Напоминание

Тренировочная работа по русскому языку в формате ОГЭ


Автор: Чайка Олеся Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1501
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Тренировочная работа по русскому языку в формате ОГЭ
Тема: Тренировочная работа по русскому языку в формате ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Тренировочная работа по русскому языку. В.1.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1) Гоголь часто называл себя путником, странником, считая своим домом

дорогу. (2) Он действительно много путешествовал, но всё-таки есть

несколько мест на земле, которые были для него не только временным

отдыхом в пути. (3) В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен,

в Риме прожил с перерывами десять лет. (4) Гоголь как-то сказал, что

ландшафт, который видит ребенок, едва научившись различать предметы,

влияет на его взгляд на мир. (5) Мир Гоголя – это не только внутренний

мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

2.

Укажите

варианты

ответов,

в

которых

верно

определена

грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей

сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Гоголь называл, считая (предложение 1)

2) есть несколько мест (предложение 2)

3) он родился, умер, похоронен (предложение 3)

4) ландшафт влияет (предложение 4)

5) которые помнят (предложение 5)

ОТВЕТ: ___________________________________________________

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные

характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 простые осложнено обособленным определением,

выраженным деепричастным оборотом.

2) Предложение 2 сложное с союзной сочинительной и

подчинительной связями.

3) Предложение 3 осложнено однородными обстоятельствами.

4) Предложение 4 сложноподчиненное с последовательным

подчинением.

5) Предложение 5 двусоставное, неполное.

ОТВЕТ: ___________________________________________________

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и

предложениями, которые могут служить примерами для приведённых

пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРАВИЛА

А) Между частями сложного

бессоюзного предложения

ставится запятая.

1) Всё человечество Каштанка

делила на две очень неравные

части: на хозяев и на заказчиков

Б) Вводные слова и

конструкции всегда

выделяются запятыми.

2) Сегодня мы одолели сильного

противника: наша команда

победила прошлогодних

чемпионов.

В) После обобщающего

слова перед рядом

однородных членов

ставится двоеточие.

3) Низкие люди всегда прячутся в

тени, благородные невольно

оказываются в центре внимания.

4) Хотел пригласить на праздник

гостей, да хибара не позволяет.

5) По результатам исследования,

шерсть животных работает как

электростатический микрофон.

А

Б

В

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте

пропусков которых должны стоять запятые.

Утром (1) когда я открыл глаза и почувствовал (2) что пароход идет

полным ходом (3) и (4) что в открытый люк тянет легкий ветерок (5) я

вскочил с койки (6) наполненный бессознательной радостью (7)

охватившей меня (8) и помчался к берегу.

ОТВЕТ:___________________________________________________

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение

написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) КАРТЕЧЬ – в существительных III склонения после шипящего пишется Ь.

2) УСЛЫШАТ – в окончании глагола II спряжения пишется А.

3) ВО-ПЕРВЫХ – числительное пишется через дефис с приставкой ВО-.

4) ОДРЯХЛЕТЬ – безударная гласная корня Я не проверяется, это слово

является словарным.

5) ЦЫГАНСКИЙ - в корне слова после Ц пишется буква Ы.

ОТВЕТ: ___________________________________________________

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все

цифры, на месте которых пишется буква И.

Нет н(1)чего пр(2)красней кустов ш(3)повника! Помн(4)те ли вы их, милый

ч(5)татель? Их уд(6)вительный аромат, бл(7)стящие на солнце листья?

Как редко мы останавл(8)ваем вн(9)мание на мире!

ОТВЕТ: __________________________________________________________

8. Раскройте скобки и запишите имя существительное «договор»

в соответствующей форме.

(Договор) с фармацевтической компанией будут заключены в ближайшее

время.

ОТВЕТ: ___________________________________________________________

9. Замените словосочетание «на дне колодца» построенное на основе

управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Напишите получившееся словосочетание.

ОТВЕТ: ___________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 10-13

(1)В автобусе было душно и очень тесно. (2)Его зажали со всех сторон, и он

уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной прием к врачу

ранним утром. (3)Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а

на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. (4)А

потом началась война. (5)Он не любил вспоминать то, что он пережил там,

зачем ворошить прошлое. (6)Но каждый год двадцать второго июня он

запирался в своей квартире, не отвечал на звонки и никуда не ходил. (7)Он

вспоминал тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не вернулся.

(8)Война была для него и личной трагедией: во время боев под Москвой и

Сталинградом погибли его отец и старший брат. (9)Сейчас это казалось

таким далёким, что будто бы и не было совсем этой проклятой войны. (10)Но

рана была слишком глубокой, чтобы забыть об этом так быстро.

(11)Был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и

простить себе. (12)Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем

классе), был теплый весенний день, он сел на последнее свободное место,

отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у

дверей. (13)Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом

вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу.

(14)«Почему я не уступил ему место?» – этот вопрос терзал его день изо дня.

(15)Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но

время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к

правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.

(16)Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до

слез обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого

возраста, к ветеранам, которые потом и кровью заслужили победу и право на

жизнь и свободу для своих потомков.

(17)Автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять

стало свободнее. (18)Вдруг к нему подошел мальчик лет десяти и сказал:

«Садитесь, дедушка, на мое место, я вижу, как Вам тяжело стоять». (19)У

старика навернулись слёзы на глаза. (20)Это были одновременно и горькие, и

сладкие слёзы. (21)Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай

семидесятилетней давности, они радовали и согревали сердце потому, что он,

глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека.

(С.Горева)*

*Светлана Горева – современная детская писательница.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Укажите номера ответов.

1) Старик ехал на очередной прием к врачу поздним вечером.

2) Был в жизни старика случай, за который ему было стыдно.

3) Каждый год в день начала Великой Отечественной войны старик

запирался в квартире и никуда не ходил.

4) Мальчик уступил старику место, потому что выходил на остановке.

5) Поступок мальчика растрогал старика до слез.

ОТВЕТ: ______________________________________________________

11. Укажите варианты ответов, в которых средством

выразительности речи является фразеологизм.

1) Но рана была слишком глубокой, чтобы забыть об этом так быстро.

2) У старика навернулись слёзы на глаза.

3) Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план …

4) Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы.

5) Он не любил вспоминать то, что он пережил там, зачем ворошить

прошлое.

ОТВЕТ: _______________________________________________________

12. В предложениях 17–21 найдите антонимы (антонимическую пару).

Выпишите эти антонимы.

ОТВЕТ:

______________________________________________________

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

современного лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Смысл текста

надо искать в его художественных средствах». Аргументируя свой ответ,

приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры,

указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы

можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не

менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по

данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой

пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы

то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл финала текста: «Это были одновременно и горькие, и сладкие

слёзы. Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай

семидесятилетней давности, они радовали и согревали сердце потому,

что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского

человека». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из

прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя

примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если

сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный

исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа

оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым

почерком.

13.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ВНИМАНИЕ К

БЛИЖНЕМУ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами

определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть

внимательным к ближнему?», взяв в качестве тезиса данное Вами

определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-

аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент

приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение

представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный

текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается

нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тренировочная работа по русскому языку. В.2.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1) Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь

и множество разнообразных интонаций. (2) Этой культурности никакими

походами не добьешься. (3) Чтобы повысить качество своего языка, нужно

повысить качество своего сердца, своего интеллекта (4) Мало добиться

того, чтобы люди грамотно говорили. (5) Важно постоянно обогащать свой

словарный запас.

2.

Укажите

варианты

ответов,

в

которых

верно

определена

грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей

сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) богатый словарь (предложение 1)

2) не добьешься (предложение 2)

3) нужно повысить (предложение 3)

4) люди говорили (предложение 4)

5) обогащать запас (предложение 5)

ОТВЕТ: ___________________________________________________

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные

характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчиненное с придаточным

определительным.

2) Предложение 2 односоставное определенно-личное.

3) Вторая часть предложения 3 осложнена однородными

обстоятельствами.

4) Предложение 4 сложноподчиненное с придаточным причины.

5) Предложение 5 односоставное безличное.

ОТВЕТ: ___________________________________________________

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и

предложениями, которые могут служить примерами для приведённых

пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство,

выраженное деепричастным

оборотом, обособляется.

1) Считается, что книга  —

наиболее сложное и великое чудо

из всех чудес.

Б) В неполном предложении

на месте пропущенного

члена предложения ставится

тире.

2) Сумеешь приручить ежонка  —

приобретёшь забавного домашнего

питомца и неутомимого сторожа в

саду и огороде

В) Между подлежащим и

сказуемым, выраженными

именами

существительными в

именительном падеже, при

нулевой связке ставится

тире.

3) По одну сторону дороги

стройными рядами тянулись

тонкие хрупкие берёзки, а по

другую  — могучие и солидные

дубы-великаны.

4) Горы, ещё не освещённые,

выделялись на посветлевшем небе.

5) Князь, оставшись один, никак

не мог заснуть на новом месте.

А

Б

В

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте

пропусков которых должны стоять запятые.

Может быть (1) все и обошлось бы благополучно (2) при нашем

расставании (3) но Ванюшка (4) отойдя несколько шагов (5) и (6)

заплетая куцыми ножками (7) повернулся на ходу ко мне лицом (8)

помахал розовой ручонкой.

ОТВЕТ:___________________________________________________

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение

написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ВЫЧИТАНИЕ – правописание чередующейся гласной в корне не

определяется правилом (является исключением).

2)  ВЯЗКИЙ (забор) – в качественном имени прилагательном, которое может

иметь краткую форму, пишется суффикс -К-.

3)  СТЕРПЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой

согласный звук, пишется буква С.

4) 

 ЗАРНИЦА – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит

от ударения. 

5)  ОБЪЯВЛЕНИЕ – буква Ъ пишется в корне слова для обозначения твёрдости

предшествующего согласного звука.

ОТВЕТ: ___________________________________________________

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все

цифры, на месте которых пишется буква О.

Утренняя з(1)ря мало-помалу разг(2)рается. Скоро луч солнца к(3)снётся

по-осеннему ог(4)лённых верхушек деревьев и поз(5)лотит зерк(6)ло озера.

А непод(7)лёку распол(8)гается озеро поменьше, где слыш(9)тся крики чаек.

ОТВЕТ: __________________________________________________________

8.

Раскройте

скобки

и

запишите

слово

«полтораста»

в

соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Речь шла о (полтораста) метрах дистанции.

ОТВЕТ: ___________________________________________________________

9. Замените словосочетание «дом для жилья» построенное на основе

управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Напишите получившееся словосочетание.

ОТВЕТ: ___________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 10-13

(1) Митя любил бывать у дедушки в саду. (2)Там было очень тихо,

тенисто и как-то по-особенному спокойно. (3) В саду росли яблони,

груши и вишни. (4)Каждый раз приезжая в сад, Митя удивлялся, как

пышно цветут деревья, какие они приносят сочные и сладкие плоды.

(5)Особенно ему нравились ягоды с одной вишни, что росла около

дома. (6)И хотя вишня была очень старая, неказистая, она цвела

каждый год. (7)Мите казалось, что вкуснее ягод, чем с этой вишни он

никогда не ел.

(8)Однажды Митя забрался в самую дальнюю часть сада, где росла

только крапива и старая вишня. (9)Дерево было покрыто коростой,

половина листьев уже облетела, хотя до осени было еще далеко.

(10)Мальчик решил попробовать ягоды с этой вишни. (11)Они

оказались кислыми и наполовину червивыми.

(12)Митя вернулся в дом и первым делом спросил у дедушки об

этой вишне. (13)«Эта вишня – ровесница той, что растет около дома.

(14)Но я мало ухаживал за ней, плохо поливал, вот она и выросла такая

корявая», — начал свой рассказ дед. (15)«Я посадил эти деревья, когда

был молодой и мы с бабушкой только-только построили этот дом», —

сказал он, показывая рукой на старый обветшавший со временем

бревенчатый дом.(16) «Посадил я одну вишню около дома, вторую – в

конце сада.

(17)Первую я часто поливал, ухаживал за ней, говорил ей добрые

слова, и делал всё это с такой любовью, что и дерево ответило мне тем

же, и теперь каждый год я собираю вкусные вишни. (18)За второй

вишней мне не хотелось ухаживать. (19)Далеко было ходить туда, и

каждый раз, когда я нёс в ведре воду для этой вишни, я ругал себя за то,

что так далеко посадил ее, и вся моя злоба и плохие слова выливались

на это дерево вместе с водой», — продолжил он. (20)«Так и человек,

Митя, зависит от того, с какими словами к нему обращаются в детстве.

(21)В следующий раз, когда захочется с кем-нибудь поругаться,

вспомни мой рассказ по старые вишни», — добавил дедушка.

(С.Горева)*

*Светлана Горева – современная детская писательница.

10. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Укажите номера ответов.

1) Митя любил дедушкин сад, так как там было тихо и спокойно.

2) Особенно нравились Мите ягоды с молодой вишни.

3) Дедушка посадил одну вишню, а бабушка – другую.

4) Дедушке тяжело было ухаживать за большим садом.

5) По мнению дедушки, важно, с какими словами к человеку

обращаются в детстве.

ОТВЕТ: ______________________________________________________

11. Укажите варианты ответов, в которых средством

выразительности речи является эпитет.

1) Они оказались кислыми и наполовину червивыми.

2) «Но я мало ухаживал за ней, плохо поливал, вот она и выросла такая

корявая», — начал свой рассказ дед.

3) За второй вишней мне не хотелось ухаживать.

4) И хотя вишня была очень старая, неказистая, она цвела каждый год.

5) Однажды Митя забрался в самую дальнюю часть сада, где росла только

крапива и старая вишня.

ОТВЕТ: _______________________________________________________

12. В предложениях 9-13 найдите фразеологизм. Выпишите этот

фразеологизм.

ОТВЕТ:

______________________________________________________

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского: «У каждой

части речи свои достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите два

примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера

нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать

работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на

лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее

70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл финала текста: «В следующий раз, когда захочется с кем-нибудь

поругаться, вспомни мой рассказ по старые вишни», — добавил

дедушка». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из

прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя

примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если

сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный

исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа

оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым

почерком.

13.3. Как Вы понимаете значение слова ЗАБОТА? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-

рассуждение на тему «Что значит проявлять заботу?», взяв в качестве

тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2

(два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один

пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего

жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая

работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно,

разборчивым почерком.

Тренировочная работа по русскому языку. В.3.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1) Нравственность – это система правил поведения личности, прежде

всего отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.

(2) Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей

пользуется этой системой правил. (3) В основу этой системы входят

ценности, которые данные человек считает важными и необходимыми.

(4) Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья,

любовь и другие. (5) В зависимости от того, какие ценности выбирает

человек для себя, и определяется, какими будут поступки человека –

нравственными или безнравственными..

2.

Укажите

варианты

ответов,

в

которых

верно

определена

грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей

сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) что хорошо (предложение 1)

2) каждый человек пользуется (предложение 2)

3) человек считает важными (предложение 3)

4) как правило (предложение 4)

5) определяется (предложение 5)

ОТВЕТ: ___________________________________________________

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные

характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 сложносочиненное.

2) Предложение 2 осложнено однородными дополнениями.

3) Предложение 3 сложноподчиненное с придаточным

определительным.

4) Предложение 4 осложнено вводным словосочетанием.

5) Предложение 5 сложноподчиненное с однородным подчинением.

ОТВЕТ: ___________________________________________________

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и

предложениями, которые могут служить примерами для приведённых

пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Причастный оборот,

отделённый другими

членами предложения

от главного слова,

обособляется.

1) Мастер своего дела, он умеет так

поставить слово в ряду других, чтобы

оно играло всеми своими красками,

чтобы звучало и неожиданно, и веско,

и ново.

Б) Между частями

сложносочинённого

предложения ставится

запятая.

2) Рядом стояла кучка детей, похожая

на распуганную стаю птиц.

В) Распространённое

обращение отделяется

от других членов

предложения запятой.

3) Учебные занятия делали дни очень

интересными, но вечера проходили

скучновато.

4) Заросшая бурьяном, лежала на боку

старая рыбацкая барка.

5) Приветствую тебя я ныне, о юность

дерзкая моя!

А

Б

В

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте

пропусков которых должны стоять запятые.

Собаки долго не могли примириться с моим присутствием (1) и (2) сонливо

щурясь (3) и (4) косясь на огонь (5) изредка рычали с чувством собственного

достоинства (6) причем сперва рычали (7) а потом слегка визжали (8) как

бы сожалея о невозможности исполнить желание.

ОТВЕТ:___________________________________________________

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение

написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕ ВЫКРАШЕНЫ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.

2)  ЗАКЛЕИВШИЙ — правописание гласной в суффиксе действительного

причастия прошедшего времени определяется спряжением глагола.

3)  ВСПЛАКНУТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой

согласный звук, пишется буква С.

4)  УКРОТИТЕЛЬ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.

5)  КАМЕННЫЙ  — в прилагательном, образованном с помощью суффикса -

ЕНН-, пишется НН.

ОТВЕТ: ___________________________________________________

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все

цифры, на месте которых пишется буква Е.

Перел(1)вается в воздух(2) прозрачная, бл(3)стящая паутина между

тонкой порослью, а если пр(4)слушаться — заш(5)лестит дубовый

лист. Н(6) звука кругом. Только кл(7)новый лист упорно правильным

дв(8)жением кача(9)тся в стороны.

ОТВЕТ: _______________________________________________________

8.

Раскройте

скобки

и

запишите

слово

«выздороветь»

в

соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Совсем скоро малыш (выздороветь).

ОТВЕТ: ___________________________________________________________

9. Замените словосочетание «полы из досок» построенное на основе

управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Напишите получившееся словосочетание.

ОТВЕТ: ___________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 10-13

(1)Сегодня вторым уроком у Миши русский язык. (2)Это его

любимый предмет в школе. (3)Поэтому он уже сидит за партой, не

дожидаясь звонка. (4)На уроке задали написать сочинение на тему:

«Кем я хочу стать, когда вырасту?» (5)Миша думал совсем немного,

буквально вчера в книжном магазине он увидел книжку про

космонавтов. (6)Теперь это была его мечта – полететь в космос.

(7)Сочинение он написал быстрее всех и получил «пятерку». (8)Домой

он

летел

как

на

крыльях.

(9)«Чего

ты

такой

веселый?»

поинтересовалась мама. (10)«Я получил “пять” за сочинение! (11)Мама,

я решил стать космонавтом!» (12)«Какой же из тебя космонавт, если ты

постоянно болеешь? (13)Нет, даже не мечтай!» — отрезала строго

мама. (14)У Миши навернулись слезы на глаза, но он ничего не

ответил, он привык доверять авторитету мамы.

(15)Тогда он подошел к папе: «Пап, а как ты думаешь, смогу я

космонавтом стать?» (16)«Миш, иди спроси у мамы, а я работаю, мне

некогда. (17)Да и вообще, чтобы космонавтом стать, надо учиться

хорошо, а у тебя с математикой плохо», — не добавил оптимизма папа.

(18)Он был всегда занят, и Миша даже не особо рассчитывал на то, что

папа поможет ему определиться с будущей профессией.

(19)От нечего делать Миша вышел во двор. (20)На лавочке сидел

дедушка. (21)Он жил в соседнем подъезде. (22)Миша часто его видел

на улице, всегда здоровался, но никогда не разговаривал с ним.

(23)Миша сел на лавочку рядом с дедушкой и стал что-то чертить

палочкой на песке.(24) «Что рисуешь?» — поинтересовался старичок.

(25)«Да так, ничего…» – грустно вздохнул мальчик. (26)«Почему

грустишь?» — не унимался дед.

(27)«Да сегодня в школе писали

сочинение, кем бы я хотел быть, когда вырасту, я написал, что хочу

полететь в космос, но мама против, а я думаю, всё равно надо бороться

за свою мечту, стараться, учиться хорошо, не быть лентяем, закаляться,

и тогда я обязательно стану космонавтом. (28)А как Вы думаете,

дедушка, кем я буду, когда стану такой же большой, как папа?» –

поинтересовался Миша у дедушки. (29)«Я думаю, что ты будешь

Человеком!» — сказал, поднимаясь, дедушка. (30)«Странно, —

подумал

Миша.

А

я

разве

не

человек?»

(С.Горева)*

*Светлана Горева – современная детская писательница.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Укажите номера ответов.

1) Любимым предметом Миши в школе была математика.

2) Мечта Миши – стать космонавтом.

3) Мама одобрила мечту Миши.

4) Миша часто разговаривал с дедушкой из соседнего подъезда

5) Дедушка поинтересовался причиной грусти мальчика.

ОТВЕТ: ______________________________________________________

11. Укажите варианты ответов, в которых средством

выразительности речи является фразеологизм.

1) Сочинение он написал быстрее всех и получил «пятерку».

2) Домой он летел как на крыльях.

3) У Миши навернулись слезы на глаза, но он ничего не ответил, он

привык доверять авторитету мамы.

4) От нечего делать Миша вышел во двор.

5) «Почему грустишь?» — не унимался дед.

ОТВЕТ:_____________________________________________________

12. В предложениях 15-19 найдите слово со значением «отношение,

отражающее веру или надежду в положительный и желаемый исход

тех или иных событий». Выпишите это слово.

ОТВЕТ:

______________________________________________________

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского: «Дело не в

слове, а в тоне, в каком это слово произносится». Аргументируя свой

ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры,

указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы

можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не

менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по

данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой

пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы

то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл финала текста: «Я думаю, что ты будешь Человеком!» — сказал,

поднимаясь, дедушка. «Странно, — подумал Миша. – А я разве не

человек?» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из

прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя

примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если

сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный

исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа

оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым

почерком.

13.3. Как Вы понимаете значение слова ЛИЧНОСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-

рассуждение на тему «Что такое личность?», взяв в качестве тезиса данное

Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-

аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент

приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение

представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный

текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается

нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



В раздел образования