Автор: Бойкова Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска ООШ № 4
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Работа учителя-предметника по развитию функциональной грамотности в учебном процессе
Раздел: среднее образование
Работа учителя-предметника по развитию
функциональной грамотности в учебном процессе.
Современному
российскому
обществу
нужны
школы,
которые
отвечают запросам государства. Их миссия заключается в обучении и
воспитании мыслящих людей, способных активно участвовать в развитии и
преобразовании России. Гарантией развития России является внедрение
современных методов и технологий в образовательное пространство.
Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать
на результат, способный к социально значимым достижениям. Одним из
показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство
является
выполнение
образовательных
международных
стандартов,
в
которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве
одной из приоритетных задач. Важно, чтобы наши дети были адаптированы к
современной жизни.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать
в
ней.
В
отличие
от
элементарной
грамотности
как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие
тексты
и
осуществлять
простейшие
арифметические
действия,
функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий
нормальное
функционирование
личности
в
системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Согласно А. А. Леонтьеву (доктор психологических и педагогических
наук академик), «функциональная грамотность» – способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
С её помощью формируется функционально грамотная личность: человек
познающий, человек, умеющий жить среди людей, человек самостоятельный.
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из
основных задач современного образования. Уровень сформированности
функциональной
грамотности
–
показатель
качества
образования
в
масштабах от школьного до государственного.
Понятие
«функциональная
грамотность»
появилось
в
1957
году
применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации
своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых
грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций:
умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо
больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность,
естественнонаучная
грамотность,
ИКТ
-
грамотность,
финансовая
грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного
человека требуются умения критически мыслить, работать в команде,
общаться, креативность. Приобрести все эти навыки (грамотности) может
помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность
адаптироваться, лидерские качества.
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а
тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в
педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий,
сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого
человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на
смену
пришел
визуально-цифровой
–
и
это
требует
расширения
и
переосмысления понятия «функциональная грамотность».
Национальный проект образование, поставил две важные существенные
задачи:
1.
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,
вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования
2.
воспитание гармонично развитой социальноответственной личности. Причем
эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени.
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение
функциональной грамотностью?
1.Повышение
уровня
функциональной
грамотности
российских
учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
за
счет
достижения
планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
2.Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный
системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс
решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-
практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех
умений, которые формирует учитель
3.Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые
он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что
результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на
урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять:
Какие задания работают на формирование функциональной грамотности?
Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает
учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня
функциональной грамотности?
Насколько
готовы
учителя
к
развитию
функциональной
грамотности у школьников?
Готовность педагога к формированию функциональной грамотности
обучающихся рассматривается как интегративное личностное качество,
характеризующееся наличием у учителя специальных когнитивных и
технологических ресурсов, позволяющих проектировать и реализовывать
процесс
функциональной
грамотности
обучающихся;
средствами
определенной предметной области, опыта их применения в образовательном
процессе школы, сформированных соответствующих профессиональных
установок и позиций.
К основным показателям готовности к развитию функциональной
грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников
следует отнести следующие компетенции:
– проецирование целей предметной подготовки на современные требования к
образовательным результатам и создание в процессе обучения условий,
позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценность
овладения определенным учебным материалом;
– разумная адаптация содержания предметной области к современным
требованиям, позволяющего наряду с формированием функциональной
грамотности обучающихся не забыть и об их фундаментальной предметной
подготовке;
– выбор наиболее оптимальных технологий обучения, обеспечивающих
достижение актуальных результатов образования, проектирование на основе
выбранной технологии процесса обучения, оценка эффективности своей
профессионально-педагогической деятельности по реализации проекта и ее
коррекция;
– самостоятельное конструирование необходимого учебно-методического
обеспечения дисциплин, способствующего формированию функциональной
грамотности обучающихся средствами определенной предметной области и
оценка его эффективности;
– создание средствами конкретной предметной области условий для
активного
включения
обучающихся
в
процесс
познания
через
взаимодействие
с
окружающим
миром
и
другими
субъектами
образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и
освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной
действительности.
Отвечая вызовам общества, учитывая поставленные государством
задачи
по
формированию
и
развитию
функциональной
грамотности
школьников, федеральные государственные образовательные стандарты
«заточены» на решение проблем повышения качества общего образования,
имеют
целевые
установки
именно
на
те
позиции,
в
которых
мы
проваливаемся в сравнении с другими странами.
Функциональная
грамотность
ученика
–
это
цель
и
результат
образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное
условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от
планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности
и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом
направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть
хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по
запросу»,должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в
итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с
изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в
том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью
строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений,
обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему
образованию».