Автор: Наталья Валерьевна Колосова
Должность: МБОУ"СШ10"
Учебное заведение: МБОУ"СШ10"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка по финансовой грамотности
Тема: Методическая разработка по финансовой грамотности для 8 класса "Как оптимизировать бюджет"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10»
Конкурс учебно-методических материалов
по формированию основ финансовой грамотности
обучающихся образовательных организаций
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Номинация «Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности
для обучающихся основного общего образования»
Автор методической разработки:
Колосова Наталья Валерьевна,
учитель истории и обществознания
г. НИЖНЕВАРТОВСК
Введение
В современном быстро меняющемся мире многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег, причиной ко-
торой является неправильное расходование семейного бюджета. Почему так происходит? Оказывается, что мы сами
просто не обращаем внимания на повседневные расходы денежных средств и не задумываемся, действительно ли при-
обретенный товар так нам необходим? А когда сталкиваемся с дефицитом семейного бюджета, удивляемся, почему
расходы превышают доходы?
Несомненно, планирование, учет доходов и расходов семейного бюджета – одно из главных составляющих благо-
получной семейной жизни. Оптимизировать семейный бюджет – означает не тратить лишнего, планировать бюджет и
жить по средствам. Для кого-то это очень сложно, но научиться оптимизировать бюджет необходимо и возможно.
Методическая разработка представляет собой конспект занятия по теме «Оптимизация семейного бюджета».
Цель методической разработки данного занятия - показать значимость изучения темы в рамках курса «Финансовая
грамотность»
Цель занятия - показать учащимся важность умения правильно распределять свой бюджет, делать нужный вы-
бор при минимальных ресурсных затратах.
В ходе реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:
Отработать навык работы с экономическими понятиями. Понятия «способы и оптимизация семейного бюджета»
достаточно сложны для восприятия подростков, поэтому задачей учителя становится выбор таких методов обучения,
которые позволят ученику быть непосредственным участником решения ситуативных задач. При решении задач, уче-
ник сам сможет дать определение таких понятий, как «оптимизация», «способы оптимизации семейного бюджет, Поня-
тие « оптимизация семейного бюджета лучше объяснять в два приема (экономия и возможность дополнительного дохо-
да).
Отработать организацию групповой формы работы учащихся. Использование данной формы работы необходимо,
потому что очень важно, чтобы дети развивали умение слушать других обучающихся, учитывали разные мнения и
стремились к сотрудничеству, формулировали собственное мнение.
Проверить эффективность применения методов активизации мыслительного процесса, опережающего обучения,
проблемного метода, технологию развития критического мышления.
В ходе занятия применяется ряд технологий и методов:
технология мозгового штурма (способы оптимизации семейного бюджета поиск дополнительных источни-
ков дохода для Светланы) полезны не только для совместного решения проблемы, но, для развития творческого потен-
циала детей;
технология опережающего обучения. Знания ученика по теме будут прочными, если они являются продук-
том собственных поисков и закрепляются в результате его собственной творческой деятельности над учебным материа-
лом, например, при подготовке сообщения учащегося на тему «Все лучшее в карте. Твой кешбэк»;
методы проблемного обучения. Постановка проблемного вопроса «Если правильно планировать свой бюд-
жет с минимальными для себя затратами, то в перспективе можно приобрести то, что хочется?» является средством по-
вышения мотивации в течение всего учебного занятия и помогает учиться сравнивать сопоставлять факты, приходить к
определенным выводам;
технология развития критического мышления, которая помогает ученику оценить результат собственной де-
ятельности, осмыслить значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни.
В предложенных в методической разработке заданиях предполагается активное участие родителей при составле-
нии и планирования семейного бюджета. Важно, чтобы дети осознали, что решать поставленные задачи нужно вместе и
обязательно с их посильным участием («семейный совет», просмотр фрагмента мультипликационного фильма, где ге-
роям отводится важная роль в покупке продуктов для семьи и самим детям нужно сделать осознанный и верный выбор).
Планируемые результаты занятия.
Предметные:
-обучающие узнают что такое «семейный бюджет», «экономия», оптимизация семейного бюджета, постоянные
расходы, переменные расходы, дебетовая карта, депозит, кешбэк.
- узнают, какими способами можно оптимизировать семейный бюджет для формирования сбережений
Личностные:
у обучающихся сформируется понимание того, что необдуманная трата семейных доходов может привести к фи-
нансовым трудностям.
Метапредметные: у обучающихся будет развиваться умение:
- определять тему занятия, ставить цель, задачи, составлять план;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в работу,
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- самостоятельно находить и выделять необходимую информацию, работать с текстом (анализировать его, выби-
рать главное, делать выводы).
- осмысливать значимость проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни;
- оценивать степень сложности задания для себя, объяснять причины затруднения; извлекать необходимую ин-
формацию из прослушанной беседы.
Конкурсные материалы, представленные в номинации «Лучшая методическая разработка урока по фи-
нансовой грамотности для обучающихся основного общего образования»
ФИО разработчика(ов) Колосова Наталья Валерьевна ____________________________________________
Образовательная организация
МБОУ «СШ №10»
Возрастная категория детей/обучаю-
щихся/, класс/ курс
13-14 лет
8 класс
Тема
«Как оптимизировать семейный бюджет?"
Цель
Сформировать у учащихся умение правильно распределять свой бюджет,
делая нужный выбор при минимальных ресурсных затратах.
Планируемые
образовательные
ре-
зультаты
Предметные:
- знать что такое «семейный бюджет», оптимизация семейного бюджета,
постоянные расходы, переменные расходы, дебетовая карта, депозит, кешбэк;
- понимать, что необходимо планировать семейный бюджет;
- определить, какими способами можно оптимизировать семейный бюд-
жет для формирования сбережений.
Личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познаватель-
ной деятельности, способности к самооценке на основе критериев успешности
учебной деятельности.
Метапредметные:
- определять тему занятия, ставить цель, задачи, составлять план;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вно-
сить необходимые коррективы в работу, осуществлять познавательную и лич-
ностную рефлексию;
- развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-
ние в устной форме;
- самостоятельно находить и выделять необходимую информацию;
- осмыслить значимость проделанной работы, возможность использовать
полученные знания в жизни;
- оценить степень сложности задания для себя, объяснить причины затруд-
нения.
Основные понятия
Семейный бюджет, постоянные расходы переменные расходы, экономия,
оптимизация бюджета, дебетовая карта, депозит, кешбэк.
Формы, методы, технологии обуче-
ния, в том числе ЭО (электронное
обучение) и ДОТ (дистанционные об-
разовательные технологии)
Формы организации:
Работа в группах;
Фронтальная работа;
Индивидуальная работа при подготовке к уроку;
Методы и приемы:
Информационно-рецептивный. Фронтальная беседа.
Частично-поисковый: на основе предложенного фрагмента мультиплика-
ционного фильма определить постоянные расходы, переменные расходы, воз-
можные экономические ситуации семейного бюджета, рациональный выбор.
Объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ сопровождается слайдо-
вой презентацией.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Решение познава-
тельной задачи
Метод активизации мыслительного процесса. Мозговой штурм. Поиск ре-
шений поставленной задачи.
Метод опережающего обучения. Подготовка сообщения учащимся о
способах оптимизации семейного бюджета. «Все лучшее в карте. Твой кешб-
эк”»
Проблемный метод. « Можно ли утверждать , что , если правильно распре-
делять свой бюджет и планировать его, то в перспективе это поможет осуще-
ствить задуманное ?»
Технология критического мышления «Удалось ли вам узнать сегодня что-
то полезное и востребованное в современном мире экономики для себя лично»?
Средства обучения
Слайдовая презентация; проектор; компьютер; аудиоколонки. Учебник
«Финансовая грамотность». И. Липсиц, О. Рязанова 8-9 классы, видео фрагмент
мультипликационного фильма « Три кота. Поход в магазин»; рабочий лист к за-
нятию
Интернет ресурс « Что такое кэшбэк?»
Организационные условия
Продолжительность занятия: 40 минут. Место проведения: учебный каби-
нет. Материально - техническое обеспечение. Оборудование: компьютер, проек-
тор, экран, презентация «Оптимизация семейного бюджета».
Учебно-методическое обеспечение
1. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для уча-
щихся. 8–9 классы общеобразоват. орг.— М.: «Вако», 2018.
2. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические реко-
мендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. .— М.: «Вако», 2018.
3. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для роди-
телей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.:, «Вако», 2018.
План занятия
Этапы заня-
тия
(время эта-
па)
Используе-
мые дидак-
тические
средства
Деятельность педагога
Деятельность обучаю-
щихся
Образовательный ре-
зультат
1. Организа-
ционный
момент
Учитель:
Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть сегодня наше занятие принесет
Проверяют готов-
ность к занятию, орга-
низуют свое рабочее
Личностные:
психологическая
го-
товность Обучающих-
(1 минута)
нам всем радость общения.
Сегодня на занятии вас ожидает
много интересных заданий, новых откры-
тий, а помогут вам внимание, находчи-
вость. Давайте проверим, все ли необхо-
димые учебные материалы к занятию на-
ходятся у вас?
место.
ся к занятию.
Метапредмет-
ные: организация сво-
ей учебной деятельно-
сти;
планирование
учебного сотрудниче-
ства.
2. Основной
блок
2.1.
Про-
верка
до-
машнего за-
дания.
(5 минут)
Рабо-
чий лист к
занятию.
Учеб-
ник «Фи-
нансовая
грамот-
ность: мате-
риалы для
учащихся.
8–9 клас-
сы».
- Итак, на прошлых занятиях мы с
вами познакомились с темой «Семейный
бюджет». Мы рассмотрели статьи дохо-
дов и расходов семьи, составляли бюд-
жет, где каждый из вас учитывал ожидае-
мые семейные доходы и расходы на
один месяц. Мы выяснили, что такое
профицит, дефицит бюджета. Определи-
ли, что наилучший вариант для бюджета-
сбалансированный. Дома (на семейном
совете) вы обсудили: «Нужно ли запи-
сывать все ежедневные расходы и дохо-
ды и почему?».
Анализируют со-
ставленный совместно с
родителями семейный
бюджет. Отвечают на
вопрос.
(Возможные сов-
местные ответы детей
и родителей).
«Если у вас есть
цель, например, нако-
пить деньги для покуп-
ки квартиры, или путев-
ки на отдых, то состав-
Предметные:
пони-
мать, что планировать
семейный
бюджет
нужно всей семьей.
Личностные:
фор-
мирование мотива-
ции к обучению и це-
ленаправленной
по-
знавательной деятель-
ности;
Метапредметные:
оценивать
учебные
действия в соответ-
В чьих руках должен находиться
семейный бюджет?
Таким образом мы выяснили, что
записывать доходы и расходы нужно для
учета денежных средств и планировать
бюджет нужно всем вместе.
ление плана доходов и
расходов (ежедневный),
поможет сэкономить
или накопить», «расхо-
ды записывать каждый
день». Сопоставляя до-
ходы и расходы, учиты-
вая мнение родителей,
учащиеся приходят к
выводу, что бюджет в
семье должен планиро-
ваться всеми членами
семьи.
ствии с поставленной
задачей,
вносить
необходимые коррек-
тивы в работу, осуще-
ствлять
познаватель-
ную и личностную ре-
флексию.
2.2. Подведе-
ние детей к
формулиров-
ке
темы
и
постановке
цели
урока.
Создание
Про-
смотр фраг-
мента
мультипли-
кационного
фильма
«Три
кота.
Сегодня мы будем рассматривать
тему не менее важную. Эта тема является
продолжением изученного ранее матери-
ала. А какая это тема, вы узнаете, про-
смотрев фрагмент мультипликационного
фильма.
Но прежде чем, мы сформулируем
Просматривают
фрагмент мультиплика-
ционного фильма «Три
кота. Поход в магазин»
Отвечают на во-
просы.
Предметные:
знать,
что такое постоян-
ные переменные рас-
ходы;
дефицит бюд-
жета, сбалансирован-
ный бюджет, эконо-
мический выбор; по-
проблемной
ситуации.
(6 минут)
Поход в ма-
газин».
Пре-
зентация
к
занятию.
тему занятия, мы ответим на вопросы.
1. Какие расходы героев мы отнесем к
постоянным?
2. Какие к переменным?
3. Какой экономический выбор был сде-
лан котятами?
4. Как называется экономическая ситуа-
ция, которая могла бы возникнуть, в слу-
чае выбора тех товаров, которые хоте-
лось бы приобрести героям?
5. Какой экономический выбор сделали
родители ? Помог ли этот выбор сохра-
нить денежные средства семьи?
6. В чьих руках находился семейный
бюджет героев?
Итак, о чем мы будем говорить на
(Примерные отве-
ты детей: «Постоянные:
чай,
хлеб,
молоко».
«Переменные: игрушка,
конфеты, коньки». «Си-
туация- дефицит бюд-
жета. Семье не хватило
бы денег на продукты».
«Родители предложили
взять коньки на про-
кат». «Семейный бюд-
жет планировали роди-
тели, детям была предо-
ставлена
возможность
тоже поучаствовать в
планировании»).
Обучающиеся
предлагают
варианты
формулировок темы за-
нятия. (Возможные ва-
нимать, что планиро-
вать семейный бюд-
жет нужно всей се-
мьей.
Личностные:
фор-
мирование мотива-
ции
целенаправлен-
ной
познавательной
деятельности; способ-
ности к самооценке
Метапредметные:
определять тему заня-
тия, ставить цель, за-
дачи, составлять план;
оценивать
учебные
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей, строить рече-
вое высказывание в
устной форме; осмыс-
уроке?
Да, как можно сократить расходы и
сделать правильный выбор с наименьши-
ми затратами для себя
А самый главный вопрос, на кото-
рый мы должны ответить сегодня на за-
нятии: «Если
правильно планировать
свой бюджет с минимальными для себя
затратами, то в перспективе можно при-
обрести то, что хочется?»
Тема занятия «Оптимизация се-
мейного бюджета».
-Каких целей вы хотели бы достичь
на занятии?
Вопросы, которые мы рассмотрим
в рамках изучения темы:
1. Что такое оптимизация?
2. Какими способами можно сократить
расходы и увеличить доходы?
3. Как сохранить и приумножить семей-
рианты
ответа:
«Как
можно
сэкономить?»
«Как купить, то, что хо-
чется»; «Как можно со-
кратить семейные рас-
ходы?»)
Записывают
в
тетрадь тему занятия.
Обучающиеся
формулируют цели сво-
ей деятельности. (Воз-
можные варианты отве-
та: «Узнать на чем мож-
но экономить деньги».
«Где
найти
дополни-
тельный доход»).
ление
значимости
проделанной работы,
возможность исполь-
зовать
полученные
знания в жизни.
ный бюджет?
4. Семейный совет (обсудим вместе с ро-
дителями)
5. Какие советы из «21 шага к сокраще-
нию семейных расходов» могут умень-
шить расходы нашей семьи?
2.3. Решение
учебной за-
дачи.
(7 минут)
Рабо-
чий лист к
занятию
Учеб-
ник «Фи-
нансовая
грамот-
ность: мате-
риалы для
учащихся.
8–9 клас-
сы». Пре-
зентация к
занятию
- В словарях дано следующее опре-
деление понятия оптимизация…
- изучив все определения- составим
свое.
- Так, что означает понятие опти-
мизация бюджета?
Изучают опреде-
ления понятия опти-
мизация (рабочий лист
к занятию) и состав-
ляют свое определение
понятия «оптимизация
семейного бюджета».
(Возможный ва-
риант ответа детей).
«Выбор наилучшего ва-
рианта при имеющихся
средствах и минималь-
ных затратах семьи».
Работа с учебни-
Предметные: знать,
что такое оптимиза-
ция бюджета, эконо-
мический выбор, про-
цент от суммы долга;
понимать,
что
если
брать в долг деньги,
то
нужно
отдать
больше
Личностные:
фор-
мирование мотива-
ции
целенаправлен-
ной
познавательной
деятельности; способ-
А как быть, если денег постоянно
не хватает?
Давайте рассмотрим такую эконо-
мическую ситуацию.
Прочитайте ее условие и предложи-
те свое решение
Объяснение учителя.
Конечно в современном мире, мно-
гие люди, когда сталкиваются с нехват-
кой денег, берут в долг. Но очень редко
можно деньги получить бесплатно. За
право пользования деньгами, люди и
банки берут определенный процент от
суммы долга. Тогда отдать нужно будет
сумму, превышающую ту, которую взяли
в долг.
ком с 90-91. Анализ
экономической ситуа-
ции. (Ответы учащих-
ся.) «Можно найти до-
полнительный источ-
ник дохода». « Найти
источники экономии».
ности к самооценке.
Метапредметные:
осуществлять
поиск
необходимой инфор-
мации для выполне-
ния учебных заданий
с
использованием
учебной литературы;
оценивать
учебные
действия в соответ-
ствии с поставленной
задачей,
вносить
необходимые коррек-
тивы в работу, осуще-
ствлять
познаватель-
ную и личностную ре-
флексию.
Минутка
отдыха(1
мин)
2.4. Решение
учебной за-
дачи. Работа
в группах .
(6 минут)
Рабо-
чий лист к
занятию, за-
писи на
учебной
доске.
Давайте предложим свое решение и
дадим совет Светлане. (Работа в группах)
Первая группа: Как и где можно сэконо-
мить?
Вторая группа: Как найти средства до-
полнительного источника дохода?
Работа в группах.
(Возможные
ответы
первой группы). «Со-
ставлять список необ-
ходимых продуктов, со-
кратить
расходы
на
электроэнергию. «Мож-
но совершать покупки в
интернет
магазинах,
«активно пользоваться
акциями и скидками».
(Возможные ответы
второй группы). «До-
полнительный зарабо-
ток в интернете».
«Устроиться на допол-
нительную работу.
«Пройти курсы и повы-
сить квалификацию».
«Попробовать делать за
Предметные: опреде-
лять, какими спосо-
бами можно оптими-
зировать
семейный
бюджет для формиро-
вания сбережений.
Личностные:
фор-
мирование мотива-
ции
целенаправлен-
ной
познавательной
деятельности; стиму-
лирования творческой
активности.
Метапредметные: на
основе анализа собы-
тий делать выводы;
развивать
умения
слушать других обу-
чающихся, учитывать
разные мнения и стре-
деньги ту работу, кото-
рую хорошо выполня-
ешь без учета основной
работы. Переводить
тексты, печь торты на
заказ, сшить или свя-
зать вещь на заказ».
миться к сотрудниче-
ству.
2.5. Решение
учебной за-
дачи.
(Сообщение
ученика)
(5 минут)
Пре-
зентация к
занятию
Ин-
тернет ре-
сурс (Что
такое кэшб-
эк?)
Объяснение учителя:
-Есть еще способы получения до-
полнительных доходов.
1. Открыть свой бизнес.
Молодые люди могут заниматься пред-
принимательской деятельностью с 16
лет, если они объявлены полностью дее-
способными по решению органов опеки
и попечительства или суда. О хорошем
способе получении дополнительного до-
хода расскажет ученик. Ваша задача –
выяснить из рассказа вашего товарища,
каким еще способом можно оптимизиро-
Слушают выступ-
ление обучающегося о
способах оптимизации
семейного бюджета
«Все лучшее в карте.
Твой кешбэк”». Вы-
ступление сопровожда-
ется презентацией.
Предметные: знать,
что такое дебетовая
карта, депозит, кешб-
эк.
Личностные:
фор-
мирование мотива-
ции
целенаправлен-
ной
познавательной
деятельности
Метапредметные:
самостоятельно нахо-
дить и выделять необ-
ходимую
информа-
вать семейный бюджет. Дома вы можете
самостоятельно или вместе с родителями
посмотреть видео (Что такое кэшбэк?)
цию; осмысление воз-
можности
использо-
вать полученные зна-
ния в жизни.
2.6. Закреп-
ление полу-
ченных зна-
ний.
Первичный
контроль за
правильно-
стью выпол-
нения спосо-
ба действий
(5 минут)
Пре-
зентация к
занятию.
Итак, какими способами можно оп-
тимизировать семейный бюджет?
«Если правильно планировать свой
бюджет с минимальными для себя за-
тратами, то в перспективе можно приоб-
рести то, что хочется?»
Обучающиеся де-
лают вывод на основе
предложенных вариан-
тов.
Отвечают на
проблемный вопрос за-
нятия: «Оптимизация
бюджета это означает:
не тратить лишнего,
планировать бюджет и
жить по средствам».
Все выводы записыва-
ют на доске
Предметные: опреде-
лять, какими спосо-
бами можно оптими-
зировать
семейный
бюджет для формиро-
вания сбережений.
Личностные:
фор-
мирование мотива-
ции
целенаправлен-
ной
познавательной
деятельности.
Метапредметные:
формирование
способности концен-
трировать
внимание
и мыслительные уси-
лия на решении акту-
альной
задачи; -
на
основе анализа собы-
тий делать выводы
3. Итог.
Рефлексия.
Определение
степени
усвоения
учебного ма-
териала,
эмоциональ-
ного состоя-
ния и ин-
терес к уро-
ку.
(3 -4 мину-
ты)
Рабо-
чий лист к
занятию
-Итак, давайте подведём итог наше-
му занятию.
- Удалось ли вам узнать сегодня
что-то полезное и востребованное в
современном мире экономики для себя
лично? Что именно?
На столах у вас лежат листы само-
контроля. Пожалуйста, заполните их.
Каждый из вас должен положить в
банк (банк ваших знаний) монету. Золо-
тая монета (1) означает, что все экономи-
ческие понятия, учебные задачи вам бы-
ли интересны и понятны. Серебряная мо-
нета (2) означает, что некоторые задания
вызвали затруднения. Рядом с цифрой на-
писать, какие это задания. Медная моне-
Заполняют рабо-
чие листы к занятию
Предметные:
знать,
что такое семейный
бюджет,
постоянные
расходы
переменные
расходы, оптимизация
бюджета,
дебетовая
карта, депозит, кешб-
эк.
Личностные:
фор-
мирование мотива-
ции.
Метапредметные:
учиться оценивать ре-
зультат
собственной
деятельности;
осмыс-
ление
значимости
та (3) означает, что было неинтересно и
непонятно. Рядом с цифрой написать за-
дания.
- Спасибо за занятие!
проделанной работы,
возможность исполь-
зовать
полученные
знания в жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг.—
М.: «Вако», 2018.
2. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеоб-
разоват. орг. .— М.: «Вако», 2018.
3. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. —
М.:, «Вако», 2018.
4. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности для школьников. 8-9 классы — М., «Просвещение»,
2017.
5. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности для школьников. 8-9 классы. Рабочая тетрадь — М.,
«Просвещение», 2017.