Напоминание

"Интерактивная инфография: новый тренд в применении мнемотехники с детьми дошкольного возраста"


Автор: Богдан Лидия Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: публикация
Тема: "Интерактивная инфография: новый тренд в применении мнемотехники с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОГРАФИЯ: НОВЫЙ ТРЕНД В ПРИМЕНЕНИИ МНЕМОТЕХНИКИ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

С развитием информации в современном обществе и популяризацией технологических продуктов, все

больше учреждений реагируют на тенденцию развития технологий, продвигая использование

мультимедийных цифровых систем для обучения. Одним из таких методов является применение

интерактивных инфографиков, они не ограничены временем и местом, также могут помочь детям

выучить важные факты и информацию визуальным путем. Таким образом, цель данной статьи в

изучении процесса применения интерактивной инфографики с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: мнемотехника, интерактивная инфография, стратегия, дети, обучение, память.

Для детей в детском саду задача обучения может быть особенно сложной, так как они формируют

фундамент, на котором будет строиться все дальнейшее образование, впитывая изнурительное

количество фактов и навыков во всем, от математики до правописания. Одна из стратегий, помогающих

маленьким ученикам усваивать и запоминать информацию, заключается в тренировке мнемонической

памяти.

Таким образом, мнемотехника - это особые умственные стратегии для улучшения памяти. Это навык,

который позволяет связывать образы и слова для запоминания невероятного количества информации.

Так использование мнемотехники помогает детям установить связь между тем, что они хотят

запомнить, и тем, что они уже видели. В детских садах мнемотехника использует слуховые, вербальные

или акустические сигналы, чтобы помочь детям сохранить информацию. В свою очередь,

использование интерактивной инфографики распространилось на процессы воспитания в качестве

ключевого средства обучения. Н.О. Хмельнов определил интерактивную инфографику как

предоставление информации и идей в визуальной форме, которая пытается передать эту информацию

в легкой для понимания форме и быстрее, чем традиционные текстовые методы [3].

В обучении интерактивная инфографика предоставляется в виде графиков и может быть разработана

путем интеграции многих переменных, таких как текст, картинки, блок-схемы, графики, геометрические

фигуры и другие инструменты, которые полагаются на визуальное восприятие. Так использование

компьютерного дизайна при рисовании схем и форм в обучении дает возможность дошкольникам

изучать взаимосвязи между понятиями и формировать визуальные образы теоретических знаний.

Учитывая важность визуальной коммуникации как одного из самых важных и наиболее интересных

инструментов обучения, а также снижает когнитивную нагрузку в результате сосредоточения внимания

только на тексте. Существует множество функций для интерактивной инфографики, а именно:

1. Уделять больше визуального внимания важной информации, чтобы она была заметна среди

информации, представленной графически.

2. Сочетание знаков, графиков, изображений, текстов и цветов способствует лучшему пониманию

содержания вместо того, чтобы основываться только на тексте.

3. Инфографика зависит от визуальной интерактивной деятельности и широкого использования

мультимедиа, что повышает мотивацию дошкольников к обучению и делает учебную деятельность

более динамичной.

4. Визуальное представление информации поддерживает позицию учителя в упрощении и связывает ее

с повседневной жизнью, делая обучение полезным.

5. Интерактивная инфографика дает возможность понять факты и понятия, просто посмотрев на них и

связать их со своей визуальной памятью.

Так, например, интерактивная инфографика является важным инструментом для изучения математики

в результате того, что математика является абстрактной областью, которую дошкольники считают

трудной для понимания. Интерактивная инфографика в данном случае идеально подходит для того,

чтобы сделать информацию более простой и доступной. В свою очередь, внедрение инфографики в

образовательный процесс приносит:

- для преподавателя - представление материала в новой, интересной, информативной форме.

- для дошкольника - интерес к новой форме подачи учебного материала, наиболее понятный и легко

усваиваемый материал.

Польза для детей, использующих интерактивную инфографику, довольно проста: они могут быстрее и

охотнее вспоминать факты и информацию, на изучение которых в противном случае у них могло уйти

больше времени. Согласно исследованию А.С. Думина, дети, использующие мнемотехники,

«запоминают в 2-3 раза больше фактической информации» [1]. Еще одним преимуществом является то,

что стратегии универсальны и могут быть использованы во многих предметах учебного плана, помогая

запоминать математические факты, правила грамматики и многое другое. При использовании

интерактивной инфографики содержание должно быть более простым, четким и запоминающимся.

Использование цифровой инфографической системы движения может повысить непрерывность и

беглость изложения материала.

К практической работе с использованием интерактивной инфографики с детьми нужно приступать после

того, как был разработан алгоритм работы с моделью. Так выделяются несколько этапов: на первом

этапе вводились элементы схем и условные обозначения. Например, обозначения цвета, формы,

величины, действия. На втором использовали визуальные картинки с текстом во всех видах

непосредственной образовательной деятельности и в различных видах детской деятельности. На

третьем этапе вводился прием от противного или прием отрицания, чтобы инфографика запоминалась.

Например, не гладкий, не сладкий и т.д. Четвертый этап - это метод обучения комбинированию

символов, то есть векторному «чтению» элементов интерактивной инфографики. Далее, на пятом

этапе, дети должны организовать самостоятельный поиск образов, символизирующих какое-либо

качество. Задачей этого этапа был активный поиск изображений и текста на инфографике. На

следующем – шестом этапе детей учили рассматривать и анализировать содержание того, что на них

изображено, в младших группах с помощью воспитателя, в старших - самостоятельно.

Таким образом, для того чтобы освоить методику работы с интерактивной инфографией воспитателям,

педагогам необходимо было познакомиться с теорией и технологией работы с детьми, понять свою

роль в этом новом направлении образовательной деятельности. С этой целью в детском саду

проводились семинары, практикумы, готовился и приобретался необходимый методический и

дидактический материал. Особенностью этой технологии является использование символов, а не

изображений предметов.

В заключении отметим, что цель интерактивной инфографики - помочь дошкольникам понять

содержание текста, а затем преобразовать сложный текст в естественных условиях в амоциональное

изображение. Диаграммы и изображения могут стимулировать учебную мотивацию. Кроме того,

интерактивная инфографика способствует развитию у детей таких психических процессов, как: память,

логическое мышление (умение анализировать, систематизировать), образное мышление. Однако самое

главное в работе с интерактивной инфографикой - передать условно наглядную схему, то есть

изобразить ее так, чтобы рисунок был понятен детям.

Литература:

1. Думин А.С. Подходы к изучению навыка запоминания у детей старшего дошкольного возраста. – М.:

Кронус, 2021. – 39 с.

2. Бура Л.В. Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в современном

образовании // Гуманитарные науки. - 2018. - 4(44). – 144-151.

3. Хмельнов О.Н. Интерактивная инфографика в обучении детей // Технологии обучения. – 2019. –

2(17). – 39-48.



В раздел образования