Напоминание

Эксперементирование дошкольников в домашних условиях


Автор: Юмагулова Альфия Сайфулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: Челябинская область город Кыштым поселок Северный
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Эксперементирование дошкольников в домашних условиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в

домашних условиях»

Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой

интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к

элементарному экспериментированию». Детское экспериментирование

претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного

развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы

детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области,

прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка,

позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования

предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и

«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку

приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность

«направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник

познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном

воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов,

запоминаются надолго.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности

дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем

ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения

огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка –

ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного

почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие

любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в

кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко

отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «

мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах

школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно

относящимся к любым нововведениям.

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий

развития детской любознательности, а в конечном итоге

познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.

Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные

проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для

развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и

уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов,

ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные

материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для

этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и

конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например,

ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о

свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: «Что быстрее растворится?» – морская соль, пена для ванн,

хвойный экстракт, – кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она

готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования

между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей,

низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В

миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и

угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в

приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в

губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную

свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы

вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного

(научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите

ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет

действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте.

Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него

ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб

и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность

дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за

ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять

наилучший способ решения встающих перед ним за-дач и находить ответы

на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать простые

правила: доступность и техника безопасности вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста

«Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло-желтый мелок,

белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть

картинку красным прозрачным

пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет – не чистый, он

содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные

часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что

помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для

мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку

жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните

соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку. Итоги: У

вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды

соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет

мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома.

Тема: «Лед-вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте

лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за

превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко

противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето.

Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой),

то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед

превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью

же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака).

Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.)

Такую беседу желательно про-вести в начале и в конце зимы, добиваясь от

ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое-жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко

ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки

твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед.

Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая.

Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его

внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше

(лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед

твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно

использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами

положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим

контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем –

превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с

ребенком за отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в

морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за

превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не

затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под

вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем –

превращается в жидкую воду».

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного

воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода

закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите

внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться),

промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя

(бурное кипение).

Тема: «Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды.

Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась

в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее

не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в

воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс

растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная,

соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Тема: «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное

стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной

водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на

небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло

или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды.

Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это

газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар,

соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в

воду.

Тема: «Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в

различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в

аквариуме и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После

того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку

соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен.

Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух и его свойства»

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку –

свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем,

как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки

воздуха выходят в воде из игрушки.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух

двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его

чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните

стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем

опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку

наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с

ребенком проведенные опыты.

Тема: «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать.

Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится

на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много

пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Тема: Разный «характер» у яиц

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот

способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и

не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести.

Попробуйте объяснить, что в вареном яйце есть постоянный центр тяжести

(как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток

являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а

двигается.

Тема: «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный,

хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и

сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у

ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед

тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И

ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего

кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте

малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая,

освобождается от солей и сахара.

Тема: «Куда делась вода?»

Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого

ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик,

завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй

конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть

малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком

или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в

ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда

же делась вода?

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к

пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем

сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть

он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а

потом выдергивает пробку.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе

возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности,

направленной на познание окружающего мира.

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-

исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно –

исследовательской деятельности дошкольников»

– Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых

впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в

исследовании.

– Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. –

ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

– Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и

материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях

мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это

интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности

ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса

к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца,

эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша

положительная оценка для него важнее всего.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и

самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно

объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или

как можно.



В раздел образования