Автор: Харсиева Марет Хусейновна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ "СОШ №1 г.С"унжа
Населённый пункт: Республика Ингушетия , г.Сунжа
Наименование материала: Авторская разработки урока алгебры
Тема: Тема: «Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений»
Раздел: среднее образование
Тема: «Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений»
Цель урока: сформулировать тему урока «Формулы квадрата суммы и
разности двух выражений», закрепить введенный материал.
Задачи урока:
Познавательная: формирование умения использовать эти формулы.
Развивающая: развитие математического мышления, творческо-поисковой
деятельности учащихся, математической речи, памяти, интереса к
математике, умения рассуждать.
Воспитательная: воспитание познавательной деятельности учащихся,
активности, внимательности, самостоятельности, умение работать в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование в ходе эвристической беседы.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая
работа.
Оборудование: 1. Мультимедийная установка.
2. Компьютер
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов.
Ход урока:
I Орг. Момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты поглядите,
Все в порядок приведите.
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели.
Что вы видите на ней? Что такое эпиграф? (эпиграф – это краткое изречение,
которое помогает понять главную мысль). Эпиграфом урока я взяла слова
русского математика Софьи Васильевны Ковалевской. Прочитайте его. Как
вы думаете, почему именно этот эпиграф я взяла для нашего урока? Какова
главная мысль этого высказывания?
Что необычного вы видите в оформлении доски? (необычная тема урока).
Тему сегодняшнего урока вам нужно сформулировать самим, а я вам помогу
в этом.
Эпиграф
У математиков существует
свой язык – это формулы.
С.В. Ковалевская
II Актуализация знаний (устная работа)
1.
Выполните возведение в степень.
Как возвести в квадрат?
(5х)
2
= (- 3а
3
)
2
=
2.
По какой формуле можно найти площадь квадрата?
(S=a
2
, площадь
квадрата равна квадрату его стороны).
Найдите площадь квадрата со стороной 0,6м. (0,36 м
2
)
Найдите сторону квадрата, если его площадь равна 64см
2
(8 см).
3.
Прочитайте выражения:
а + b; c – у; aх;
(а +b)
2
; (а - b)
2
.
Посмотрите на доску. Сможете ли вы сформулировать тему урока, не
забывая о том, что мы говорим о формулах?
Подсказка: Как прочитать выражение
Выражение, чтоб прочитать,
Надо действия в нём сосчитать.
Ты последнее нам называй,
А потом выраженье читай!
IV Новый материал
Открыть тетради, записать число и тему урока.
Тема урока: Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
Чему вы должны научиться на уроке? Цель нашего урока….
Цели: вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности двух
выражений; формировать умение использовать эти формулы.
Чтобы достичь цели урока нужно вывести формулы квадрата суммы и
квадрата разности.
Давайте почувствуем себя первооткрывателями и выполним
исследовательскую работу: попытаемся вывести данные формулы. (работа в
группах, заполнить исследовательскую карту):
№п/п
Выполните задания
1.
Продолжите выполнение действия:
(а + b)
2
=(а + b)∙ (а + b)=__________________________________________
Таким образом получится, что (а + b)
2
=____________________
2.
Прочитайте определение:
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс
удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго
выражения.
Соответствует ли определение формуле, которую вы получили в 1 пункте? (да,
нет)___________
3.
Изменится ли результат, если формулу (а + b)
2
, поменять на (а – b)
2
? (да, нет)
____________
4.
Проверьте ваше предположение?
(а – b)
2
=(а – b)∙ (а – b)=_________________________=_________________
5.
Заполните пропуски:
Квадрат ________ двух выражений равен квадрату первого выражения ________
удвоенное произведение первого и второго выражений ________ квадрат второго
выражения.
6.
Как вы думаете, почему эти формулы называются формулами сокращённого
умножения?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Обсуждение полученных результатов (желающие).
Запишем в тетрадь формулы: (на доску тоже записать)
(а + b)
2
= а
2
+ 2аb + b
2
- квадрат суммы
(а – b)
2
= а
2
– 2аb + b
2
– квадрат разности
V Физкультминутка
Коль писать мешает нос,
Значит это сколиоз
Вас сгибает над тетрадкой
(Позвоночник не в порядке).
Мы ему сейчас поможем:
Руки за голову сложим,
Повороты влево – вправо,
И наклоны влево – вправо,
Ручки к солнцу потянулись,
Мы назад еще прогнулись,
Повращаем мы плечами,
Чтоб они не подкачали.
Улыбнулись всем, кто рядом.
Вот! Уже другой порядок!
А теперь повыше нос:
Нам не страшен сколиоз.
Сядем ровно, ручки - в руки,
Продолжаем путь в науке.
VI. Закрепление.
1.
Решите из учебника с. №799, №803 (Работа в тетрадях и у доски).
2.
Самостоятельная работа. 2 человека на компьютерах выполняют
тесты (задание: выбрать правильный ответ, так, чтобы равенство было
верным).
Остальные ребята работают по слайду: Замените пропуски на
соответствующие выражения, так, чтобы получилась формула.
а) (а+b)
2
= *
2
+2 * b + b
2
б) (m-* )
2
=m
2
- 20m + *
в) ( *+3)
2
=х²+* х+ *.
3. Задача.
Задача: Сторону квадрата увеличили на 3 дм, при этом его площадь
увеличилась на 39 дм
2
. Найдите первоначальную сторону квадрата. Сколько
краски понадобится для покраски нового квадрата, если расход краски
составляет 5 г на 1дм
2
?
Что нужно вспомнить, чтобы решить эту задачу?
Площадь квадрата:
S=a²
После увеличения стороны:
1) (a+3)²=S+39
(a+3)²=a²+39
a²+6a+9=a²+39
6a=30
a=5 (дм) – сторона квадрата.
2) S=5
2
=25 (дм
2
)- площадь исходного квадрата.
3) 25+39=64 (дм
2
) – площадь нового квадрата.
4) 64*5=320 (г)- краски потребуется для покраски нового квадрата.
Ответ: 5 см сторона квадрата, 320 г краски.
VII Рефлексия
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть
фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
VIII Итог урока
Д/з п. 32, № 800(1 ст.), 803(ж, з).
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял