Напоминание

Наставничество - как способ организации взаимных профессиональных связей для повышения качества обучения по предмету обществознание через внедрение заданий формата ОГЭ в урочную систему или практические советы начинающему учителю обществознания


Автор: Попова Наталья Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева А. Н.
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество - как способ организации взаимных профессиональных связей для повышения качества обучения по предмету обществознание через внедрение заданий формата ОГЭ в урочную систему или практические советы начинающему учителю обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Наставничество - как способ организации взаимных профессиональных

связей для повышения качества обучения по предмету обществознание через

внедрение заданий формата ОГЭ в урочную систему или практические

советы начинающему учителю обществознания

Очень часто мои молодые коллеги сталкиваются с ситуацией, когда

обществознание, как предмет по выбору для сдачи государственной итоговой

аттестации, выбирают учащиеся, считающие данный предмет легким при сдаче

экзамена или те учащиеся, коих я называю «перебежчики» т.е. учащиеся, у

которые из списка предметов по выбору обществознание остался крайним

предметом (все остальные уже были, так скажем, опробованы) и «бежать» уже

некуда. Вот тут и возникает проблема: как за маленький период времени

качественно подготовить учащегося к сдаче предмета. Неоднократно, еще до

появления

в

области

педагогики

таких

понятий

как

«наставник»

и

«наставляемый» приходилось делиться с коллегами своим опытом работы по

данной проблеме, всегда отмечала, что подготовка заключается в длительном

системном изучении предмета на уроках. Поэтому подходя к моменту выбора

предмета для сдачи экзамена учащиеся оценивают свои способности и знания по

обществознанию.

В данной статье позволю себе занять роль наставника и поделиться с Вами

тем, как я провожу подготовку своих учащихся к сдаче государственной итоговой

аттестации в форме ОГЭ.

Данную подготовку начинаю с самого начала изучения предмета в школе –

с 6 класса. Именно с этого времени ввожу такие формы работы как: тестовые

задания по форме ОГЭ; терминологические работы, зачеты по изучаемым темам

(главам, разделам), в них входят формулировки понятий, признаки, свойства,

задачи, цели и т.п.; также с данного года изучения курса «Обществознания»

ввожу работу с текстом: составляем план, находим в тексте ответы на вопросы и

постепенно дополняю задания, которые требуют применить уже изученное на

уроках раннее по описанной в тексте теме. Также вожу постепенно задания типа

№ 5,6,12,20, которые на данном этапе изучения курса могут служить проблемным

вопросом в начале урока (в зависимости от изучаемой темы).

Продолжая данную работу на параллели 7-8 классов ко всему изложенному

провожу все самостоятельные и контрольные работы по форме КИМа ОГЭ (беру

из сборников с тренировочными заданиями, с сайтов для подготовки к экзамену:

«Решу ОГЭ», «4ЕГЭ», «PARTA», «ЯКласс», «ФИПИ» и другие), причем критерии

оценивания заданий беру из экзаменационной работы за 9 класс.

Мои учащиеся, обучаясь в 8 классе, уже привыкают к подобной форме

работы, а также понимают, что собой представляет экзамен по данному предмету

и оценивают свои способности. Постепенно ввожу решение заданий в цифровом

формате, создавая свои варианты на таких цифровых платформах как: «Решу

ОГЭ» (ребята регистрируются, я включаю их в группу класса, назначаю вариант –

очень хорошо виден результат каждого ученика, можно давать комментарии к

оценки и решению отдельных заданий),

Online Test Pad,

Skysmart Класс,

Опросникум (ресурс, разработанный академией Минпросвещения,) Юнислайд –

все они легки в использовании как для педагога, так и для учащихся.

Отмечу и то, что при оценивании, не важно 6 или 8 класс, сразу ребятам

обозначаю, что всех оцениваю одинаково и не делю класс на тех, кто сдает

предмет в будущем, а кто нет. Это дисциплинирует ребят в процессе изучения

предмета и дает им возможность понять в будущем выбирать ли данный предмет

для сдачи экзамена.

При изучении предмета в 9 классе, еще в сентябре устанавливаю

специализированную рассадку на уроке: за последние парты отправляю тех, кто

не выбрал мой предмет для сдачи ОГЭ, а за первые (вторые, третьи) парты

каждого ряда усаживаю тех, кто уже определился с выбором моего предмета - за

партой

сажу

сильного

ученика

со

слабым

своего

рода

происходит

наставничество «ученик-ученик». В начале урока объясняю тему всему классу и

затем сидящем за последними партами даю задания: составление конспекта,

тезисного плана, кластера, блок-схемы, таблицы, скрайбинга, фишбоун и др. –

ребята заинтересованы в положительной оценке, поэтому выполняют работу,

трудятся. А с сидящими впереди работаем и готовимся к предстоящему экзамену:

совместный разбор как всего варианта, так и конкретных заданий (это происходит

линейно, отрабатывая определенный вид задания), решение отдельно тестовой

части и отдельно части с заданиями, требующими написания развернутого ответа.

С начала учебного года ребята уже знакомы со спецификацией и

кодификатором тем ОГЭ по обществознанию, критериями и системой оценивания

как отдельных заданий, так и всего варианта, поэтому обязательно провожу

самопроверку, проверку в парах (в этих случаях важно после проверки провести

работу над ошибками, с пояснениями, а через определенное время еще раз

прорешать данные задания ученику самостоятельно).

Решая варианты, в 9 классе с ребятами заводим «Словарь-справочник» - это

общая тетрадь формата А4, которую используем с двух сторон: одна сторона,

«словарь», имеет разделение по четырем сферам общества и в нее записываем все

встречающиеся понятия при решении заданий типа №1 с определением, а

обратная сторона, «справочник», в него помещаем таблицы с ответами, которые

встречаются при решении задания №20 – тем самым ребята, заполняя данный

«Словарь-справочник», не просто пользуются им при решении заданий, но и

запоминают материал т. к. обращаются к нему за подсказкой.

Также даю ребятам ссылку на свое облако, в котором размещаю (каждый

год пополняю) ссылки на различные видеолекции, видеоуроки, вебинары, где

показаны разборы вариантов, разборы определенного вида заданий, лайфхаки для

решения и запоминания тем; ребятам необходимо не только просмотреть и

прослушать материал, а еще и законспектировать, обязательно на уроке или

консультации обсуждаем просмотренное и законспектированное.

Для решения заданий №5, 6, 12 мною собрана «Папка-консультант», в ней

помещены алгоритмы решения подобных типов заданий, шаблоны и скелеты,

которые помогают сформулировать правильно и грамотно ответы и выводы.

Стараемся с учащимися прорешать как можно больше вариантов из

различных сборников, понимая, что задания повторяются, а при решении

запоминаются и это тоже имеет важную роль в подготовке к экзамену.

Учащиеся ведут «Карту результативности», в которой отмечают все свои

прорешанные варианты: дата, номер варианта, баллы за каждое задание, общее

количество баллов – это позволяет видеть и мне, и самому учащемуся типы

заданий и темы, при решении которых учащийся испытывает трудности, а также

позволяет точечно, индивидуально отработать данную проблему.

Хочется также отметить, что ребят мотивирует выполнять все выше мной

изложенное не только конечный результат в виде оценки за сданный экзамен, но и

проводимые в нашей школе репетиционные экзамены по предметам. Они

проводятся у нас три раза за учебный год: осенью (видим стартовую готовность

учащегося по предмету), зимой (промежуточный результат, и тут учащийся может

задуматься о том тот ли предмет он выбрал для сдачи ОГЭ, в этот период

возможна смена предмета) и весной (как показатель готовности учащегося к

государственной итоговой аттестации).

Надеюсь, что мои советы, как наставника, для начинающего учителя

обществознания будут полезны и продуктивны в работе. Хочется пожелать

успехов Вам и Вашим учащимся в подготовке и прохождении государственной

итоговой аттестации по обществознанию.



В раздел образования