Автор: Костромина Наиля Шамильевна
Должность: Педагог доп.образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДТДиМ" - "Дружба"
Населённый пункт: г. Озерск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знакомство с основами русского народного танца"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации Озёрского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Методическая разработка открытого занятия на тему:
«Знакомство с основами русского народного танца»
(ДООП «Мир танца»)
Возраст обучающихся: 8 - 12 лет
Наиля Шамильевна Костромина,
педагог дополнительного образования
Озёрск
2024
Пояснительная записка
Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это
особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных
характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец - это
задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно
сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным
атрибутом этого танца являются национальные костюмы - не менее яркие и
красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые
разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько
видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной
уверенностью сказать, что русский народный танец - это своеобразное
олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное,
более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека
неимоверно широкая и добрая душа - такой же и танец его народа.
В творческом объединении «Радость» данное занятие проходит
в
рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Мир
танца», раздел «Композиция и постановка танцев народов России».
Содержание, формы и методы ведения мероприятия выбраны с учётом
возраста, физических возможностей детей.
Время и место проведения:
11.04.2024, 16:30 – 17:15, каб. 37,
Новогорненский филиал «Дружба»
Участники
занятия:
обучающиеся
творческого
объединения
«Радость» (8 - 12 лет) и их родители.
Продолжительность занятия: 1 академический час.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Форма организации занятия: беседа, практическая занятие.
Вид занятия: учебное.
Педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие;
- технология группового обучения.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
-
Формы контроля:
- опрос;
- наблюдение.
Цель занятия:
Познакомить с основными элементами русского народного танца, показать
работу рук, ног, «ковырялочка», «маятник», разучить движения, применить
полученные знания на практике.
Задачи:
Личностные:
1. способствовать формированию хорошего настроения, положительных
эмоций в ходе занятий;
2. воспитывать сознательное отношение к здоровью, здоровому образу
жизни.
Метапредметные:
1. способствовать развитию пластичности, координации, выносливости,
мышечного тонуса, чувства ритма;
2. способствовать развитию творческих способностей.
Предметные:
1. ознакомление с русским народным танцем и его особенностями;
разучить основные и базовые движения;
2. обучить основной технике выполнения базовых движений в русском
народном танце.
Оборудование: Хореографический класс согласно правилам СанПиН,
станок, зеркала, компьютер.
Подготовительный этап для педагога:
Разработать конспект занятия, подобрать музыкальный материал.
Предполагаемый результат:
активное включение обучающихся в
продуктивную творческую деятельность.
Ход занятия
1. Мотивация и целеполагание. (1-2 мин.)
Построение ребят по линиям. Приветствие. Введение в тему, объяснение
задач и содержания:
проверка готовности учащихся к занятию: «Ребята, сегодня мы с вами
разучим несколько базовых элементов русского народного танца, и вы
испытаете на себе, какого это уметь правильно двигаться в народном
характере;
соединим выученные движения в танцевальную связку и уже после
этого занятия вы сможете применить их на любом народном празднике,
показать своим друзьям и т.д.
краткая информация о русском народном танце;
демонстрация педагогом небольшой танцевальной связки;
Мотивация на успех. На данном этапе важно заверить учащихся, что всё
получится, и если не сегодня, то на следующем занятии точно. Создание
психологического
настроя
и
активизации
внимания.
Словесное
стимулирование, доброжелательная атмосфера.
2. Разминка. (5 мин.)
стоя по 6 позиции делаем releve 2(8)
делаем releve левой и правой ногой по очереди 2(8).
plie по 6 и 1 позициям 2(8);
притопы правой и левой ногой по очереди 2(8);
одинарная дробь 2(8);
открытие рук в первую позицию;
открытие рук во вторую позицию.
3.Формирование новых знаний и умений. (25 мин.)
Рассказываю ребятам о том, что при выполнении любого движения в русском
народном танце важно внутреннее и физическое состояние человека, а так же
очень важна эмоциональная составляющая при воспроизведении того или
иного движения в данном направлении хореографии. Об этом важно
помнить. Например для того, чтобы сделать простой сценический шаг с
открыванием
рук
во
вторую
позицию
-
нужно
уметь
правильно
скоординировать эти два движения одновременно. Давайте попробуем.
Формы и методы изложения нового учебного материала:
показ движений педагогом;
изучение движения от медленного к быстрому темпу;
работа с группой в целом, при необходимости индивидуализация.
Метод мотивирования учебной активности в ходе освоения материала:
настрой учащихся на демонстрацию готовой связки в конце занятия.
Знакомлю
с
двумя
новыми
движениями
русского
народного
танца
«ковырялочка» и «маятник».
Содержание этапа
Танцевальная связка из таких движений:
1 движение - «сценический шаг»
Объяснение, демонстрация, разучивание.
2 движение – «переменный шаг»
Объяснение, демонстрация, разучивание.
3 движение – «сценический шаг с открыванием рук во 2 позицию»
Объяснение, демонстрация, разучивание.
4 движение – «3 шага на полупальцах, а на 4 шаг –шаг на каблук»
Объяснение, демонстрация, разучивание.
Повторение ранее изученных движений.
Движение - «releve»
Движение - «releve левой и правой ногой по очереди»
Движение - «plie по 6 и 1 позициям»
Движение - «притопы правой и левой ногой по очереди»
Движение - «одинарная дробь»
Движение - «открытие рук в 1 и 2 позицию»
4. Закрепление знаний. (4 мин.)
Создан положительно эмоционально окрашенный фон для финальной связки.
умение
исполнить
танцевальную
связку
в
определенной
последовательности;
умение ориентироваться в зале;
развивать
эмоционально-эстетическую
сферу,
стремление
к
самовыражению.
Демонстрация разученной связки ребят с педагогом.
Педагог:
«Теперь предлагаю развернуться лицом к нашим гостям, и
продемонстрировать выученную небольшую танцевальную связку под
музыкальный материал»
5. Рефлексия. (5 мин.)
По окончанию урока проводится беседа. Отметить позитивный итог занятия.
Вопросы:
1.
Какое настроение у вас?
2.
Все ли у вас получилось?
3.
Общее впечатление от занятия (понравился или нет, что больше
понравилось)?
4.
Что было для вас сложным на данном занятии?
Итоги:«Сегодня мы с вами познакомились с основными элементами
русского народного танца, благодаря этим элементам он приобретает свою
красоту и изюминку. Вы попробовали себя в роли танцоров и теперь вы
сможете рассказать о полученном опыте своим друзьям».
Поклон. Выход из зала.
Список используемой литературы:
1. Богданов, Г. Ф. Русский народный танец в жизни и на сцене [Текст] / Г. Ф.
Богданов
//
Традиционная
культура:
научный
альманах.
-
Москва:
Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. - № 4. -
С. 22-29.
2. Бочкарева, Н. И. Русский народный танец: теория и методика [Текст] :
учебное пособие / Н. И. Бочкарева. - Кемерово, 2006. - 179 с.
3. Заикин, Н. И., Дунаевская, Н. П. Русский народный танец. Ч. 3.
Танцевальное искусство Орловской области [Текст] : учебное пособие / Н. И.
Заикин, Н. П. Дунаевская. - Орел, 2014. - 93 с.
4. Заикин, Н. И., Заикина, Н. Л. Русский народный танец. Ч. 1. Хороводы
[Текст] : учебное пособие / Н. И. Заикин, Н. Л. Заикина. - Орел, 2014. -95 с.
5. Заикин, Н. И., Заикина, Н. Л. Русский народный танец. Ч. 2. Пляска [Текст]
: учебное пособие / Н. И. Заикин, Н. Л. Заикина. - Орел, 2014. -141 с.
6. Заикин, Н. И., Шашкова, Т. В. Русский народный танец. Ч. 4. Танцевальное
искусство Свердловой области [Текст] : учебное пособие / Н. И. Заикин, Т. В.
Шашкова. - Орел, 2014. - 119 с.
7. Захаров, В. М. Фольклор - это симфония движений [Текст] // Балет:
литературно-критический, историко-теоретический журнал. - Москва.-2010.-
№ 1.-С. 32-34.
8. Мурашко, М. П. Русская пляска [Текст с нотами]: учебное пособие / М. П.
Мурашко. - Москва : МГУКИ, 2010. - 488 с.
Дополнительная литература
9. Богданов, Г. Урок русского народного танца [Текст] : учебное пособие / Г.
Богданов. - Москва, 1995. - 61 с.
10. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии [Текст] :
монография / К. Голейзовский. - Москва: Искусство, 1964. - 367 с.
11. Казаринова, Т. Хороводы и кадрили Пермской области [Текст] : учебное
пособие / Т. Казаринова. - Пермь, 2002. - 112 с.
12. Климов, А. А. Основы русского народного танца [Текст] : учебное
пособие / А. А. Климов. - Москва, 1994. - 317 с.
13. Палил ей, А. В. Сибирский русский народный танец [Текст] :
методические рекомендации / А. В. Палилей. - Кемерово, 1991. - 39 с.
14. Палилей, А. В. Методика записи и разбор танца по записи [Текст] :
программа и методические рекомендации / А. В. Палилей. - Кемерово, 1998.-
41 с.
15. Палилей, А. В. Русский танцевальный фольклор Кузбасса [Текст] :
методические рекомендации / А. В. Палилей. - Кемерово, 1968. - 64 с.