Автор: Матросова Анастасия Евгеньевна
Должность: Учитель-дефеектолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №15 "Страна Чудес"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск
Наименование материала: Опыт работы:
Тема: Развитие мелкой моторики у детей через математические игры
Раздел: дошкольное образование
Развитие
мелкой моторики
у детей
через математические игры
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев. От них,
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности
в движениях детской руки, тем тоньше ее
взаимодействие с орудием труда, тем сложнее
движения, необходимые для этого
взаимодействия, тем ярче творческая стихия
детского разума. Чем больше мастерства в
детской руке, тем ребенок умнее».
В.А.Сухомлинский
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до
нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают,
что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное
отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в
отличном состоянии.
Ребенок постоянно изучает, постигает
окружающий мир. Основной метод
накопления информации –
прикосновения. Ребенку необходимо все
хватать, трогать, гладить и пробовать на
вкус. Роль взрослого помочь ему в этом,
дать необходимый стимул для развития.
Поэтому начинать работу по развитию
мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. В младшем дошкольном
возрасте можно выполнять простые
упражнения, сопровождаемые
стихотворным текстом.
Развивают пространственную ориентировку, внимание,
формируют навыки самообслуживания, развивают творческие
способности, глазомер, укрепляют пальцы рук.
Функциональные
застежки, игры-шнуровки.
Прикрепление прищепок по длине, краю предмета;
Развешивание разноцветных платочков после стирки;
Перетирание пуговиц между ладонями;
Пересыпание из ладошки в ладошку;
Выкладывание изображения по контуру;
Поиск больших, квадратных, гладких и пр. пуговиц;
Пересыпание пуговиц в прорезь в банке.
Игры с пуговицами
Игры с прищепками
Выкладывание пробками изображения по контуру;
Перемещение пальчиков на пробках, как на лыжах;
Выстраивание башни;
Нанизывание крупных бусин на леску;
Перетирание, перекатывание между ладонями;
Вдавливание в пластилин.
Игры с пробками от бутылок
Игры с крупными
бусинами
Способствуют развитию восприятия; созданию условий для
ознакомления детей с цветом, формой, величиной,
осязаемыми свойствами предметов.
Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как
особые свойства предметов; группировать однородные
предметы.
Игры
с вкладышами, конструктором, развивающие игры
Погружение рук в песок;
Просеивание между ладонями, пальцами;
Использование сухих бассейнов для самомассажа кистей;
Прячем ручки в крупе, ищем сюрпризы;
Перебираем, пересыпаем, рисуем;
Мочим губку одной рукой и выжимаем другой…
Игры
с пеком и водой, с крупами, сухие бассейны
Детский развивающий конструктор "Велькрошка
Для изготовления конструктора вам понадобится
только застежка-липучка, называемая также
«велкро», шириной 2 см. и ножницы
Детям старше 3 лет уже можно показать, как собирать из деталей конструктора геометрические
фигуры и образы. Начинать лучше с заданий на повторение – взрослый делает фигурку, а потом
просит малыша сделать точно такую же по цвету и форме или только по форме, используя
любые другие понравившиеся цвета.
Все эти пособия и игры должны находиться в свободном
доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет,
показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и
игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и
руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья
воспитанника.
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук –
задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности
ребенка. Она является одним из аспектов проблемы
обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И
поскольку общее моторное отставание наблюдается
исследователями у большинства современных детей, слабую
руку дошкольника нужно и необходимо развивать.