Автор: Попова Наталья Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева А. Н.
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество - как способ организации взаимных профессиональных связей для повышения качества обучения по предмету обществознание через внедрение заданий формата ОГЭ в урочную систему или практические советы начинающему учителю обществознания
Раздел: среднее образование
Наставничество - как способ организации взаимных профессиональных
связей для повышения качества обучения по предмету обществознание через
внедрение заданий формата ОГЭ в урочную систему или практические
советы начинающему учителю обществознания
Очень часто мои молодые коллеги сталкиваются с ситуацией, когда
обществознание, как предмет по выбору для сдачи государственной итоговой
аттестации, выбирают учащиеся, считающие данный предмет легким при сдаче
экзамена или те учащиеся, коих я называю «перебежчики» т.е. учащиеся, у
которые из списка предметов по выбору обществознание остался крайним
предметом (все остальные уже были, так скажем, опробованы) и «бежать» уже
некуда. Вот тут и возникает проблема: как за маленький период времени
качественно подготовить учащегося к сдаче предмета. Неоднократно, еще до
появления
в
области
педагогики
таких
понятий
как
«наставник»
и
«наставляемый» приходилось делиться с коллегами своим опытом работы по
данной проблеме, всегда отмечала, что подготовка заключается в длительном
системном изучении предмета на уроках. Поэтому подходя к моменту выбора
предмета для сдачи экзамена учащиеся оценивают свои способности и знания по
обществознанию.
В данной статье позволю себе занять роль наставника и поделиться с Вами
тем, как я провожу подготовку своих учащихся к сдаче государственной итоговой
аттестации в форме ОГЭ.
Данную подготовку начинаю с самого начала изучения предмета в школе –
с 6 класса. Именно с этого времени ввожу такие формы работы как: тестовые
задания по форме ОГЭ; терминологические работы, зачеты по изучаемым темам
(главам, разделам), в них входят формулировки понятий, признаки, свойства,
задачи, цели и т.п.; также с данного года изучения курса «Обществознания»
ввожу работу с текстом: составляем план, находим в тексте ответы на вопросы и
постепенно дополняю задания, которые требуют применить уже изученное на
уроках раннее по описанной в тексте теме. Также вожу постепенно задания типа
№ 5,6,12,20, которые на данном этапе изучения курса могут служить проблемным
вопросом в начале урока (в зависимости от изучаемой темы).
Продолжая данную работу на параллели 7-8 классов ко всему изложенному
провожу все самостоятельные и контрольные работы по форме КИМа ОГЭ (беру
из сборников с тренировочными заданиями, с сайтов для подготовки к экзамену:
«Решу ОГЭ», «4ЕГЭ», «PARTA», «ЯКласс», «ФИПИ» и другие), причем критерии
оценивания заданий беру из экзаменационной работы за 9 класс.
Мои учащиеся, обучаясь в 8 классе, уже привыкают к подобной форме
работы, а также понимают, что собой представляет экзамен по данному предмету
и оценивают свои способности. Постепенно ввожу решение заданий в цифровом
формате, создавая свои варианты на таких цифровых платформах как: «Решу
ОГЭ» (ребята регистрируются, я включаю их в группу класса, назначаю вариант –
очень хорошо виден результат каждого ученика, можно давать комментарии к
оценки и решению отдельных заданий),
Online Test Pad,
Skysmart Класс,
Опросникум (ресурс, разработанный академией Минпросвещения,) Юнислайд –
все они легки в использовании как для педагога, так и для учащихся.
Отмечу и то, что при оценивании, не важно 6 или 8 класс, сразу ребятам
обозначаю, что всех оцениваю одинаково и не делю класс на тех, кто сдает
предмет в будущем, а кто нет. Это дисциплинирует ребят в процессе изучения
предмета и дает им возможность понять в будущем выбирать ли данный предмет
для сдачи экзамена.
При изучении предмета в 9 классе, еще в сентябре устанавливаю
специализированную рассадку на уроке: за последние парты отправляю тех, кто
не выбрал мой предмет для сдачи ОГЭ, а за первые (вторые, третьи) парты
каждого ряда усаживаю тех, кто уже определился с выбором моего предмета - за
партой
сажу
сильного
ученика
со
слабым
–
своего
рода
происходит
наставничество «ученик-ученик». В начале урока объясняю тему всему классу и
затем сидящем за последними партами даю задания: составление конспекта,
тезисного плана, кластера, блок-схемы, таблицы, скрайбинга, фишбоун и др. –
ребята заинтересованы в положительной оценке, поэтому выполняют работу,
трудятся. А с сидящими впереди работаем и готовимся к предстоящему экзамену:
совместный разбор как всего варианта, так и конкретных заданий (это происходит
линейно, отрабатывая определенный вид задания), решение отдельно тестовой
части и отдельно части с заданиями, требующими написания развернутого ответа.
С начала учебного года ребята уже знакомы со спецификацией и
кодификатором тем ОГЭ по обществознанию, критериями и системой оценивания
как отдельных заданий, так и всего варианта, поэтому обязательно провожу
самопроверку, проверку в парах (в этих случаях важно после проверки провести
работу над ошибками, с пояснениями, а через определенное время еще раз
прорешать данные задания ученику самостоятельно).
Решая варианты, в 9 классе с ребятами заводим «Словарь-справочник» - это
общая тетрадь формата А4, которую используем с двух сторон: одна сторона,
«словарь», имеет разделение по четырем сферам общества и в нее записываем все
встречающиеся понятия при решении заданий типа №1 с определением, а
обратная сторона, «справочник», в него помещаем таблицы с ответами, которые
встречаются при решении задания №20 – тем самым ребята, заполняя данный
«Словарь-справочник», не просто пользуются им при решении заданий, но и
запоминают материал т. к. обращаются к нему за подсказкой.
Также даю ребятам ссылку на свое облако, в котором размещаю (каждый
год пополняю) ссылки на различные видеолекции, видеоуроки, вебинары, где
показаны разборы вариантов, разборы определенного вида заданий, лайфхаки для
решения и запоминания тем; ребятам необходимо не только просмотреть и
прослушать материал, а еще и законспектировать, обязательно на уроке или
консультации обсуждаем просмотренное и законспектированное.
Для решения заданий №5, 6, 12 мною собрана «Папка-консультант», в ней
помещены алгоритмы решения подобных типов заданий, шаблоны и скелеты,
которые помогают сформулировать правильно и грамотно ответы и выводы.
Стараемся с учащимися прорешать как можно больше вариантов из
различных сборников, понимая, что задания повторяются, а при решении
запоминаются и это тоже имеет важную роль в подготовке к экзамену.
Учащиеся ведут «Карту результативности», в которой отмечают все свои
прорешанные варианты: дата, номер варианта, баллы за каждое задание, общее
количество баллов – это позволяет видеть и мне, и самому учащемуся типы
заданий и темы, при решении которых учащийся испытывает трудности, а также
позволяет точечно, индивидуально отработать данную проблему.
Хочется также отметить, что ребят мотивирует выполнять все выше мной
изложенное не только конечный результат в виде оценки за сданный экзамен, но и
проводимые в нашей школе репетиционные экзамены по предметам. Они
проводятся у нас три раза за учебный год: осенью (видим стартовую готовность
учащегося по предмету), зимой (промежуточный результат, и тут учащийся может
задуматься о том тот ли предмет он выбрал для сдачи ОГЭ, в этот период
возможна смена предмета) и весной (как показатель готовности учащегося к
государственной итоговой аттестации).
Надеюсь, что мои советы, как наставника, для начинающего учителя
обществознания будут полезны и продуктивны в работе. Хочется пожелать
успехов Вам и Вашим учащимся в подготовке и прохождении государственной
итоговой аттестации по обществознанию.