Автор: Богдан Лидия Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: публикация
Тема: "Интерактивная инфография: новый тренд в применении мнемотехники с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОГРАФИЯ: НОВЫЙ ТРЕНД В ПРИМЕНЕНИИ МНЕМОТЕХНИКИ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
С развитием информации в современном обществе и популяризацией технологических продуктов, все
больше учреждений реагируют на тенденцию развития технологий, продвигая использование
мультимедийных цифровых систем для обучения. Одним из таких методов является применение
интерактивных инфографиков, они не ограничены временем и местом, также могут помочь детям
выучить важные факты и информацию визуальным путем. Таким образом, цель данной статьи в
изучении процесса применения интерактивной инфографики с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: мнемотехника, интерактивная инфография, стратегия, дети, обучение, память.
Для детей в детском саду задача обучения может быть особенно сложной, так как они формируют
фундамент, на котором будет строиться все дальнейшее образование, впитывая изнурительное
количество фактов и навыков во всем, от математики до правописания. Одна из стратегий, помогающих
маленьким ученикам усваивать и запоминать информацию, заключается в тренировке мнемонической
памяти.
Таким образом, мнемотехника - это особые умственные стратегии для улучшения памяти. Это навык,
который позволяет связывать образы и слова для запоминания невероятного количества информации.
Так использование мнемотехники помогает детям установить связь между тем, что они хотят
запомнить, и тем, что они уже видели. В детских садах мнемотехника использует слуховые, вербальные
или акустические сигналы, чтобы помочь детям сохранить информацию. В свою очередь,
использование интерактивной инфографики распространилось на процессы воспитания в качестве
ключевого средства обучения. Н.О. Хмельнов определил интерактивную инфографику как
предоставление информации и идей в визуальной форме, которая пытается передать эту информацию
в легкой для понимания форме и быстрее, чем традиционные текстовые методы [3].
В обучении интерактивная инфографика предоставляется в виде графиков и может быть разработана
путем интеграции многих переменных, таких как текст, картинки, блок-схемы, графики, геометрические
фигуры и другие инструменты, которые полагаются на визуальное восприятие. Так использование
компьютерного дизайна при рисовании схем и форм в обучении дает возможность дошкольникам
изучать взаимосвязи между понятиями и формировать визуальные образы теоретических знаний.
Учитывая важность визуальной коммуникации как одного из самых важных и наиболее интересных
инструментов обучения, а также снижает когнитивную нагрузку в результате сосредоточения внимания
только на тексте. Существует множество функций для интерактивной инфографики, а именно:
1. Уделять больше визуального внимания важной информации, чтобы она была заметна среди
информации, представленной графически.
2. Сочетание знаков, графиков, изображений, текстов и цветов способствует лучшему пониманию
содержания вместо того, чтобы основываться только на тексте.
3. Инфографика зависит от визуальной интерактивной деятельности и широкого использования
мультимедиа, что повышает мотивацию дошкольников к обучению и делает учебную деятельность
более динамичной.
4. Визуальное представление информации поддерживает позицию учителя в упрощении и связывает ее
с повседневной жизнью, делая обучение полезным.
5. Интерактивная инфографика дает возможность понять факты и понятия, просто посмотрев на них и
связать их со своей визуальной памятью.
Так, например, интерактивная инфографика является важным инструментом для изучения математики
в результате того, что математика является абстрактной областью, которую дошкольники считают
трудной для понимания. Интерактивная инфографика в данном случае идеально подходит для того,
чтобы сделать информацию более простой и доступной. В свою очередь, внедрение инфографики в
образовательный процесс приносит:
- для преподавателя - представление материала в новой, интересной, информативной форме.
- для дошкольника - интерес к новой форме подачи учебного материала, наиболее понятный и легко
усваиваемый материал.
Польза для детей, использующих интерактивную инфографику, довольно проста: они могут быстрее и
охотнее вспоминать факты и информацию, на изучение которых в противном случае у них могло уйти
больше времени. Согласно исследованию А.С. Думина, дети, использующие мнемотехники,
«запоминают в 2-3 раза больше фактической информации» [1]. Еще одним преимуществом является то,
что стратегии универсальны и могут быть использованы во многих предметах учебного плана, помогая
запоминать математические факты, правила грамматики и многое другое. При использовании
интерактивной инфографики содержание должно быть более простым, четким и запоминающимся.
Использование цифровой инфографической системы движения может повысить непрерывность и
беглость изложения материала.
К практической работе с использованием интерактивной инфографики с детьми нужно приступать после
того, как был разработан алгоритм работы с моделью. Так выделяются несколько этапов: на первом
этапе вводились элементы схем и условные обозначения. Например, обозначения цвета, формы,
величины, действия. На втором использовали визуальные картинки с текстом во всех видах
непосредственной образовательной деятельности и в различных видах детской деятельности. На
третьем этапе вводился прием от противного или прием отрицания, чтобы инфографика запоминалась.
Например, не гладкий, не сладкий и т.д. Четвертый этап - это метод обучения комбинированию
символов, то есть векторному «чтению» элементов интерактивной инфографики. Далее, на пятом
этапе, дети должны организовать самостоятельный поиск образов, символизирующих какое-либо
качество. Задачей этого этапа был активный поиск изображений и текста на инфографике. На
следующем – шестом этапе детей учили рассматривать и анализировать содержание того, что на них
изображено, в младших группах с помощью воспитателя, в старших - самостоятельно.
Таким образом, для того чтобы освоить методику работы с интерактивной инфографией воспитателям,
педагогам необходимо было познакомиться с теорией и технологией работы с детьми, понять свою
роль в этом новом направлении образовательной деятельности. С этой целью в детском саду
проводились семинары, практикумы, готовился и приобретался необходимый методический и
дидактический материал. Особенностью этой технологии является использование символов, а не
изображений предметов.
В заключении отметим, что цель интерактивной инфографики - помочь дошкольникам понять
содержание текста, а затем преобразовать сложный текст в естественных условиях в амоциональное
изображение. Диаграммы и изображения могут стимулировать учебную мотивацию. Кроме того,
интерактивная инфографика способствует развитию у детей таких психических процессов, как: память,
логическое мышление (умение анализировать, систематизировать), образное мышление. Однако самое
главное в работе с интерактивной инфографикой - передать условно наглядную схему, то есть
изобразить ее так, чтобы рисунок был понятен детям.
Литература:
1. Думин А.С. Подходы к изучению навыка запоминания у детей старшего дошкольного возраста. – М.:
Кронус, 2021. – 39 с.
2. Бура Л.В. Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в современном
образовании // Гуманитарные науки. - 2018. - 4(44). – 144-151.
3. Хмельнов О.Н. Интерактивная инфографика в обучении детей // Технологии обучения. – 2019. –
2(17). – 39-48.