Автор: Конькова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 24
Населённый пункт: п.г.т. Верхние Серги, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание семейных ценностей"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание семейных ценностей
Автор: Конькова Юлия Александровна
Организация: МКДОУ Детский сад №24
Населенный пункт: п.г.т. Верхние Серги
«Семья-группа живущих вместе родственников, объединение людей общими интересами» (Толковый
словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова).
«Семья - первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться
дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются
первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего
счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии
разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец» (И.А.Ильин).
Семья-это ячейка общества, важнейший институт воспитания детей, важнейшая форма организации
личного быта, строящегося на отношениях между родителями и детьми, братьями и сестрами,
бабушками, дедушками и детьми, внуками, правнуками и другими родственниками. Семья несет в себе
то, что невозможно заменить ничем. Она дает ребенку самое главное-единство, общение и связь с
родными. Это важнейшие факторы, влияющие на развитие ребенка.
Истинные духовные и семейные ценности возможно сохранить только в семье, а передать их только
через детей. Семейные ценности – это то, без чего не может жить, расти и развиваться ребенок.. Семья
– одна из тех величайших ценностей, которую создало человечество за всю историю своего
существования.
Детско-родительские и родительско-детские отношения очень ценны и значимы как для родителей, так
и для детей, потому что именно в этих отношениях идет формирование личности ребенка,
закладывается и закаляется фундамент характера ребенка, воспитывается любовь к Родине, труду,
окружающему миру, проявляются чувства к родителям и родственникам (любовь, доброта, забота).
Крепкой, дружной и счастливой семье, где царят уют, тепло, любовь, благополучие и уважение, не
страшны никакие невзгоды, потрясения, жизненные неурядицы и испытания. В таких семьях родители
и дети очень счастливы.
Ребенку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и
близок, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, уважать себя. А все это зависит
только от стиля общения родителей с детьми.
Дети-это же счастье. И родители должны быть детям друзьями. Делать что-то не для них, а вместе с
ними, быть в курсе их жизни, но и помнить, что дети во всем копируют родителей, потому, если
хотите, чтобы они чего-то не делали, не делайте это сами.
Семейное воспитание строится на любви, симпатии, привязанности, уважении. Дети должны
постоянно чувствовать любовь своих родителей и близких, должны знать, что о них заботятся,
защищают их даже тогда, когда ребенок что-то натворил и родители недовольны их поведением.
Родители должны тихо и спокойно объяснить ребенку причину их недовольства, а ребенок должен
понять, что любовь родителей служит ему поддержкой в желании исправиться, так что взрослые
родители растут вместе с детьми, потому что воспитание требует непосредственного глубокого
погружения в мир ребенка, в законы его развития.
В настоящее время самой важной и значимой становится проблема семейных ценностей и традиций,
так как ослабевают родственные связи и уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
В возрождении и сохранение семейных ценностей и традиций огромную помощь оказывают бабушки и
дедушки, мамы и папы детей.
Выйдя на пенсию, они все свое свободное время посвящают внукам, стараясь поделиться с ними
богатым жизненным опытом, любовью, мудростью-всем тем, что, возможно, не успели дать в свое
время детям. Говорят, что между пожилыми людьми и детьми существует какая-то волшебная связь.
Правда, бабушки и дедушки взамен ничего не требуют от ребенка, не наказывают его, но всегда готовы
пойти навстречу, поделиться, выслушать, помочь и дать мудрый совет. Показывая детям семейные
реликвии, фотографии, рассказывая сказки, вспоминая песни, загадки, пословицы, бабушки и дедушки
тем самым знакомят ребенка с историей семьи, укрепляют семейные традиции и налаживают связь
между поколениями. И дети сами становятся участниками жизни семьи.
В каждой семье вечера будних дней и выходные всецело принадлежат родителям и их нужно в полной
мере посвятить своим детям. Как хорошо собраться всем вместе и поехать всей семьей за город, в лес,
на дачу. Там любоваться красотами природы, побродить по лесным тропинкам, послушать голоса и
пение птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, собрать гербарий и т.д. А можно в выходные дни
устроить культпоходы в зоопарк, музеи или просто побродить по городу, знакомя детей с
достопримечательностями города: парками, скверами, памятниками, фонтанами, красивыми пейзажами
и т.д. Эти совместные прогулки, походы, поездки очень радуют детей. Общение с природой
положительно влияет на детей, оно делает их мягче, добрее. Родители сами должны видеть
окружающий мир и открывать на него глаза ребенка. Учить его замечать и восхищаться окружающей
нас жизнью, беречь и любить все живое. Природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у
него удивление, радость, восторг, желание больше узнать. Родители должны воспитывать в детях
любовь к красоте природы, любовь к родному городу. Так же в семье родители должны отмечать
праздники (День рождения, Новый год, 8 Марта, День Победы и т.д.), чтобы дети в доме не
чувствовали себя одинокими, ненужными. И, конечно, больше играйте с детьми, т.к. игры помогают
преодолеть чувство превосходства над ребенком, они научат доверять друг другу и любить ребенка
таким, какой он есть, а также научат взрослого говорить с ребенком на его языке.
Но вот в семье наступает такой момент, когда ребенка нужно отдать в детский сад. Это очень
ответственный и важный момент для каждой семьи. Поступление малыша в детский сад-это его
первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Именно в это время
ребенок, в силу обстоятельств, живет одновременно в двух государствах: семья –детский сад. Родители
и воспитатели этих двух государств должны совместными усилиями воспитать достойного,
счастливого и образованного человека в будущем. Каждый родитель и воспитатель должен иметь
четкие представления о тех семейных ценностях, которые способствуют созданию крепкой и дружной
семьи. Отношения между родителями и воспитателями должны носить дружеский, партнерский
характер.
Самая главная задача воспитателя – это оказание помощи дошкольникам в осознании и формировании
направленности на мир семьи, ценностей семьи, так как положительные жизненные примеры и
духовные ценности способствуют становлению и росту личности ребенка. Для этого необходимо
активизировать воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный общественно
значимый характер. Семейные традиции и ценности накладывают отпечаток на формирование
нравственных качеств ребенка.
Успехом этой большой и ответственной работы является совместная работа родителей и воспитателя,
т.к. родители-первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. А
воспитатель обязан оказать помощь родителям в том, чтобы они стали настоящими друзьями,
авторитетными наставниками для своего ребенка. Мамам и папам необходимо помнить, что детский
сад только помощник в воспитании ребенка и потому они не должны перекладывать всю
ответственность на воспитателя и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Воспитатель должен начать свою работу с анализа социального состава родителей, их настроя и
ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провести анкетирование, лично побеседовать с
каждым родителем о том, что их радует в развитии малыша, что их огорчает, чем любит заниматься
малыш, что его интересует, какие вопросы задает родителям, как складываются отношения в семье.
Были розданы памятки родителям для воспитания детей, а также тесты и анкеты для заполнения.
После заполнения тестов и анкет были сделаны выводы, что в некоторых семьях не сформированы
представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи,
отсутствуют доверие и уважение между членами семьи, недооцениваются и не сохраняются семейные
ценности и традиции. В группах воспитатели должны знакомить детей с традициями празднования
праздников ( День матери, День бабушек, Рождество, Пасха, Масленица ) и раскрывать нравственное
значение праздника, чему он нас учит и какие нравственные уроки необходимо извлекать.
Делая вид из вышеизложенного, можно сказать, что стиль воспитания по определению А. Л .Венгера -
это стиль взаимоотношений семьи с ребенком, который характеризуется степенью заботы, любви,
опеки и контроля.
Детство-это самый благоприятный период, когда развиваются и усваиваются все качества характера
ребенка. Уйдя в школу, он унесет в душе ростки добра или зла, любви или ненависти, жестокости. Он
расстанется с воспитателем, но при этом навсегда останется с родителями. А вот когда ребенок
вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: доброго, заботливого, любящего
ребенка или жестокого человека? Это прежде всего зависит от семьи, от родителей, так что
постарайтесь, несмотря на неспокойные ночи, трудные дни, недосыпания, воспитать для себя и
общества настоящего человека, который сможет принести много полезного на благо Родины и
которым Вы будете гордиться.
Литература.
1. Дронь А. В., Данилюк О. Л.»Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников». Санкт – Петербург.
Детство – Пресс 2012 г.
2. Миклеева Н. В. «Детский сад и молодая семья»: Основы успешного взаимодействия». М.:
Творческий центр 2010 г.
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. –М. Педагогика – Пресс. 1992 г. С. 986
4. ФГОС от 17 сентября 2013 г. №1115