Автор: Воронова Людмила Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр"Радуга"
Населённый пункт: Красноярский край Каратузский район село Каратузское
Наименование материала: статья
Тема: « СРАВНИТЕЛЬНО – СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ, ФОРМ, СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ».
Раздел: дополнительное образование
1
« СРАВНИТЕЛЬНО – СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ, ФОРМ, СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В
МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ».
Название раздела
программы
математического
обучения на до-
школьной ступени
Содержание раздела
Рекомендуемые формы,
способы работы с детьми
(выступают в качестве
средства их развития)
Межпредметные
связи при изучении
раздела
Отражение раздела в школьной программе обучения математике ( 1 класс
четырехлетней школы)
Тема
Виды упражнений, заданий
1
2
3
4
5
6
I. Количество и
счет
Совершенствование навыков счета в пределах 10;
называние чисел в прямом и об-
ратном
порядке;
знакомство
с
цифрами;
закрепление понимания отношений между числами
натурального
ряда;
называние
предыдущего
и
последующего числа; знакомство с составом чисел;
решение и составление на наглядной основе прос-
тых
задач
на
сложение
и
вычитание;
ис-
пользование знаков действий с цифрами: «+», « - »,
«=»
Фронтальные
занятия;
решение проблемных задач в
подгруппах;
сюжетно-ролевые
игры;
дидактические игры
индивидуальная
работа
с
детьми, опытно-ис-
следовательская деятельность,
модель
3-х
вопросов
(Что
знаю? Что хочу узнать? Что
нужно
сделать,
чтобы
узнать? );
решение логических за-
дач.
Окружающий мир,
развитие речи,
ЗКР, игровая дея-
тельность, констру
ирование, изобра-
зительная деятель-
ность(аппликация),
трудовые поруче-
ния и хозяйствен-
ная деятельность в
группе и на участ-
ке; литература;
повседневная дея-
тельность в жизни.
1) Число и цифра
2) Однозначные
числа
3) Числовой луч
4) Сложение. Вы-
читание
5) Увеличить
(уменьшить) на…
1)
Соедини картинку с клавишей
калькулятора; разгадай правило;
учись писать цифры; что обозначают цифры; сколько
одинаковых предметов на рисунке; закрой лишнюю
картинку;
запиши цифрами число; сколько всего
предметов на
картинке.
2)
Посчитай и запиши числа; запиши ряд чисел;
выбери ряд чисел для счета предметов; какие числа
пропущены; сколько предметов закрыли; можно ли
не считая, сказать,
сколько предметов в ряду, как связаны числа с
рисунками?, по какому
признаку соединили картинки.
3)
Отметь на числовом луче точки,
которые соответствуют числам;
запиши числа, которые отмечены точками на числовом
луче; пользуясь числовым лучом, выбери правильные
ответы; запиши числа в порядке возрастания (убывания).
4)
Запиши
действия
детей
математическими
выражениями; выбери
верные
и
неверные
равенства;
какому
рисунку
соответствует равенство; что обозначают равенства;
чем похожи равенства; объясни, что
обозначают числа в каждом равенстве.
5)
Сравни
картинки:
Что
изменилось?
Чтоо
изменится: разгадай правило; чем похожи (чем
отличаются)
записанные ряды сумм (разности).
2
II. Величина
Измерение и сравнивание длины, ширины, высоты
предметов с помощью условной меры.
Фронтальные занятия,
групповые
занятия;
игры-
эксперименты,
наблюдения,
целевые
прогулки,
дидактические
игры, сюжетно-ролевые
игры, народные и под-
вижные игры, рассмат-
ривание иллюстраций,
модель трех вопросов;
решение логических за-
дач, самостоятельная
деятельность ребенка.
Окружающий мир,
развитие речи, ЗКР,
игровая, хозяйст-
венная
деятельность,
конструиро-
вание, изодеятель-
ность, литература;
повседневная дея-
тельность
ребенка
в
обычной жизни.
1)
Длина
2)
Отрезок
3)
Измерение
длины
4)
Сложение и
вычитание отрез-
ков
5)
Единицы длины
6) Форма, размер
1) Расскажи, что нарисовано, пользуясь этими словами;
что изменилось.
2) Сколько отрезков можно провести через точки;
выбери отрезки,
которыми можно обозначить длину
лент.
3)Чему равна длина…, выбери правильные ответы; измерь
с помощью …; разгадай правило, по которому начертили
отрезки; начерти
отрезки
такой
же
длины;
сравни
длины
отрезков,
пользуясь мерками.
4) Начерти отрезки, равные сумме
отрезков; начерти отрезки, равные разности отрезков.
5)Измерь длину с помощью линейки; сравни длину
разных отрезков; расскажи об этих отрезках; измерь
длину отрезков в разных
единицах измерения.
6) Какой предмет лишний; что изменилось; выбери.
III. Геометричес-
кие фигуры
Деление круга, квадрата на 2 и 4 равные
части; сравнивание целого и части; понимание, что
целое больше части, а часть меньше целого;
представление
о
многоугольнике
(на
примере
треугольника и четырехугольника), составление из
2-4
треугольников
один
многоугольник,
из
маленьких четырехугольников один большой.
Фронтальные занятия; занятия
в
подгруппах;
игры-
эксперименты,
сюжетно-
ролевые игры;
народные и подвижные
игры, настольные игры,
наблюдения,
опытно-
исследовательская
деятельность, индивидуальная
работа,
самостоятельная
деятельность ребенка, решение
логических задач; модель трех
вопросов.
Повседневная
практическая
деятельность,
ознакомление
с
окружающим
миром,
конструирование,
рисование, аппликация,
игровая
деятельность,
развитие
речи,
художественная
и
энциклопедическая
литература.
1)
Форма
2)
Целое и части
3) Симметрич-ные
фигуры
1)
Начерти по клеткам; какой предмет лишний; составь
из квадратов разные фигуры; чем похожи (отличаются)
фигуры.
2)
Выбери нужную картинку; чем похожи фигуры; по
какому принципу фигуры разбиты на две группы; какие
числа обозначают в равенстве целое, а какие – его части;
пользуясь словами «целое» и «часть», объясни, что
обозначают данные равенства; запиши верные равенства,
в которых значение разности равно ...
3)
вырежи из бумаги такие фигуры; сложи фигуры по
прямой линии, по какому признаку фигуры разбиты
на две группы; найди признак, по которому фигуры
можно разбить на две группы
3
в IY. Ориентировка
пространстве
Ориентирование на листе клетчатой бумаги (левее,
правее, выше, ниже, от, до)
Графические диктанты;
решение
логических
задач,
индивидуальные
занятия,
сюжетно-ролевые
игры,
народные,
подвижные
игры,
дидактические
игры,
настольно-
печатные
игры,
экскурсии, целевые прогулки,
исследовательская
деятельность, рассматривание
иллюстраций,
беседы,
рассказы,
самостоятельная
деятельность ребенка,; модель
трех
вопросов,
спортивные
игры.
Знакомство с окру-
жающим, развитие речи,
конструирование,
рисование, аппликация,
игровая,
хозяйственно-
трудовая
деятельность,
литература
1)
Признаки
предметов
2)
Отношения
3) Точка. Прямая и
кривая линии.
1)
Нарисуй в тетради по клеткам
2)
Догадайся, по какому признаку подобраны пары
картинок слева, справа.
3) Какие линии похожи слева и справа; проведи прямые
линии через точку (две точки).
Y. Ориентировка во
времени
Закрепление представлений о последовательности
дней недели; называние месяцев года.
Применение
практических
знаний
ребенка;
народные,
подвижные
игры,
сюжетно-
ролевые
игры,
решения
логических
задач,
дидактические
игры;
настольно-печатные
игры,
чтение,
рассказывание;
развлечение
и
праздники,
экскурсии,
наблюдения,
рассматривание иллюстраций,
целевые
прогулки,
решение
логических задач.
Знакомство
с
окружающим
миром;
развитие
речи,
изодеятельность,
хозяйственная
деятельность,
повседневная
деятельность ребенка.
Ежедневно в течение
всего процесса
обучения
Ежедневно в течение всего процесса обучения..
4