Напоминание

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в классе эстрадного вокала


Автор: Фыгина Алена Аркадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БМБУ ДО "Детская школа искусств № 2"
Населённый пункт: город Березовский Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в классе эстрадного вокала
Раздел: дополнительное образование





Назад




Фыгина Алена Аркадьевна,

преподаватель

БМБУ ДО «ДШИ № 2»

Применение здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе в классе эстрадного вокала

В настоящее время на протяжении всего периода обучения ребенка в

детской школе искусств актуальным является вопрос сохранения его здоровья,

так как учащийся испытывает повышенные нагрузки дополнительно к

обучению в общеобразовательной школе. Таким образом, преподавателю

школы искусств важно определить наиболее эффективные педагогические

технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья каждого

ученика в классе. Вокальное искусство в целом, и его эстрадное направление, в

частности, предоставляют большие возможности для формирования комплекса

здоровьесберегающих

технологий

и

активного

применения

их

в

образовательном процессе.

В основе пения лежит искусство правильного певческого дыхания.

Дыхание – основа жизни каждого человека. На дыхательных практиках

базируется множество лечебных и оздоровительных методик во всем мире.

Процесс освоения учеником технологии певческого дыхания под руководством

преподавателя способствует профилактике респираторных заболеваний, более

быстрому восстановлению детского организма после перенесенных простуд,

особенно сопровождавшихся кашлем, снятию мышечных зажимов не только в

нижнереберной диафрагмальной области, но и во всем теле.

Ребенок, поступивший на обучение в класс эстрадного вокала, - это, как

правило, младший школьник либо подросток в начале этого возрастного

периода. Для дыхания он использует верхние доли легких, дышит «плечами»,

«ключицами». Включение в процесс дыхания средних и нижних долей легких

для него непривычно и даже бывает пугающе. Для того, чтобы мышцы ученика

стали мягкими, податливыми, не сформировались новые зажимы, ребенку на

уроке должно быть, прежде всего, психологически комфортно. На начальном

этапе обучения свою эффективность доказали игровые технологии, которые

также содержат в себе здоровьесберегающую составляющую.

Определенную сложность обучения в вокальном классе представляет

отсутствие конкретного, зримого инструмента, на котором предстоит учиться

ребенку, в отличие, скажем, от любой инструментальной специальности. В

процессе непростого «поиска» инструмента внутри себя и его «настройки»,

«сборки»

очень

важно

выстроить

доверительные

отношения

между

преподавателем и учеником, чтобы ребенок впустил нового для него взрослого

в свой внутренний мир.

Наиболее

быстрые

результаты

по

осознанию

учеником

работы

нижнереберных диафрагмальных мышц приносит выполнение дыхательных

упражнений в положении лежа. Для этого в учебном помещении должны быть

созданы соответствующие условия. Ученику необходимо лечь на ровную

поверхность. Рекомендуем для наглядности положить на живот какой-либо

предмет (книгу, дневник ученика, нотный сборник и т.д.), сделать короткий

вдох

носом,

продолжительный

выдох

ртом.

Ученик

запоминает

свои

внутренние ощущения, в поле его зрения попадает движение предмета вверх-

вниз, исключаются движения плечами. Повторить несколько раз. Затем

упражнения становятся более разнообразными, внимание ученика фиксируется

на выполнении определенных задач (задержка дыхания, более долгий выдох,

серия коротких выдохов, максимальное раздвижение ребер и т.д.).

Через

осознанное управление работой мышц в положении лежа сокращается период

формирования правильных дыхательных навыков в положении стоя и в

движении, что необходимо при исполнении эстрадной песни. Таким образом, в

процессе постановки певческого дыхания укрепляется мышечный корсет

ученика, что положительно сказывается на состоянии его здоровья. Это одна из

форм физической нагрузки, которая держит организм в тонусе.

Выполнение заданий в различных положениях рекомендуем не только

при индивидуальной работе с учеником, но и с ансамблем. За относительно

небольшое количество времени (5-7 минут) преподаватель может решить

несколько задач. Например, при смене положения стоя на положение лежа

изменятся

слуховые

ощущения

учащихся,

в

исполнении

фрагмента

произведения могут появиться новые краски; эмоциональная атмосфера на

уроке становится еще более благоприятной, наполняется юмором, способствует

раскрепощению учащихся; снижается нагрузка на позвоночник.

Технология

позитивного

самоанализа

также

является

здоровьесберегающей, так как здоровье физическое тесно переплетается с

душевным состоянием человека, его гармоничным самоощущением. Для

эффективности

реализации

данной

технологии

в

процессе

обучения

преподаватель, давая необходимые наставления, объясняя правила, делая

замечания, с первых уроков должен развернуть вектор диалога с учеником на

его самоанализ, чтобы ребенок главным словом для себя считал слово «можно»

как преодоление скованности, развитие внутренней свободы, расширение

собственных возможностей («можно спеть так», «можно ошибиться», «можно

попробовать» и т.д.). Ученик, таким образом, не испытывает дискомфорта,

ненужного напряжения, стресса, самостоятельно пытается, прислушиваясь к

себе, говорить о своих ощущениях после исполнения песни. На основе

имеющихся

знаний

учащийся

определяет

для

себя

пути

преодоления

трудностей,

принимает

решения,

пробует

улучшить

результат,

снова

анализирует. Таким образом, преподаватель, находясь в активном вербальном и

невербальном диалоге с учащимся, тем не менее не доминирует, не давит, не

отрицает ценности мнения ребенка. Ученик верит в свои силы, настроен на

успех,

способен

сам

сделать

выбор,

воспринимает

чужое

мнение

конструктивно. Технология позитивного самоанализа тесно переплетается с

технологиями сотрудничества и сотворчества.

Преподавателю важно понимать, что весь период обучения ребенка в

классе эстрадного вокала в детской школе искусств должен быть наполнен

яркими событиями, разнообразными видами деятельности, индивидуальной

траекторией

непрерывного

творческого

роста,

грамотно

распределенной

нагрузкой в соответствии с учебным планом и санитарными нормами,

активным применением в образовательном процессе здоровьесберегающих

технологий.



В раздел образования