Напоминание

В соответствии с ФГОС


Автор: Феоктистова Вера Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ 1 им.Н.Н.Яковлева
Населённый пункт: Олекминск Республика Саха Якутия
Наименование материала: Конспект урока
Тема: В соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




День полный событий

Тема: «Расскажи мне сказку»

Цель:

Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта

через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов

(С.Прокофьева и П.Чайковского), интонационными особенностями

колыбельной песни.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с пьесами из фортепианных

альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; познакомить учащихся с

особенностями песни на примере колыбельных песен, познакомить и

разучить 1 куплет песни «Колыбельная медведицы».

Развивающие:

учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в

музыке связь с жизнью; учить сравнивать контрастные произведения разных

композиторов, определять их жанр; вызывать эмоциональный отклик на

музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные

впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство

ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие

способности.

Воспитательные: воспитывать доброту и любовь к маме, к природе;

музыкальный вкус;

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Нянина сказка», «Мама»;

С.С.Прокофьев «Сказочка»; «Спят усталые игрушки» муз. А.Островский, сл.

З.Петровой ; «Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Яковлева; «Наши

друзья» муз. В. Алексеева, сл. М.Филатовой.

Ход урока:

Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Послушайте музыку (П. И. Чайковского Детский альбом № 5 Марш

деревянных солдатиков.)

- Назовите музыкальное произведение. (Марш)

- Кто композитор этого произведения? ( П.И. Чайковский)

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о

разных маршах).

- Какие бывают марши? (Марши бывают военные, празднично-

торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.)

- Где звучат марши? (Маршевая музыка применяется не только для

организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных,

симфонических произведениях.)

- Что объединяет все марши? (Все марши объединяет четкий шаг и четкий

ритм)

- Вы усвоили материал. А сегодня вы узнаете новое.

Введение в тему урока.

- Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

- Кто пел колыбельную?

- О чем обычно поется в колыбельных?

- Правильно, тема нашего урока: «Расскажи сказку.»

А сейчас мы отправляемся в путешествие по стране сказок.

Откройте учебник на стр.30-31 и рассмотрите иллюстрацию.

На прошлом уроке рассказчиками были известные вам композиторы Пётр

Чаковский и Сергей Прокофьев.

- Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух

выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.

Вы видите мальчика и его няню, сидящую за вязанием.

Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ.

Всё в мире хочется познать,

Всё хочется увидеть в мире:

В стране мелодий погулять

И поиграть на струнной лире.

Цветок нас ждёт…

Нам музыка всего дороже

Фантазий сказочная нить

Не заблудиться нам поможет.

Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им

рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни.

- У маленького Пети Чайковского тоже была няня. Мальчик очень любил

слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе

Прекрасной и Иване Царевиче.

- В сказках происходят разные чудесные события.

- Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина

сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные

герои в ней встретятся?

Слушание произведения.

- О чем же рассказала вам эта сказка?

- Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую

рассказала няня маленькому Сереже.

- Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка?

Слушание произведения.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева.

Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

- Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

- Мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать

после просмотра видеофрагмента. («мелодия из программы «Спокойной

ночи малыши»)

- Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите? (ответы

обучающихся)

- По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (ответы

обучающихся)

Действительно, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до

нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её

убаюкивающей интонации.

Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит

колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них

вам известны с раннего детства. Откройте учебник на стр. 34 – 35.

- Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок

колыбельную песню? (В исполнении мамы).

- Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной.

Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу

свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства

любви.

- Послушайте песню.

Слушание «Спят усталые игрушки».

- Узнали ли вы ее?

- Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это

движение?

- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер

колыбельной песни?

- Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома».

- Какие чувства выражены в ней?

- Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка…

Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней

в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

- Как звучит музыка?

- Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения?

- Какими красками нарисован образ мамы?

- Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные

звуки?

- Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и

слушателям?

Вокально-хоровая работа.

- Сегодня мы выучим новую песню, которая называется «Колыбельная

медведицы», написали её композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова

ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА.

- Послушайте ее. Слушание.

- Какое настроение создала у вас эта песня?

-разучивание ритмического рисунка песни;

- распевание;

- вокализация (по группам, рядам, хором).

Эмоциональное исполнение песни «Наши друзья»

Итог урока.

Пришло время подвести итог урока. Сегодня мы завершаем изучение раздела

«День полный событий».

- О ком мы говорили на уроке?

- Какие произведения слушали?

- Что нового узнали?

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о

добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До

новых встреч!

Домашнее задание.

- Выучить текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Ю.

Яковлева,

- Рисунок к произведениям «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка»

С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.



В раздел образования