Напоминание

«Развитие физических качеств футболистов 12-14 лет, методом круговой тренировки»


Автор: Петров Алексей Николаевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО СШОР «ФСО "Авиатор"»
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие физических качеств футболистов 12-14 лет, методом круговой тренировки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО СШОР «ФСО "Авиатор"» г. Казани

(СП СШ «Мотор»)

Методическая разработка

тренера-преподавателя Петрова А.Н.

«Развитие физических качеств футболистов 12-14 лет,

методом круговой тренировки».

Футбол

одна

из

самых

популярных

и

массовых

коллективных

спортивных игр. В России им занимается более 5 млн человек. Коллективный

характер

футбольной

деятельности

предопределяет

проявление

игроками

своих

лучших

морально-волевых

качеств:

ответственности

и

дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки,

смелости и решительности, настойчивости и инициативности.

Современный футбол являет собой яркое зрелище, в котором органично

соединяются

высокое

исполнительское

мастерство

футболистов

и

бескомпромиссные «мужские» единоборства на каждом участке футбольного

поля, физическое совершенство

игроков и

радость, горечь,

боль многих

миллионов болельщиков.

Элементы футбола, благодаря разнообразным проявлениям физических

качеств, тактического мышления, часто используются в других видах спорта

(и не только в игровых) как дополнительное средство подготовки.

Круговой

метод

(тренировка)

это

организационно-методическая

форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение

специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и

совершенствования

силы,

быстроты,

выносливости

и

в

особенности

их

комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и

скоростной силы.

Задача круговой тренировки

– достичь высокой работоспособности

организма

путем

тренировки

нервно-мышечного

аппарата,

кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании.

В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на

3–6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к

другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому,

передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения

в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая

круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное.

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

1.

По

методу

длительного

непрерывного

упражнения.

Занятия

проводятся

без

перерывов

и

складываются

из

одного,

двух

или

трех

прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой

выносливости.

2.

По

методу

экстенсивного

интервального

упражнения.

Применяется

для

совершенствования

общей,

скоростной

и

силовой

выносливости, скоростно-силовых качеств.

3.

По

методу

интенсивного

интервального

упражнения.

Он

рассчитан

на

совершенствование

скоростной

силы,

максимальной

силы,

скоростной и силовой выносливости.

4. По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать

для развития максимальной силы и скоростной выносливости.

Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные:

общеразвивающие

упражнения

и

специальные,

обычно

технически

несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения

подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей

индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных

навыков.

В

комплексе,

направленном

на

всестороннее

физическое

развитие,

обычно имеется не более 10–12 упражнений, в комплексе со специальной

направленностью

не

более

6–8.

Упражнения

могут

выполняться

на

спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием

спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга,

резиновые амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации

занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов

мелом

по

полу

или

еще

лучше

поставить

около

каждой

«станции»

специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения.

Несмотря на

все

положительные стороны круговой тренировки, ее

нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить все

другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими

формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть

времени (30–35 мин).

В круговой тренировке, как правило, используются 6–12 станций с

определенными упражнениями на каждой из них, на которых футболисты

последовательно

выполняют

предложенную

работу.

До

начала

круговой

тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен быть заранее

расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по

всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует

количеству станций. При игровых упражнениях можно объединить группы.

Нецелесообразно

в

каждой

круговой

тренировке

предлагать

совершенно

новые комплексы упражнений, поскольку значительное время будет уходить

на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия этих

упражнений на организм. Освоение упражнений и порядок прохождения

станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки проходят на

хорошем уровне.

Основным

методом

воспитания

силы

футболистов

является

метод

повторных усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют

упражнение (например, поднятие штанги или приседание со штангой) с

отягощением

60–80%

от

предельно

возможного.

Причем

количество

повторений одной серии не должно превышать 10–12, а количество серий – не

более

двух-трех.

Наиболее

эффективны

последние

повторы.

Этот

метод

позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп

мышц.

Для

развития

технических

качеств

у

футболистов

12-14

лет

целесообразно

использовать

метод

круговой

тренировки,

который

обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы.

Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы

каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число

упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность

их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном

процессе, возраст, пола и подготовленности занимающихся.

1

79

Примерные комплексы упражнений для

построения учебно-тренировочных занятий

по принципу “круговая тренировка”

Материалы: пики, барьеры, река, тунель,

обручи, матрасы, резиновые ладони и стопы,

резиновая лестница, мячи для прыжков, конусы

1

Подъем

Скатиться

Кувырок

Обвод конусов

Руки-ноги

Прыжки на мячах

Прыжки в обручи

Тоннель

Движение

по реке

Сверху

Снизу

1

80

Материалы: пики, барьеры, река, обручи,

матрасы, манекены, конусы

2

Барьерный бег

Обвод манекенов

Кувырок вперед

Прыжки в обручи

Позлком под барьерами

Прыжки

через пики,

нельзя

наступать

Река

92

ВОзРасТ: 9-12 лЕТ

инвентарь: мячи, скамейка, барьеры, конусы, стойки, хоккейные ворота,

обручи, гимнастические маты, коврики

14

Передача вперед.

Бег по скамейке

Мяч сверху –

Я сбоку

Мяч снизу –

Я сверху

Мяч снизу –

Я сверху

Обвод конусов

Обвести стойки

Обвести стойки

Мяч сверху и Я сверху +

рывок с мячом

Передача вперед + проход

через обручи

Ведение мяча + передача вперед +

кувырок вперед

Берет мяч и жонглирует до конуса.

Расстояние – 7 м

1

2

3

Методические

указания

1) Упражнение выпол-

няется в трех колоннах.

2) Переход футболистов

осуществляется по часо-

вой стрелке.

3) При переходе осу-

ществляется ведение мяча.

4) Упражнение выпол-

няется на максимальной

скорости.

5) Каждый футболист должен

выполнить все задания на

трех станциях, после чего на-

ступает общая пауза – 2 мин.

6) Количество повторений

каждым футболистом про-

хождения всех станций – 6.

7) Высота барьеров – 30 см.

8) Удар по воротам произво-

дится одним из двух спосо-

бов (по выбору тренера):

внутренней стороной стопы

или средней частью подъема

(в зависимости от подготов-

ленности футболиста).

9) Тренер внимательно

следит за выполнением

упражнений, вносит кор-

рективы.

Мяч сверху –

Я сбоку

(низкий барьер)

Мяч сверху –

Я сверху

(низкий барьер)

Удар

по воротам

Мяч сверху – Я сбоку

(низкий барьер)

116

4 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 10-15 лЕТ • игРОКи: 6-7 • сЕРии: 3-6

инвентарь: барьеры, обручи, конусы, прыгалки, палки, мячи,

ворота, хоккейные ворота

38

Методические

указания

1) Пауза отдыха между по-

вторениями – 1 мин.

2) Пауза отдыха между се-

риями – 2 мин.

3) Высота барьеров – 13-30

см.

4) Ведение мяча разными

способами.

5) Передача мяча внутрен-

ней стороной стопы.

6) Удар по воротам внут-

ренней частью подъема.

1. Прыжки со скакалкой двумя ногами,

левой, правой + барьерный бег и рывок

3. Обвести конусы,

передача на ход и

бег по лестнице.

4. Мяч сверху – я сбоку,

мяч снизу – я сверху,

передача на ход +

прыжки через обручи

2. Ведение мяча с финтом,

обвести барьер и удар

по маленьким воротам.

1

2

3

4

117

4 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 10-15 лЕТ • игРОКи: 5-6

инвентарь: барьеры, хоккейные ворота, обручи, мячи, конусы

39

Методические

указания

1) Пауза отдыха между по-

вторениями – 1 мин.

2) Пауза отдыха между се-

риями – 3 мин.

3) Высота барьеров – 30-40

см.

4) Упражнения выпол-

няются на максимальной

скорости.

5) Ведение мяча внутрен-

ней и внешней частями

подъема.

6) Удар по воротам внут-

ренней и внешней частями

подъема.

7) Расстояние – 25-30 м.

4. Передача

на ход,

скамейка,

мяч сверху –

я сверху,

мяч снизу –

я сверху,

вернуться,

владея мячом

2. Обвод конусов с мячом,

передача на ходу, прыжки

через обручи и вернуться

с мячом

1. Бег со сменой направле-

ния + передача на ходу + бег

через лестницу + забрать мяч

3. Ведение мяча,

игра “в стенку”,

удар по воротам

4

3

2

1

118

4 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 10-16 лЕТ • игРОКи: 6 • сЕРии: 3-6

инвентарь: барьеры, обручи, конусы, мячи, лестница, ворота

40

Методические

указания

1) Пауза отдыха между по-

вторениями – 1,5 мин.

2) Пауза отдыха между се-

риями – 3 мин. (выпол-

няется легкий бег, ходьба).

3) Высота барьеров – 30 см.

4) Ведение мяча м удары

по воротам – внутренней и

внешней частями подъема.

5) Расстояние – 30-35 м.

1. Барьер низкий сверху,

обводка конусов с мячом,

стенка и обратно.

3. Передача на ход,

лестница, обвести

игрока и удар

по воротам.

4. Прыжки через скакалку,

10 раз – пресс, 10 раз –спина,

6 отжиманий.

2. Передача на ход, низкий

барьер, мяч снизу – я обхожу,

высокий барьер, мяч снизу –

я сверху, передача на ход,

обручи, удар по воротам.

1

2

3

4

119

3 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 12-16 лЕТ • игРОКи: 6-7

инвентарь: табло, барьеры, хоккейные ворота, обручи, конусы, мячи

41

Методические

указания

1) Пауза отдыха между по-

вторениями – 1 мин.

(ходьба).

2) Пауза отдыха между се-

риями – 3 мин. (выпол-

няется легкий бег).

3) Высота барьеров – 30-40

см.

4) Ведение мяча м удары

по воротам – внутренней и

внешней частями подъема.

5) Расстояние – 30 м.

6) Количество серий – 4-6.

Стенка с цифрами

Жонгли-

рование

Удар

Удар

Передача на ход +

лестница

Маленькие

ворота

Обводка

конусов

и удар

по воротам

Мяч снизу –

я сверху

Мяч сверху –

я сбоку

1

2

3

120

6 КОлОНН • ВОзРасТ: 12-16 лЕТ • игРОКи: 3-4

инвентарь: барьеры, конусы, обручи, ворота, палки

42

Методические

указания

1) Количество серий – 3-5.

2) Пауза отдыха между по-

вторениями – 45 сек-1 мин.

3) Пауза отдыха между се-

риями – 3 мин (жонглиро-

вание, ведение мяча, бег

трусцой).

4) Расстояние – 25-30 м.

5) Высота барьеров – 30 см.

6) Ведение мяча и удары

по воротам внутренней и

внешней частями подъема.

7) Упражнения стараться

выполнять на максималь-

ной скорости.

1. Прыжки левой,

правой, на двух

ногах + рывок

2. Через палки

бегом + рывок

6. Барьеры

сверху + рывок

5.Обвести

конусы лицом,

спиной

3. Ведение

мяча + удар

4. Низкие барьеры +

прыжки на левой,

правой, на двух ногах

1

2

3

4

5

6

121

8 КОлОНН • ВОзРасТ: 10-16 лЕТ • игРОКи: 6-8

инвентарь: палки, барьеры, хоккейные ворота, конусы,

обручи, стенки, палки

43

а

1. Ударить в стенку 5 раз

+ рывок назад с мячом

2. Лестница, высоко

поднимая колени

+ рывок

3. Средние барьеры,

я сверху — мяч снизу

4. Ведение мяча + удар

по маленьким воротам

1

2

3

4

123

8 КОлОНН • ВОзРасТ: 12-16 лЕТ

игРОКи: 2-4-6

инвентарь: мячи, барьеры, конусы, палки

44

1

1. 5 ударов

в стенку, удар

сверху и рывок

3. Обвести

с мячом стойки

левой ногой,

обратно — правой

4. Удержать мяч

передачами

головой в парах

и обратно

5. В парах

6. Обвести

конусы + удар

по воротам

7. Я сверху —

мяч снизу,

я снизу —

мяч сверху

8. Обвести конусы

на скорости,

обратно пешком

2. Чеканить ногой,

обратно головой

2

3

4

5

6

7

8

125

3 КОлОННЫ • ВОзРасТ: 10-16 лЕТ • игРОКи: 6

инвентарь: палки, барьеры, хоккейные ворота, обручи, мячи, конусы, стенка

46

Стенка

Тренер

1. Боковые прыжки через обручи,

лестница и т.д., тренер отдает

передачу — игрок пробивает в стенку

2. Мяч снизу — игрок сбоку,

обвести конусы,

затем барьеры и удар в стенку

3. Два игрока стартуют одновременно, тот,

кто первым добежит, пробивает по воротам

1

2

3



В раздел образования