Напоминание

«Методические рекомендации при обучении и организации учебно-тренировочного процесса теннису в группах начальной подготовки»


Автор: Маркузов Денис Константинович
Должность: тренер- преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "СШОР "ФСО "Ракета""
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Методические рекомендации при обучении и организации учебно-тренировочного процесса теннису в группах начальной подготовки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ «СШОР «ФСО “Ракета”» г.Казани

структурное подразделение СШ «Ракета»

«Методические рекомендации при обучении и организации

учебно-тренировочного процесса теннису

в группах начальной подготовки»

Дисциплина: «Большой теннис».

Рекомендуемый возраст обучаемых: от 6 до 10 лет

Тренер-преподаватель:

Маркузов Д.К

2024г

Введение

В последние годы в России появилось много частных спортивных клубов, где в

группах начальной подготовки осуществляется обучение игре в большой теннис.

Связано это с тем, что популярность данного вида спорта значительно возросла в

нашей стране. Кроме того, большой теннис для детей – вид спорта, который поможет

улучшить самочувствие ребёнка уже после первого месяца регулярных тренировок.

У детей улучшается гибкость тела, начинает активизироваться кровообращение,

развивается координация движений и реакция. В процессе тренировки дети активно

двигаются, задействуются все группы мышц – руки, ноги, шея, спина, тренируется

сила и выносливость, укрепляются все группы мышц. Как результат улучшаются

показатели

здоровья

детей.

Целесообразно

внедрение

данного

вида

спорта

факультативно

в

образовательных

школах,

наряду

с

другими

спортивными

дисциплинами (например, в отделениях дополнительного образования). В настоящее

время, требования к подготовке юных теннисистов возросли, поэтому методически

правильно выстроенный процесс тренировок - важная часть работы тренера.

Первым этапом отбора юных теннисистов является агитация. Тренер в школах

осуществляет агитационные мероприятия, предлагая создать секции тенниса для

детей

начальных

классов.

Тренеру

необходимо

интересно,

разнообразно

и

эмоционально провести первые уроки с использованием игр с соревновательными

элементами. На этом этапе, также, используются различные игры с ракетками малого

тенниса и теннисными мячами.

Второй этап отбора – это конкурсные испытания, которые проводятся уже на

теннисном корте. В рамках этих испытаний проводят медицинский осмотр, а потом

проводят их в виде урока с использование более специализированных упражнений.

Третий этап отбора является заключительным. На этом этапе, тренер должен еще

больше

увлечь

обучаемых

различными

спортивными

играми

и

двусторонними

играми.

Одной из основных задач подготовки юных теннисистов является совершенное

овладение техникой. Этот процесс является довольно длительным. В связи с этим,

занятия теннисом желательно начинать в детском возрасте, примерно с 6-7 лет. В

дальнейшем, достигнутый уровень технической подготовки играет большую роль в

спортивных достижениях обучаемых.

В

настоящей

методике

приводятся

некоторые

упражнения,

включая

подводящие, которые рекомендованы для освоения и совершенствования техники

тенниса начинающих теннисистов.

1.

Удар справа и слева с отскока

При

обучении

ударам

справа

и

слева

следует

использовать

комплекс

подводящих

упражнений,

в

который

входят

упражнения

с

ракеткой

и

мячом,

специальные упражнения с ракеткой для развития подвижности запястья, локтевых и

плечевых суставов и силы руки.

Упражнения при обучении ударам справа и слева с отскока

а) «Подбивание» мяча вниз - в землю, подбивание мяча вверх - над ракеткой,

подбивание мяча вверх с поворотом плоскости ракетки.

Исходное положение: туловище слегка наклонено вперед, используется хватка

ракетки для удара справа (большим пальцем вниз) затем слева (большой палец

сверху, расположен под углом 45° к ручке ракетки). Удары выполнять на уровне

пояса только кистью руки. Тяжесть тела на левой ноге при правой хватке и на правой

при левой хватке (тренеру необходимо контролировать хватку ракетки учеником).

б)

имитационные

удары

по

воображаемому

мячу

справа

и

слева

(двумя

руками).

в) упражнениями со специальными приспособлениями для ударов по мячу,

закрепленному на спице и на удочке.

г) удары по мячу ракеткой у заградительной сетки или мягкого фона.

Пользу в освоении ударов по мячу справа и слева приносит тренажер, который

представляет собой специальное устройство, закрепляющее мяч на нужной для удара

высоте.

Мяч,

закрепленный

на

втулке,

при

ударе

ракеткой

сдвигается

вперед,

создавая некоторое сопротивление, и возвращается обратно.

Для

развития

подвижности

занимающихся

следует

использовать

парные

упражнения

у тренировочной стенки, где 2-4 занимающихся

удары выполняют

поочередно. При этих упражнениях игроки располагаются на расстоянии 5-6 м от

стенки в затылок друг другу и при каждом ударе направляют мяч к стенке так, чтобы

после отскока он подлетел под удар очередному партнёру; ударивший мяч должен

отходить назад.

После освоения всего комплекса можно переходить к опробованию ударов

через сетку на площадке в облегчённых условиях, то есть с набрасыванием рукой

мяча через сетку тренером.

После этого можно переходить к упражнениям на площадке в двусторонней

игре - сначала в квадратах подачи, потом дальше и, наконец, в обычной позиции у

задней линии.

2.

Удар с лёта

После того как обучающиеся ознакомились с ударами справа и слева по

отскочившему мячу и с подачей, они переходят к разучиванию ударов с лёта. При

этом тренер объясняет, как делать замах, как ударять ракеткой по мячу, летящему

навстречу. После показа ударов с лёта тренером обучающиеся переходят к имитации

ударов.

Упражнения для отработки удара с лёта:

а) Для успешной игры с лёта необходимо научиться выполнять так называемую

«разножку».

Очень

важно

сделать

«разножку»

своевременно.

Ее

необходимо

выполнить

до

удара

соперника.

Обучение

разножке

лучше

начинать

с

подготовительных упражнений без ударов.

Исходное положение: носки ног расположены внутрь. Разножка выполняется с

хода прыжком с одной ноги вперед с приземлением на обе ноги.

б) Бег с ракеткой с выполнением «разножки» по команде тренера.

в) Ускорения с «разножкой» в специальной зоне площадке, «разножка» через

два шага и т.д.

г) Выполнение удара с лёта по мячу в простых условиях - один партнер

подбрасывает мяч рукой на удары с лёта справа и слева другому партнёру.

д) Удары с лёта у тренировочной стенки.

Обучаемые расположены вдоль тренировочной стенки на расстоянии 2-2,5 м

от неё и производят удары слёта справа, далее удары с лёта слева и затем, по мере

усвоения, чередовать удары с лёта справа и слева с использованием универсальной

хватки ракетки.

е) Удары с лёта у сетки.

Обучающиеся

становятся

за

задней

линией

площадки

и

ударами

ракетки

направляют мяч на противоположную сторону. Стоящие у сетки отбивают летящие

на них мячи ударами с лёта сначала справа, затем слева.

В дальнейшем тренер обучает ударам с лёта с выходом к сетке с задней линии.

3.

Подача и прием подачи

Упражнения для отработки подачи:

a)

Ловля подброшенного перед собой мяча левой рукой (или правой рукой

– для левши), контроль одинаковой высоты подброса;

б) Подброс мяча над головой и контроль его падения в кольцо, лежащее на

полу перед игроком (кольцо размещается тренером);

в) Бросок из-за головы баскетбольного мяча в пол с отскоком навстречу

напарнику (упражнение выполнятся парами);

г) Вращательные упражнения с гантелями в руках, поднятыми на уровень

головы

(супинация

наружу,

пронация

-

внутрь),

вес

гантелей

подбирается

тренером.

д) На корте подать 12—15 подач с одной стороны площадки, после чего

перейти на другую сторону и повторить подачи.

Упражнения для отработки приема подачи:

Исходное положение: обучаемый находится в стойке теннисиста с сачком,

который держит перед собой. Тренер контролирует выполнение разножки учеником

и затем подбрасывает мяч с отскоком перед обучаемым, поочередно: слева и справа,

ученик должен перемещаться в направлении подброса и поймать мяч, пробежать к

сетке, положить его в корзину и вернуться в исходное положение.

а) Ловля мяча в коробку.

б) Ловля мяча в специальный «сачок» (изготавливается тренером).

в) Ловля мяча двумя ракетками (ракетки держатся левой и правой рукой).

г) Ловля мяча на ракетку, без нанесения удара.

д) Ловля баскетбольного мяча двумя руками и его выброс через сетку тренеру

(поочередно справа и слева).

е) Удар по мячу с отскока, при этом в свободной руке вытянутой вперед держится

воздушный шарик, корпус развернут боком к мячу.

4.

«Свеча» и удар над головой

Свеча" не является основным ударом, доминирующим в игре, но иногда она

становится эффективным защитным средством.

Упражнения при обучении свече и удару над головой

а) Удар по мячу размещенному на «спице» (тренажер).

Исходное положение: Встать боком к мячу так, чтобы он находился справа (в

следующий раз – слева) и на 10 – 15 см впереди опорной ноги. Подвести ракетку

движением

снизу-вверх-вперед

к

мячу

и

постараться

при

ударе

придать

ему

вращение.

б) Крученый удар снизу по набрасываемому мячу с

перебросом его через

высокую сетку (например, волейбольную).

в) Удар снизу по набрасываемому с отскоком мячу с перебросом его через

теннисную сетку на заднюю линию.

г)

Для

тренировки

удара

над

головой

можно

использовать

специальную

«колотушку», с мягким пенополиуретановым «набалдашником».

Исходное

положение:

Встать

перед

возвышением

(например,

невысокой

скамейкой), размещенным у стенки. Поочередно подниматься на скамейку правой и

левой ногой и наносить удары «колотушкой» по стене сверху над головой.

5.

Укороченный удар

Упражнения при обучении укороченному удару

а) Исходное положение: Встать в 3 – 5 м от «мягкой» стенки.

Ударом справа (а затем слева) подбросить мяч так, чтобы он отскочил на уровне

пояса. Нанести по мячу резаный удар. Руку выносить на мяч обязательно от плеча, а

ракетку – сверху вниз ребром вперед.

б)

Исходное

положение:

Встать

в

3

5

м

от

обычной

стенки,

повторять

предыдущее упражнение.

в) Исходное

положение:

Встать

в

2

3

м

от

теннисной

сетки,

отбивать

набрасываемые

тренером

мячи,

укороченным

резаным

ударом,

поочередно,

сначала справа, затем слева, затем чередованием справа – слева.

6.

Передвижения по корту

Упражнения при обучении старту из исходного положения;

а) Челночный бег.

Исходное

положение:

Обучаемые

разбиты

попарно,

по

свистку

начинают

двигаться от боковой линии к мячам, расположенным на расстоянии 3-5 метров от

них.

Затем

каждый

прикасается

к

мячу

и

бежит

обратно.

Делается

несколько

повторений упражнения (4-6).

б) Командная эстафета

Исходное положение: Обучаемые разбиваются на две команды у задней линии

корта. У сетки для каждой команды выкладываются теннисные мячи (по количеству

игроков). По свистку игроки поочередно бегут к сетке, подбирают один мяч и

возвращаются на заднюю линию.

Упражнения при обучении передвижениям к мячу

а) Разминка: Бег вокруг корта приставными шагами, сначала левым боком, затем

– правым, бег «скрещенным» шагом, бег спиной вперед.

б) Простые упражнения с использованием «координационной» лестницы:

- бег по лесенке вперед с высоким подниманием коленей;

- прыжки по лесенке вперед с отталкиванием двумя ногами;

- прыжки по лесенке с отталкиванием двумя ногами влево (выход с лесенки),

вперед (вход в лесенку), затем аналогично – вправо, вперед;

в) Усложненные упражнения с использованием «координационной» лестницы:

Исходное положение: в начале координационной лестницы, ноги врозь.

- прыжок вперед, оттолкнувшись двумя ногами, приземлиться в первый сектор

лестницы на левую ногу. Далее, оттолкнувшись левой ногой, снова прыжок вперед,

но приземление уже на две ноги. Снова отталкивание двумя ногами, прыжок вперед

и приземление на правую ногу. Отталкиваясь только правой ногой, прыгаем вперед и

приземляемся на две ноги.

- шагнуть в первую секцию лестницы сначала левой, а затем правой ногой. После

того, как правая нога стала в первую секцию, поставить левую ногу слева от

следующей секции лестницы, затем – правую ногу – справа от лестницы. Снова,

шагнуть левой ногой вовнутрь лестницы, а затем также правой.

По мере усвоения движения ног следует ускорять, упражнения усложнять.

Заключение

Начальная подготовка юных спортсменов характеризуется предварительной

подготовкой и начальной специализацией. На этапе предварительной подготовки

формируется

интерес

детей

к

занятиям

спортом,

происходит

всестороннее

физическое развитие ребенка, развитие навыков элементарной соревновательной

деятельности и т.д. В теннисе этап начальной подготовки длится примерно 5 лет, а

возраст занимающихся может составлять от 5 до 10 лет. В ходе данного этапа

развиваются

специальные

физические

качества,

такие

как

ловкость

и

гибкость,

быстрота и выносливость.

Техническая подготовка начинающих теннисистов должна осуществляться в

двух направлениях:

1)

изучение и совершенствование передвижений по корту;

2)

изучение и совершенствование техники ударов.

Работа ног теннисиста наиболее важная составляющая его действий. Дело в

том, что большинство ошибок при различных ударах является результатом плохой

работы ног.

Некоторые обучаемые считают, что если они бегают быстро и много, то им не

стоит уделять большого внимания работе ног. Это заблуждение, так как теннисист (в

особенности начинающий) должен понимать, что его глаз в состоянии зафиксировать

начало движения ракетки соперника и придаваемое мячу направление полёта, но

визуально

идеально

определить

траекторию

движения

(высоту,

длину

и

точку

приземления) мяча невозможно. Для того, чтобы занять необходимую позицию для

встречи мяча, ноги должны корректировать допущенные погрешности «обработки

траектории полета мяча глазами». Вследствие чего, работа ног предполагает не

только скорость и активность перемещений, но и способ передвижения, и подход к

мячу (выход на мяч), и постановку ног при приёме мяча, и передвижение после удара

на новую позицию.

На турнирах начинающих теннисистов часто можно наблюдать, как теннисист

на предматчевой разминке хорошо выполняет разнообразные удары, но как только

начинается игра и ему приходится работать с мячом в движении, эти красивые удары

сразу

же

"разваливаются". Только

правильная

работа

ног

позволяет

выполнить

качественный

и

эффективный

удар,

в

противном

случае

когда

ноги

«не

дорабатывают», наше тело, и в особенности руки, вынуждены будут компенсировать

неправильно выбранную позицию. При этом техника нанесения ударов по мячу будет

неизбежно нарушаться.

Для совершенствования работы ног необходимо изучить следующие элементы:

- положение готовности (исходная стойка теннисиста);

- научиться выполнять разножку (термин предложен заслуженным тренером

России Виктором Янчуком в 1969г.);

- освоить различные способы передвижений по корту.

Начинать тренировку (когда мышцы ног не нагружены), нужно с упражнений,

направленных на быстроту и проворность ног. Хорошим тренировочным атрибутом

для этого является тренировочная верёвочная лестница, которую раскладывают на

полу и, получившая название "скоростной лестницей".

Одними из важнейших мышц у теннисиста являются голеностопные мышцы и

мышцы бёдер.

Для

начинающих

теннисистов

неплохим

упражнением

для

развития

голеностопных мышц является подъём "на цыпочки". Приподняться на носки ног,

сохраняете это положение 2-3 секунды, затем опускаетесь в нормальное положение.

Цикл составляет 15-20 подъемов, выполнять нужно 2-3 цикла. Более эффективное

упражнение – прыжки на скакалке. Вдобавок такие прыжки развивают дыхательные

способности. Упражнения со скакалкой заставляют всё время находиться на носках

ног. Еще одно эффективное упражнение – это прыжки "кенгуру", придуманные

известным тренером австралийцем Гарри Хопманом.

Одной из ошибок некоторых тренеров является то, что в течение года или даже

двух, новичка обучают ударам справа и слева по отскочившему мячу, а об освоении

результативной

подачи

вспоминают

только

перед

состязаниями.

Это

глубоко

ошибочная практика. Новичку необходимо показать, как выполняется подача, уже на

четвёртом-пятом занятии.

Чтобы игроки быстрее овладели подачей, следует разучивать отдельные ее

элементы, а затем, объединив их, имитировать подачу без удара по мячу.

В заключение следует отметить, что на начальном этапе подготовке особенно

необходимо развить у юных теннисистов так называемое «чувство мяча», научить их

внимательно следить за движением мяча глазами, ловить мяч обеими руками в

различных по высоте точках, контролировать мяч при перекатывании на ракетке.

Устойчивый интерес к занятиям теннисом хорошо проявляется у юных теннисистов

в групповых тренировках, насыщенных игровыми упражнениями и эстафетами.



В раздел образования