Автор: Беляева Наталья Валентиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат г.Меленки"
Населённый пункт: г.Меленки, Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Все профессии нужны, все профессии важны!"
Раздел: среднее образование
Тема «Все профессии нужны, все профессии важны !»
Цель: способствовать формированию представлений учащихся о трудовых
навыках, которые можно приобрести на уроках трудового обучения.
Задачи:
- уточнение знаний о трудовых профессиях путём отгадывания загадок с
опорой на сюжетные картинки;
- расширение знаний о трудовых профессиях, которые можно получить,
обучаясь в нашей школе, на основе материалов экскурсий в школьные
мастерские;
- привитие интереса к трудовому обучению путём практической работы с
конструктором «ЛЕГО»;
- развитие смысловой догадки путём отгадывания кроссворда, загадок;
развитие и коррекция связной устной речи школьников в ходе беседы,
объяснения смысла пословиц в ходе игры;
- воспитание трудолюбия, навыков безопасной работы.
Оборудование: натуральные предметы, предметные и сюжетные картинки,
пословицы, кроссворд, буквы, высказывание С.Михалкова, конструктор
«ЛЕГО», стихотворение Юлия Тувима, инструменты.
Ход занятия.
1.
Вступительное слово учителя.
- Дом не построить без топора. А стену не покрасить без кисти. А дорогу
в заснеженной тайге не проложить без могучего бульдозера…
Ни одно дело на свете не обойдётся без умелых и крепких рабочих рук.
Игла лишь тогда заскользит по шитью, когда она в руках мастерицы. И
земля лишь тогда подарит богатый урожай, когда за нею ухаживает
умелый полевод…
Трудящийся человек – очень знакомые и такие важные слова. Быть может
самые главные слова нашей жизни. Такие же главные, как слова: Родина,
Мир, Труд.
2.
Беседа с учащимися.
Для чего ребята посещают школу?
Чему учат в школе?
На каких уроках вас учат трудиться?
Чем вы занимаетесь на уроках труда?
Какие правила соблюдаете?
3.
Повторение и закрепление правил техники безопасной работы с
колющими и режущими инструментами.
4.
Актуализация знаний о школьных мастерских (швейной и
столярной).
Чем там занимаются дети в школьных мастерских?
Какими инструментами?
С какими материалами работают?
Какие изделия изготавливают?
Какие изделия смогли изготовить вы?
5.
Отгадывание загадок.
Какие предметы помогают нам в работе на уроках труда?
Я люблю прямоту, я сама прямая,
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я…(Линейка)
Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (Карандаш)
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
На пальце одном ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
(Демонстрация натуральных предметов.)
А этот инструмент мы видели, когда посещали швейную мастерскую.
Наша тётушка – игла
Строчку по полю вела
Строчка в строчку, строчка в строчку, -
Будет платье вашей дочке. (Швейная машинка)
6.Работа с предметными картинками.
- Рассмотрите картинки. Узнали вы эти инструменты? Отгадайте загадки, а
отгадки покажите на этих картинках.
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)
Весь мир кормит, сама не ест.
Туда-сюда снуёт,
Что в зубы возьмёт,
На две части разжуёт. (Пила)
Сам деревянный, а голова железная. (Топор)
7.Решите кроссворд.
-Сейчас я буду загадывать разные загадки, вы должны их отгадывать. Из
первых букв отгадок составьте слово. Это слово, ребята, - название
инструмента, с которым работают школьники в столярной мастерской.
Из железа тучка, а у тучки – ручка.
Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку. (Лейка)
Сами верхом, а ноги за ушами. (Очки)
НЕ море, не земля, корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото)
Сухой – клин, мокрый – блин. (Зонт)
Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Игла)
Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род:
На охоту вышел … (Кот)
Общий ответ на задание учителя: ЛОБЗИК.
Физминутка «Точильщик».
8.Конкурс « Угадай профессию».
Он красит перила на лестничной клетке.
- Я очень спешу, - говорил он соседке.
- Мне нужно скорее докрасить перила,
Покуда не кочились в банке белила. (Маляр)
Мы встали, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Повар)
Скоро хлопок станет ситцем,
Уж работа началась…
Будут хлопок мастерицы
На больших машинах прясть. (Прядильщицы)
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка. (Слесарь)
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди,
Мы пойдём сегодня в гости! (Сапожник)
Целый день сегодня шью,
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одёжка. (Швея)
Свой щиток и провод длинный
Мастер взял умело,
И высоко над машиной
Дымка полетела.
Кромки толстые металла
Шьёт он не иглою,
А простой, лучистой, алой
Вспыхнувшей звездою. (Сварщик)
Вывод: « Все профессии нужны, все профессии важны…»
С.Михалков.
9.Конкурс Строителей. Назовите инструменты, которые используют
для строительных работ. Люди каких профессий участвуют в
строительстве дома? Какие материалы используют при строительстве
дома?
Практическая работа. Строительство домиков из деталей
конструктора «ЛЕГО».
10.Игра «Я начну, а ты продолжи».
Без труда не выловишь и… (рыбку из пруда).
Лень человека портит, а… (труд кормит).
Без дела жить – только… (небо коптить).
Чем больше науки, тем… (умнее руки).
Чтоб в почёте быть –… (надо труд любить).
11.Итог занятия.
Стихотворение Юлия Тувима «Всё для всех».