Автор: Галина Викторовна Воробьева
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №11
Населённый пункт: с. Константиновское Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективные практики формирования предметных и метапредметных результатов в рамках предмета «Химия» с учетом требований ФГОС»
Раздел: среднее образование
«Эффективные практики формирования предметных и метапредметных
результатов в рамках предмета «Химия» с учетом требований ФГОС»
Как
полноправные
и
обязательные
компоненты
школьного
химического образования сегодня рассматриваются не только традиционные
предметные знания и умения, но и личностные и метапредметные результаты
обучения.
Традиционно учитель химии основное внимание уделяет предметным
результатам. Но в жизни подросток нечасто сталкивается с задачами,
которые включены в учебник химии. Напротив, чаще всего решение
жизненных проблем требует метапредметных умений.
Современное информационное общество ставит перед образованием
новые задачи: «не научить» ребенка один раз и на всю жизнь, а научить
учиться на протяжении всей жизни. Вместо накапливания знаний сегодня
необходимо ориентировать детей на умение использовать приобретённые
знания на практике.
Современные образовательные стандарты нацелены на формирование у
обучающихся ключевых образовательных компетенций, которые имеют
метапредметный характер и проявляются в разных сферах нашей жизни. Эти
компетенции необходимы человеку для самореализации, продуктивной
профессиональной
деятельности,
выстраивания
взаимоотношений
в
окружающем мире.
Сегодня важно не просто «много знать», А Уметь заявить о себе,
рассказать о своих достижениях, заинтересовать своими открытиями, и тем
самым пытаться быть востребованным. Это первый шаг в будущую
профессию.
Для
обеспечения
возможности
формирования
метапредметных
результатов учителю необходимо предусматривать и создавать в содержании
обучения ситуации, в которых учащиеся должны применять общеучебные
умения.
Метапредметными
результатами
изучения
химии
должны
стать
следующие универсальные виды деятельности:
1.
Информационная;
2.
Коммуникативная;
3.
По решению проблем;
4.
Общие научные методы познания (теоретические и практические) в
объеме,
необходимом
для
дальнейшего
образования
и
самообразования;
5.
Логические
умения
как
инструментальная
основа
учебно-
познавательной деятельности;
6.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, в том числе с
использованием современных средств ИКТ.
Важнейшим условием для достижения метапредметных результатов яв-
ляется формирование ключевых компетенций.
На
мой
взгляд,
Одним
из
средств
формирования
ключевых
компетенций является проектная и исследовательская деятельность, которая
позволяет ребятам раскрыть свои способности, реализовать полученные
знания (предметные в том числе)
и публично показать достигнутый
результат.
С
исследовательской
деятельности
дети
начинают
свой
индивидуальный путь во взрослую жизнь. Самостоятельность ребенка делает
его первоначально независимым, а затем побуждает к творчеству.
Учебные проекты плотно вошли в школьное образование. В ходе
школьных исследований зачастую дети не делают новых научных открытий,
но они открывают «новое» для себя, занимают активную жизненную
позицию.
Как учитель практик естественно – научного цикла, считаю, что
исследовательская и проектная деятельность является мощным обучающим
ресурсом, это путь развития одаренности.
Сегодня у детей есть прекрасная возможность реализовать свои
способности, в самых разных направлениях, главное желание самого
ученика.
В 2022 году в нашей школе открыт Центр образования «Точка роста»
естественно-научной и технической направленности,
- это уникальный
проект,
расширяющий
возможности
учащихся
в
освоении
учебных
предметов, уже сегодня демонстрирующий свою значимость для системы
образования. Это новый вектор развития сельских школ. С появлением
центров
образования
«Точка
роста»
в
сельских
школах,
обновлена
материально-техническая база, созданы условия для реализации основных и
дополнительных общеобразовательных программ.
В рамках внеурочной деятельности на базе Центра «Точка роста»
возникают уникальные возможности для интеграции дополнительного
образования,
урочной
и
внеурочной
деятельности,
выстраивания
исследовательской и проектной деятельности учащихся. Активность детей
увеличилась в разы, в предмете «химия» в том числе. И как следствие, чем
больше участий, тем выше результативность.
Формирование
метапредметных
компетенций
через
исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний.
Однако, положительных результатов можно добиться при соблюдении
принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого
ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и
поддержки талантливых детей.
Достижения наших детей, подтверждающий факт их способности
применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных
задач в различных сферах, в осознанном выходе за границы конкретного
предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения
конкретных практических задач.
Я думаю, что результаты работы центра «Точка роста» МКОУ СОШ
№11 доказывает, что система образования в новом формате действительно
интересна и эффективна. Для каждого ребенка есть ориентир - найти «свою
точку роста» и развиваться в том направлении, которое ему интересно,
воплощать свои самые смелые мечты.
Участие
детей
в
проектной
и
исследовательской
деятельности,
особенно результативное участие, где ученик чувствует свою успешность, и
есть
наиболее
эффективная
практика
формирования
предметных
и
метапредметных результатов в рамках предмета «Химия».