интерес к предмету.
3) воспитательная – сформировать взгляд на гигиену кожи, а также
бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: таблица « Строение кожи».
Методы: объяснение с элементами беседы, демонстрация таблицы.
Используемые технологии: технологии проблемного обучения, опорного
конспекта, здоровьесберегающие, информационные, дифференцированного
обучения, интегрированного обучения.
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель приветствует учеников, стремится обеспечить для обучающихся
психологически комфортную обстановку на уроке, дает возможность
обучающимся быстро включиться в деловой ритм. Ученики записывают
дату, классная работа, тема урока зашифрована в виде ребуса (кожа).
Обучающиеся отгадывают слово, записывают тему в тетрадь.
2. Повторение пройденного
Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала мы повторим
предыдущую тему «Выделение».
Беседа по вопросам:
- Почему продукты обмена необходимо выводить из организма?
- Какие органы выполняют функцию выделения?
- Какие органы составляют мочевыделительную систему?
- Каково строение почки?
- Что такое нефрон? Каково его строение и функции?
- Опишите процесс мочеобразования и мочевыведения.
3. Изучение нового материала
Учитель: Мы приступаем к изучению новой темы. Каждый мечтает об
одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождем, но свободно
пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и ее
можно было бы носить хоть сто лет. И такая одежда существует.
Как вы думаете, о каком органе человеческого тела идет речь?
Ученик: Кожа.
Учитель: Верно. Тема нашего урока « Кожа – наружный покровный орган».
Запишите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока и число в тетрадь.
Какие цели мы поставим перед собой?
Ученик: узнать из чего состоит кожа, какие функции выполняет.
Учитель: А также узнаем о производных кожи, гигиене кожи и некоторые
интересные факты.
В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать
пышные празднества. В 1646 году в Милане состоялось праздничное
шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого
века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался.
Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю
ночь он провел в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер. Долгое
время никто не мог объяснить причину гибели ребенка.
Какие мысли у вас возникли по этому поводу?
Ученик: … (высказывают предположения)
Учитель: Так что же нужно знать о коже, чтобы ответить на вопрос о
причине гибели мальчика?
Ученик: Нужно знать строение и функции кожи.
Учитель: Этим мы сейчас и займемся.
Давайте подумаем, какую функцию в нашем организме выполняет кожа.
Запишите в тетради функции, и мы вместе проверим.
Ученик: защитная, терморегуляция, выделение, дыхание, чувствительная,
запасающая.
Учитель: Давайте с вами вместе заполним таблицу по строению и функциям
кожи.
Строение и функции кожи
Слой кожи:
1. Эпидермис
Образован многослойным эпителием. Наружный слой– это мёртвый слой
клеток, внутренний – живые, активно размножающиеся клетки. В них
содержится пигмент – меланин.
Функции: защитная (от попадания микробов, от механического воздействия),
задержка ультрафиолетовых лучей.
2. Дерма (собственно кожа)
Образована соединительной тканью, эластична. Здесь находятся рецепторы,
сальные и потовые железы, волосяные фолликулы, кровеносные и
лимфатические сосуды.
Функции: Чувствительная (рецепторная), выделительная, терморегуляторная
3. Гиподерма (подкожная клетчатка)
Состоит из рыхлой соединительной ткани, а также большое количество
жировых клеток, кровеносных сосудов и нервных волокон.
Функции: препятствует охлаждению тела, играет роль амортизатора,
является запасом питательных веществ, депо крови. Кит – 1 метр жира.
Учитель: есть ли у вас вопросы по строению и функциям кожи?
Ученик: (задают вопросы)
Учитель: (отвечает на вопросы). Теперь перейдем к производным кожи.
Производные кожи:
Железы.
Учитель: заслушаем сообщение учащегося.
Ученик: сальные железы.
Учитель: помимо сальных желез, какие еще есть в нашем организме?
Ученик: потовые железы.
Учитель: верно.
Количество потовых желез очень велико, но больше всего их на ладонях и
лице. Каждая железа состоит из тела и протока. Тело железы лежит в нижних
слоях дермы; проток открывается наружу порой. Через нее выделяется секрет
железы – пот. Капельки пота, наверно, не раз попадали вам в рот, и вы
знакомы с его солоноватым вкусом.
Как вы думаете, из чего он состоит?
Ученик: (высказывает предположения)
Учитель: Пот – это вода и растворенные в ней вещества: поваренная соль,
мочевина и др.
При сухом и жарком климате потовые железы выделяют много жидкости,
что облегчает работу других органов выделения – почек, с которыми вы
знакомитесь позже.
Значительную роль потовые железы играют в теплоотдаче. В среднем
человек выделяет от 600 до 900 мл пота в сутки. Испарение с поверхности
кожи вызывает понижение температуры тела. Вода, испаряясь, забирает с
собой часть тепла. Так и пот, испаряясь, охлаждает организм.
Как вы думаете, пот имеет запах?
Ученик: (высказывают предположения)
Учитель: нет, сам по себе секрет потовых желез не пахнет. Запах появляется
в результате деятельности бактерий, живущих на поверхности кожи.
Учитель: в нашем организме есть еще специфичные железы - млечные.
Заслушаем сообщение учащегося.
Ученик: млечные железы
Учитель: кроме желез производными кожи являются волосы и ногти.
Роговые производные.
Учитель: Рассмотрим строение волоса.
То, что мы называем волосом, т.е. та часть, которая поднимается над
поверхностью головы, называют стержнем волоса. Стержень состоит из
мертвых клеток. Растет волос своим корнем, который лежит в глубоких
слоях дермы и находится в волосяной сумке (фолликуле). К корню волоса
подходят кровеносные капилляры, которые приносят питательные вещества
и уносят продукты обмена.
Существует также волосяная мышца, которая приподнимает волос, если
становиться холодно. Тем самым увеличивается воздушный слой между
кожей и окружающей средой.
Волосами покрыто 95% тела человека. Лишены волос только губы, стопы ног
и ладони рук.
Волос крепок, как медная проволока сходной толщины. Пучок из 100 волос
выдерживает 10 килограмм, а все волосы на голове 12 тонн.
В сутки волос вырастает на 0,35 миллиметров, за год на 12 сантиметров.
Учитель: Последнее образование кожи – это ноготь.
Ногти выполняют защитную функцию, т.к. прикрывают очень
чувствительные кончики пальцев. Строение ногтя: ногтевая пластинка,
состоящая из мертвых клеток, плотно соединенных между собой, постоянно
растет и не чувствительна к температуре и механическим воздействиям. Под
ней лежит ногтевое ложе, богатое нервными окончаниями и кровеносными
сосудами. Кровеносные сосуды придают ногтю розоватый цвет. Корень
ногтя – это точка, откуда он растет и там ногтевая пластинка более тонкая.
Согласно книге рекордов Гиннесса обладательницей самых длинных ногтей
является ЛИ Редмонд, жительница Солт – Лейк – Сити. На момент
регистрации рекорда, суммарная длина её ногтей составляла 7 метров 51
сантиметр и 3 миллиметра.
Есть ли у вас какие-нибудь вопросы по изученному материалу?
Ученики: (задают вопросы)
Учитель: В настоящее время наша кожа подвергается различным
негативным воздействиям окружающей среды. И вместе с этим мы, следуя
веяниям моды, различным образом воздействуем на кожу, делая татуировки
и пирсинг. Насколько это полезно или вредно расскажет нам (ученик).
Ученик: Пирсинг – польза и вред.
4. Закрепление.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали об очень важном органе – коже.
Разобрали ее строение и функции. Поговорили о производных кожи и ее
гигиене. Также узнали о влиянии пирсинга на организм человека.
А сейчас побеседуем по вопросам:
1. Из каких слоев состоит кожа?
2. Какие функции выполняет эпидермис (дерма, гиподерма)?
3. Какой пигмент содержится в коже и что от него зависит?
4. Какие образования содержатся в коже?
5. Какие производные кожи вам известны?
6. Как нужно ухаживать за кожей?
Ученики: (отвечают на вопросы)
Учитель: Давайте ответим на вопрос, который задавали в начале занятия.
Почему же золотой мальчик умер?
Ученик: мальчик умер, т.к. покрытая краской кожа перестала
функционировать в полной мере, нарушилась функция теплообмена. Сосуды
расширились и ребенок потерял много тепла. Температура его тела
понизилась, организм ослабел и возможно подвергся различным инфекциям,
что привело к смерти.
Учитель: верно, т.к. в истории о «золотом мальчике» сообщалось, что у
ребенка был жар и он сильно кашлял.
Домашнее задание:
Стр. 205-208 (пересказ)
Творческое задание: составить кластер на тему «Кожа».
5. Рефлексия урока.
Учитель: закончить наш урок хотелось бы фразой, но составить ее придется
вам. На столах набор слов и знаков для составления фразы. ( В, здоровье,
объединяющий, и, себе, защиту, сложнейший, кожа, красоту, орган.).
Кожа – сложнейший орган , объединяющий в себе защиту, красоту и
здоровье.
6. Выставление отметок за урок.
Выставление следует сопровождать обязательным комментарием, похвалой.