Напоминание

Начало истории человечество


Автор: Альбина Арсамаговна Саракаева
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 28 имени Героя Советского Союза Гагиева Александра Максимовича
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Начало истории человечество
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №28

имени Героя Советского Союза Гагиева Александра Максимовича

Урок-путешествие в 4 классе

по теме «Начало истории человечества»

подготовила

учитель начальных классов

Саракаева Альбина Арсамаговна

г. Владикавказ

2023г.

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о

науках история и археология, посредством изучения данной темы.

Задачи урока:

дать начальные знания о жизни и быте первобытных людей;

развитие познавательной активности, логического мышления, речи,

умения выражать свои мысли, работать в группе.

воспитание любви к предмету.

Оборудование:

карта полушарий, тексты №1, 2, 3, мультимедийный

проектор, иллюстрации, учебник, выставка книг.

ФОПД: урок – путешествие.

МОПД: объяснительно-иллюстративный, игровой.

Структура урока:

I.

Организационный момент;

II.

Вступительная беседа (мотивация учащихся к учебной деятельности);

III.

Сообщение темы урока

IV.

Изучение нового материала;

V.

Первичное закрепление нового материала.

VI.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

I.

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку.

II Вступительная беседа

- Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Мир вокруг нас».

- Откройте книги и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге?

(историю).

- Вы встречались уже с этим словом? (да)

- Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании

говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).

Но есть и другое значение этого слова.

- Что же такое история? Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах

текст под №1 и прочитайте его (текст №1).

Текст №1

История – древнее греческое слово. В переводе оно значит

«исследование» и «рассказ о событиях».

История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные

народы, какие события происходили в их жизни.

Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени

Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История».

Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».

- Что же такое история?

- Что вы еще узнали?

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие

события происходили в их жизни.

История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в

седую древность.

Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.

III Сообщение темы урока

Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Прочитайте тему нашего урока. (Начало истории человечества).

(Приложение: слайд №1).

- Сегодня на уроке узнаем о жизни первобытного человека, чем он

занимался, какие ученые занимаются изучением древности.

Возьмите приготовленные вами дневники.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Заполните первый столбик дневника. Что вы знаете по этой теме?

Ответы учащихся.

- Заполните второй столбик.

- Обсудите в парах свои вопросы. Выберите наиболее интересные вопросы.

Вопросы записывает учитель на доске.

IV Изучение нового материала

Отправимся искать ответы на ваши вопросы.

- А как люди узнали о первобытных людях?

(производят раскопки)

- Кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки?

(археологами)

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по

остаткам

жизни

и

деятельности

людей.

Археологи

находят

кости

первобытных

людей,

вещи,

орудия

труда,

наскальные

рисунки.

(Приложение: слайд №2, №3)

На территории Удмуртии археологами следы первобытных людей не

найдены, но по соседству в Башкирии есть Каповая пещера, где остались

рисунки первобытного человека.

Ученые считают, что древнейшие люди появились свыше двух

миллионов лет назад. Следы их существования археологи находят в Африке

и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как

они выглядели.

- Откройте учебник на стр.5. Вы видите два рисунка. Кто на них изображен?

(первобытный человек и человек похожий на современного человека)

- Найдите отличительные черты первобытного человека от современного?

Выслушать ответы.

Теперь послушаем сообщения о первобытном человеке. Вы внимательно

прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?

1 ученик. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и

был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах,

как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно

наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были

свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать,

ударять, рыть землю.

2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем

у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек

говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди

выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об

опасности.

- Итак, первобытный человек сильно отличался от нас с вами. Чем

отличается человек от животного? (умением работать).

- А как первобытный человек жил? Чем занимался? Чтобы ответить на эти

вопросы сейчас вы поработаете с текстом №2 в группах и заполните таблицу,

после чтения текста №2.

Текст №2

Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями

труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но

ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.

С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными

палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений,

сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие

называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.

Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками,

камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми

занятиями человека.

Древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой

растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.

Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или

были

бы

уничтожены

хищниками.

Поэтому

они

жили

группами-

коллективами.

Коллектив

древнейших

людей

называют

человеческим

стадом.

Время

Орудия труда

Другие

изделия

Занятия

Первобытные

люди

и

их

коллективы

С

древнейших

времен

до

200 тыс. лет

назад

Заостренный

камень

Палка-

копалка

Дубина

Охота,

собирательство

Человеческое

стадо

13-7 тыс. лет

назад

Топор,

лук,

копье,

ткацкий

станок, плуг,

мотыга

Одежда

из

ткани,

глиняная

посуда,

золотые

и

серебряные

украшения

Охота,

собирательство,

рыболовство,

земледелие,

скотоводство,

ремесла

Род

Племя

Родовая

община

Выступления от групп. (Приложение: слайд №4,5).

Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди

заселили все материки, кроме Антарктиды.

- Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории?

Работа с текстом №3. Заполнение таблицы.

Текст №3

Люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек

научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить

одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения.

Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия

людей: собирательство, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство.

Стали появляться ремесла. Человеческие стада превратились в постоянные

коллективы родственников. Такой коллектив называют родом. Несколько

родов живших в одной местности, составляли племя.

Выступления от групп. (Приложение: слайд №6,7)

- Какой вывод вы можете сделать после заполненной таблицы?

(учащиеся высказывают свои мнения).

Вывод: история первобытного мира – самая длинная эпоха в истории

человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек, прежде чем

стал таким, как сейчас.

V Закрепление материала

Работа в тетради. Задание №2.

VI Рефлексия

- Наше путешествие в первобытный мир подходит к концу. Вернемся к

нашему дневнику. Заполните 3 столбик. Какое открытие вы сделали для

себя? Что узнали? (несколько выступлений учащихся)

Вернемся ко второй колонке.

- Какие вопросы у нас остались без ответов? Где можно найти ответы на эти

вопросы?

В этих книгах тоже можете найти ответы на вопросы. (выставка).

Старшие в группах оцените работу членов вашей группы.

Запишите домашнее задание: составьте рассказ о первобытном человеке по

рисунку на стр.4, рабочая тетрадь задание 3,4 стр.4 и найти ответы на

вопросы, на которые мы сегодня не нашли ответа.

Список используемой литературы

1.

Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в

2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2011.

2.

Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5

класс. – Москва: Дрофа, 2009.



В раздел образования