Напоминание

Я Гражданин России


Автор: Щеголькова Елена Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОУ "ДС № 37"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Копейск
Наименование материала: Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Тема: Я Гражданин России
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 37» Копейского городского округа

Конспект занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

старших дошкольников

Подготовила:

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Щеголькова Е.В.

2023г

Цель:

- Углублять интерес к родной стране у детей старшего дошкольного

возраста.

Образовательные задачи:

1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их

населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.

2. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России –

флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях.

3. Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и

настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства.

4. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов,

прилагательных, существительных, глаголов.

5. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов.

6. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы

полным, развёрнутым предложением.

Развивающие задачи:

1. Развивать патриотические чувства;

2. Развивать познавательную активность детей;

3. Развивать творческие способности детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символике

нашей страны.

2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой поселок, свой народ.

Предварительная работа:

- создание уголка по гражданскому воспитанию;

- проведение цикла познавательных занятий по знакомству с флагом России,

значением цветов флага;

- проведение дидактической игры «Кто в какой стране живет?»

(Цель: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать

понимание, что на свете много разных стран);

- проведение дидактической игры «Узнай наш флаг»

(Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать

флаг России среди флагов других стран);

- прослушивание гимна России (аудиозапись);

- беседы о дружбе;

- чтение художественной, энциклопедической и исторической литературы о

России.

Материал для занятия:

- Карта России, глобус;

-

Иллюстрации

природы,

народного

костюма,

герба

РФ

и

флага,

символические

изображения

флагов

других

стран,

символическое

изображение герба родного города Копейска;

- Материалы для д/и: «Кто в какой стране живет?», «Узнай наш флаг»,

«Собери герб»;

- Флажки для физкультминутки;

- Большой лист формата А4 с изображением солнца в центре для рисования

ладошками.

Ход занятия:

Воспитатель:

-

Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём?

(Ответы детей).

- А какие страны, кроме России, вы еще знаете?

(Ответы детей).

- Давайте вспомним жителей разных стран.

Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт?».

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран.

(Воспитатель задает вопрос - дети отвечают. На наборное полотно

выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках

соответствующий национальный флаг).

Кто живет в Америке? — Американцы.

Кто живет в России? — Россияне.

Кто живет в Японии? — Японцы.

Кто живет в Китае? — Китайцы.

Кто живет в Украине? — Украинцы.

Кто живет в Грузии?- Грузины.

Кто живет в Англии? — Англичане.

Кто живет в Испании? — Испанцы.

Кто живет в Литве? - Литовцы.

Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.

Воспитатель:

- Дети, а

вы хотите отправиться в

путешествие… по карте (см. физическая

карта России)? (Ответы детей).

- Замечательно! Посмотрите, как много

места занимает на карте Россия, а каким

цветом она изображена? (Ответы детей).

-

Давайте

вспомним,

что

на

карте

изображается зеленым цветом (равнина),

синим

(озера,

реки),

желтым

(степи),

коричневым (горы)? На этой карте мы видим и

города. Дети, а как

обозначаются на карте города? (Ответы детей - чёрные точки – это города).

Воспитатель:

- Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране

много

городов,

но

есть

главный

город

это

столица.

-

Как

называется

столица

нашего

государства?

(Ответы детей).

- Давайте вместе посмотрим на карту – где же наша столица, где же наша

Москва... В Москве работают правительство Российской Федерации и наш

президент. Как зовут президента РФ? (Ответы детей - Путин В.В.).

- Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки,

государственные символы. Что это за символы?

Ответы детей (флаг, герб и гимн).

- У России тоже есть государственные символы, и

сегодня мы поговорим о них. Много веков тому назад

люди вместо флага использовали шест с привязанным

к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой

краской. Называлось это стягом. Как вы думаете,

какое главное назначение было у стягов? (Ответы

детей). Затем стяги стали делать из ткани. Впервые

знакомое

нам

расположение

полос

бело-сине-

красного

цвета

ввёл

царь

Пётр

1.

Полосы

расположены

горизонтально.

Цвета

связаны

с

народными представлениями о красоте. Эти цвета

издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже

использовали для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский

народный костюм.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, какие цвета видите? (Ответы детей).

Воспитатель:

- И цветам флага люди придавали огромное

значение,

поэтому

цвета

флага

выбраны

неслучайно.

- Вспомните, что означает белый цвет флага?

(мир

и

чистоту

совести).

- Что означает синий цвет флага? (верность и

правду).

-

Что

означает

красный

цвет

флага?

(Мужество

и

отвагу).

- А о чём можно рассказать по цветам флага?

(Ответы детей - о том, какие люди живут в

нашей

стране?).

-

Так

какие

же

люди

живут

в

России?

(Ответы детей).

- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите,

пожалуйста, где можно увидеть российский флаг? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

(На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных

стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и

назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет

расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг

среди других и назвать его местоположение).

Воспитатель:

- Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А еще у каждой страны

есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Ответы детей -

Гимн).

- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях

исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).

Воспитатель:

- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С.

Михалков,

музыку

написал

А.

Александров.

- Чему посвящён гимн? (Ответы-предложения детей - Гимн посвящён нашей

стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой

истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви

граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова

гимна).

Воспитатель:

- Давайте внимательно посмотрим, что изображено

на

нашем

гербе?

Кто изображён в самом центре? Почему у него две

головы?

Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что

это такое? (жезл – посох, обычно украшенный

золотом и драгоценными камнями, служит символом

власти, почётного положения). В его левой лапе

держава (государство). Держава представляет собой

золотой шар с крестом наверху. Над головами орла

мы видим короны – крылья орла похожи на

солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. В давние времена короны,

скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они

напоминают

нам

об

историческом

прошлом

нашей

Родины.

Что

на

груди

у

орла?

(Ответы

детей

-

щит).

Кто

изображён

на

щите?

(Ответы

детей

-

всадник

на

коне).

Какого цвета конь? Какого цвета плащ у всадника? Какого цвета щит?

Что

напоминают

вам

эти

три

цвета:

белый,

синий,

красный.

Как зовут всадника? (Ответы детей). Издавна он почитался на Руси, как

покровитель

воинов,

защитник

Отечества!

Что

в

руках

у

Георгия

Победоносца?

Зачем оно ему? Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий

Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках

упоминается

о

Змее

Горыныче?

(Ответы

детей).

Чем

всегда

заканчиваются

эти

сказки?

(Ответы детей - добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту

и справедливость, победу добра над злом!).

Дидактическая игра - мозаика «Собери герб»

Воспитатель:

Мы с вами поговорили о главных и важных символах России, а теперь

давайте посмотрим на герб нашего города - Копейска. Расшифруйте его?

Дети:

Красный цвет символизирует огонь, отвагу, мужество,

силу. Красный - это одновременно и цвета ленты

Ордена Красного Знамени: этой высокой наградой

постановлением. Белаяполоса между двух красных

аллегорически показывает угольную штольню. Черный

цвет

обушка

аллегорически

показывает

основное

богатство недр Копейской земли - уголь, с добычей

которого связан почетный труд горняков. Золотой

лавровый

венок

-

это

символ

славы,

почета

и

вознаграждения за успех, он объединяет историю

города, неотделимую от событий в стране, и его

жителей.Золото в геральдике символизирует богатство.

Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей).

Воспитатель:

Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран

своим

народом,

традициями

и

обычаями.

Наша

группа

это

тоже

большая

семья.

Какие

у

нас

дети?

(Ответы

детей).

А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы

отличаться от других групп детского сада? (Ответы-предложения детей).

Воспитатель:

Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят

окружающие и сразу определяет, какие дети у нас в группе (Ответы-

предложения детей).

Воспитатель:

Совершенно верно. Ребята, а как вы общаетесь в группе друг с другом?

Какие вы?

Дети:

Мы очень дружные, помогаем друг другу, уважаем друг друга и своих

воспитателей.

Воспитатель:

А давайте ... нарисуем собственный герб группы. Герб будет состоять из

наших ладошек - это будет означать, что все дети группы очень дружны и

всегда приходят друг другу на помощь?

Дети: Да.

Воспитатель:

Приступаем к работе.

(Поочередно ребята обмакивают свои ладошки в краску. Одна ладошка

опускается в красную краску, другая в синюю, лишнюю краску, следует

убрать о край тарелки. Ребята делают отпечатки на листе бумаги, плотно

прижимают свою ладошку к листу бумаги. Ребята вытирают руки влажными

салфетками. Перед тем, как вырезать ладоши, необходимо, чтоб они

высохли).

Ребята встают с флажками красного и синего цвета. Слушают стихотворение

и выполняют движения.

Физкультминутка

Вышли дети на парад.

Друг за другом встали в ряд.

Как красиво все шагают.

Дружно ноги поднимают.

Руки вверх поднимем,

Руки вниз опустим.

В стороны, помашем

На пояс – и попляшем.

Покажи мне свой флажок,

Спрячь-ка за спину, дружок.

Воспитатель:

Нарисованные ладошки уже подсохли, теперь

их нужно вырезать. Объяснить ребятам, что

вырезать нужно как можно ближе к контуру

отпечатка.

По ходу самостоятельной работы оказание

помощи затрудняющимся детям, хвала детей

за правильность выполнения, аккуратность в

работе, скорость выполнения.

С вырезанными ладошками перемещаемся с

детьми в игровую зону. Приклеиваем ладошки

в форме круга на большой лист бумаги

формата А 2.

Подписываем каждую пару ладошек. В центр

приклеиваем

заранее

подготовленную

педагогом картинку с изображением солнца.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорили о главных и важных символах России. Все

граждане России с детства гордятся Государственным гербом, флагом и

гимном. Без этих отличительных знаков страны не обходится ни одно важное

для страны событие.

(Смотрим с детьми на готовый герб нашей группы). Дети, давайте

посмотрим, какой герб получился у нас? Что он означает? Теперь герб

появился у нашей группы, и мы украсим гербом нашу группу. Где же мы

разместим герб? (Предложения детей - дети вместе с воспитателем находят

достойное место для герба в группе).



В раздел образования