Напоминание

Методическая разработка по финансовой грамотности для 8 класса "Как оптимизировать бюджет"


Автор: Наталья Валерьевна Колосова
Должность: МБОУ"СШ10"
Учебное заведение: МБОУ"СШ10"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка по финансовой грамотности
Тема: Методическая разработка по финансовой грамотности для 8 класса "Как оптимизировать бюджет"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10»

Конкурс учебно-методических материалов

по формированию основ финансовой грамотности

обучающихся образовательных организаций

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Номинация «Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности

для обучающихся основного общего образования»

Автор методической разработки:

Колосова Наталья Валерьевна,

учитель истории и обществознания

г. НИЖНЕВАРТОВСК

Введение

В современном быстро меняющемся мире многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег, причиной ко-

торой является неправильное расходование семейного бюджета. Почему так происходит? Оказывается, что мы сами

просто не обращаем внимания на повседневные расходы денежных средств и не задумываемся, действительно ли при-

обретенный товар так нам необходим? А когда сталкиваемся с дефицитом семейного бюджета, удивляемся, почему

расходы превышают доходы?

Несомненно, планирование, учет доходов и расходов семейного бюджета – одно из главных составляющих благо-

получной семейной жизни. Оптимизировать семейный бюджет – означает не тратить лишнего, планировать бюджет и

жить по средствам. Для кого-то это очень сложно, но научиться оптимизировать бюджет необходимо и возможно.

Методическая разработка представляет собой конспект занятия по теме «Оптимизация семейного бюджета».

Цель методической разработки данного занятия - показать значимость изучения темы в рамках курса «Финансовая

грамотность»

Цель занятия - показать учащимся важность умения правильно распределять свой бюджет, делать нужный вы-

бор при минимальных ресурсных затратах.

В ходе реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:

Отработать навык работы с экономическими понятиями. Понятия «способы и оптимизация семейного бюджета»

достаточно сложны для восприятия подростков, поэтому задачей учителя становится выбор таких методов обучения,

которые позволят ученику быть непосредственным участником решения ситуативных задач. При решении задач, уче-

ник сам сможет дать определение таких понятий, как «оптимизация», «способы оптимизации семейного бюджет, Поня-

тие « оптимизация семейного бюджета лучше объяснять в два приема (экономия и возможность дополнительного дохо-

да).

Отработать организацию групповой формы работы учащихся. Использование данной формы работы необходимо,

потому что очень важно, чтобы дети развивали умение слушать других обучающихся, учитывали разные мнения и

стремились к сотрудничеству, формулировали собственное мнение.

Проверить эффективность применения методов активизации мыслительного процесса, опережающего обучения,

проблемного метода, технологию развития критического мышления.

В ходе занятия применяется ряд технологий и методов:

технология мозгового штурма (способы оптимизации семейного бюджета поиск дополнительных источни-

ков дохода для Светланы) полезны не только для совместного решения проблемы, но, для развития творческого потен-

циала детей;

технология опережающего обучения. Знания ученика по теме будут прочными, если они являются продук-

том собственных поисков и закрепляются в результате его собственной творческой деятельности над учебным материа-

лом, например, при подготовке сообщения учащегося на тему «Все лучшее в карте. Твой кешбэк»;

методы проблемного обучения. Постановка проблемного вопроса «Если правильно планировать свой бюд-

жет с минимальными для себя затратами, то в перспективе можно приобрести то, что хочется?» является средством по-

вышения мотивации в течение всего учебного занятия и помогает учиться сравнивать сопоставлять факты, приходить к

определенным выводам;

технология развития критического мышления, которая помогает ученику оценить результат собственной де-

ятельности, осмыслить значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни.

В предложенных в методической разработке заданиях предполагается активное участие родителей при составле-

нии и планирования семейного бюджета. Важно, чтобы дети осознали, что решать поставленные задачи нужно вместе и

обязательно с их посильным участием («семейный совет», просмотр фрагмента мультипликационного фильма, где ге-

роям отводится важная роль в покупке продуктов для семьи и самим детям нужно сделать осознанный и верный выбор).

Планируемые результаты занятия.

Предметные:

-обучающие узнают что такое «семейный бюджет», «экономия», оптимизация семейного бюджета, постоянные

расходы, переменные расходы, дебетовая карта, депозит, кешбэк.

- узнают, какими способами можно оптимизировать семейный бюджет для формирования сбережений

Личностные:

у обучающихся сформируется понимание того, что необдуманная трата семейных доходов может привести к фи-

нансовым трудностям.

Метапредметные: у обучающихся будет развиваться умение:

- определять тему занятия, ставить цель, задачи, составлять план;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в работу,

осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- самостоятельно находить и выделять необходимую информацию, работать с текстом (анализировать его, выби-

рать главное, делать выводы).

- осмысливать значимость проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни;

- оценивать степень сложности задания для себя, объяснять причины затруднения; извлекать необходимую ин-

формацию из прослушанной беседы.

Конкурсные материалы, представленные в номинации «Лучшая методическая разработка урока по фи-

нансовой грамотности для обучающихся основного общего образования»

ФИО разработчика(ов) Колосова Наталья Валерьевна ____________________________________________

Образовательная организация

МБОУ «СШ №10»

Возрастная категория детей/обучаю-

щихся/, класс/ курс

13-14 лет

8 класс

Тема

«Как оптимизировать семейный бюджет?"

Цель

Сформировать у учащихся умение правильно распределять свой бюджет,

делая нужный выбор при минимальных ресурсных затратах.

Планируемые

образовательные

ре-

зультаты

Предметные:

- знать что такое «семейный бюджет», оптимизация семейного бюджета,

постоянные расходы, переменные расходы, дебетовая карта, депозит, кешбэк;

- понимать, что необходимо планировать семейный бюджет;

- определить, какими способами можно оптимизировать семейный бюд-

жет для формирования сбережений.

Личностные:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познаватель-

ной деятельности, способности к самооценке на основе критериев успешности

учебной деятельности.

Метапредметные:

- определять тему занятия, ставить цель, задачи, составлять план;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вно-

сить необходимые коррективы в работу, осуществлять познавательную и лич-

ностную рефлексию;

- развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-

ние в устной форме;

- самостоятельно находить и выделять необходимую информацию;

- осмыслить значимость проделанной работы, возможность использовать

полученные знания в жизни;

- оценить степень сложности задания для себя, объяснить причины затруд-

нения.

Основные понятия

Семейный бюджет, постоянные расходы переменные расходы, экономия,

оптимизация бюджета, дебетовая карта, депозит, кешбэк.

Формы, методы, технологии обуче-

ния, в том числе ЭО (электронное

обучение) и ДОТ (дистанционные об-

разовательные технологии)

Формы организации:

Работа в группах;

Фронтальная работа;

Индивидуальная работа при подготовке к уроку;

Методы и приемы:

Информационно-рецептивный. Фронтальная беседа.

Частично-поисковый: на основе предложенного фрагмента мультиплика-

ционного фильма определить постоянные расходы, переменные расходы, воз-

можные экономические ситуации семейного бюджета, рациональный выбор.

Объяснительно-иллюстративный метод. Рассказ сопровождается слайдо-

вой презентацией.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Решение познава-

тельной задачи

Метод активизации мыслительного процесса. Мозговой штурм. Поиск ре-

шений поставленной задачи.

Метод опережающего обучения. Подготовка сообщения учащимся о

способах оптимизации семейного бюджета. «Все лучшее в карте. Твой кешб-

эк”»

Проблемный метод. « Можно ли утверждать , что , если правильно распре-

делять свой бюджет и планировать его, то в перспективе это поможет осуще-

ствить задуманное ?»

Технология критического мышления «Удалось ли вам узнать сегодня что-

то полезное и востребованное в современном мире экономики для себя лично»?

Средства обучения

Слайдовая презентация; проектор; компьютер; аудиоколонки. Учебник

«Финансовая грамотность». И. Липсиц, О. Рязанова 8-9 классы, видео фрагмент

мультипликационного фильма « Три кота. Поход в магазин»; рабочий лист к за-

нятию

Интернет ресурс « Что такое кэшбэк?»

Организационные условия

Продолжительность занятия: 40 минут. Место проведения: учебный каби-

нет. Материально - техническое обеспечение. Оборудование: компьютер, проек-

тор, экран, презентация «Оптимизация семейного бюджета».

Учебно-методическое обеспечение

1. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для уча-

щихся. 8–9 классы общеобразоват. орг.— М.: «Вако», 2018.

2. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические реко-

мендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. .— М.: «Вако», 2018.

3. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для роди-

телей. 8–9 классы общеобразоват. орг. М.:, «Вако», 2018.

План занятия

Этапы заня-

тия

(время эта-

па)

Используе-

мые дидак-

тические

средства

Деятельность педагога

Деятельность обучаю-

щихся

Образовательный ре-

зультат

1. Организа-

ционный

момент

Учитель:

Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть сегодня наше занятие принесет

Проверяют готов-

ность к занятию, орга-

низуют свое рабочее

Личностные:

психологическая

го-

товность Обучающих-

(1 минута)

нам всем радость общения.

Сегодня на занятии вас ожидает

много интересных заданий, новых откры-

тий, а помогут вам внимание, находчи-

вость. Давайте проверим, все ли необхо-

димые учебные материалы к занятию на-

ходятся у вас?

место.

ся к занятию.

Метапредмет-

ные: организация сво-

ей учебной деятельно-

сти;

планирование

учебного сотрудниче-

ства.

2. Основной

блок

2.1.

Про-

верка

до-

машнего за-

дания.

(5 минут)

Рабо-

чий лист к

занятию.

Учеб-

ник «Фи-

нансовая

грамот-

ность: мате-

риалы для

учащихся.

8–9 клас-

сы».

- Итак, на прошлых занятиях мы с

вами познакомились с темой «Семейный

бюджет». Мы рассмотрели статьи дохо-

дов и расходов семьи, составляли бюд-

жет, где каждый из вас учитывал ожидае-

мые семейные доходы и расходы на

один месяц. Мы выяснили, что такое

профицит, дефицит бюджета. Определи-

ли, что наилучший вариант для бюджета-

сбалансированный. Дома (на семейном

совете) вы обсудили: «Нужно ли запи-

сывать все ежедневные расходы и дохо-

ды и почему?».

Анализируют со-

ставленный совместно с

родителями семейный

бюджет. Отвечают на

вопрос.

(Возможные сов-

местные ответы детей

и родителей).

«Если у вас есть

цель, например, нако-

пить деньги для покуп-

ки квартиры, или путев-

ки на отдых, то состав-

Предметные:

пони-

мать, что планировать

семейный

бюджет

нужно всей семьей.

Личностные:

фор-

мирование мотива-

ции к обучению и це-

ленаправленной

по-

знавательной деятель-

ности;

Метапредметные:

оценивать

учебные

действия в соответ-

В чьих руках должен находиться

семейный бюджет?

Таким образом мы выяснили, что

записывать доходы и расходы нужно для

учета денежных средств и планировать

бюджет нужно всем вместе.

ление плана доходов и

расходов (ежедневный),

поможет сэкономить

или накопить», «расхо-

ды записывать каждый

день». Сопоставляя до-

ходы и расходы, учиты-

вая мнение родителей,

учащиеся приходят к

выводу, что бюджет в

семье должен планиро-

ваться всеми членами

семьи.

ствии с поставленной

задачей,

вносить

необходимые коррек-

тивы в работу, осуще-

ствлять

познаватель-

ную и личностную ре-

флексию.

2.2. Подведе-

ние детей к

формулиров-

ке

темы

и

постановке

цели

урока.

Создание

Про-

смотр фраг-

мента

мультипли-

кационного

фильма

«Три

кота.

Сегодня мы будем рассматривать

тему не менее важную. Эта тема является

продолжением изученного ранее матери-

ала. А какая это тема, вы узнаете, про-

смотрев фрагмент мультипликационного

фильма.

Но прежде чем, мы сформулируем

Просматривают

фрагмент мультиплика-

ционного фильма «Три

кота. Поход в магазин»

Отвечают на во-

просы.

Предметные:

знать,

что такое постоян-

ные переменные рас-

ходы;

дефицит бюд-

жета, сбалансирован-

ный бюджет, эконо-

мический выбор; по-

проблемной

ситуации.

(6 минут)

Поход в ма-

газин».

Пре-

зентация

к

занятию.

тему занятия, мы ответим на вопросы.

1. Какие расходы героев мы отнесем к

постоянным?

2. Какие к переменным?

3. Какой экономический выбор был сде-

лан котятами?

4. Как называется экономическая ситуа-

ция, которая могла бы возникнуть, в слу-

чае выбора тех товаров, которые хоте-

лось бы приобрести героям?

5. Какой экономический выбор сделали

родители ? Помог ли этот выбор сохра-

нить денежные средства семьи?

6. В чьих руках находился семейный

бюджет героев?

Итак, о чем мы будем говорить на

(Примерные отве-

ты детей: «Постоянные:

чай,

хлеб,

молоко».

«Переменные: игрушка,

конфеты, коньки». «Си-

туация- дефицит бюд-

жета. Семье не хватило

бы денег на продукты».

«Родители предложили

взять коньки на про-

кат». «Семейный бюд-

жет планировали роди-

тели, детям была предо-

ставлена

возможность

тоже поучаствовать в

планировании»).

Обучающиеся

предлагают

варианты

формулировок темы за-

нятия. (Возможные ва-

нимать, что планиро-

вать семейный бюд-

жет нужно всей се-

мьей.

Личностные:

фор-

мирование мотива-

ции

целенаправлен-

ной

познавательной

деятельности; способ-

ности к самооценке

Метапредметные:

определять тему заня-

тия, ставить цель, за-

дачи, составлять план;

оценивать

учебные

действия в соответ-

ствии с поставленной

задачей, строить рече-

вое высказывание в

устной форме; осмыс-

уроке?

Да, как можно сократить расходы и

сделать правильный выбор с наименьши-

ми затратами для себя

А самый главный вопрос, на кото-

рый мы должны ответить сегодня на за-

нятии: «Если

правильно планировать

свой бюджет с минимальными для себя

затратами, то в перспективе можно при-

обрести то, что хочется?»

Тема занятия «Оптимизация се-

мейного бюджета».

-Каких целей вы хотели бы достичь

на занятии?

Вопросы, которые мы рассмотрим

в рамках изучения темы:

1. Что такое оптимизация?

2. Какими способами можно сократить

расходы и увеличить доходы?

3. Как сохранить и приумножить семей-

рианты

ответа:

«Как

можно

сэкономить?»

«Как купить, то, что хо-

чется»; «Как можно со-

кратить семейные рас-

ходы?»)

Записывают

в

тетрадь тему занятия.

Обучающиеся

формулируют цели сво-

ей деятельности. (Воз-

можные варианты отве-

та: «Узнать на чем мож-

но экономить деньги».

«Где

найти

дополни-

тельный доход»).

ление

значимости

проделанной работы,

возможность исполь-

зовать

полученные

знания в жизни.

ный бюджет?

4. Семейный совет (обсудим вместе с ро-

дителями)

5. Какие советы из «21 шага к сокраще-

нию семейных расходов» могут умень-

шить расходы нашей семьи?

2.3. Решение

учебной за-

дачи.

(7 минут)

Рабо-

чий лист к

занятию

Учеб-

ник «Фи-

нансовая

грамот-

ность: мате-

риалы для

учащихся.

8–9 клас-

сы». Пре-

зентация к

занятию

- В словарях дано следующее опре-

деление понятия оптимизация…

- изучив все определения- составим

свое.

- Так, что означает понятие опти-

мизация бюджета?

Изучают опреде-

ления понятия опти-

мизация (рабочий лист

к занятию) и состав-

ляют свое определение

понятия «оптимизация

семейного бюджета».

(Возможный ва-

риант ответа детей).

«Выбор наилучшего ва-

рианта при имеющихся

средствах и минималь-

ных затратах семьи».

Работа с учебни-

Предметные: знать,

что такое оптимиза-

ция бюджета, эконо-

мический выбор, про-

цент от суммы долга;

понимать,

что

если

брать в долг деньги,

то

нужно

отдать

больше

Личностные:

фор-

мирование мотива-

ции

целенаправлен-

ной

познавательной

деятельности; способ-

А как быть, если денег постоянно

не хватает?

Давайте рассмотрим такую эконо-

мическую ситуацию.

Прочитайте ее условие и предложи-

те свое решение

Объяснение учителя.

Конечно в современном мире, мно-

гие люди, когда сталкиваются с нехват-

кой денег, берут в долг. Но очень редко

можно деньги получить бесплатно. За

право пользования деньгами, люди и

банки берут определенный процент от

суммы долга. Тогда отдать нужно будет

сумму, превышающую ту, которую взяли

в долг.

ком с 90-91. Анализ

экономической ситуа-

ции. (Ответы учащих-

ся.) «Можно найти до-

полнительный источ-

ник дохода». « Найти

источники экономии».

ности к самооценке.

Метапредметные:

осуществлять

поиск

необходимой инфор-

мации для выполне-

ния учебных заданий

с

использованием

учебной литературы;

оценивать

учебные

действия в соответ-

ствии с поставленной

задачей,

вносить

необходимые коррек-

тивы в работу, осуще-

ствлять

познаватель-

ную и личностную ре-

флексию.

Минутка

отдыха(1

мин)

2.4. Решение

учебной за-

дачи. Работа

в группах .

(6 минут)

Рабо-

чий лист к

занятию, за-

писи на

учебной

доске.

Давайте предложим свое решение и

дадим совет Светлане. (Работа в группах)

Первая группа: Как и где можно сэконо-

мить?

Вторая группа: Как найти средства до-

полнительного источника дохода?

Работа в группах.

(Возможные

ответы

первой группы). «Со-

ставлять список необ-

ходимых продуктов, со-

кратить

расходы

на

электроэнергию. «Мож-

но совершать покупки в

интернет

магазинах,

«активно пользоваться

акциями и скидками».

(Возможные ответы

второй группы). «До-

полнительный зарабо-

ток в интернете».

«Устроиться на допол-

нительную работу.

«Пройти курсы и повы-

сить квалификацию».

«Попробовать делать за

Предметные: опреде-

лять, какими спосо-

бами можно оптими-

зировать

семейный

бюджет для формиро-

вания сбережений.

Личностные:

фор-

мирование мотива-

ции

целенаправлен-

ной

познавательной

деятельности; стиму-

лирования творческой

активности.

Метапредметные: на

основе анализа собы-

тий делать выводы;

развивать

умения

слушать других обу-

чающихся, учитывать

разные мнения и стре-

деньги ту работу, кото-

рую хорошо выполня-

ешь без учета основной

работы. Переводить

тексты, печь торты на

заказ, сшить или свя-

зать вещь на заказ».

миться к сотрудниче-

ству.

2.5. Решение

учебной за-

дачи.

(Сообщение

ученика)

(5 минут)

Пре-

зентация к

занятию

Ин-

тернет ре-

сурс (Что

такое кэшб-

эк?)

Объяснение учителя:

-Есть еще способы получения до-

полнительных доходов.

1. Открыть свой бизнес.

Молодые люди могут заниматься пред-

принимательской деятельностью с 16

лет, если они объявлены полностью дее-

способными по решению органов опеки

и попечительства или суда. О хорошем

способе получении дополнительного до-

хода расскажет ученик. Ваша задача –

выяснить из рассказа вашего товарища,

каким еще способом можно оптимизиро-

Слушают выступ-

ление обучающегося о

способах оптимизации

семейного бюджета

«Все лучшее в карте.

Твой кешбэк”». Вы-

ступление сопровожда-

ется презентацией.

Предметные: знать,

что такое дебетовая

карта, депозит, кешб-

эк.

Личностные:

фор-

мирование мотива-

ции

целенаправлен-

ной

познавательной

деятельности

Метапредметные:

самостоятельно нахо-

дить и выделять необ-

ходимую

информа-

вать семейный бюджет. Дома вы можете

самостоятельно или вместе с родителями

посмотреть видео (Что такое кэшбэк?)

цию; осмысление воз-

можности

использо-

вать полученные зна-

ния в жизни.

2.6. Закреп-

ление полу-

ченных зна-

ний.

Первичный

контроль за

правильно-

стью выпол-

нения спосо-

ба действий

(5 минут)

Пре-

зентация к

занятию.

Итак, какими способами можно оп-

тимизировать семейный бюджет?

«Если правильно планировать свой

бюджет с минимальными для себя за-

тратами, то в перспективе можно приоб-

рести то, что хочется?»

Обучающиеся де-

лают вывод на основе

предложенных вариан-

тов.

Отвечают на

проблемный вопрос за-

нятия: «Оптимизация

бюджета это означает:

не тратить лишнего,

планировать бюджет и

жить по средствам».

Все выводы записыва-

ют на доске

Предметные: опреде-

лять, какими спосо-

бами можно оптими-

зировать

семейный

бюджет для формиро-

вания сбережений.

Личностные:

фор-

мирование мотива-

ции

целенаправлен-

ной

познавательной

деятельности.

Метапредметные:

формирование

способности концен-

трировать

внимание

и мыслительные уси-

лия на решении акту-

альной

задачи; -

на

основе анализа собы-

тий делать выводы

3. Итог.

Рефлексия.

Определение

степени

усвоения

учебного ма-

териала,

эмоциональ-

ного состоя-

ния и ин-

терес к уро-

ку.

(3 -4 мину-

ты)

Рабо-

чий лист к

занятию

-Итак, давайте подведём итог наше-

му занятию.

- Удалось ли вам узнать сегодня

что-то полезное и востребованное в

современном мире экономики для себя

лично? Что именно?

На столах у вас лежат листы само-

контроля. Пожалуйста, заполните их.

Каждый из вас должен положить в

банк (банк ваших знаний) монету. Золо-

тая монета (1) означает, что все экономи-

ческие понятия, учебные задачи вам бы-

ли интересны и понятны. Серебряная мо-

нета (2) означает, что некоторые задания

вызвали затруднения. Рядом с цифрой на-

писать, какие это задания. Медная моне-

Заполняют рабо-

чие листы к занятию

Предметные:

знать,

что такое семейный

бюджет,

постоянные

расходы

переменные

расходы, оптимизация

бюджета,

дебетовая

карта, депозит, кешб-

эк.

Личностные:

фор-

мирование мотива-

ции.

Метапредметные:

учиться оценивать ре-

зультат

собственной

деятельности;

осмыс-

ление

значимости

та (3) означает, что было неинтересно и

непонятно. Рядом с цифрой написать за-

дания.

- Спасибо за занятие!

проделанной работы,

возможность исполь-

зовать

полученные

знания в жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг.—

М.: «Вако», 2018.

2. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеоб-

разоват. орг. .— М.: «Вако», 2018.

3. Липсиц, И. В. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. —

М.:, «Вако», 2018.

4. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности для школьников. 8-9 классы — М., «Просвещение»,

2017.

5. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности для школьников. 8-9 классы. Рабочая тетрадь — М.,

«Просвещение», 2017.



В раздел образования