Автор: Альбина Арсамаговна Саракаева
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 28 имени Героя Советского Союза Гагиева Александра Максимовича
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Начало истории человечество
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
имени Героя Советского Союза Гагиева Александра Максимовича
Урок-путешествие в 4 классе
по теме «Начало истории человечества»
подготовила
учитель начальных классов
Саракаева Альбина Арсамаговна
г. Владикавказ
2023г.
Тип урока: изучение нового материала.
Класс: 4
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о
науках история и археология, посредством изучения данной темы.
Задачи урока:
дать начальные знания о жизни и быте первобытных людей;
развитие познавательной активности, логического мышления, речи,
умения выражать свои мысли, работать в группе.
воспитание любви к предмету.
Оборудование:
карта полушарий, тексты №1, 2, 3, мультимедийный
проектор, иллюстрации, учебник, выставка книг.
ФОПД: урок – путешествие.
МОПД: объяснительно-иллюстративный, игровой.
Структура урока:
I.
Организационный момент;
II.
Вступительная беседа (мотивация учащихся к учебной деятельности);
III.
Сообщение темы урока
IV.
Изучение нового материала;
V.
Первичное закрепление нового материала.
VI.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока
I.
Организационный момент
Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II Вступительная беседа
- Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Мир вокруг нас».
- Откройте книги и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге?
(историю).
- Вы встречались уже с этим словом? (да)
- Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании
говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).
Но есть и другое значение этого слова.
- Что же такое история? Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах
текст под №1 и прочитайте его (текст №1).
Текст №1
История – древнее греческое слово. В переводе оно значит
«исследование» и «рассказ о событиях».
История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные
народы, какие события происходили в их жизни.
Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени
Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История».
Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».
- Что же такое история?
- Что вы еще узнали?
История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие
события происходили в их жизни.
История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в
седую древность.
Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.
III Сообщение темы урока
Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Прочитайте тему нашего урока. (Начало истории человечества).
(Приложение: слайд №1).
- Сегодня на уроке узнаем о жизни первобытного человека, чем он
занимался, какие ученые занимаются изучением древности.
Возьмите приготовленные вами дневники.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
- Заполните первый столбик дневника. Что вы знаете по этой теме?
Ответы учащихся.
- Заполните второй столбик.
- Обсудите в парах свои вопросы. Выберите наиболее интересные вопросы.
Вопросы записывает учитель на доске.
IV Изучение нового материала
Отправимся искать ответы на ваши вопросы.
- А как люди узнали о первобытных людях?
(производят раскопки)
- Кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки?
(археологами)
Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по
остаткам
жизни
и
деятельности
людей.
Археологи
находят
кости
первобытных
людей,
вещи,
орудия
труда,
наскальные
рисунки.
(Приложение: слайд №2, №3)
На территории Удмуртии археологами следы первобытных людей не
найдены, но по соседству в Башкирии есть Каповая пещера, где остались
рисунки первобытного человека.
Ученые считают, что древнейшие люди появились свыше двух
миллионов лет назад. Следы их существования археологи находят в Африке
и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как
они выглядели.
- Откройте учебник на стр.5. Вы видите два рисунка. Кто на них изображен?
(первобытный человек и человек похожий на современного человека)
- Найдите отличительные черты первобытного человека от современного?
Выслушать ответы.
Теперь послушаем сообщения о первобытном человеке. Вы внимательно
прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?
1 ученик. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и
был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах,
как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно
наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были
свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать,
ударять, рыть землю.
2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем
у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек
говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди
выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об
опасности.
- Итак, первобытный человек сильно отличался от нас с вами. Чем
отличается человек от животного? (умением работать).
- А как первобытный человек жил? Чем занимался? Чтобы ответить на эти
вопросы сейчас вы поработаете с текстом №2 в группах и заполните таблицу,
после чтения текста №2.
Текст №2
Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями
труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но
ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.
С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными
палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений,
сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие
называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.
Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками,
камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми
занятиями человека.
Древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой
растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.
Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или
были
бы
уничтожены
хищниками.
Поэтому
они
жили
группами-
коллективами.
Коллектив
древнейших
людей
называют
человеческим
стадом.
Время
Орудия труда
Другие
изделия
Занятия
Первобытные
люди
и
их
коллективы
С
древнейших
времен
до
200 тыс. лет
назад
Заостренный
камень
Палка-
копалка
Дубина
Охота,
собирательство
Человеческое
стадо
13-7 тыс. лет
назад
Топор,
лук,
копье,
ткацкий
станок, плуг,
мотыга
Одежда
из
ткани,
глиняная
посуда,
золотые
и
серебряные
украшения
Охота,
собирательство,
рыболовство,
земледелие,
скотоводство,
ремесла
Род
Племя
Родовая
община
Выступления от групп. (Приложение: слайд №4,5).
Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди
заселили все материки, кроме Антарктиды.
- Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории?
Работа с текстом №3. Заполнение таблицы.
Текст №3
Люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек
научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить
одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения.
Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия
людей: собирательство, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство.
Стали появляться ремесла. Человеческие стада превратились в постоянные
коллективы родственников. Такой коллектив называют родом. Несколько
родов живших в одной местности, составляли племя.
Выступления от групп. (Приложение: слайд №6,7)
- Какой вывод вы можете сделать после заполненной таблицы?
(учащиеся высказывают свои мнения).
Вывод: история первобытного мира – самая длинная эпоха в истории
человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек, прежде чем
стал таким, как сейчас.
V Закрепление материала
Работа в тетради. Задание №2.
VI Рефлексия
- Наше путешествие в первобытный мир подходит к концу. Вернемся к
нашему дневнику. Заполните 3 столбик. Какое открытие вы сделали для
себя? Что узнали? (несколько выступлений учащихся)
Вернемся ко второй колонке.
- Какие вопросы у нас остались без ответов? Где можно найти ответы на эти
вопросы?
В этих книгах тоже можете найти ответы на вопросы. (выставка).
Старшие в группах оцените работу членов вашей группы.
Запишите домашнее задание: составьте рассказ о первобытном человеке по
рисунку на стр.4, рабочая тетрадь задание 3,4 стр.4 и найти ответы на
вопросы, на которые мы сегодня не нашли ответа.
Список используемой литературы
1.
Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в
2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2011.
2.
Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5
класс. – Москва: Дрофа, 2009.