Напоминание

"Искусство как источник и носитель идеи Родины"


Автор: Елена Николаевна Лебедева
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Детская школа искусств №6 ЭМР
Населённый пункт: г.Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Искусство как источник и носитель идеи Родины"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Искусство как источник и носитель идеи Родины

В последние годы заметно повысился интерес к реализации образовательного

и воспитательного потенциала искусства в связи с растущим пониманием в

современной обществе значения изучения истории Родины, патриотического

воспитания детей; с поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных

на традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм,

гражданственность, человеческая порядочность.

Рассматривая воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса,

следует сказать, что в нем могут использоваться различные инструменты и методы.

Однако, очень важную роль играет искусство, как инструмент, обладающий большой

силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных

советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического

воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью,

насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». На наш взгляд,

искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя

идеи

Родины,

пробуждать

у

человека

чувства

патриотизма

и

гражданской

ответственности.

Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего,

интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие,

объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение

друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

Знания о

культуре, истории, образы природы родного края, запечатленные в детской памяти,

сопровождают повзрослевших детей всю жизнь. Занятия в школе искусств позволяют

эффективно решать многие учебно-воспитательные задачи за счёт реализации

широкого спектра форм и методов обучения.

Патриотическое воспитание - это отражение в системе ценностей ребёнка

отношения к родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития

цивилизации. Особенности патриотического воспитания учащихся в процессе

творческой

деятельности,

учитывая

характер

психологического

воздействия

искусства, повышают творческий потенциал формирующейся личности посредством

мыслей, чувств, переживаний людей, выраженных в художественных образах

произведений русских художников. При этом процесс воспитания происходит не

назидательно, не дидактично, а связан с общечеловеческим, общезначимым,

общеинтересным; он не только сообщает, но и формирует, развивает, доставляет

человеку радость, эстетическое наслаждение; объединяет детей, побуждает их к

сотворчеству,

активизирует

их

сознание,

формирует

ценностные

ориентиры,

нравственные

предпочтения,

социальные

идеалы,

убеждения;

комплексно

воздействует на каждого молодого человека: на его рациональную и эмоционально-

волевую сферу одновременно.

Особое значение приобретают занятия, на которых учащиеся знакомятся с

произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя

аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством русских мастеров, их

ролью в мировом искусстве. Темы занятий косвенно или напрямую связаны не

только с изучением творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев,

культуры разных народов, что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу

и культуре.

Патриотическое

воспитание

учащихся

средствами

искусства

имеет

определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании

развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и

«восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством

изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре

проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание детей

средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания

подростков



В раздел образования