Напоминание

формирование двигательных навыков по обучению детей ходьбе на лыжах


Автор: Суворова Алена Федоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Проект "Юные лыжники"
Тема: формирование двигательных навыков по обучению детей ходьбе на лыжах
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«Юные лыжники»

Содержание:

1

Тема ……………………………………………………………………..

1

2

Тип проекта……………………………………………………………..

1

3

Срок реализации………………………………………………………..

1

4

Участники проекта……………………………………………………...

1

5

Актуальность…………………………………………………………… 1

6

Цель……………………………………………………………………...

1

7

Задачи…………………………………………………………………… 2

8

Методы и приемы……………………………………………………… 2

9

Принципы……………………………………………………………….

2

10

Ожидаемый результат………………………………………………….

3

11

Этапы реализации проекта……………………………………………..

3

Приложение

12

План мероприятий……………………………………………………… 4

13

Перспективный план по лыжной подготовке………………………… 5

14

Организованная образовательная деятельность……………………… 6

15

Игры……………………………………………………………………...

10

16

Консультации для родителей…………………………………………..

12

Тема

«Юные лыжники»

Тип проекта: практико - ориентированный.

Вид проекта: обучающий, сезонно – досуговый.

Срок реализации: средне – срочный (ноябрь – март).

Участники

проекта:

дети

средней

группы,

воспитатели

группы,

инструктор по физкультуре, родители.

Актуальность

Самый популярный и массовый зимний вид спорта в России – это,

конечно, бег на лыжах. Лыжи есть практически в каждой семье. В условиях

нашей долгой зимы лыжи – один из самых простых и увлекательных

способов сохранять здоровье, бодрость, развивать силу и выносливость.

Данный проект позволит сделать первые шаги на лыжах, получить

двигательные навыки и умения ходьбы на лыжах.

педагогический проект

«Юные лыжники» направлен на расширение представления детей о зимних

видах спорта, а именно – лыжные гонки. В условиях нашего региона и

долгой зимы лыжные гонки – самый популярный и массовый зимний вид

спорта. Лыжи есть практически в каждой семье. Ходьба на лыжах – один из

самых простых и увлекательных способов сохранить здоровье, бодрость,

развивать силу, выносливость и координацию движения. Все, что нужно

лыжнику-любителю – лыжи, и теплый, не стесняющий движения костюм.

Обогащение двигательного опыта детей посредством ознакомления с

ходьбой на лыжах дает толчок к последующему выбору спортивной секции..

Поэтому для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно

своевременно овладеть разнообразной двигательной деятельностью.

Цель проекта: формирование двигательных навыков по обучению детей

ходьбе на лыжах с учетом их физиологических особенностей.

Задачи:

Для детей:

усвоить знания о лыжных видах спорта, истории создания лыж;

освоить навыки лыжной подготовки: Ходьба без палок ступающим

шагом. Поворот на месте переступанием. То же с палками (учить,

поочередно отталкиваться палками). На склоне (пологие) учить

подниматься ступающим шагом, лесенкой, елочкой.

укрепить основные группы мышц ног, плечевого пояса, и спины, и

дыхательную систему;

повысить

показатели

основных

физических

качеств

(силы,

выносливости, быстроты и др.);

сформировать потребность в здоровом образе жизни и регулярных

занятиях физкультурой и спортом.

Для родителей:

приобрести знания по начальной лыжной подготовке детей среднего

возраста;

создавать условия для закрепления у детей умений и навыков по

начальной лыжной подготовке, приобретенных в детском саду;

Для педагогов:

изучить современные технологии по начальной лыжной подготовке

воспитанников дошкольного возраста;

разработать

перспективное

планирование

по

начальной

лыжной

подготовке и знакомству с лыжными видами спорта;

способствовать

активному

вовлечению

родителей

в

совместную

деятельность с ребенком по приобщению к здоровому образу жизни и

занятиям лыжными видами спорта.

Методы и приемы:

наглядные: показ физических упражнений; слуховые, зрительные

ориентиры (флажки, палки, бубен);

словесные: описание движений, объяснение, рассказ, беседы, указание,

команды;

практические:

повторение

движений,

применение

элементов

соревнования.

Принципы:

интеграции – данный проект является частью плана – программы

спортивного кружка «Аэробика на степах» по развитию физических

способностей детей;

систематичности - работа проводится еженедельно на прогулках в

течении сезонного времени (с ноября по март месяц);

сезонности – учитываются местные условия, время года;

преемственности – взаимодействие с детьми в условиях МБДОУ и

семьи;

доступности – материал, представленный детям, соответствует их

возрастным особенностям.

Ожидаемый результат:

В деятельности детей:

приобретение умений и навыков начальной лыжной подготовки для

дальнейшего их совершенствования в подготовительной группе и на

уроках физкультуры в школе;

повышение уровня физической подготовленности воспитанников;

оздоровление и закаливание детского организма;

формирование устойчивого интереса к лыжным видам спорта.

В деятельности родителей:

повышение

интереса

родителей

к

укреплению

здоровья

и

совершенствованию физического развития детей посредством ходьбы

на лыжах;

создание условий для занятий ходьбой на лыжах в детском саду

(обеспечение

соответствующей

формой

одежды)

и

в

условиях

семейных прогулок;

формирование традиций семейных лыжных прогулок;

В деятельности педагога:

В процессе реализации проекта будут созданы:

рекомендации для родителей по обучению воспитанников 4-7 лет

ходьбе на лыжах;

совместно с воспитателями газета «Лыжи – наши друзья»;

совместно с родителями фотовыставка «Семейные лыжные прогулки»;

наглядный материал на тему «Лыжный спорт»;

картотека зимних игр на прогулке.

Перспектива развития:

Совместный семейный досуг «День выходного дня на лыжах».

Этапы реализации проекта:

1 этап -

2 этап – основной,

3 этап –

подготовительный

реализация проекта

заключительный

1. Определение темы

проекта;

2. Изучение

литературы и

интеренет-ресурсов по

теме;

3. Написание плана

работы;

4. Оснащение

пед.процесса

(приобретение лыж,

оформление альбомов,

презентаций,

видеороликов)

5.ООД по лыжной

подготовке в зале.

1. ОД по лыжной

подготовке на воздухе

2. Свободное катание

на лыжах;

3. Просмотр

презентаций,

видеороликов,

альбомов;

4. Чтение

художественных

произведений;

5.Продуктивная

деятельность;

1. ОД по лыжной

подготовке на воздухе

2.Продуктивная

деятельность

3.Чтение

художественной

литературы.

4.Поход в лес.

Работа с родителями (консультации, беседы)

План мероприятий

Месяц

Категория

участников

Мероприятия

Ноябрь

Работа с

детьми

1. Просмотр альбома «Лыжные виды

спорта».

2. Презентация: «Откуда пришли лыжи» (из

истории).

3. Чтение художественных произведений.

4. Беседа: «На лыжи вставай – здоровье

укрепляй»

5. Выполнение упражнений для координации

движений, равновесия.

6. Обучение детей одеванию и шнуровке

ботинок, креплению их к лыжам.

Работа с

родителями

1. Консультация: «Влияние занятий на

организм дошкольника».

2. Сбор информации «Олимпийские

чемпионы в лыжных видах спорта».

Работа с

1.Подготовка инвентаря к началу обучения

инструктором

по физической

культуре

ходьбы на лыжах.

2. Помощь в расчистке участка и подготовке

лыжни для занятий по лыжной подготовке.

Декабрь –

январь

-

февраль

Работа с

детьми

1. Ходьба на лыжах по участку на

территории детского сада.

2. Просмотр альбомов «Зимние виды

спорта», «Олимпийские чемпионы».

3. Видео-просмотр «Лыжные гонки»,

«Прыжки с трамплина».

4. Рисование: «Лыжники».

Работа с

родителями

1. Консультация: «Лыжная подготовка в

ДОУ».

2. Консультация: «Оздоровительное и

воспитательное значение лыжных занятий».

3. Консультация: «Обучающие игры и

основные приёмы ходьбы на лыжах».

4. Экскурсия с детьми на лыжную базу

«Олимпиец».

Работа с

инструктором

по физической

культуре

1. Помощь в расчистке участка и подготовке

лыжни для занятий по лыжной подготовке.

Март

Работа с

детьми

1. Ходьба на лыжах по участку на

территории детского сада.

2. Рисование: «Мы катаемся на лыжах».

3. Лепка: «Лыжники».

4. Поход в лес.

Работа с

родителями

1. Консультация «Отправляемся в поход».

2. Познакомить родителей с проведенной

совместной работой.

Работа с

инструктором

по физической

культуре

1. Помощь в расчистке участка и подготовке

лыжни для занятий по лыжной подготовке.

2. Подготовка к походу в лес.

Перспективный план по лыжной подготовке

Содержание материала

Ноябрь

Декабрь -

февраль

Март

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1.Чистка лыж и раскладывание их

(в зале или на снегу )

2. Упражнения на месте. Пройти

10-15м на лыжах

3. «Пружинка» - ходьба ступающим

шагом 10-15м

4. Ходьба без палок ступающим

шагом.

5.Повороты переступанием

6. Свободная ходьба на лыжах

(8мин)

7. Прохождение под двумя

воротцами из лыжных палок

8. Спуск с пологого склона

9. Переставление лыж «лесенкой»

10. Подъем на склон «лесенкой»

11. Спуск со склона без палок в

высокой стойке

Приложение

Организованная образовательная деятельность

***

Программное содержание. Ходьба без палок ступающим шагом.

Ход. Дети строятся в шеренгу в вестибюле детского сада. Проверяется

соответствие лыж росту детей, наличие рукавиц, состояние креплений. После

этого дети правильно берут лыжи и несут к месту занятия. Кладут лыжи на

снегу одну справа, а другую слева от себя, затем закрепляют лыжи на ногах.

Упражнения на лыжах: «пружинка», поочередное поднимание правой и

левой ноги с лыжей.

Педагог показывает правильную позу лыжника, дети проверяют ее друг у

друга. После этого показывает скольжение, и все идут по учебной лыжне 50

м за педагогом. Необходимо напомнить, что ходьба должна быть широким

шагом с энергичным размахиванием руками.

Игра «У кого будет меньше шагов?» - дети идут по прямой лыжне (10 м),

стараясь преодолеть ее за возможно меньшее число длинных накатистых

шагов.

Свободное скольжение по учебной лыжне - 10 минут.

Занятие заканчивается спокойной ходьбой без лыж.

***

Программное содержание. Закрепление навыка ходьбы на лыжах

ступающим шагом.

Ход. Дети организованно приходят к месту занятия.

Упражнения на лыжах: боковые шаги на лыжах вправо и влево,

переступанием лыжами «веер». Ходьба по лыжне, держа руки за спиной;

ходьба между восемью флажками, стараясь не сбить их.

Ходьба по учебной лыжне - 50 м.

Вернуться к месту сбора. Очистить лыжи от снега, скрепить, поставить в

стойку.

***

Программное содержание. Закреплять навык ступающего шага.

Ход. Положить лыжи на снег. Проверить, все ли дети сделали это

правильно. Пробежка (10 м), спокойно вернуться к своим лыжам.

Упражнения на лыжах: «пружинка», небольшие прыжки, ходьба по

учебной лыжне - 80 м ступающим шагом.

После этого проводится спуск со склона. Дети спускаются по заранее

проложенной лыжне прямо по одному, соблюдая определенные интервалы.

Инструктор по физкультуре обращает внимание детей на правильное

положение туловища и ног на момент отталкивания.

Поднимаются дети на склон «лесенкой» по одному в порядке очередности.

Инструктор по физкультуре следит за правильным положением лыж.

Занятие заканчивается спокойной ходьбой на лыжах по прямой (30 м).

Дети помогают друг другу чистить костюмы и возвращаются в детский сад.

***

Программное содержание. Закреплять навыки скольжения, спусков со

склонов и подъемов на них.

Ход. Разложить лыжи на снегу. Пробежка со склона (10 м), спокойно

вернуться к лыжам. Закрепление лыж.

Упражнения на лыжах: «пружинка», приставные шаги вправо и влево,

стараясь ставить лыжи параллельно.

Дети выходят на учебную лыжню и обходят ее. Педагог следит за

правильностью движений, помогает исправить ошибки.

Детям предлагается обойти 8 лыжных палок, стоящих на расстоянии 2,5 м

друг от друга, стараясь не задеть их, соразмеряя длину лыж до препятствия.

Спуск со склона в основной стойке по одному по заранее проложенной

лыжне. После этого инструктор по физкультуре предлагает детям спуститься,

пружиня ноги; побеждает тот, кто большее число раз спружинит ноги.

Медленная ходьба по лыжне (30 м), воспитатель следит за правильной

техникой скольжения.

Занятие заканчивается спокойной ходьбой по дорожке без лыж.

***

Программное содержание. Закреплять навык ступающего шага, учить

поворотам переступанием, упражнять детей в спуске.

Ход занятия. Дети приходят к месту занятия.

Упражнение на лыжах: «пружинка», подпрыгивание на лыжах. Выход на

учебную лыжню. Ходьба по лыжне (40 м), заложив руки за спину, с сильным

взмахом рук.

Спуск с невысокого склона в основной стойке - 2 раза, спуск в воротики,

образованные лыжными палками, - 2 раза, свободный спуск - 3 раза.

Педагог проводит с детьми игру на отработку поворотов переступанием:

«Кто быстрее повернется?». Дети стоят в шеренге по кругу на расстоянии 3-5

шагов друг от друга. По сигналу воспитателя «Поворот!» дети выполняют

движение переступанием на 180°, а позднее и на 360°, сначала в одну, а затем

в другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее закончит поворот.

Ходьба по лыжне (30 м} спокойным шагом. Дети снимают лыжи, чистят

их и возвращаются в детский сад.

***

Программное содержание. Закреплять навыки ходьбы на лыжах, спусков

и подъемов, поворотов.

Ход. Взять лыжи, перенести их к месту занятий, разложить на снегу. После

этого инструктор по физкультуре проводит с детьми упражнение на

внимание и ориентировку в пространстве: сделать пять шагов вперед с

закрытыми глазами, повернуться и прийти на прежнее место.

Упражнения на лыжах: стоя на лыжах, поочередно поднимать правую и

левую лыжи так, чтобы пятка была на одном уровне с носком лыжи.

Ходьба по лыжне змейкой, обходя 8 палок, стоящих на расстоянии 2 м

друг от друга. Палки надо огибать то справа, то слева, поочередно.

Все дети выполняют свободный спуск со склона.

Ходьба скользящим шагом. Инструктор по физкультуре следит за

техникой скользящего шага.

Игра на лыжах «Кто быстрее?» на быстроту скольжения, закрепление

навыка поворотов (вокруг флажка). Дети делятся на 3-4 звена. Впереди на

расстоянии 10 м ставится флажок. Стоящий первым в колонне (с флажком в

руках) бежит к флажку, берет его, ставит на его место другой по цвету и,

возвращаясь в свою колонну, передает этот флажок впереди стоящему, а сам

встает в конец колонны. Побеждает то звено, которое первым закончит

движение.

Занятие заканчивается спокойной ходьбой без лыж.

***

Программное содержание. Закреплять навык скольжения на лыжах,

продолжать обучение спуску и подъему на склон.

Ход. Разложить лыжи на снегу, справа и слева от себя, на ровном

расстоянии. Инструктор по физкультуре проводит с детьми упражнение для

развития пространственных ориентировок. Пробежка без лыж (15 м).

Упражнения на лыжах: ходьба на лыжах на месте, «пружинка», прыжки,

боковые шаги, ускоряя темп.

Ходьба по учебной лыжне 100 м скользящим шагом. Обращать внимание

на правильную посадку лыжника. Во время спусков со склона инструктор

напоминает детям, как спускаться в основной стойке (показывает).

Дети повторяют 2—3 раза. Затем проводится свободный спуск.

Занятие заканчивается свободным скольжением детей на лыжах.

***

Программное содержание. Закреплять навык скользящего шага, спусков

в высокой стойке и подъемов.

Ход. Разложить лыжи на снегу. Пробежка без лыж (15 м).

Упражнения на лыжах: поочередное поднимание правой и левой ноги с

лыжей, боковые шаги на лыжах (5 шагов влево и 5 шагов вправо), поворот

переступанием «веер» вокруг носков и пяток лыж.

Дети идут по учебной лыжне. Инструктор по физкультуре анализирует и

оценивает технику передвижения каждого ребенка, отмечает ритмичность

хода, длину скользящего шага. Переход к пологому спуску. Спуск в высокой

стойке 4 раза.

Дети выполняют движение вначале на месте, затем при спуске с очень

пологого склона 3-4 раза. Занятие заканчивается спокойной ходьбой без лыж.

Игры

Игры на снежной целине

«Пройди и не задень»

Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование

функции равновесия.

Описание. Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2-2,5 м

друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.

Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно

делать повороты.

«Трамвай»

Задача. Закреплять пространственные ориентировки, упражнять в ходьбе на

лыжах.

Описание. Воспитатель делит играющих детей на четыре равные подгруппы,

каждая группа детей из 5-7 человек держится за цветной шнур (это трамвай).

Дети идут по снежной целине в любых направлениях, встречаясь, расходятся

только вправо.

Правила. Обходить идущий навстречу трамвай только справа, идти

ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темпом товарищей.

«Ходьба парами, тройками»

Задача. Совершенствовать функцию равновесия, упражнять в согласованном

ритме движения.

Описание. Дети, держась за руки (вдвоем, втроем), продвигаются по

снежной равнине вперед.

Правила. Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.

Методические указания. Вначале дети должны научиться ходить парами,

затем тройками. Чтобы дети освоили чувство согласованного ритма

движений, рекомендуется идти под счет воспитателя или ритмичные удары в

бубен.

«Попади в цель»

Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.

Описание. У каждого ребенка в руках комочек снега. Проходя мимо щита

для метаний или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу

попасть в щит левой, а затем правой рукой.

Правила. Выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий из трех

или пяти бросков правой и левой рукой.

Методические указания. Расстояние от ребенка до щита должно быть не

менее 5 м.

«Поменяй флажки»

Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.

Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен

пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить

другой по цвету.

Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные

флажки.

Методические указания. Предлагая детям быстрое скольжение, воспитатель

следит за качеством движения.

«Будь внимателен»

Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание.

Эта игра проводится с детьми средней группы.

Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. На сигнал воспитателя

(поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. Например, когда

воспитатель поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом,

желтый - скользящим шагом, красный флажок - все останавливаются.

Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2-3 м друг от друга.

Воспитатель находится в центре круга.

Методические указания. Для детей средней группы дается 2-3 сочетания

движений, для детей старшей группы 3-4, а детям подготовительной к школе

группы можно предложить 4-5 вариантов движений.

«Идите за мной»

Задача. Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром

темпе.

Описание. Дети ходят по лыжне по кругу скользящим шагом. Воспитатель

находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих,

дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за

воспитателем.

«Через препятствие»

Задача.

Закреплять

навык

передвижения

на

лыжах,

преодолевать

препятствия.

Описание. На прямой лыжне (50 м) располагаются препятствия (3-4): ворота

из лыжных палок, бревно и т. д. По сигналу воспитателя ребенок идет от

черты до флажка. Пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и

ставит на место.

Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда

впереди идущий пройдет первое препятствие.

Методические указания. В игру можно ввести элемент соревнования (кто

лучше пройдет через препятствие?), но в этом случае длина лыжни должна

быть не более 25-30 м, а количество препятствий - не более двух.

«Сороконожки»

Задача. Закреплять навык скольжения в колонне.

Описание. Группа детей делится н» две команды и выстраивается в

колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия

старта, а на расстоянии 30-50 м - линия финиша. Каждой команде дается по

одному шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие

слева - правой. По сигналу воспитателя колонны («сороконожки») бегут

вперед к линии финиша, не выпуская шнур.

Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий

колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра

считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша

(«когда сороконожка закончит путь»).

Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо владеющими

навыками ходьбы на лыжах.

Консультации для родителей

«Влияние занятий на организм дошкольника»

* Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных

групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное

чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию

мышечной силы, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее

функционирует организм.

* Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование

свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование

осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны,

так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти

все мышечные группы и особенно мышцы спины.

* Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие

основных движений (бег, прыжки, метания). Таким образом, обучение детей

ходьбе на лыжах способствует формированию двигательных навыков в

других видах движений.

* Физическая нагрузка при занятиях на лыжах легко дозируется в самых

широких границах как по характеру воздействия, так по объему и

интенсивности. Все это позволяет рекомендовать лыжный спорт для детей

дошкольного возраста, их состояния здоровья и уровня физической

подготовленности.

* Ходьба и бег на лыжах принадлежат к числу естественных физических

упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Этим и

объясняется

легкость

освоения

данных

упражнений

и

их

большое

оздоровительное воздействие.

* Влияние занятий лыжами на организм исключительно разностороннее.

Одно пребывание на чистом морозном воздухе уже само по себе дает

неистощимый запас свежести и бодрости.

*Физические движения на воздухе как нельзя лучше способствуют

повышению обмена веществ в организме и благотворно влияют на нервную

систему.

*Закалка организма – лучшее лекарство против гриппа, ангины и прочих

болезней. И с этой точки зрения лыжи – добрые спутники здоровья.



В раздел образования