Автор: Марина Петровна Марушко
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Сирина»
Населённый пункт: п. Сергино
Наименование материала: Дидактический комплекс упражнений
Тема: «Функционально - смысловые типы речи»
Раздел: среднее образование
Дидактический комплекс упражнений по теме:
«Функционально - смысловые типы речи»
Пояснительная записка
Введение ФГОС ООО (второго поколения) является фактором реализации нового
подхода
к
современной
школе.
Процесс
учения понимается не
только
как
усвоение
системы
знаний,
умений
и
навыков,
составляющих
инструментальную
основу
компетенций
учащегося,
но
и
как
процесс
развития
личности,
обретения
духовно-
нравственного и социального опыта. Следует заметить, что главной целью русскому
языку
является
содействие
развитию
коммуникативной
культуры
учащегося.
Коммуникативная
компетенция
учащихся
формируется
на
основе
умений и
навыков
грамотного письма, рационального чтения, умения полноценного восприятия звучащей
речи, а также умения свободно говорить и писать, пользоваться русским языком в жизни
как основным средством общения.
Умение
создавать
тексты
разных
типов
и
стилей
речи
–
одно
из
важнейших
общеучебных
умений,
определяющих
уровень
сформированности
коммуникативной
компетенции школьников. Однако, главная проблема в обучении связной речи в том, что
учащиеся не владеют основным умением – строить текст различных типов, стилей. Чтобы
решить эту проблему внимание учителя уже с 5-го класса должно акцентироваться на
работе с текстовым материалом, так как именно в процессе текстовой подаче происходит
развитие
аналитических
и
творческих
способностей
учащихся,
формируется
умение
воспринимать,
интерпретировать
и
создавать
тексты.
Данные
умения
имеют
практическую значимость и являются востребованными в процессе подготовки учеников
к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту при выполнении задания
части «С» ЕГЕ по русскому языку.
УМК под ред. проф. Бабайцевой В.В. включает в себя как неотъемлемую часть
комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие речи учащихся. Это не
просто
комплект
книг
для
учащихся,
а
органическое
сочетание
основных
средств
обучения.
Во
всем
комплексе
прослеживается
строгая
системность
в
изложении
теоретического и практического материалов. Линейный принцип расположения материала
способствует
более
цельному,
системному
усвоению,
позволяет
избежать
излишнего
2
концентризма и топтания на месте в изучении одной и той же темы, снижающих эффект
новизны и ослабевающих мотивацию учебной деятельности школьников.
Учебник
«Русский
язык:
Теория»
(5-9
кл.)
дает
систематизированное
изложение
теоретического
материала
всего
школьного
курса
русского
языка.
Компактное
изложение теоретических сведений сопровождается иллюстрированными примерами и
рисунками.
Методическим
аппаратом
учебника
предусмотрена
дифференциация
материала. В конце учебника есть приложение, включающее справочные материалы,
которые будут необходимы учащимся в течение всех лет обучения русскому языку в 5-9
классах. Такой учебник удобен для учащихся, потому что обеспечивает преемственность
обучения, по нему легко организовать повторение, он может служить и своеобразным
справочником.
В
сборнике
задач
и
упражнений
«Русский
язык.
Практика»
задания
рассчитаны
на
овладение алгоритмами ориентировки в материале, образцами рассуждений, приемами
анализа языкового материала и применения изучаемого в собственной речевой практике,
способами самоконтроля.
Для работы по развитию речи создано пособие «Русская речь: Развитие речи», в котором
дана
система
речеведческих
понятий,
а
упражнения
охватывают
все
виды
речевой
деятельности. Пособие рассчитано на творческое применение его учителем.
В то же время есть несколько критических замечаний в работе над текстом. Подача
материала по работе с текстом носит фрагментарный характер, это, во-первых. Во-вторых,
при изучении текста самым частотным заданием в этом комплексе (да и в других тоже)
является
упражнение
написать
текст
на
определенную
тему
с
теми
или
иными
дополнительными заданиями. Наконец, в-третьих, при изучении функциональных типов
речи автор не разграничивает понятия динамическое описание от статического описания.
А это важный недостаток, на наш взгляд.
Созданный нами дидактический комплекс по русскому языку направлен на работу с
текстом
в
области
функционально
–
смысловых
типов
речи.
Специфика
данного
комплекса
заключается
в
реализации
не
только
лингвистического,
но
и
психолингвистического
подходов.
Новизна
нашего
дидактического
комплекса
объясняется не только учетом модальностей восприятия и межполушарных асимметрий
головного мозга учащихся, но и включением в него заданий, в основу которых положены
психолингвистические
методики:
методика
завершения
текста
по
началу,
методика
заполнения локун, методика трансформационного анализа. Наш комплекс разработан на
основе федерального стандарта с целью восполнения недостатков УМК под ред. проф.
Бабайцевой В.В., и данная цель достигается решением следующих задач:
3
- дать психолингвистическое обоснование и рекомендации для учителя;
- разработать разные типы заданий для левополушарных и правополушарных детей с
учетом ведущей модальности;
- построить систему заданий с внедрением психолингвистических методик с учетом
усиления
сложности
и
дифференцирования
заданий,
дающих
возможность
развивать
мыслительную деятельность слабых и сильных учащихся.
Психолингвистическое пояснение к дидактическому комплексу и
рекомендации для учителя
Каждый
современный
учитель,
любящий
свой
предмет,
должен
в
совершенстве
владеть знаниями и передавать их будущему поколению. Но часто в практике даже самого
виртуозного учителя встречаются случаи, когда традиционные, хорошо известные всем
методики обучения оказываются недостаточно эффективными или «не работают» вообще.
Например,
пресловутые
фразы
«я
учил
(весь
вечер,
день…)»,
«не
запоминается…»,
«ничего не понимаю» даже старательного ученика, который честно и добросовестно
зубрит заданный материал. Учителя русского языка и родители постоянно сталкиваются с
тем, что ребенок знает правило, а пишет безграмотно. Эта проблема связана с тем, что
учителя думают о таких детях, как о неспособных. И это ошибка. Нельзя ставить клеймо
на тех детях, которые «что-то не запомнили». Им, возможно, нужно было подать учебный
материал
по-иному,
ведь
память
связана
с
модальностью
восприятия.
Поэтому
на
современном этапе образования учитель должен владеть не только своим предметом, но и
хотя
бы
элементарными
навыками
диагностики
особенностей
восприятия
детьми
получаемой
информации,
стратегий
и
способов
ее
обработки,
хранения
и
воспроизведения.
Знания особенностей организации мыслительной деятельности позволит учителю не
только понять реакцию учеников на разные интеллектуальные коммуникативные задачи,
но и создать максимально комфортные условия.
Модальность восприятия – это совокупность
каналов первичного восприятия, и каналов
внутренней обработки информационного материала.
По ведущим модальностям восприятия
выделяют визуалов, кинестетов, аудиалов.
Визуал. Представители данного типа часто употребляют речеобороты, связанные со
зрительным восприятием, с творческим воображением, с представляемыми в голове
образами.
Например:
«отметил
яркую
особенность»,
«сам
видел»,
«это,
конечно,
проясняет все дело». Для них важны образные описания, изображения, фотографические
рисунки,
которые
оказываются
важнее,
чем
словесное
оформление.
Относящиеся
к
4
данному типу люди молниеносно улавливают то, что можно созерцать: цвета, формы,
линии, гармонию и беспорядок. Визуалы — «видят» окружающий мир глазами.
При
работе
визуалы
используют
наглядные
пособия,
пошаговые
инструкции
и
образцы.
Для
них
важен
точный
зрительный
макет,
подражая
которому
они
будут
выполнять свою работу. Люди данного типа работают по заранее разработанным схемам.
Начиная любое дело, визуалы должны четко представлять себе стратегию выполнения
задания.
Талантливо
систематизируя
работу,
эти
люди
грамотно
и
корректно
распределяют задачи между сотрудниками и членами любой команды. Визуалы, чаще
всего,
являются
отличными
специалистами
в
своем
деле,
они
очень
активны
и
превосходно используют возможности своей памяти. При взаимодействии и общении с
визуалами
не
стоит
кричать
и
говорить
им
слово
«нет»,
иначе
запланированного
результата вы не добьетесь.
У них обычно высокий голос, они очень наблюдательны, их жесты горизонтальны,
направлены от себя. Когда происходит общение, для визуалов важен контакт «глаза в
глаза». В противном случае они считают, что общение непродуктивно, и их попросту не
слушают.
Если
такого
контакта
нет,
то
общение
с
визуалами
может
не
состояться.
Визуалы любят «глазами», им важно, как выглядит их партнер, во что одет, каковы черты
лица и фигуры. Визуалы мгновенно «закрываются», чувствуя вторжение в окружающее
их личное пространство. «Закрытые позы» - скрещение рук и ног. Бытует мнение, что
визуалы высокомерны, так как они не любят, когда к ним прикасаются и облекают в
объятия.
Кинестетик. Представители
данного
типа
используют
словоформы
типа:
«не
понимаю этого», «испытываю приятные ощущения», «эта фраза восхищает меня», «вода
теплая,
словно
парное
молоко».
Чувственная
сфера
и
впечатления,
внутренние
переживания
людей
этого
типа
касаются,
главным
образом,
того,
что
относится
к
ощущению,
восприятию,
интуиции, догадке.
В
разговоре
их
интересуют
внутренние
переживания.
Кинестеты
—
люди,
которые
воспринимают
окружающий
мир
чувствами
и
ощущениями.
Тактильные
ощущения
оказываются
ведущими,
в
памяти
наиболее
ярко
откладывается то, что было когда-то пережито и лично прочувствовано. Люди данной
категории с удовольствием посещают бани, принимают горячие ванны и массажные
салоны.
Любые
прикосновения
им
приятны.
После
трудного
рабочего
дня
долго
пребывают в усталом состоянии. Для кинестетиков важна одежда, она должна быть
5
максимально удобной и комфортной. Прикосновения они воспринимают лучше, чем
слова. Кинестетики легко вступают в серьезные дискуссии и споры. В свой внутренний
мир они пускают только «избранных».
Люди этого типа часто опускают вниз глаза. Они абсолютно не скрывают свои
чувства, их эмоции оказываются открытыми для окружающих. Кинестетики прямы в
общении, отвечают достаточно просто и четко. Принятие решений происходит при опоре
на внутренние подсказки и на свои чувства.
Аудиал. Для
аудиалов
характерны
выражения
типа:
«Не
понимаю,
что
мне
говоришь», «твои слова…», «не люблю музыкальные композиции такого жанра»; для них
важными
оказываются
различные
шумы,
звуковые
эффекты,
шорохи
и
так
далее.
Акустика является ведущей.
Аудиалы - достаточно редкий тип людей. Их можно сравнить с магнитофоном или
записывающей
и
воспроизводящей
звуки
системой,
так
как
аудиалы
превосходно
запоминают услышанный ими текст или звук. При пересказе текста они воспроизводят все
«мелочи» и детали. Но при этом нужно помнить, если прервать аудиала при рассказе,
возобновить
беседу
вновь
будет
сложно.
В
силу
этого
таких
людей
рекомендуется
выслушать до конца и только потом вступать с ними в диалог. Зачастую такие люди
кажутся надменными, гордыми и упрямыми, но это совсем не так. Они, чаще всего, очень
внимательные, радушные собеседники, аудиалы всегда готовы выслушать и поддержать
советом. Такие люди часто являются «жилетками» для печали и горя окружающих.
Если
говорить
о
профессиональной
принадлежности,
то
аудиалам
больше
всего
подходят должности психолога, они могут стать музыкантами или ораторами.
Аудиалы
имеют
превосходную
память
и
удивительно
острый
слух.
При
взаимодействии для таких людей важно звуковое восприятие.
На
уроке
с
детьми
следует
организовывать
так
работу,
чтобы
учитывать
психолингвистические
особенности
каждого
ребенка
с
разным
каналом
восприятия,
поэтому существует ряд рекомендаций в работе с учащимися.
Так,
например,
при
изучении
нового
материала
для
визуалов
рекомендуется
следующее:
- опорные схемы с цветовыми шрифтовыми выделениями;
- таблицы;
- задания с использованием иллюстраций;
- задания на выявление отличий;
- описание по памяти;
- самостоятельная работа с учебником. Найти в тексте и ответить на вопрос
6
- поменяться тетрадями и найти ошибки у соседа.
Для кинестетов рекомендуется:
- формулирование задание с опорой на наглядный материал
- пантомимы;
- придумывание слов с названием чего-либо (форма, вкус)
- составление слов по схеме;
- работа с сигнальными карточками
- прописывание в воздухе орфограмм;
- чтение по пальчику и остановка перед орфограммой;
- подчеркивание орфограмм;
- прохлопывание орфограмм.
Для
аудиалов
важна
интонация,
тембр,
темп
(раздражает
громкий
голос),
им
рекомендуются задания:
- прочитать вслух, рассказать, меняя интонации;
- прочитать по ролям;
- проговаривать слова, прежде чем их записать;
- пересказывать;
- групповая и парная работа;
- различного типа дискуссии.
Наряду
с
ведущей
модальностью
следует
также
учитывать
функциональную
асимметрию
полушарий
головного
мозга.
Она
определяет
особенности
восприятия
запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека
Для
определения
ведущего
полушария
головного
мозга
можно
использовать
определенные методики. Это поможет учителю планировать работу с классом, учитывая
индивидуальные особенности учащихся.
Необходим дифференцированный подход, который целесообразно осуществлять на
основании данных диагностик.
Правое
полушарие
в
большей
степени
ориентировано
на
целостное,
образное
восприятие, нежели на анализ отдельных компонентов информации, и в этом плане оба
полушария
органично
дополняют
друг
друга.
К
числу
важнейших
«должностных
обязанностей» правого полушария относятся:
-обработка невербальной информации, содержащийся в символах, обозначениях, образах
и тому подобном;
-одновременное восприятие информации по разным каналам в максимальной большем
объёме и при её недостатке выстраивание связей по имеющимся частям; таким образом
7
целостное
восприятие
правого
полушария
дополняет
анализ
элементов
информации
левым полушарием;
-пространственная ориентация, способность располагать соответствующим образом части
единого целого и различные взаимосвязанные объекты относительно друг друга;
-формирование целостности смысла, создание ассоциаций;
-эмпирическое и образное мышление, распознавание и создание метафор;
-воображение и, как следствие, художественные творческие способности;
-управление органами левой половины туловища и получение информации пространства
слева.
Левое
полушарие
отвечает
в
первую
очередь
за
способность
человека
к
логическому и абстрактному мышлению:
-речь;
восприятие
эмоциональной
окраски
и
особенностей
речи;
оценка
характера
неречевых звуков; музыкальный слух;
-абстрактное,
обобщенное,
инвариантное,
конкретное
узнавание;
общее,
конкретное
зрительное, целостное, последовательное, аналитическое восприятие;
-математические вычисления;
-оценка
временных
соотношений
и
пространственных
отношений;
установление
идентичности стимулов по названиям и физической идентичности стимулов;
-установление сходства и различий;
-управление органами правой половины туловища и получение информации пространства
справа.
Основываясь на исследованиях профессиональных психологов можно посоветовать
обучающимся имеющим “Левополушарное” мышление выбрать для изучения (например,
записаться в кружок моделирования) предметы, связанные с точными науками, т. к.
данный
тип
мышления
является
дискретным
и
аналитическим.
С
его
помощью
осуществляется
ряд
последовательных
операций,
обеспечивающих
логически
непротиворечивый
анализ
предметов
и
явлений
по
определенному
числу
признаков.
Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно
закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках, что является
обязательным условием социального общения.
Обучающимся
“Правополушарным”
—
науки
гуманитарного
цикла,
т.
к.
пространственно-образное
мышление
данного
типа
людей
создает
возможность
одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с
другом
и
во
взаимодействии
со
свойствами
других
объектов,
что
обеспечивает
целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких
8
смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с
одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей
между
предметами
и
явлениями
в
логически
упорядоченной
форме
и
даже
может
препятствовать их осознанию.
Обучающиеся
–
амбидекстры,
у
которых
оба
полушария
функционируют
во
взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом, могут выбрать естественно -
научный профиль, где сочетаются как точные, так и гуманитарные науки.
Для развития левого полушария рекомендуются следующие упражнения:
-прочитать задание к упражнению, составить алгоритм действий, поэтапное выполнение
которых приведет к результату;
-прочитать в учебнике правило, записать его в виде таблицы, схемы;
-откорректировать текст, предложения;
-упражнения с деформированным текстом (вставить буквы, раскрыть скобки и т.д.);
-дать теоретическое обоснование какому-либо примеру;
-разделить текст на части, озаглавить их;
-разделить слово на морфемы;
-разобрать предложение по членам;
-найти знакомые части (в правиле, в тексте), которые влияют на смысл;
-составить предложение по схеме;
-индивидуальные задания;
-повторить задание (правило);
-проговорить несколько раз предложение;
-воспроизвести сказанное учителем, одноклассником;
-сочинения на заданную тему;
-вопросы «закрытого» типа;
-объяснить значение слова, опираясь на словарь.
Для развития правого полушария рекомендуются следующие виды упражнений:
-определить в целом, к какому результату нужно прийти, выполнив упражнение;
-найти ошибки в тексте, их исправить;
-назвать чувства, эмоции, переживания, ощущения, которые испытываем при чтении
текста;
-прочитать выразительно (без подготовки);
-групповая работа;
-выявить дополнительную, неосновную информацию;
-нарисовать, изобразить то, что представляется в процессе чтения, выполнения задания;
9
-провести лингвистический эксперимент;
-задания с использованием музыкального фона;
-подведи итог (сказанного, прочитанного, урока);
-задания на развитие интуиции;
-задания с использованием контекста, жизненных ситуаций;
-задания на поиск известной информации и сопоставление;
-сочинения на свободную тему;
-дописать текст, используя изученный материал;
-написать научную статью, составить репортаж;
-ролевые игры, инсценировка;
-творческие задания;
-вопросы «открытого» типа;
-составление слов и предложений из частей;
-чтение-нахождение взаимосвязи;
-пересказ текста;
-определить основную мысль текста;
-чтение по ролям.
В составлении дидактического комплекса по русскому языку мы опирались на данное
психолингвистическое пояснение.
10
Система упражнений по теме: «Функционально-смысловые типы речи»
Упражнение
Психолингвисти
ческое
пояснение
1.
Заполните таблицу, отвечая на следующие вопросы:
Какой это тип речи?
Какова формула для каждого типа речи? Подчеркни в тексте.
В
скольких
кадрах,
рисунках
можно
передать
содержание
каждого типа речи?
А)
Для
какого
типа
речи
характерно
раскрытие
признаков
предмета, характеристика со всех сторон, чтобы понять, какой он,
предмет.
Работая
над
этим
типом
речи,
художник
тщательно
выписывает детали на своей картине.
Б) Для какого типа речи характерно повествование интересной
истории о том, что где-то произошло, изложение событий, которые
следуют одно за другим, увлекая вас интересным сюжетом. Этот
тип
речи
дает
возможность
художникам
заполнить
рисунками
целый альбом.
В)
Для этого типа речи не характерна работа с художниками, ведь
этот тип речи не дает им повода порисовать. Зато этот тип речи
любит когда люди задают сложные вопросы, а потом обстоятельно,
по пунктам отвечают на них, да так отвечают, что всем становится
понятно, почему это так, а не иначе.
Тип речи
Формула
Количество
рисунков
А)
Б)
В)
Задание
рассчитано
на
левополушарных
учеников, включены
все
модальности
восприятия. Задание
способствует
развитию
умения
находить
ключевые
слова в тексте, ответ
на вопрос.
2.
Распределите по колонкам слова и словосочетания,
относящиеся к описательному тексту,
повествовательному тексту и тексту рассуждения.
Назовите формулы информационных типов речи.
Разноцветные, завертелись, стоял, следовательно, из выше
сказанного следует, пахнет, блистает, вдруг, как- то раз,
тихо, жалко, блестящие, серебряные капельки, таким
образом, вдруг, сбросил, во-первых, почему это так?
Работает
левополушарная
стратегия,
включается
кинестетическая
и
визуальная
модальности.
Можно
включить
аудиальную
модальность
посредством
повтора
полученного
в
результате.
Вывод
делают
правополушарные
11
дети.
3.
Из слов восстановите предложение, определите тип речи.
Подчеркните те слова, которые являются значимыми в
определении типа речи.
Вспомнил, Том, поспешил достать, его, какое у него в
кармане, оттуда, вдруг, сокровище.
Задание рассчитано
для
левополушарных
кинестетов,
аудиалов (если
прочитать это
предложение вслух)
(Вдруг Том
вспомнил, какое у
него в кармане
сокровище, и
поспешил достать
его оттуда).
4.
Определите тип речи. Глаголы какого вида речи
преобладают в этом типе речи? Как вы думаете, почему?
Выделите ключевые слова.
Гасли мутные красные огоньки. Было тихо кругом. Из
темноты доносился только легкий звон неведомо куда
бегущих ручейков.
Задание для
правополушарных
детей (вопросы
закрытого типа),
включаются все
модальности
восприятия.
Аудиалы
прослушивают
текст, визуалы
читают, кинестеты
выделяют ключевые
слова.
целого
предложения.
5.
Перед вами три текста на одну тему. Определите тип
речи каждого текста. Выделите ключевые слова,
которые помогли вам определить тип в каждом тексте.
Озаглавьте тексты.
1.
Осень – чудесное время года, разноцветное и разнообразное.
Некоторые любят осень, а другие не понимают, что в ней
хорошего. По-моему, не бывает плохих и хороших времен
года, потому что все они нужны и по-своему красивы.
2.
Вот и наступила осень. Деревья сняли с себя разноцветные
наряды.
Птицы
улетели
в
теплые
края.
В
лесу
звери
готовятся
к
зиме.
Белка
приготовила
запасы
грибов
и
орехов. Зайка скоро наденет белую шубку. Медведь впадет
в зимнюю спячку. Лес готов погрузиться в волшебный сон.
3.
Осень
бывает
разная:
теплая
и
морозная,
солнечная
и
слякотная. В осенние дни, когда сыплется мелкий дождь,
который нудно стучит в окно, хочется забраться в большое
уютное кресло
у пылающей
печи
или камина,
укрыться
пледом и бесконечно долго смотреть на языки пламени,
Включение
Правополушарных
визуалов и
кинестетов в работу.
Аудиалы
включаются, когда
слушают чтение
текста
12
колыхающиеся в своем таинственном танце.
6.
Вашему
вниманию
предлагаются
два
текста
на
одну
тему. Прочитайте и определите тип речи. К одному или
разным типам речи они относятся? Докажите, определяя
сходство
и
различие
текстов,
глаголов,
количество
рисунков, сделанных вами к текстам.
Федор же Тимофеич был иного
рода
господин.
Этот,
проснувшись,
не
издавал
никакого звука, не шевелился и
даже
не
открывал
глаз.
Он
охотно
бы
не
просыпался,
потому что, как видно было, он
недолюбливал
жизни.
Ничто
его не интересовало, ко всему
он относился вяло и небрежно,
всё
презирал
и
даже,
поедая
свой вкусный обед, брезгливо
фыркал. (А. П. Чехов)
Федор Тимофеевич проснулся.
Не издавая никакого звука, он
не
шевелился
и
даже
не
открывал глаз. Потом всё-таки
поднялся,
вяло
прошелся
по
комнате,
лениво
потянулся
и
направился к чашке. Обед был
вкусный,
но
Федор
Тимофеевич
все
равно
брезгливо
фыркнул.
(А.
П.
Чехов)
Задание
ориентировано на
умение сопоставлять
тексты одной темы,
определять
количество событий,
различать
динамическое
описание и
повествование.
Такое задание
активизирует
внимание лево – и
правополушарных
детей, так сходство
текстов определят
левополушарные,
различия будут
искать
правополушарные.
Задание включает
уадиальную
модальность (чтение
вслух), визуальную
(находят глаголы и
определяют их
различия в том и
другом тексте),
кинестетическую
(пытаются
нарисовать
иллюстрации к
тексту мысленно)
7.
Прочитай
текст.
Вставь
пропущенные
орфограммы.
Определи тип речи, выделяя ключевые слова для этого
типа
речи.
Продолжи
текст.
Расскажи
о
своём
удивительном открытии в зимнем лесу. Какой тип речи
ты выберешь, чтобы рассказать?
Зимняя сказка
Хорош.. и загадочен зимний лес. Если внимательно
прислушаеш..ся и посмотриш.. вокруг, то сможешь постичь еще
одну из чудесных тайн природы. Часто в самом пр..вычном и
обыкновенном встречаеш.. сказку. Однажды...
Задание
заимствовано из
сборника заданий 5
класс (В. В.
Бабайцева), с. №132.
Задание хорошо тем,
что дается опора на
методику
завершения текста
по началу
Задание рассчитано
для
правополушарных
13
учеников (создание
готового текста),
включены все
модальности
восприятия:
прочитать –
услышать (ауд),
вставить
пропущенные
орфограммы –
подчеркнуть (кин),
прочитать –
представить,
вообразить (виз)
8.
Прочитайте текст и определите тип речи. Дайте свое
определение понятию «счастье».
Что такое счастье? Наверное, каждый в своей жизни, хоть раз,
задавал
этот
вопрос!
Счастье
это
некий
призрак,
который
так
хочется поймать и обладать им, но в то же время понимаешь, что
оно не вечно. Люди гоняются за счастьем, не понимая, что именно
является счастье для них. Просто слово, просто чувство, просто
минуты, часы, дни, вечность…
Задание включает
визуальную и
аудиальную
модальности
восприятия.
Создание нового
текста активизирует
внимание
правополушарных
учеников.
9.
Прочитайте текст. Перескажите его. Определите тип
речи. Трансформируйте текст в другой тип речи
С утра до вечера не умолкает в степи, рощах и садах птичий
хор. В нём участвуют тысячи разноголосых певцов, на все лады
свистящих,
щебечущих,
чирикающих,
каркающих,
визжащих
и
пищащих.
Воздух
звенит
от
громких
и
тихих,
радостных
и
тоскливых, мелодичных и резких звуков. Птицы поют стоя, сидя и
на лету, во время отдыха и в самую горячую пору своего рабочего
дня. Птичий мир охвачен таким радостным возбуждением, что
песни сами вырываются на волю.
Левополушарные
визуалы
пересказывают,
определяют тип
речи.
Трансформация
текста рассчитана на
левополушарных и
правополушарных
учащихся.
10.
Почему данную ниже запись нельзя назвать текстом?
Расставьте предложения так, чтобы у вас получился
текст, отрывок из произведения Б. Житкова «Пожар».
Определите тип текста. Сосчитайте количество
событий, подчерните глаголы, определите их вид и
время. Почему произошёл пожар? Составьте
инструкцию по правилам безопасного поведения в быту.
Он пошёл в кухню. Когда все ушли, Петя стал пробовать
свою самодельную пушку. Наложил в Плиту щепок, полил их
керосином,
положил
сверху
пушку
и
зажёг.
Она
была
из
железной трубки. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак
поджечь. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка,
чтоб зажигать порох. Петя очень рассердился.. "Теперь небось
Задание
рассчитано
для
право
–
и
левополушарных
учеников.
Последовательност
ь
предложений
выстраивают
левополушарные
дети.
Придумывают
инструкцию
14
выстрелит!"
Да
такой,
что
весь
огонь
из
плиты
выкинуло.
Огонь
разгорелся, загудел в плите - и вдруг как бахнет выстрел!
Исходный текст. Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была
из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох.
Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошёл в
кухню. Наложил в Плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг. "Теперь
небось выстрелит!"
Огонь разгорелся, загудел в плите - и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из
плиты выкинуло.
правополушарные
дети.
Задание
активизирует все 3
модальности
восприятия.
Прочитать
полученный
текст
–аудиалы,
сосчитать
количество
событий-визуалы,
найти и подчеркну
глаголы
–
кинестетики.
11.
Прочитайте два текста на разные темы. Озаглавьте их.
Определите тип речи. Выделите ключевые слова,
характерные для этого типа речи. Сколько рисунков вы
сделали к этим текстам.
Подул
теплый
весенний
ветер.
Сыро
в
лесу.
Капли,
падающие
с
деревьев,
пробиваются почти до земли. А
снег
рыхлый,
грязный.
На
звериных тропах лисьи, заячьи
следы...
(М.М. Пришвин)
В маленькой авоське я повесил
синицам
большой
кусок
несолёного сала . Они сменно
прицепляются
лапками
висят
раскачивается
и
долбят
замёрзшее сало . Вот и
сейчас
одна
прицепилась
как
акробат.
Быстро
быстро
подолбит
клювом
проглотят
кусочек и снова долбит. Другая
прилетала вниз головой висит
и
тоже
принялась
долбить
раскачали авоську как маятник.
Долго ещё будит кормиться.(С.
Образцов)
Задание рассчитано
для
правополушарных
визуалов учеников
(озаглавить тексты),
левополушарнных
визулов (мысленно
нарисовать
иллюстрацию),
кинестетов
(выделить,
подчеркнуть слова).
Аудиалы слушают
текст и включаются
в работу. Задание
формирует умение
различать описание
разных видов:
динамическое и
статическое.
15
12.
Работая с текстом, впишите краткие ответы на вопросы:
Для
чего
нужно
описание?
Где
оно
может
быть
использовано?
Вид
описания,
где
использовано
Для чего служит
1.
2.
3.
1.Пеппи Длинный чулок отправлялась на прогулку. Вот как она
выглядела:
волосы
ее
цвета
моркови
были
заплетены
в
две
крошечные косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на
крошечную картофелину да к тому же еще и в крапинку – от
веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней
было синее платье, но так как синей материи у не, видно, не
хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень
тонкие и худые ноги она натянула чулки разных цветов: один –
коричневый,
другой
–
черный.
А
огромные
черные
туфли
,
казалось, вот-вот свалятся. Папа купил их ей в Южной Африке на
вырост, а Пеппи ни за что не хотела носить другие. (А.Линдгрен).
2. Капуцины – самые известные обезьяны Нового Света. Они
похожи на хорошо известных мартышек и макак. У них длинный
хватательный
хвост,
которым
некоторые
капуцины могут
даже
брать
пищу. Свое
название
обезьяны
получили
за
своеобразие
головных уборов: черную шапочку на голове, похожую на тонзуру
– выстриженный круг на голове францисканских монахов ордена
капуцинов.
Капуцины – самые умные обезьяны Нового Света, и по
умственным способностям не уступают даже человекообразным
обезьянам.
Живут капуцины большими стадами и держатся вместе, а
если во время кормежки разбредутся, то поддерживают друг с
другом звуковой контакт.
3.
Уголь активированный – лекарственный препарат в виде
таблеток
черного
цвета.
Адсорбирующее
средство.
Обладает
большой
поверхностной
активностью
и
высокой
сорбционной
способностью.
Уменьшает
всасывание
из
ЖКТ
токсических
веществ,
солей
тяжелых
металлов,
алкалоидов
и
гликозидов,
лекарственных веществ, способствуя их выведению из организма.
Адсорбирует на своей поверхности газы.
Вопрос «закрытого»
типа дает
возможность
проявить творческие
способности, дать
собственный
развернутый ответ,
развивает умение
анализировать
материал, связанный
с речевой
практикой. .
Задание
превосходно
подойдет для
правополушарных
кинестетов,
аудиалов, визуалов.
13.
Задание. Найдите в тексте «определение», подчеркните
его маркером-выделителем или ручкой зеленого цвета.
Пролив
–
сравнительно
неширокое
водное
пространство,
ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. По
ширине проливы очень различны. Пролив Дрейка, соединяющий
Тихий
и
Атлантический
океаны,
около
тысячи
километров
шириной,
а
Гибралтарский
пролив,
соединяющий
Средиземное
Задание формирует
умение находить и
выделять смысловые
части
описательного
текста. Задание
включает все
16
море с океанами, в самом узком месте не шире 14 км.
модальности
восприятия
левополушарных
детей.
14.
Найдите в тексте «целое-части» в тексте, подчеркните
его маркером-выделителем или ручкой зеленого цвета.
Герасиму
отвели над кухней каморку; он устроил ее себе
сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на
четырех
чурбанах,
-
истинно
богатырскую
кровать;
сто
пудов
можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью
находился
дюжий
сундук;
в
уголку
стоял
столик
такого
же
крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой
прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его,
уронит
и
ухмыльнется.
Каморка
запиралась
на
замок,
напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого
замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы
к нему ходили. (И.С.Тургенев)
Задание формирует
умение находить и
выделять смысловые
части
описательного
текста. Задание
включает все
модальности
восприятия
левополушарных
детей.
15.
Найдите в тексте «свойства» в тексте, подчеркните его
маркером-выделителем или ручкой зеленого цвета.
Равнины обычно соответствуют наиболее устойчивым частям
материковой
коры.
Внутренние
процессы
проявляются
здесь
главным
образом
в
медленных
вертикальных
движениях.
Разнообразие рельефа равнин связано с работой воды и ветра. Там,
где много текучих вод, образуются овраги, врезываются русла рек.
Если
равнина
испытывает
поднятие,
то
эти
процессы
усиливаются. В пустынях же, где сухо, рельеф изменяется под
влиянием
выветривания,
которое
разрушает
твердые
породы, и
ветра, переносящего песок, создающего песчаные гряды, дюны и
барханы.
Равнины
наиболее
удобны
для
хозяйственной
деятельности
человека, поэтому сильно изменены им. (Учебник географии)
Задание формирует
умение находить и
выделять смысловые
части
описательного
текста. Задание
включает все
модальности
восприятия
левополушарных
детей.
16.
Прочитайте текст.
Прочитайте текст. В данном тексте
использованы все три топа: определение, целое-части и
свойства. Найдите их. Заполните таблицу примерами из
текста.
Классическая модель «Описание»
1.
Топ Определение.
2.
Топ Целое-части
3.
Топ Свойства
Ковыль – многолетний засухоустойчивый злак. Его корни
растут пучком и образуют плотный дёрн, широко разрастаясь и
глубоко проникая в землю. Листья у ковыля узкие длинные. Они
приспособлены
к
экономному
расходованию
влаги.
Цветки
Задание формирует
умение находить и
выделять смысловые
части
описательного
текста. Задание
включает все
модальности
восприятия
левополушарных
детей. Вывод
делают
правополушарые.
Подчеркивание в
тексте рассчитано на
17
собраны в редкую метелку. Зерновки одеты цветковыми чешуями,
из которых наружная имеет длинную перистую ость, пушистую и
легкую. Благодаря этим остям зерновки могут пролетать большие
расстояния. Когда ветер затихает, зерновка опускается, острым
нижним концом вонзается в землю и постепенно с помощью ости
ввинчивается в нее. (Учебник биологии).
Топы
Примеры
«определ
ение»
«целое-
части»
«свойств
а»
вовлечение в работу
кинестетиков
17.
Прочитайте выразительно текст. Определите тип речи.
Подчеркните глаголы, укажите их время, вид. Сколько
рисунков можно сделать к этому произведению.
Орёл и кошка
(1)3а
деревней
весело
играла
кошка
со
своими
котятами.
(2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как
молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не
успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (б)Хищник бросил
котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.
(8)Могучие
крылья,
крепкий
клюв,
сильные
лапы
с
длинными,
кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу
кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества,
крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
(10) Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё
ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои
последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю
(11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные
раны, принялась облизывать израненного котёнка.
Прием заполнения
локун. Задание
рассчитано на
внимательность,
умение работать с
текстом
18.
Вставьте определения в следующее описание (используйте
информацию текста «Орел и кошка»).
Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился .......................................................
..............................................орёл. У хищника были ....................................................
крылья, ........................................... клюв,
........................................................ лапы с .......................................
........................................ когтями.
Прием заполнения
локун. Задание
рассчитано на
внимательность,
умение работать с
текстом.
Следовательно,
сначала учитель
прочитывает текст,
чтобы
левополушарные
аудиалы восприняли
на слух. Визуалы не
18
только слушают, но
следят при
прочтении.
Кинестетики следят,
водят пальцем.
19.
Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом?
Выпишите основные слова (фразы).
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
Правополушарные
кинестетики
20.
Почему кошка победила орла?
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------
Делают вывод
правополушарные
дети