Автор: Елена Николаевна Лебедева
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Детская школа искусств №6 ЭМР
Населённый пункт: г.Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Искусство как источник и носитель идеи Родины"
Раздел: дополнительное образование
Искусство как источник и носитель идеи Родины
В последние годы заметно повысился интерес к реализации образовательного
и воспитательного потенциала искусства в связи с растущим пониманием в
современной обществе значения изучения истории Родины, патриотического
воспитания детей; с поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных
на традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм,
гражданственность, человеческая порядочность.
Рассматривая воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса,
следует сказать, что в нем могут использоваться различные инструменты и методы.
Однако, очень важную роль играет искусство, как инструмент, обладающий большой
силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных
советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического
воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью,
насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». На наш взгляд,
искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя
идеи
Родины,
пробуждать
у
человека
чувства
патриотизма
и
гражданской
ответственности.
Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего,
интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие,
объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение
друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.
Знания о
культуре, истории, образы природы родного края, запечатленные в детской памяти,
сопровождают повзрослевших детей всю жизнь. Занятия в школе искусств позволяют
эффективно решать многие учебно-воспитательные задачи за счёт реализации
широкого спектра форм и методов обучения.
Патриотическое воспитание - это отражение в системе ценностей ребёнка
отношения к родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития
цивилизации. Особенности патриотического воспитания учащихся в процессе
творческой
деятельности,
учитывая
характер
психологического
воздействия
искусства, повышают творческий потенциал формирующейся личности посредством
мыслей, чувств, переживаний людей, выраженных в художественных образах
произведений русских художников. При этом процесс воспитания происходит не
назидательно, не дидактично, а связан с общечеловеческим, общезначимым,
общеинтересным; он не только сообщает, но и формирует, развивает, доставляет
человеку радость, эстетическое наслаждение; объединяет детей, побуждает их к
сотворчеству,
активизирует
их
сознание,
формирует
ценностные
ориентиры,
нравственные
предпочтения,
социальные
идеалы,
убеждения;
комплексно
воздействует на каждого молодого человека: на его рациональную и эмоционально-
волевую сферу одновременно.
Особое значение приобретают занятия, на которых учащиеся знакомятся с
произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя
аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством русских мастеров, их
ролью в мировом искусстве. Темы занятий косвенно или напрямую связаны не
только с изучением творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев,
культуры разных народов, что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу
и культуре.
Патриотическое
воспитание
учащихся
средствами
искусства
имеет
определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании
развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и
«восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством
изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре
проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание детей
средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания
подростков