Напоминание

Урок биологии в соответствии с ФГОС ООО


Автор: Белозерова Алёна Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ФГК ОУ "СОШ №154 имени генерал-полковника Е.П. Маслина"
Населённый пункт: н.п. Вологда-20
Наименование материала: Урок "Наружные покровы тела. Строение и функции кожи."
Тема: Урок биологии в соответствии с ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по биологии в 8 классе на тему

«Наружные покровы тела. Строение и функции кожи».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать понятие о коже человека, ее строении, функциях и гигиене.

Формировать интерес к изучению биологии.

Задачи:

1) образовательная – дать представление ученикам о строении и функциях

кожи. Сформировать понятие о производных кожи и ее гигиене.

2) развивающая – указать важность кожи для организма человека, развивать

интерес к предмету.

3) воспитательная – сформировать взгляд на гигиену кожи, а также

бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: таблица « Строение кожи».

Методы: объяснение с элементами беседы, демонстрация таблицы.

Используемые технологии: технологии проблемного обучения, опорного

конспекта, здоровьесберегающие, информационные, дифференцированного

обучения, интегрированного обучения.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, стремится обеспечить для обучающихся

психологически комфортную обстановку на уроке, дает возможность

обучающимся быстро включиться в деловой ритм. Ученики записывают

дату, классная работа, тема урока зашифрована в виде ребуса (кожа).

Обучающиеся отгадывают слово, записывают тему в тетрадь.

2. Повторение пройденного

Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала мы повторим

предыдущую тему «Выделение».

Беседа по вопросам:

- Почему продукты обмена необходимо выводить из организма?

- Какие органы выполняют функцию выделения?

- Какие органы составляют мочевыделительную систему?

- Каково строение почки?

- Что такое нефрон? Каково его строение и функции?

- Опишите процесс мочеобразования и мочевыведения.

3. Изучение нового материала

Учитель: Мы приступаем к изучению новой темы. Каждый мечтает об

одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождем, но свободно

пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и ее

можно было бы носить хоть сто лет. И такая одежда существует.

Как вы думаете, о каком органе человеческого тела идет речь?

Ученик: Кожа.

Учитель: Верно. Тема нашего урока « Кожа – наружный покровный орган».

Запишите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока и число в тетрадь.

Какие цели мы поставим перед собой?

Ученик: узнать из чего состоит кожа, какие функции выполняет.

Учитель: А также узнаем о производных кожи, гигиене кожи и некоторые

интересные факты.

В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать

пышные празднества. В 1646 году в Милане состоялось праздничное

шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого

века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался.

Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю

ночь он провел в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер. Долгое

время никто не мог объяснить причину гибели ребенка.

Какие мысли у вас возникли по этому поводу?

Ученик: … (высказывают предположения)

Учитель: Так что же нужно знать о коже, чтобы ответить на вопрос о

причине гибели мальчика?

Ученик: Нужно знать строение и функции кожи.

Учитель: Этим мы сейчас и займемся.

Давайте подумаем, какую функцию в нашем организме выполняет кожа.

Запишите в тетради функции, и мы вместе проверим.

Ученик: защитная, терморегуляция, выделение, дыхание, чувствительная,

запасающая.

Учитель: Давайте с вами вместе заполним таблицу по строению и функциям

кожи.

Строение и функции кожи

Слой кожи:

1. Эпидермис

Образован многослойным эпителием. Наружный слой– это мёртвый слой

клеток, внутренний – живые, активно размножающиеся клетки. В них

содержится пигмент – меланин.

Функции: защитная (от попадания микробов, от механического воздействия),

задержка ультрафиолетовых лучей.

2. Дерма (собственно кожа)

Образована соединительной тканью, эластична. Здесь находятся рецепторы,

сальные и потовые железы, волосяные фолликулы, кровеносные и

лимфатические сосуды.

Функции: Чувствительная (рецепторная), выделительная, терморегуляторная

3. Гиподерма (подкожная клетчатка)

Состоит из рыхлой соединительной ткани, а также большое количество

жировых клеток, кровеносных сосудов и нервных волокон.

Функции: препятствует охлаждению тела, играет роль амортизатора,

является запасом питательных веществ, депо крови. Кит – 1 метр жира.

Учитель: есть ли у вас вопросы по строению и функциям кожи?

Ученик: (задают вопросы)

Учитель: (отвечает на вопросы). Теперь перейдем к производным кожи.

Производные кожи:

Железы.

Учитель: заслушаем сообщение учащегося.

Ученик: сальные железы.

Учитель: помимо сальных желез, какие еще есть в нашем организме?

Ученик: потовые железы.

Учитель: верно.

Количество потовых желез очень велико, но больше всего их на ладонях и

лице. Каждая железа состоит из тела и протока. Тело железы лежит в нижних

слоях дермы; проток открывается наружу порой. Через нее выделяется секрет

железы – пот. Капельки пота, наверно, не раз попадали вам в рот, и вы

знакомы с его солоноватым вкусом.

Как вы думаете, из чего он состоит?

Ученик: (высказывает предположения)

Учитель: Пот – это вода и растворенные в ней вещества: поваренная соль,

мочевина и др.

При сухом и жарком климате потовые железы выделяют много жидкости,

что облегчает работу других органов выделения – почек, с которыми вы

знакомитесь позже.

Значительную роль потовые железы играют в теплоотдаче. В среднем

человек выделяет от 600 до 900 мл пота в сутки. Испарение с поверхности

кожи вызывает понижение температуры тела. Вода, испаряясь, забирает с

собой часть тепла. Так и пот, испаряясь, охлаждает организм.

Как вы думаете, пот имеет запах?

Ученик: (высказывают предположения)

Учитель: нет, сам по себе секрет потовых желез не пахнет. Запах появляется

в результате деятельности бактерий, живущих на поверхности кожи.

Учитель: в нашем организме есть еще специфичные железы - млечные.

Заслушаем сообщение учащегося.

Ученик: млечные железы

Учитель: кроме желез производными кожи являются волосы и ногти.

Роговые производные.

Учитель: Рассмотрим строение волоса.

То, что мы называем волосом, т.е. та часть, которая поднимается над

поверхностью головы, называют стержнем волоса. Стержень состоит из

мертвых клеток. Растет волос своим корнем, который лежит в глубоких

слоях дермы и находится в волосяной сумке (фолликуле). К корню волоса

подходят кровеносные капилляры, которые приносят питательные вещества

и уносят продукты обмена.

Существует также волосяная мышца, которая приподнимает волос, если

становиться холодно. Тем самым увеличивается воздушный слой между

кожей и окружающей средой.

Волосами покрыто 95% тела человека. Лишены волос только губы, стопы ног

и ладони рук.

Волос крепок, как медная проволока сходной толщины. Пучок из 100 волос

выдерживает 10 килограмм, а все волосы на голове 12 тонн.

В сутки волос вырастает на 0,35 миллиметров, за год на 12 сантиметров.

Учитель: Последнее образование кожи – это ноготь.

Ногти выполняют защитную функцию, т.к. прикрывают очень

чувствительные кончики пальцев. Строение ногтя: ногтевая пластинка,

состоящая из мертвых клеток, плотно соединенных между собой, постоянно

растет и не чувствительна к температуре и механическим воздействиям. Под

ней лежит ногтевое ложе, богатое нервными окончаниями и кровеносными

сосудами. Кровеносные сосуды придают ногтю розоватый цвет. Корень

ногтя – это точка, откуда он растет и там ногтевая пластинка более тонкая.

Согласно книге рекордов Гиннесса обладательницей самых длинных ногтей

является ЛИ Редмонд, жительница Солт – Лейк – Сити. На момент

регистрации рекорда, суммарная длина её ногтей составляла 7 метров 51

сантиметр и 3 миллиметра.

Есть ли у вас какие-нибудь вопросы по изученному материалу?

Ученики: (задают вопросы)

Учитель: В настоящее время наша кожа подвергается различным

негативным воздействиям окружающей среды. И вместе с этим мы, следуя

веяниям моды, различным образом воздействуем на кожу, делая татуировки

и пирсинг. Насколько это полезно или вредно расскажет нам (ученик).

Ученик: Пирсинг – польза и вред.

4. Закрепление.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали об очень важном органе – коже.

Разобрали ее строение и функции. Поговорили о производных кожи и ее

гигиене. Также узнали о влиянии пирсинга на организм человека.

А сейчас побеседуем по вопросам:

1. Из каких слоев состоит кожа?

2. Какие функции выполняет эпидермис (дерма, гиподерма)?

3. Какой пигмент содержится в коже и что от него зависит?

4. Какие образования содержатся в коже?

5. Какие производные кожи вам известны?

6. Как нужно ухаживать за кожей?

Ученики: (отвечают на вопросы)

Учитель: Давайте ответим на вопрос, который задавали в начале занятия.

Почему же золотой мальчик умер?

Ученик: мальчик умер, т.к. покрытая краской кожа перестала

функционировать в полной мере, нарушилась функция теплообмена. Сосуды

расширились и ребенок потерял много тепла. Температура его тела

понизилась, организм ослабел и возможно подвергся различным инфекциям,

что привело к смерти.

Учитель: верно, т.к. в истории о «золотом мальчике» сообщалось, что у

ребенка был жар и он сильно кашлял.

Домашнее задание:

Стр. 205-208 (пересказ)

Творческое задание: составить кластер на тему «Кожа».

5. Рефлексия урока.

Учитель: закончить наш урок хотелось бы фразой, но составить ее придется

вам. На столах набор слов и знаков для составления фразы. ( В, здоровье,

объединяющий, и, себе, защиту, сложнейший, кожа, красоту, орган.).

Кожа – сложнейший орган , объединяющий в себе защиту, красоту и

здоровье.

6. Выставление отметок за урок.

Выставление следует сопровождать обязательным комментарием, похвалой.



В раздел образования