Автор: Петров Алексей Николаевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО СШОР «ФСО "Авиатор"»
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие физических качеств футболистов 12-14 лет, методом круговой тренировки»
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО СШОР «ФСО "Авиатор"» г. Казани
(СП СШ «Мотор»)
Методическая разработка
тренера-преподавателя Петрова А.Н.
«Развитие физических качеств футболистов 12-14 лет,
методом круговой тренировки».
Футбол
–
одна
из
самых
популярных
и
массовых
коллективных
спортивных игр. В России им занимается более 5 млн человек. Коллективный
характер
футбольной
деятельности
предопределяет
проявление
игроками
своих
лучших
морально-волевых
качеств:
ответственности
и
дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки,
смелости и решительности, настойчивости и инициативности.
Современный футбол являет собой яркое зрелище, в котором органично
соединяются
высокое
исполнительское
мастерство
футболистов
и
бескомпромиссные «мужские» единоборства на каждом участке футбольного
поля, физическое совершенство
игроков и
радость, горечь,
боль многих
миллионов болельщиков.
Элементы футбола, благодаря разнообразным проявлениям физических
качеств, тактического мышления, часто используются в других видах спорта
(и не только в игровых) как дополнительное средство подготовки.
Круговой
метод
(тренировка)
–
это
организационно-методическая
форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение
специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и
совершенствования
силы,
быстроты,
выносливости
и
в
особенности
их
комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и
скоростной силы.
Задача круговой тренировки
– достичь высокой работоспособности
организма
путем
тренировки
нервно-мышечного
аппарата,
кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании.
В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на
3–6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к
другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому,
передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения
в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая
круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное.
Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:
1.
По
методу
длительного
непрерывного
упражнения.
Занятия
проводятся
без
перерывов
и
складываются
из
одного,
двух
или
трех
прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой
выносливости.
2.
По
методу
экстенсивного
интервального
упражнения.
Применяется
для
совершенствования
общей,
скоростной
и
силовой
выносливости, скоростно-силовых качеств.
3.
По
методу
интенсивного
интервального
упражнения.
Он
рассчитан
на
совершенствование
скоростной
силы,
максимальной
силы,
скоростной и силовой выносливости.
4. По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать
для развития максимальной силы и скоростной выносливости.
Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные:
общеразвивающие
упражнения
и
специальные,
обычно
технически
несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения
подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей
индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных
навыков.
В
комплексе,
направленном
на
всестороннее
физическое
развитие,
обычно имеется не более 10–12 упражнений, в комплексе со специальной
направленностью
–
не
более
6–8.
Упражнения
могут
выполняться
на
спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием
спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга,
резиновые амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации
занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов
мелом
по
полу
или
еще
лучше
поставить
около
каждой
«станции»
специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения.
Несмотря на
все
положительные стороны круговой тренировки, ее
нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить все
другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими
формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть
времени (30–35 мин).
В круговой тренировке, как правило, используются 6–12 станций с
определенными упражнениями на каждой из них, на которых футболисты
последовательно
выполняют
предложенную
работу.
До
начала
круговой
тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен быть заранее
расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по
всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует
количеству станций. При игровых упражнениях можно объединить группы.
Нецелесообразно
в
каждой
круговой
тренировке
предлагать
совершенно
новые комплексы упражнений, поскольку значительное время будет уходить
на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия этих
упражнений на организм. Освоение упражнений и порядок прохождения
станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки проходят на
хорошем уровне.
Основным
методом
воспитания
силы
футболистов
является
метод
повторных усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют
упражнение (например, поднятие штанги или приседание со штангой) с
отягощением
60–80%
от
предельно
возможного.
Причем
количество
повторений одной серии не должно превышать 10–12, а количество серий – не
более
двух-трех.
Наиболее
эффективны
последние
повторы.
Этот
метод
позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп
мышц.
Для
развития
технических
качеств
у
футболистов
12-14
лет
целесообразно
использовать
метод
круговой
тренировки,
который
обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы.
Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы
каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число
упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность
их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном
процессе, возраст, пола и подготовленности занимающихся.
1
79
Примерные комплексы упражнений для
построения учебно-тренировочных занятий
по принципу “круговая тренировка”
Материалы: пики, барьеры, река, тунель,
обручи, матрасы, резиновые ладони и стопы,
резиновая лестница, мячи для прыжков, конусы
1
Подъем
Скатиться
Кувырок
Обвод конусов
Руки-ноги
Прыжки на мячах
Прыжки в обручи
Тоннель
Движение
по реке
Сверху
Снизу
1
80
Материалы: пики, барьеры, река, обручи,
матрасы, манекены, конусы
2
Барьерный бег
Обвод манекенов
Кувырок вперед
Прыжки в обручи
Позлком под барьерами
Прыжки
через пики,
нельзя
наступать
Река
92
ВОзРасТ: 9-12 лЕТ
инвентарь: мячи, скамейка, барьеры, конусы, стойки, хоккейные ворота,
обручи, гимнастические маты, коврики
14
Передача вперед.
Бег по скамейке
Мяч сверху –
Я сбоку
Мяч снизу –
Я сверху
Мяч снизу –
Я сверху
Обвод конусов
Обвести стойки
Обвести стойки
Мяч сверху и Я сверху +
рывок с мячом
Передача вперед + проход
через обручи
Ведение мяча + передача вперед +
кувырок вперед
Берет мяч и жонглирует до конуса.
Расстояние – 7 м
1
2
3
Методические
указания
1) Упражнение выпол-
няется в трех колоннах.
2) Переход футболистов
осуществляется по часо-
вой стрелке.
3) При переходе осу-
ществляется ведение мяча.
4) Упражнение выпол-
няется на максимальной
скорости.
5) Каждый футболист должен
выполнить все задания на
трех станциях, после чего на-
ступает общая пауза – 2 мин.
6) Количество повторений
каждым футболистом про-
хождения всех станций – 6.
7) Высота барьеров – 30 см.
8) Удар по воротам произво-
дится одним из двух спосо-
бов (по выбору тренера):
внутренней стороной стопы
или средней частью подъема
(в зависимости от подготов-
ленности футболиста).
9) Тренер внимательно
следит за выполнением
упражнений, вносит кор-
рективы.
Мяч сверху –
Я сбоку
(низкий барьер)
Мяч сверху –
Я сверху
(низкий барьер)
Удар
по воротам
Мяч сверху – Я сбоку
(низкий барьер)
116
4 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 10-15 лЕТ • игРОКи: 6-7 • сЕРии: 3-6
инвентарь: барьеры, обручи, конусы, прыгалки, палки, мячи,
ворота, хоккейные ворота
38
Методические
указания
1) Пауза отдыха между по-
вторениями – 1 мин.
2) Пауза отдыха между се-
риями – 2 мин.
3) Высота барьеров – 13-30
см.
4) Ведение мяча разными
способами.
5) Передача мяча внутрен-
ней стороной стопы.
6) Удар по воротам внут-
ренней частью подъема.
1. Прыжки со скакалкой двумя ногами,
левой, правой + барьерный бег и рывок
3. Обвести конусы,
передача на ход и
бег по лестнице.
4. Мяч сверху – я сбоку,
мяч снизу – я сверху,
передача на ход +
прыжки через обручи
2. Ведение мяча с финтом,
обвести барьер и удар
по маленьким воротам.
1
2
3
4
117
4 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 10-15 лЕТ • игРОКи: 5-6
инвентарь: барьеры, хоккейные ворота, обручи, мячи, конусы
39
Методические
указания
1) Пауза отдыха между по-
вторениями – 1 мин.
2) Пауза отдыха между се-
риями – 3 мин.
3) Высота барьеров – 30-40
см.
4) Упражнения выпол-
няются на максимальной
скорости.
5) Ведение мяча внутрен-
ней и внешней частями
подъема.
6) Удар по воротам внут-
ренней и внешней частями
подъема.
7) Расстояние – 25-30 м.
4. Передача
на ход,
скамейка,
мяч сверху –
я сверху,
мяч снизу –
я сверху,
вернуться,
владея мячом
2. Обвод конусов с мячом,
передача на ходу, прыжки
через обручи и вернуться
с мячом
1. Бег со сменой направле-
ния + передача на ходу + бег
через лестницу + забрать мяч
3. Ведение мяча,
игра “в стенку”,
удар по воротам
4
3
2
1
118
4 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 10-16 лЕТ • игРОКи: 6 • сЕРии: 3-6
инвентарь: барьеры, обручи, конусы, мячи, лестница, ворота
40
Методические
указания
1) Пауза отдыха между по-
вторениями – 1,5 мин.
2) Пауза отдыха между се-
риями – 3 мин. (выпол-
няется легкий бег, ходьба).
3) Высота барьеров – 30 см.
4) Ведение мяча м удары
по воротам – внутренней и
внешней частями подъема.
5) Расстояние – 30-35 м.
1. Барьер низкий сверху,
обводка конусов с мячом,
стенка и обратно.
3. Передача на ход,
лестница, обвести
игрока и удар
по воротам.
4. Прыжки через скакалку,
10 раз – пресс, 10 раз –спина,
6 отжиманий.
2. Передача на ход, низкий
барьер, мяч снизу – я обхожу,
высокий барьер, мяч снизу –
я сверху, передача на ход,
обручи, удар по воротам.
1
2
3
4
119
3 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 12-16 лЕТ • игРОКи: 6-7
инвентарь: табло, барьеры, хоккейные ворота, обручи, конусы, мячи
41
Методические
указания
1) Пауза отдыха между по-
вторениями – 1 мин.
(ходьба).
2) Пауза отдыха между се-
риями – 3 мин. (выпол-
няется легкий бег).
3) Высота барьеров – 30-40
см.
4) Ведение мяча м удары
по воротам – внутренней и
внешней частями подъема.
5) Расстояние – 30 м.
6) Количество серий – 4-6.
Стенка с цифрами
Жонгли-
рование
Удар
Удар
Передача на ход +
лестница
Маленькие
ворота
Обводка
конусов
и удар
по воротам
Мяч снизу –
я сверху
Мяч сверху –
я сбоку
1
2
3
120
6 КОлОНН • ВОзРасТ: 12-16 лЕТ • игРОКи: 3-4
инвентарь: барьеры, конусы, обручи, ворота, палки
42
Методические
указания
1) Количество серий – 3-5.
2) Пауза отдыха между по-
вторениями – 45 сек-1 мин.
3) Пауза отдыха между се-
риями – 3 мин (жонглиро-
вание, ведение мяча, бег
трусцой).
4) Расстояние – 25-30 м.
5) Высота барьеров – 30 см.
6) Ведение мяча и удары
по воротам внутренней и
внешней частями подъема.
7) Упражнения стараться
выполнять на максималь-
ной скорости.
1. Прыжки левой,
правой, на двух
ногах + рывок
2. Через палки
бегом + рывок
6. Барьеры
сверху + рывок
5.Обвести
конусы лицом,
спиной
3. Ведение
мяча + удар
4. Низкие барьеры +
прыжки на левой,
правой, на двух ногах
1
2
3
4
5
6
121
8 КОлОНН • ВОзРасТ: 10-16 лЕТ • игРОКи: 6-8
инвентарь: палки, барьеры, хоккейные ворота, конусы,
обручи, стенки, палки
43
а
1. Ударить в стенку 5 раз
+ рывок назад с мячом
2. Лестница, высоко
поднимая колени
+ рывок
3. Средние барьеры,
я сверху — мяч снизу
4. Ведение мяча + удар
по маленьким воротам
1
2
3
4
123
8 КОлОНН • ВОзРасТ: 12-16 лЕТ
игРОКи: 2-4-6
инвентарь: мячи, барьеры, конусы, палки
44
1
1. 5 ударов
в стенку, удар
сверху и рывок
3. Обвести
с мячом стойки
левой ногой,
обратно — правой
4. Удержать мяч
передачами
головой в парах
и обратно
5. В парах
6. Обвести
конусы + удар
по воротам
7. Я сверху —
мяч снизу,
я снизу —
мяч сверху
8. Обвести конусы
на скорости,
обратно пешком
2. Чеканить ногой,
обратно головой
2
3
4
5
6
7
8
125
3 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 10-16 лЕТ • игРОКи: 6
инвентарь: палки, барьеры, хоккейные ворота, обручи, мячи, конусы, стенка
46
Стенка
Тренер
1. Боковые прыжки через обручи,
лестница и т.д., тренер отдает
передачу — игрок пробивает в стенку
2. Мяч снизу — игрок сбоку,
обвести конусы,
затем барьеры и удар в стенку
3. Два игрока стартуют одновременно, тот,
кто первым добежит, пробивает по воротам
1
2
3