Автор: Бурканова Любовь Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Хрущёвский детский сад "Ягодка"
Населённый пункт: п. с,з им. Ленина, Старожиловский район, Рязанская область
Наименование материала: Коллективно- творческая деятельность
Тема: "Подводное путешествие"
Раздел: дошкольное образование
КТД "Подводное путешествие"
Цель: Дать детям первоначальное представление о подводном мире, о
некоторых его обитателях и их особенностях.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей об обитателях подводного мира;
- обогатить и активизировать словарь детей существительными:
батискаф, гидрокостюм, акваланг, осьминог, дельфин, морской конек.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, эстетическое восприятие
окружающего мира, способность видеть красивое;
- развивать внимание, логическое мышление, память, связную речь,
мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
-
воспитывать
любознательность,
доброжелательность,
желание
познавать окружающий мир;
- формировать коммуникативные отношения между детьми.
Интеграция с образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое
развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Рассматривание
картинок,
иллюстраций
с
изображением морских
обитателей, разучивание физкультминутки,
Оборудование:
картинки,
схемы,
клей-карандаш,
салфетки,
Музыкальный ряд: «Шум моря», Подводная зарядка»,
Этапы
Действия педагога
Действия детей
Комментарии
Мотива-
цион-
ный (до
2 мин
Педагог обращается к детям:
– Ребята, мой племянник Саша
написал мне письмо о самых
ярких воспоминаниях лета. Я
внимательно всё прочитала, но
некоторые фразы в его
сочинении меня удивили.
Мне кажется, что он очень
многое нафантазировал,
выдумал. Хотя, может
быть, я ошибаюсь… Вот только
не знаю, с кем посоветоваться.
– Вот что пишет Саша:
«Опустившись на глубину, я
увидел зайца.
Он очень внимательно посмотрел
на меня своими огромными
глазами
и, испугавшись, быстро уплыл.
(Вас ничего не смущает? Ответы
детей принимаются без
комментариев.) У самого дна
расположился колючий
ёж. Мне удалось хорошо
рассмотреть его острые иглы и
милую мордочку. За большим
камнем, покрытым неизвестной
мне растительностью,
притаилась лисица. Наверное,
пыталась выследить добычу. Я
не стал мешать ей охотиться. В
густых зарослях справа от меня
мелькнули несколько золотисто-
рыжих спинок. Я приблизился и
разглядел среди водорослей
несколько небольших белок.
Глаза у них были красные, а
плавники жёлто-зелёного цвета».
– Вот такое письмо. Что скажете,
ребята? Этот рассказ – выдумка
или правда?
- Каких животных увидел Саша?
– Где водятся эти животные?
– А где Саша увидел этих
животных?
Дети выражают
желание помочь
педагогу
разобраться.
Дети слушают текст,
высказываются.
Педагог принимает
высказывания детей
без комментариев
Дети высказываются
- Зайца, лису, ежа,
белок.
– В лесу.
– В море, океане, в
Используется
файл №1
(«Письмо Саши»).
Ответы детей
принимаются, но
не
комментируются.
– Да, мой племянник,
действительно, уже несколько
лет занимается подводным
плаванием, ему нравится
погружаться с аквалангом.
– Но разве можно под водой
увидеть
всех тех животных, о которых он
рассказывает?
Как же нам проверить, Сашин
рас-
сказ выдумка или правда?
– Я предлагаю вам отправиться
на подводное путешествие. Вы
готовы?
воде.
Дети высказываются.
Скорее всего,
некоторые из них
скажут, что есть рыба-
ёж; могут
предположить, что все
остальные животные
тоже рыбы, но
уверенности у них не
будет.
Дети могут
предложить поискать
информацию в
энциклопедии или в
интернете,
посмотреть фильм о
морских обитателях.
Кто-то наверняка
предложит
отправиться в
путешествие в
глубины океана.
– Да!
Ответы детей
принимаются.
После того
как все желающие
высказывают своё
мнение, педагог
подводит
итог обсуждению и
предлагает
отправиться в
виртуальное под-
водное
путешествие
Ориен-
тировоч-
ный (до
3 мин)
– Каждое путешествие
начинается с планирования. Это
поможет нам избежать разных
неожиданностей.
А чтобы спланировать работу
быстро, давайте объединимся в
группы по 2 человека.
– Первые 2 человека , подойдите
ко мне!
Проверим: вас двое? Занимайте
свои места за столом.
Если количество детей
отличается от заданного,
просим их самостоятельно
провести корректировку.
Аналогичным образом поступаем
с остальными участниками.
На ваших столах есть заготовки
для плана. (Педагог показывает
лист-заготовку.) На каждой
заготовке есть пустые места
(квадратики и кружочки) и
подписи с цифрами.
На каждом столе есть также
конверт, в котором вы найдёте
набор знаков для составления
плана. (Педагог демонстрирует
детям набор знаков.)
Их надо будет приклеить вдоль
нашего маршрута, но сделать это
надо в определённом порядке.
Дети произвольно
объединяются в
группы.
Каждая группа
занимает место за
одним из
столов.
Дети рассматривают
лист-заготовку,
находят конверт со
знака-
ми.
Дети объединяются
в группы
произвольно.
Задача педагога
заранее определить
количество детей
в этих группах.
На каждом столе
лежит по одному
листу-заготовке
для плана и
конверт с
вырезанными
знаками
(см. файлы № 4–5);
клей-карандаш,
коробка с
карандашами.
Испол-
нитель-
ский (до20
мин.)
Задание 1. Составляем план
(до 7 мин)
– Я буду называть действие, а вы
должны определить, каким из
имеющихся на столах рисунков
можно его
обозначить/зашифровать. После
этого нужно приклеить
выбранный значок на
соответствующее место плана.
– Итак, порядок наших действий:
1. После этого надо определить, в
каком батискафе мы будем
исследовать морское дно.
Дети в группах
рассматривают
каждый рисунок и
выбирают знак с
изображением
батискафа. Ребята
приклеивают
первый рисунок
рядом
с цифрой 1.
Дети находят нужные
изображения,
комментируют свой
выбор и размещают
знаки на заготовке для
плана.
2. После погружения надо
определить, в каком слое воды
живут дельфин, осьминог и
морской конёк. Какой из
рисунков подойдёт для обо-
значения этого действия?
Приклейте его рядом с цифрой 2.
3. Затем нужно
сфотографировать
морских обитателей. Какой
значок используем? Наклеим
фотоаппарат рядом с цифрой 3.
- Давайте проверим, что у вас по-
лучилось. (Педагог
демонстрирует
детям готовый план.) У всех
так?
- Поздравляю! Вы справились с
первым заданием.
– Можем отправляться! Давайте
соберёмся в кружок, закроем
глаза
и мысленно перенесёмся на
моря. Я уже слышу шум волн, а
вы?
Педагог декламирует:
К берегу моря мы прибыли
дружно,
Быстро надеть снаряжение
нужно.
Гидрокостюм надеваем и шлем,
Баллон с кислородом нужен нам
всем.
Ласты наденем и маски возьмём,
Узнаем мы много о каждом
животном. Не счесть
обитателей в мире подводном
Исследовать будем и наблюдать,
Спешите место свое занять .
Дети проверяют свои
планы.
Дети встают в круг,
держась за руки.
Закрывают глаза.
Дети шагают на
месте.
Дети выполняют
движения,
имитирующие
надевание
водолазного
снаряжения.
Дети встают к столам
в произвольном
порядке
Пока педагог
читает
стихотворение,
звучит
фонограмма (файл
«Звуки моря»).
Задание 2. Ищем батискаф (до
4 мин)
– Ребята, для путешествия нам
необходим батискаф, в котором
отправимся на исследование дна
морского.
– Наши камеры наблюдения за-
фиксировали, как выглядит дно.
Мы распечатали эти
изображения. Сейчас …
(называет имя педагога-
наблюдателя) раздаст вам эти
снимки. (Ведущий тоже берёт
лист.)
– Ой! А тут не один батискаф, а
несколько…
Есть подсказка:
Это не красный батискаф, не
без прожектора, не с флагом.
– Что надо сделать, если сказано,
что это не красный батискаф?
Можете поставить крестик (или
чёрточку) рядом с ним на
рисунке)
– Нужный нам батискаф не без
прожектора.
– Наш батискаф не с флагом.
– Можете описать нужный нам
батискаф?
– Вот молодцы!
Внимание, внимание! Приказ
капитана ! Всем собраться для
проведения подводной зарядки!
Строимся в центре!
Отлично зарядились! Можно
при-
Дети выражают
желание найти
батискаф
Дети переворачивают
листы с заданием и
обнаруживают, что на
них изображён не
один
батискаф.
Дети ставят знак в
квадрат рядом с
красным батискафом.
Дети ставят знак в
квадрат рядом с
синим
батискафом без
прожектора.
Дети ставят знак в
квадрат рядом с
синим
батискафом, на борту
которого изображён
красный флаг.
Дети описывают
батискаф с морской
звездой.
Дети размещаются в
центре помещения и
выполняют действия,
имитирующие
движения морских
обитателей.
Дети занимают места
ступать к выполнению
исследовательских работ.
Займите свои места.
Задание 3. Фотографируем
подводный мир (до 7 мин)
– Посмотрите на ваши планы.
Что
мы будем делать сейчас?
– Да, ребята. Подводный мир
богат и разнообразен. Кто из
морских
обитателей вам понравился
больше
остальных?
Вам предстоит
«сфотографировать»
его и «вставить фотографию в
рамку».
Но такого количества
фотоаппаратов у нас нет. Что же
делать?
– Здорово вы придумали!
Выбирайте морских обитателей и
создавайте свои «фотографии». В
качестве образца можете
использовать изображение
морского дна.
– Покажите, что у вас
получилось.
– Какие яркие фотографии!
Молодцы!
Думаю, что после возвращения
мы обязательно устроим
выставку ваших работ.
А пока сложите фотографии
аккурат-
но стопкой на своих столах.
Путешествие наше очень
интересно получилось, правда?
В обратный путь нам
отправляемся пора.
- Что вы узнали из этого
нового?
за столами. Если кто-
то совершает ошибку
при выборе места,
остальные ребята
помогают правильно
сориентироваться
Дети рассматривают
планы, находят значок
фотоаппарата и пред-
полагают, что сейчас
надо будет что-то
сфотографировать
Дети предлагают не
фотографировать, а
рисовать
карандашами.
Пока педагог
читает
стихотворение,
звучит
фонограмма (файл
«Звуки моря»).
- Что же тогда получается – Саша
написал в письме правду?
Давайте перечитаем текст
(Педагог перечитывает текст
сочинения.)
– Может, стоит как-то исправить
текст, чтобы никто не
сомневался в том, что Саша
пишет правду?
– Я тоже думаю, что к каждому
названию нужно добавить слово
«рыба» или «морской».
– Ребята, теперь давайте встанем
в круг, возьмём друг друга за
руки и закроем глаза.
Педагог декламирует:
В морских глубинах побывали
И много нового узнали.
Чудес на дне морском не счесть,
Но и на суше они есть.
Пора нам в группу возвращаться,
С морскими волнами прощаться!
– Открывайте глаза.
Дети отвечают.
Дети отвечают.
Дети встают в круг,
берутся за руки,
закрывают глаза
Пока педагог
читает
стихотворение,
звучит
фонограмма (файл
«Звуки моря»).
Рефлек-
сив-
ный (до
1 мин)
– Мы вернулись в наш детский
сад!
- Что вам больше всего
понравилось в нашем
путешествии?
Что показалось самым трудным?
А что самым интересным
Дети отвечают на
вопросы педагога
Перспек-
тив-
ный (до1
мин)
Чем из того, что делали сегодня,
вам хотелось бы заняться в
свободное время?
Ответы детей