Напоминание

Умственное воспитание, развитие и воспитание речи.


Автор: Волкова Венера Някиповна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 7"
Населённый пункт: г. Дальнереченск
Наименование материала: Статья
Тема: Умственное воспитание, развитие и воспитание речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Умственное воспитание, развитие и воспитание речи.

Умственное воспитание дошкольника самым тесным образом связано с

воспитанием и ростом всей его личности. В дошкольном возрасте

закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно

влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является

оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что

возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень

высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные

свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и

отношения.

Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми,

игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.

Важнейшую роль при этом играет осуществляемый на занятиях в детском

саду процесс умственного воспитания. Умственное воспитание ребёнка

выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной

деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.

Таким образом, все пути и средства умственного развития ведут к

укреплению здоровья ребенка, к развитию у него самостоятельности, к

укреплению его воли, к сознанию им нравственных обязанностей, к

воспитанию художественного вкуса и художественного творчества. Так же

они являются путями и средствами развития его ума. Воспитание должно

быть направлено к тому, чтобы ребёнок испытывал потребность в выражении

мысли и убеждался в его плодотворности. Самостоятельность действий

вызывает у ребенка потребность в самостоятельном мышлении и напряжении

ума. Чем старше становится ребёнок, тем воспитание самостоятельного

мышления, которое является основным условием умственного развития

человека, становится важнейшей задачей умственного воспитания ребенка. В

дошкольном возрасте большое значение для воспитания самостоятельного

мышления имеет серьёзное и правильное отношение взрослых к вопросам

детей. Но самое главное значение для умственного развития ребёнка, наряду

с самостоятельным трудом, имеют свободные игры детей. Замысел игры, его

оформление, выполнение развивают мышление ребёнка и укрепляют его ум.

Правильное отношение к играм детей, к художественному воспитанию и

обстановке семьи – важнейшие пути культуры воображения и воспитания

ума ребёнка.

Забота о воспитании воображении ребёнка должна проявляться не

только в правильном отношении к его интересам, рисункам, но и к

отдельным мимолётным переживаниям, отражающимся в его высказываниях.

И родители, и воспитатели должны понять огромную ценность для

развития ребёнка непосредственных восприятий, наивных образов, в которых

он свои переживания переносит на другие предметы и явления жизни. Часто

взрослые внушают и навязывают ребёнку готовые объяснения, правильно

отражающие

действительность,

но

недоступные

для

его

понимания,

мешающие самостоятельному мышлению, отнимающие у ребёнка теплоту

его отношения к окружающей действительности.

Но вовсе не значит, что родители во время прогулок, экскурсий,

пребываний в поле, в лесу, на берегу реки или во время бесед с детьми не

должны сообщать им никаких сведений об окружающей их действительности

или о жизни растений, повадках животных, перелётных птиц, строительство

гнёзд и т.п. Наоборот, такие беседы вполне уместны, но они должны отвечать

запросам детей и их развитию, должны вестись в увлекательной, понятной

форме. Надо соблюдать меры и всячески избегать нагромождения факторов.

Не к многознайству необходимо вести ребёнка, необходимо стремиться к

возбуждению в нём любопытности, стремления наблюдать и отмечать

интересные черты и эпизоды в многообразной жизни. Для умственного роста

огромное значение имеет развитие внимания и наблюдательности ребёнка.

Они достигаются не только тем, что его внимание и наблюдение постоянно

привлекаются и направляются извне на то, что взрослый считает интересным

и нужным, но и тем, что даётся непосредственным впечатлением самого

ребёнка. Кстати, в развитии словарного запаса ребёнка большое место

занимают занятия по ознакомлению с окружающим с природой, различные

наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и

уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребёнок,

усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и

взаимосвязей.

Планомерное

и

систематическое

обогащение

знаний

детей

осуществляется воспитателем на специальных занятиях по ознакомлению с

окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в

повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в

единое целостное представление об окружающей действительности.

На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко

и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым

аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и

в произношении.

В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатель

используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью,

чистоговорки, загадки, пословицы, потешки, стихи, считалки. При умелом и

правильном

подборе

они

способствуют

не

только

формированию

правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию

артикуляционного и голосового аппаратов, развивают фонематический и

речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют

кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей

действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия по

воспитанию звуковой культуре речи желательно проводить на таком речевом

материале и строить таким образом, чтобы они, помимо решения своей

основной задачи, способствовали в различной степени и умственному

воспитанию дошкольников.

В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению

с окружающим с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в

ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.

Познавая

окружающий

мир,

ребёнок,

усваивает

точные

названия

(обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.

Огромное влияние на умственное развитие ребёнка имеет развитие его

речи. Речь и мысли неразрывно связаны друг с другом. Речь является не

только средством мышления, но она сама, снабжая ребёнка готовыми

названиями,

понятиями,

образами,

обостряет

ум,

облегчает

быстрое

продвижение, делает его способным глубже проникать в смысл окружающих

явлений, в их связи и взаимоотношениях. Речь, которую ребёнок слышит в

семье и в особенности речь, с которой взрослые к нему лично обращаются,

должна быть ясной, внятной, грамотной по форме и выразительной, точной,

понятной по содержанию.

Если у трёхлетнего ребёнка речь служит главным образом средством

для выражения чувства и желаний, то у пяти-шестилетнего ребёнка она

является уже средством общения, обмена впечатлениями, мыслями. Для того

чтобы ребёнок научился ей хорошо владеть, надо так строить его жизнь,

чтобы в нём чаще возникали потребности в речи. А эта потребность будет

тем чаще и сильнее возникать у ребёнка, чем более ярким, разнообразным и

интересным содержанием будет наполнено его жизнь, чем чаще она будет

вызывать в нём чувства удивления, любви, восхищения, ненависти, восторга

и чем в окружающей среде он больше будет видеться со стороны взрослых

интерес к его переживаниям, к его удачам, полное понимание его нужд.

В ранние годы надо обращать внимание на правильное произношение

ребенком отдельных звуков и слов. Часто вовремя не исправленные

нарушения в этой области остаются на всю жизнь. Поэтому важно заботиться

о правильном, красивом, внятном произношении, т.к. от правильности и

выразительности произношения зависит убедительность речи, сила её

воздействия.

До четырех лет различные неправильности произношения (картавость,

шепелявость, неясность) не должны особенно смущать родителей. С пяти лет

недостатки речи уже являются отклонениями от здорового развития и

требуют к себе внимательного отношения.

Прежде всего необходимо предостеречь родителей, у которых дети

страдают косноязычием и заикание, чтобы они не привлекали и не

сосредотачивали

внимание

ни

самого

ребёнка,

ни

окружающих

на

недостатках его речи. Такие советы ребёнку, как «сделай усилие», «послушай

хорошенько, как и говорю, и повтори как следует», а тем более крики,

требования, угрозы, ничего кроме вреда, не могут принести. Надо лишь

вслед за ребёнком спокойно, внятно, иногда повторно произносить тот звук,

который не даётся ребёнку, и притом так, чтобы ребёнок не только слышал

его но и видел, как он произносится. Сохранение внешне спокойного

отношения к недостаткам речи ребенка является необходимым условием

успешного преодоления их. Всякое выражение нетерпения, ограничения,

раздражения

может

лишь

обострить

и

укрепить

недостаток.

При

поступлении ребёнка в школу родители должны предупредить учителя об

имеющихся у него недостатках речи, для того чтобы уже с первых дней

пребывания в школе могли быть приняты меры к ограждению его от

насмешек товарищей и установлено было правильное отношение к нему со

стороны учителей во время опросов.

Для того чтобы речь могла выполнять свое великое назначение –

служить превосходным средством для выражения мыслей, чувств и для

обращения,

она

должна

быть

выразительной.

Человеческое

слово

приобретает свою силу, свою убедительность, раскрывает всю полноту

своего содержания благодаря меняющейся, гибкой интонацией голоса.

Самый простой звук «о», смотря по интонации голоса, может выражать то

удивление, то радость, то сочувствие, то восторг и т. п.

К пяти годам работа многочисленных мышц гортани, языка, полости

рта,

при

помощи

которых

произносится

звуки

и

слова,

достигает

значительной тонкости и совершенства. Пятилетний ребёнок способен уже к

выразительной интонации, к гибкому, многообразному изменению оттенков

голоса. Надо развивать и совершенствовать эту способность. Объясняют ли

родители что либо ребёнку, или хвалят, осуждать его, рассказывать ему, или

читает – их речь должна быть не монотонная, однообразная, а живая,

согретая чувством теплоты, любви, а то и недовольства, возмущения; она

должна

быть

проникнута

твёрдостью

убеждения,

настойчивостью

требования и т. п. Выразительное чтение художественного рассказа, стихов,

передающие красоту отдельных слов и образа, пропетая с чувством песня,

слушание ребёнком в музыки – всё это должно служить прекрасным

средством для развития гибкости детского голоса.

Наряду с заботой о правильной, красивой внешней форме речи ребёнка

родители и воспитатели должны проявлять внимание к содержанию её, к

умелому использованию слов и выражений, к приданию ей связности,

последовательности, ясности, постепенному расширении и обогащению

запаса слов ребёнка. Для достижения этих целей частые дружеские беседы

взрослого с ребёнком являются лучшим, незаменимым средством. Но нужно

стремиться к тому, чтобы в это беседе ребёнок получал от взрослого образцы

полноценной речи.

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Воспитателю

и

родителям

необходимо

научить

каждого

ребёнка

содержательно,

грамматически

правильно,

связно

и

последовательно

излагать

свои

мысли.

Речь

дошкольника

должна

быть

живой,

эмоциональной,

выразительной.

Требование

к

связному

высказыванию

детей

дошкольного

возраста

предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами

звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе

овладения родным языком освоения его звуковой стороны, определённого

словарного запаса, грамматического строя речи. В старшем дошкольном

возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении

родным языком, предусматривает обучение членению предложений на слова

и составлению предложения из слов, т.е. приобретение умений проводить

анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша

речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа

важна не только в плане подготовки к обучению грамоте. При правильной

организации и методике проведения занятий, работа над лексическим

составом предложения способствует обще речевому и умственному развитию

детей. Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к

усвоению грамоты, но и оказывает влияние и на умственное развитие

дошкольников,

развитие

умственной

активности

на

формирование

осознанного отношения к своей речи. Вместе с этим ребёнок учится

сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для

более точного выражения мысли. Воспитание умственной активности при

ознакомлении

старших

дошкольников

с

речью

как

языковой

действительностью, формирование умений осознавать речь становится

существенным условием воспитания культуры речи.

При выборе литературного материала для чтения и рассказывания

детям

пяти-семи

лет

надо

отказаться

от

слишком

низкой

оценки

возможностей ребёнка понимания и усвоения содержания читаемого. При

правильном выборе и выразительной передаче дети проявляют часто такую

силу воображения, такое богатство и глубину чувств, каких взрослые обычно

не ожидают. Дети хотят и любят слушать рассказы, в которых героями

выступают люди, в которых рисуются картинки, лица и события большой

воли, силы и красоты. Пусть ребёнок многое поймёт по-своему, наивно, но

он почувствует что-то новое, яркое, сильное, это крайне важно.

Очень ценным средством для воспитания речи и для развития

наблюдательности и умения связно передавать свои впечатления может

служить рассматривание картинок. Показывая ребенку картинку, надо

сначала вместе внимательно рассматривать её, с интересом выслушать

вызывающие у ребёнка отрывочные восклицания, впечатления, объяснения,

отвечать

на

задаваемые

им

вопросы.

Когда

картинка

уже

хорошо

запечатлелась и, по-видимому, усвоена ребёнком, можно продолжить ему

придумать какой-нибудь рассказ к ней. Если ребёнку просьба не совсем

понятна или если он не знает, как её выполнить, можно ему помочь на каком-

нибудь примере: «Мальчик (или девочка) такого же возраста, как ты,

придумал к этой картинке такой рассказ». Обычно дети охотно придумывают

рассказы. Родители должны их не только внимательно прослушать, но и с

наибольшей точностью записать. Вчитываясь потом в них, они найдут много

интересного, и рисующего и уровень умственного развития ребёнка, и силы

его воображения, и богатство его слова, и умения пользоваться им. Иногда в

этих придуманных самим ребенком (особенно маленький пятилетний

дошкольник)

рассказах

открываются

подробности,

эпизоды

его

воспоминаний, личных переживаний, волнений, тревог.

Чем старше ребёнок, чем богаче его опыт, чем выше уровень его

умственного развития и совершеннее его речь, тем его рассказ, отличается

большей связностью и точностью. В то время как маленькие дети трёх-

четырёх лет ограничиваются в своих рассказах часто одним перечислением

предметов, связывая их при помощи таких частиц как: и, вот, ещё. Например:

«Это солнце, ещё дерево, еще вот трава» и т.п. Более старшие дети, пяти лет,

употребляет глаголы, выражающие действие, стараются связывать отдельные

частности в одну картинку, в шесть-семь лет ребёнок часто даёт уже

толковый рассказ, в котором наряду с существительными, глаголами

встречаются прилагательные, наречие, определяющие качество предметов,

время, место. Вместе с короткими предложениями попадается более

распространённые и сложные, главные и подчинённые.

Из различных форм речи, которыми пользуется ребёнок (восклицания,

повествования и др.), одна заслуживает особого внимания. Это – детские

вопросы. Очень рано просыпается в ребёнке одно из высших человеческих

свойств – любознательность, стремление к познанию окружающего мира.

Возраст от трёх до шести лет – период расцвета детских вопросов.

Ребёнок в этом возрасте иногда буквально засыпает взрослых своими

вопросами. Содержание вопросов меняется вместе с возрастом, расширением

кругозора. Вначале, до трёх лет, вопросы ребёнка скудны и носят

исключительно сознательный характер. На четвёртом году ребёнок старается

ближе познакомиться и узнать одно и то же: как это называется. Ведь и

взрослый свое первое знакомство с новым лицом или предметом начинается

с узнавания имени. Но есть разница в значении, которое имеет название или

имя для взрослого и для ребёнка. Для взрослого имя лица или название

предмета

является

лишь

условным

отличительным

знаком,

который

нисколько не характеризуют свойства лица или предмета. Отношение

ребенка совсем другое. Для него название предмета – что-то глубоко

связанное с предметом, заключившее в себе существенные свойства

предмета.

На вопрос: «Почему солнце такое жаркое?», ребенок может

ответить: «Потому что оно солнце!». В самом слове «солнце» ребенок

подразумевает что-то яркое, греющее. Таким образом, вместе с названием

предмета ребёнок как бы познаёт его, предмет становится ему близким,

понятным, и он успокаивается. Четырёх-пятилетнему ребёнку мало уже знать

имя, его ум не довольствуется тем, что он видит сейчас, он хочет проникнуть

в прошлое окружающих его вещей, в их начало. И так как из своего опыта

ребёнок знает, что все взрослые работают где-то, делать что-то и, наконец,

что он сам «строит» мосты, башни, делает аэропланы и многое другое, то у

него возникает вполне естественный вывод, что все что он видит вблизи и

вдали, кем-то сделано. И опять он ищет у взрослых ответа на не дающий ему

покоя вопросы: «Кто построил этот дом?», «Кто делает игрушки?» и т.п.

К пяти - шести годам ребёнок проявляет интерес не только к видимым,

осязаемым предметам, но и к различным явлениям: «Когда бывает день?»,

«Горы до неба бывают?», «Есть такая гора, на которую никто не заберется?»

и т.д.

К этому же времени или немного позднее (пяти с половиной лет)

возникает вопросы: «Почему?», «Зачем?». Они как бы завершают период

вопросах. Вопросы «почему» – это дверь, через которую ребёнок старается

проникнуть в мир разума и мысли. Каждый день, каждый час он

сталкивается с неожиданным, непонятным. Как понять всё, как разобраться?

Он требует от взрослых, чтобы они открыли ему объяснения самых простых,

с нашей точки зрения, явлений. Вот и сыплются из его уст разные вопросы:

«Почему я маленький?», «Почему солнце высоко?», «Почему я мальчик?» и

т. п.

К сожалению, в семье отношения взрослых к детским вопросам очень

часто неправильное. Вместо того чтобы поощрять и поддерживать усилия

самостоятельной детской мысли, имеющие такое огромное значение для

всего дальнейшего умственного развития, взрослые, сами того не желая,

часто подавляют их. Одни, чтобы отвязаться от «назойливых вопросов»,

говорят:

«Не

лезь

со

своими

глупостями»,

другие

пускаются

в

пространственные объяснения, забегают вперед, в такие области, которые

совершенно недоступны пониманию ребёнком, третьи дают ответ в книжной

форме, привычной для взрослых, но часто совершенно не ясной и

неубедительной для ребёнка.

Отвечать ребёнку на его вопросы так, чтобы он был удивлён и чтобы

его любознательность не угасла, а разгоралась, достаточно сложно. Основное

правило, которого должен придерживаться взрослый, отвечая на вопросы

ребёнка, заключается в том, чтобы ответ был по возможности краток,

свободен от лишних слов, ясен и понятен. Кроме кратности и ясности,

взрослый должен стремиться к тому, чтобы ответ содержал в себе самое

важное и наиболее доступное пониманию ребёнка. Объяснить что-либо

ребёнку – это значит связать неизвестные ему с тем, что ему из опыта уже

известно. Давая ребёнку ответы на его вопросы, необходимо всегда считаться

с его умственным развитием и с тем жизненным опытом, которым он

располагает. Нет надобности в том, чтобы ответ был исчерпывающим, чтобы

объяснение было полное и научно точное. Надо говорить ребёнку правду, но

правда для ребёнка не есть всё то, что знает взрослый, а то, что нужно знать

ребёнку и что ребёнок в состоянии понять. Если ребёнок не удовлетворяется

ответом и требует более подробных объяснений, недоступных для его

понимания, вполне уместно сказать ему, что для полного понимания ему не

хватает знаний и что эти знания он получит в школе, где ему вообще сообщат

много интересного. Часто полезно бывает вместо того, чтобы дать ответ на

вопрос ребёнка, спросить у него самого объяснения: «А ты как думаешь?»

Таким образом, с одной стороны, поощряем у ребёнка самостоятельное

мышление и, с другой стороны, внушаем ему доверие к собственным

усилиям его ума.

В заключение надо ещё указать на то, что, хотя в детских вопросах

отражается и любознательность ума ребёнка, и широта его кругозора, и

характер его интересов, однако, неправильно по обилию или скудности его

вопросов судить об уровне его умственного развития. Бывает дети, которые

обладая хорошим умственным развитием, редко обращаются к взрослым с

вопросами. Они предпочитают наедине с собой, своими усилиями решать их.

Нет надобности у таких детей искусственно вымогать слова. Бывает и

обратное: дети среднего ума или даже отстающие от среднего уровня без

конца сыплют вопросами, не вдумываясь в них, побуждаемые просто

болтливостью или желанием привлечь к себе внимание взрослых. В таких

случаях не следует уделять особого внимания вопросам, равнодушно

выслушивать их, стараться заинтересовать ребёнка занятиями, требующими

известного напряжения воли и ума.

Так же наряду с этими главными путями имеется и второстепенные,

вспомогательные средства, которые могут быть полезны для умственного

развития ребёнка. Таковы, например, загадки и пословицы, развивающие

находчивость ребёнка, его способность ширы и глубже охватывать смысл

слов и образов, некоторые настольные игры, требующие внимания и умения

быстро ориентироваться, упражнения в счёте посредством наглядных

пособий или особых и ещё лучше путём интересных практических

поручений и т. п. Все эти средства должны быть в известной мере

использованы, они вносят разнообразие в жизнь, и, если не злоупотреблять

ими, могут быть полезными. Главное заключается в том, чтобы организовать

разумно труд ребёнка, создавать условия, благоприятные для его игры и

творчества, воспитывать и поощрять в нём самостоятельность мысли,

возбуждать и по мере возможности удовлетворять его любознательность.



В раздел образования