Напоминание

"Знакомство с основами русского народного танца"


Автор: Костромина Наиля Шамильевна
Должность: Педагог доп.образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДТДиМ" - "Дружба"
Населённый пункт: г. Озерск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знакомство с основами русского народного танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования администрации Озёрского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодёжи»

Методическая разработка открытого занятия на тему:

«Знакомство с основами русского народного танца»

(ДООП «Мир танца»)

Возраст обучающихся: 8 - 12 лет

Наиля Шамильевна Костромина,

педагог дополнительного образования

Озёрск

2024

Пояснительная записка

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это

особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных

характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец - это

задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно

сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным

атрибутом этого танца являются национальные костюмы - не менее яркие и

красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые

разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько

видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной

уверенностью сказать, что русский народный танец - это своеобразное

олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное,

более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека

неимоверно широкая и добрая душа - такой же и танец его народа.

В творческом объединении «Радость» данное занятие проходит

в

рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Мир

танца», раздел «Композиция и постановка танцев народов России».

Содержание, формы и методы ведения мероприятия выбраны с учётом

возраста, физических возможностей детей.

Время и место проведения:

11.04.2024, 16:30 – 17:15, каб. 37,

Новогорненский филиал «Дружба»

Участники

занятия:

обучающиеся

творческого

объединения

«Радость» (8 - 12 лет) и их родители.

Продолжительность занятия: 1 академический час.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Форма организации занятия: беседа, практическая занятие.

Вид занятия: учебное.

Педагогические технологии:

- Здоровьесберегающие;

- технология группового обучения.

Методы обучения:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

-

Формы контроля:

- опрос;

- наблюдение.

Цель занятия:

Познакомить с основными элементами русского народного танца, показать

работу рук, ног, «ковырялочка», «маятник», разучить движения, применить

полученные знания на практике.

Задачи:

Личностные:

1. способствовать формированию хорошего настроения, положительных

эмоций в ходе занятий;

2. воспитывать сознательное отношение к здоровью, здоровому образу

жизни.

Метапредметные:

1. способствовать развитию пластичности, координации, выносливости,

мышечного тонуса, чувства ритма;

2. способствовать развитию творческих способностей.

Предметные:

1. ознакомление с русским народным танцем и его особенностями;

разучить основные и базовые движения;

2. обучить основной технике выполнения базовых движений в русском

народном танце.

Оборудование: Хореографический класс согласно правилам СанПиН,

станок, зеркала, компьютер.

Подготовительный этап для педагога:

Разработать конспект занятия, подобрать музыкальный материал.

Предполагаемый результат:

активное включение обучающихся в

продуктивную творческую деятельность.

Ход занятия

1. Мотивация и целеполагание. (1-2 мин.)

Построение ребят по линиям. Приветствие. Введение в тему, объяснение

задач и содержания:

проверка готовности учащихся к занятию: «Ребята, сегодня мы с вами

разучим несколько базовых элементов русского народного танца, и вы

испытаете на себе, какого это уметь правильно двигаться в народном

характере;

соединим выученные движения в танцевальную связку и уже после

этого занятия вы сможете применить их на любом народном празднике,

показать своим друзьям и т.д.

краткая информация о русском народном танце;

демонстрация педагогом небольшой танцевальной связки;

Мотивация на успех. На данном этапе важно заверить учащихся, что всё

получится, и если не сегодня, то на следующем занятии точно. Создание

психологического

настроя

и

активизации

внимания.

Словесное

стимулирование, доброжелательная атмосфера.

2. Разминка. (5 мин.)

стоя по 6 позиции делаем releve 2(8)

делаем releve левой и правой ногой по очереди 2(8).

plie по 6 и 1 позициям 2(8);

притопы правой и левой ногой по очереди 2(8);

одинарная дробь 2(8);

открытие рук в первую позицию;

открытие рук во вторую позицию.

3.Формирование новых знаний и умений. (25 мин.)

Рассказываю ребятам о том, что при выполнении любого движения в русском

народном танце важно внутреннее и физическое состояние человека, а так же

очень важна эмоциональная составляющая при воспроизведении того или

иного движения в данном направлении хореографии. Об этом важно

помнить. Например для того, чтобы сделать простой сценический шаг с

открыванием

рук

во

вторую

позицию

-

нужно

уметь

правильно

скоординировать эти два движения одновременно. Давайте попробуем.

Формы и методы изложения нового учебного материала:

показ движений педагогом;

изучение движения от медленного к быстрому темпу;

работа с группой в целом, при необходимости индивидуализация.

Метод мотивирования учебной активности в ходе освоения материала:

настрой учащихся на демонстрацию готовой связки в конце занятия.

Знакомлю

с

двумя

новыми

движениями

русского

народного

танца

«ковырялочка» и «маятник».

Содержание этапа

Танцевальная связка из таких движений:

1 движение - «сценический шаг»

Объяснение, демонстрация, разучивание.

2 движение – «переменный шаг»

Объяснение, демонстрация, разучивание.

3 движение – «сценический шаг с открыванием рук во 2 позицию»

Объяснение, демонстрация, разучивание.

4 движение – «3 шага на полупальцах, а на 4 шаг –шаг на каблук»

Объяснение, демонстрация, разучивание.

Повторение ранее изученных движений.

Движение - «releve»

Движение - «releve левой и правой ногой по очереди»

Движение - «plie по 6 и 1 позициям»

Движение - «притопы правой и левой ногой по очереди»

Движение - «одинарная дробь»

Движение - «открытие рук в 1 и 2 позицию»

4. Закрепление знаний. (4 мин.)

Создан положительно эмоционально окрашенный фон для финальной связки.

умение

исполнить

танцевальную

связку

в

определенной

последовательности;

умение ориентироваться в зале;

развивать

эмоционально-эстетическую

сферу,

стремление

к

самовыражению.

Демонстрация разученной связки ребят с педагогом.

Педагог:

«Теперь предлагаю развернуться лицом к нашим гостям, и

продемонстрировать выученную небольшую танцевальную связку под

музыкальный материал»

5. Рефлексия. (5 мин.)

По окончанию урока проводится беседа. Отметить позитивный итог занятия.

Вопросы:

1.

Какое настроение у вас?

2.

Все ли у вас получилось?

3.

Общее впечатление от занятия (понравился или нет, что больше

понравилось)?

4.

Что было для вас сложным на данном занятии?

Итоги:«Сегодня мы с вами познакомились с основными элементами

русского народного танца, благодаря этим элементам он приобретает свою

красоту и изюминку. Вы попробовали себя в роли танцоров и теперь вы

сможете рассказать о полученном опыте своим друзьям».

Поклон. Выход из зала.

Список используемой литературы:

1. Богданов, Г. Ф. Русский народный танец в жизни и на сцене [Текст] / Г. Ф.

Богданов

//

Традиционная

культура:

научный

альманах.

-

Москва:

Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. - № 4. -

С. 22-29.

2. Бочкарева, Н. И. Русский народный танец: теория и методика [Текст] :

учебное пособие / Н. И. Бочкарева. - Кемерово, 2006. - 179 с.

3. Заикин, Н. И., Дунаевская, Н. П. Русский народный танец. Ч. 3.

Танцевальное искусство Орловской области [Текст] : учебное пособие / Н. И.

Заикин, Н. П. Дунаевская. - Орел, 2014. - 93 с.

4. Заикин, Н. И., Заикина, Н. Л. Русский народный танец. Ч. 1. Хороводы

[Текст] : учебное пособие / Н. И. Заикин, Н. Л. Заикина. - Орел, 2014. -95 с.

5. Заикин, Н. И., Заикина, Н. Л. Русский народный танец. Ч. 2. Пляска [Текст]

: учебное пособие / Н. И. Заикин, Н. Л. Заикина. - Орел, 2014. -141 с.

6. Заикин, Н. И., Шашкова, Т. В. Русский народный танец. Ч. 4. Танцевальное

искусство Свердловой области [Текст] : учебное пособие / Н. И. Заикин, Т. В.

Шашкова. - Орел, 2014. - 119 с.

7. Захаров, В. М. Фольклор - это симфония движений [Текст] // Балет:

литературно-критический, историко-теоретический журнал. - Москва.-2010.-

№ 1.-С. 32-34.

8. Мурашко, М. П. Русская пляска [Текст с нотами]: учебное пособие / М. П.

Мурашко. - Москва : МГУКИ, 2010. - 488 с.

Дополнительная литература

9. Богданов, Г. Урок русского народного танца [Текст] : учебное пособие / Г.

Богданов. - Москва, 1995. - 61 с.

10. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии [Текст] :

монография / К. Голейзовский. - Москва: Искусство, 1964. - 367 с.

11. Казаринова, Т. Хороводы и кадрили Пермской области [Текст] : учебное

пособие / Т. Казаринова. - Пермь, 2002. - 112 с.

12. Климов, А. А. Основы русского народного танца [Текст] : учебное

пособие / А. А. Климов. - Москва, 1994. - 317 с.

13. Палил ей, А. В. Сибирский русский народный танец [Текст] :

методические рекомендации / А. В. Палилей. - Кемерово, 1991. - 39 с.

14. Палилей, А. В. Методика записи и разбор танца по записи [Текст] :

программа и методические рекомендации / А. В. Палилей. - Кемерово, 1998.-

41 с.

15. Палилей, А. В. Русский танцевальный фольклор Кузбасса [Текст] :

методические рекомендации / А. В. Палилей. - Кемерово, 1968. - 64 с.



В раздел образования