Напоминание

«Эффективные практики формирования предметных и метапредметных результатов в рамках предмета «Химия» с учетом требований ФГОС»


Автор: Галина Викторовна Воробьева
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №11
Населённый пункт: с. Константиновское Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективные практики формирования предметных и метапредметных результатов в рамках предмета «Химия» с учетом требований ФГОС»
Раздел: среднее образование





Назад




«Эффективные практики формирования предметных и метапредметных

результатов в рамках предмета «Химия» с учетом требований ФГОС»

Как

полноправные

и

обязательные

компоненты

школьного

химического образования сегодня рассматриваются не только традиционные

предметные знания и умения, но и личностные и метапредметные результаты

обучения.

Традиционно учитель химии основное внимание уделяет предметным

результатам. Но в жизни подросток нечасто сталкивается с задачами,

которые включены в учебник химии. Напротив, чаще всего решение

жизненных проблем требует метапредметных умений.

Современное информационное общество ставит перед образованием

новые задачи: «не научить» ребенка один раз и на всю жизнь, а научить

учиться на протяжении всей жизни. Вместо накапливания знаний сегодня

необходимо ориентировать детей на умение использовать приобретённые

знания на практике.

Современные образовательные стандарты нацелены на формирование у

обучающихся ключевых образовательных компетенций, которые имеют

метапредметный характер и проявляются в разных сферах нашей жизни. Эти

компетенции необходимы человеку для самореализации, продуктивной

профессиональной

деятельности,

выстраивания

взаимоотношений

в

окружающем мире.

Сегодня важно не просто «много знать», А Уметь заявить о себе,

рассказать о своих достижениях, заинтересовать своими открытиями, и тем

самым пытаться быть востребованным. Это первый шаг в будущую

профессию.

Для

обеспечения

возможности

формирования

метапредметных

результатов учителю необходимо предусматривать и создавать в содержании

обучения ситуации, в которых учащиеся должны применять общеучебные

умения.

Метапредметными

результатами

изучения

химии

должны

стать

следующие универсальные виды деятельности:

1.

Информационная;

2.

Коммуникативная;

3.

По решению проблем;

4.

Общие научные методы познания (теоретические и практические) в

объеме,

необходимом

для

дальнейшего

образования

и

самообразования;

5.

Логические

умения

как

инструментальная

основа

учебно-

познавательной деятельности;

6.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность, в том числе с

использованием современных средств ИКТ.

Важнейшим условием для достижения метапредметных результатов яв-

ляется формирование ключевых компетенций.

На

мой

взгляд,

Одним

из

средств

формирования

ключевых

компетенций является проектная и исследовательская деятельность, которая

позволяет ребятам раскрыть свои способности, реализовать полученные

знания (предметные в том числе)

и публично показать достигнутый

результат.

С

исследовательской

деятельности

дети

начинают

свой

индивидуальный путь во взрослую жизнь. Самостоятельность ребенка делает

его первоначально независимым, а затем побуждает к творчеству.

Учебные проекты плотно вошли в школьное образование. В ходе

школьных исследований зачастую дети не делают новых научных открытий,

но они открывают «новое» для себя, занимают активную жизненную

позицию.

Как учитель практик естественно – научного цикла, считаю, что

исследовательская и проектная деятельность является мощным обучающим

ресурсом, это путь развития одаренности.

Сегодня у детей есть прекрасная возможность реализовать свои

способности, в самых разных направлениях, главное желание самого

ученика.

В 2022 году в нашей школе открыт Центр образования «Точка роста»

естественно-научной и технической направленности,

- это уникальный

проект,

расширяющий

возможности

учащихся

в

освоении

учебных

предметов, уже сегодня демонстрирующий свою значимость для системы

образования. Это новый вектор развития сельских школ. С появлением

центров

образования

«Точка

роста»

в

сельских

школах,

обновлена

материально-техническая база, созданы условия для реализации основных и

дополнительных общеобразовательных программ.

В рамках внеурочной деятельности на базе Центра «Точка роста»

возникают уникальные возможности для интеграции дополнительного

образования,

урочной

и

внеурочной

деятельности,

выстраивания

исследовательской и проектной деятельности учащихся. Активность детей

увеличилась в разы, в предмете «химия» в том числе. И как следствие, чем

больше участий, тем выше результативность.

Формирование

метапредметных

компетенций

через

исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний.

Однако, положительных результатов можно добиться при соблюдении

принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого

ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и

поддержки талантливых детей.

Достижения наших детей, подтверждающий факт их способности

применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных

задач в различных сферах, в осознанном выходе за границы конкретного

предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения

конкретных практических задач.

Я думаю, что результаты работы центра «Точка роста» МКОУ СОШ

№11 доказывает, что система образования в новом формате действительно

интересна и эффективна. Для каждого ребенка есть ориентир - найти «свою

точку роста» и развиваться в том направлении, которое ему интересно,

воплощать свои самые смелые мечты.

Участие

детей

в

проектной

и

исследовательской

деятельности,

особенно результативное участие, где ученик чувствует свою успешность, и

есть

наиболее

эффективная

практика

формирования

предметных

и

метапредметных результатов в рамках предмета «Химия».



В раздел образования