Напоминание

Вечер откровенного разговора «Жизнь одна и ей стоит дорожить!»


Автор: Лариса Васильевна Орехова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОАПОУ "ЛКТиДХ"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: Вечер откровенного разговора «Жизнь одна и ей стоит дорожить!»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное областное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства»

Вечер откровенного разговора

Тема: «Жизнь одна и ей стоит

дорожить!»

Воспитатель общежития:

Орехова Л.В

Цель: раскрытие проблемы суицида среди подростков.

Задачи:

информировать подростков о причинах суицидов;

формировать негативное отношение к суициду как способу решения

проблем;

учить подростков распознавать признаки суицидального поведения

сверстников и оказывать им помощь и поддержку в трудной жизненной

ситуации;

формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление

жизненных трудностей

Ход занятия

Вступительное слово педагога: Наш разговор я бы хотела начать с

высказывания Леонардо Да Винчи:

Помни, жизнь есть дар,

Великий дар,

И тот,

Кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

Педагог: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она

создала все, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую

воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных.

Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для

злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят

свою жизнь?

В нашей жизни, к сожалению, существует такое трагическое явление, как

подростковый сауцид. Когда такое происходит, у окружающих остается

неизбывное чувство вины и множество вопросов: «Что мы сделали не так,

почему вовремя не заметили, не помогли…» Наверное, полностью

искоренить это явление невозможно, но сделать так, чтобы подобных случаев

было меньше, задача всех.

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них… у них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

Раскрытие понятия «суицид»

Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тысяч детей.

Покушений на самоубийство – в 3-4 раза больше (П.Астахов). По

абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает 1- е

место.

Самоубийство, другими словами осознанное самостоятельное лишение себя

жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.

Суицид – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой.

Суицид – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид,

обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии

стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими

проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными

нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Педагог: Давайте представим ситуацию "Капкан или замкнутый круг”.

Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?

Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это

капкан. Каким он будет? Сцепите руки.

Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.

Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных

обстоятельствах. (студенты пытаются выбраться из круга разными

способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые

слова, дружеское отношение, объятия)

Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за

пределами круга

Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди?

О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?

Вывод: Так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось

бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость,

уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим,

это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге,

наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда

жить не хочется.

Обучающиеся смотрят ролик «Осторожно, суицид!»

Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на

сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в

возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются

несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные

происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению

суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были

суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи

правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить. (ответы

студентов: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег,

вина, страх, стыд и т.д.)

1.

Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков

являются конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого

показателя с 55% до 46%. На втором месте – угроза потери близкого

человека, неразделенная любовь; этот показатель вырос в 1,5 раза и

составляет 24,1%. На третьем месте – несправедливое отношение,

обвинение – 7,5%. Настораживает тот факт, что 15% людей, пытавшихся

совершить суицид, предпринимали повторные попытки самоубийств.

2.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие

несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые

краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью,

но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны

возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись

с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися

весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира

и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как

писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий

месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем

среднегодовой.

3.

Суициды учащаются во время рождественских праздников. Опечаленные

распавшимися

семьями,

смертями,

непереносимым

одиночеством,

социальными или экономическими неудачами люди обнаруживают, что

«счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости. В отчаянии они

могут решить покончить с собой.

Упражнение «Путаница».

Инструкция:

«Все встают в круг, закрывают глаза и протягивают

вперёд руки, затем сближаются в кругу и берутся за руки других игроков

(чья рука попала, ту и берём). Затем открываем глаза и не разжимая рук

распутываемся. (Могут получиться небольшие группы).

Вывод: В жизни иногда мы действуем в слепую, но надо помнить, что мы

среди людей и они готовы прийти к нам на помощь.

Интерактивная беседа «Признаки суицидального поведения»

Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Существует ряд

признаков, сигнализирующих о том, что человек серьезно задумал совершить

самоубийство. Давайте попробуем определить эти признаки.

(Все учащиеся делятся на 3 группы, каждая получает задание: определить

признаки словесные, поведенческие и ситуационные.

В ходе ознакомления с результатами выполненного задания все ответы

заносятся в соответствующую колонку таблицы)

Таблица может иметь примерно следующий вид:

Словесные признаки

Поведенческие

признаки

Ситуационные

признаки

Человек прямо говорит о

смерти («Я собираюсь

покончить с собой», «Я

не могу так больше»

Раздает личные вещи,

имеющие большую

личную значимость

Не имеет друзей вообще

либо только одного

друга

Косвенно намекает о

своем намерении («Я

больше не буду ни для

кого проблемой», «Тебе

больше не придется обо

мне волноваться»)

Начинает мириться со

своими врагами

Живет в нестабильной

обстановке (например,

конфликт с родителями,

родителей между собой)

Много шутит на тему

самоубийства

Начинает приводить в

порядок свои дела

Ощущает себя жертвой

физического,

сексуального или

эмоционального насилия

Проявляет нездоровый

интерес к теме смерти

Ест, спит слишком мало

или много

Предпринимал раньше

попытки суицида

Не следит за своим

внешним видом,

становится неряшливым

и неопрятным

Перенес тяжелую потерю

близких людей

Пропускает школьные

занятия, не выполняет

домашние задания,

избегает общения с

одноклассниками

Слишком критически

настроен по отношению

к себе

Находится в

подавленном состоянии

Проявляет

беспомощность,

безнадежность и

отчаяние

Замыкается в себе,

отдаляется от друзей и

семьи

Становится

безразличным к

окружающему миру

либо, наоборот,

чрезмерно деятельным

Мозговой штурм «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить

суицид?»

Учащимся в группах предлагается разработать памятку «Что мы можем

сделать, чтобы предотвратить суицид?».

Представьте себе, что ваш друг поделился с вами секретом: он собирается

покончить жизнь самоубийством. Ваши действия.

1.

Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга.

Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай

как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя

появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом

ты собираешься покончить с собой?).

2.

Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и

окружающим его людям.

2.

Не спорь в данной ситуации! Старайся не проявлять агрессии!

3.

Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!

4.

Предложи конструктивные способы решения его проблемы!

5.

Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной

ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень

серьезная!

6.

Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!

7.

Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен,

обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже

священнику.

Просмотр фильма «Ты не один!».

Советы подросткам:

Если вы считаете, что ваша жизнь невыносима, попробуйте сами изменить

её. Но не таким способом, как самоубийство.

1.

Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это

хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях.

2.

Не думай, что способом самоубийством ты вызовешь сочувствие и

огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты

об этом никогда не узнаешь!

3.

Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийство. Подумай –

ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в

инвалидном кресле?

4.

Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна!

5.

Запомни! «Жизнь прожить – не поле перейти!»

Педагог: На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать

трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни

преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы

постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз

трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не

мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть

у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил,

приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка –

попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по

сути дела, отказаться от самой жизни. Иногда человек, сломленный

грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное

НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо.

Я вам предлагаю выполнить одну интересное упражнение. А называется она

«Капля».

Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы

или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая

проблема решаема.

Ход упражнения: педагог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый

лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть

на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то

нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно

сделать вывод: Не делать из мухи слона!

Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ

СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО

БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО

ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.

Притча «Соломоново кольцо»

Педагог: Сегодня мы попытаемся вместе выработать принципы, которые

будут нам помогать в трудных ситуациях.

Для этого давайте прослушаем притчу о кольце Соломона.

Прослушивание притчи «Соломоново кольцо»

Соломон – легендарный правитель Израиля, третий еврейский царь. Он

правил страной долгие годы. Несмотря на то, что в период его правления

Израиль достиг высшего расцвета (а может быть именно поэтому), жизнь его

была очень непростой. Горькие строки Экклезиаста свидетельствуют об

этом. Царь много пережил, прославился своей мудростью, справедливостью,

но часто выходил из себя даже по разным пустякам, а если происходили

более серьезные переживания, он долго не мог восстановиться. Однажды

царь Соломон попросил мудреца помочь ему справиться со страстями.

Мудрец принес ему кольцо: « Именно в кольце твое спасение от бурных

эмоций. Надень кольцо. Когда будешь гневаться, посмотри на него – ты

успокоишься. Если тебе будет очень весело, тоже посмотри на него. Это тебя

отрезвит».

И, действительно, в первом же порыве отчаяния, Соломон внимательно

взглянул на кольцо и прочитал надпись « всё пройдет». Удивился, задумался

и … успокоился. Он вспомнил, как часто гневался, грустил, отчаивался, но

довольно скоро забывал об этом и жизнь продолжалась. Когда ему было

радостно – и взгляд падал на кольцо, он опять видел эти слова, и понимал,

что радость не будет длиться вечно. Впереди опять его ждут потери, печали.

Он понял, что надо относиться философски к пониманию того, что всё на

земле меняется. И, действительно, кольцо помогало и часто выручало в

трудные моменты его жизни. Ведь все пройдет…

Педагог: Как вы можете объяснить эту фразу «Все пройдет… Пройдет и

это…»(ответы студентов)

Педагог: Давайте попытаемся обобщить нашу мысль.

Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое

огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что перестанет

нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться. Впереди еще столько

всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за

того, что сегодня на душе не сладко!

Смысл жизни

Педагог: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью.

Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум

удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?

Педагог берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх

сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли стакан?

Отвечают: да, полон. Тогда педагог высыпает в стакан маленькие камни,

немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное

место между большими камнями. Ещё раз педагог спрашивает у учеников,

полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную

песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью

существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз педагог

спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз

однозначно, он полон.

Педагог: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь.

Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье,

друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь

всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными:

учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом,

автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если

сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы

разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если

тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для

важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите

время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще

будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями –

только они имеют цену, а все остальное - это только песок.

Рефлексия

Педагог: Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в

этом мире!

Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!

Уважайте свои достоинства! Радуйтесь своим успехам!

Любите свою ЖИЗНЬ!

Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному

дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя

малодушию и невежеству.

Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и

жизней сотен других людей.

Будьте счастливы!



В раздел образования