Автор: Благодатских Виктория Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Вятский государственный университет (ВЯтГУ)
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Комплекс дидактических упражнений
Тема: Комплекс дидактических упражнений по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза
Раздел: начальное образование
Комплекс дидактических упражнений
по преодолению дисграфии на основе
нарушения языкового анализа и
синтеза
Работу выполнила:
Студентка группы СДОб-5702-51-20
Благодатских В.А.
Киров
2024г.
Комплекс дидактических упражнений для развития
фонематической стороны речи.
1)
Определи первый звук в словах:
2)
3)
4)
5)
Прочитай по последним звукам:
6)
Подбери слова на каждый звук, слово должно состоять из 4 звуков.
Р
М
К
7)
Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу,
чтобы получилось слово.
РА_____ МЕ________
ПА_______ ТА_________
КИ_______ НО_________
8)
Придумай слова, которые можно составить из звуков в слове:
РОМАШКА
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
9) Составь
слова
из
звуков,
данных
в
нарушенной
последовательности и запиши получившееся слово.
М,Л,О,О,О,К
Р,А,П,К
Н,И,К,Г,А
М,Ш,А,Л,Ы
О,П,Г,О,А,Д
10)
Придумай слова к графическим схемам и запиши.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Комплекс дидактических упражнений для развития навыков
анализа и синтеза речи на уровне слоговой структуры слова.
1)
Выдели и определи место гласного звука (начало, середина,
конец) в слове и запиши соответствующую графическую
схему слова.
Образец:
- ______.
_________ __________ __________ _________
____________ ____________ ___________
2)
Посмотри на картинки и назови. Подбери нужную схему к
каждому слову.
а а
о а
у а
3)
Определи количество слогов в словах:
МАШИНА, РОЗА, МИШКА, МЕТЛА, ВЕЛОСИПЕД, КАРТА,
РЕЧКА, МЁД, ТЕЛЕФОН, КРЕМ, ЧЕРЕПАХА.
4)
Запиши слова в 2 столбика. 1 столбик – слова из 2 слогов, 2
столбик – слова из 3 слогов.
ПАРА,
РЕПА,
МАЛИНА,
ПЕЧКА,
ПОМИДОР,
ДЕЛЬФИН,
КАРТИНА, КОШКА, СОБАЧКА, БЕЛКА, БЕГЕМОТ.
2 слога
3 слога
5)
6)
7)
8)
Определи пропущенный слог в слове с помощью картинок:
____БУЗ
КА____ДАШ
МЕДВЕ______ _____ЖА
ВЕ___СИПЕД
9)
Выдели из предложений слова, состоящие из определённого
количества слогов:
Кол-во
слогов
Предложения
Слова
2
Мама купила кота.
3
Бабушка с дедушкой идут
по парку.
1
Кот сидит на заборе.
3
Мальчики и девочки поют
песенки.
4
Петя и Кира смотрят
телевизор.
10)
Комплекс дидактических упражнений для развития навыков
анализа и синтеза речи на уровне предложения.
1.
Прочитай предложения. Определи, сколько слов в предложении
(запиши ответ цифрой). Составь схему предложения.
Наступила весна. ____________________________________________
Наступила ранняя весна. ______________________________________
Наступила долгожданная ранняя весна.__________________________
2.
3.
4.
Вставь в текст прилагательные слова и отгадай о ком идёт
речь.
Это животное _________________ живёт дома. У него ____________
когти, ___________ шерсть, _______ уши, ___________________
хвост. Любит молоко, сметану. Ловит _________ мышей.
Это животное ________живёт в своей конуре. У него 4
лапы, _______уши, ________хвост, ___________шерсть.
Любит мясо. Любит погулять по ________ парку.
Он__________ друг человеку. Охраняет _______хозяина.
5.
Определи место слова в предложении (какое по счёту
указанное слово)
Таня поёт
Таня
Ученики рисуют.
Рисуют
Сестра купила коньки.
Купила
Мама идёт в магазин.
Магазин
Бабушка поставила посуду
на стол.
Посуду
Птицы улетели на юг.
Юг
Дедушка весело играет на
гитаре.
гитаре
6.
Составь и запиши предложения из слов.
1
.
купила
мама
конфет
ы
2
.
Света
скакалк
е
Прыгает
на
3
.
Мальчики
В
играли
футбол
весел
о
4
.
умываетс
я
Таня
утром
С
мамой
5
.
шкафах
много
В
Библиотечны
х
книг
6
.
класс
театр
наш
В
идёт
7.
Придумайте предложения по графическим схемам.
1
.
2
.
3
.
4
.
8.
Прочитай. Определи границы предложений. В конце
каждого предложения поставь вертикальную черту. Запиши
полученные предложения.
Дети играли во дворе мальчики гонял мяч девочки делали
домики для кукол вдруг пошёл дождь все побежали по домам
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________
9.
Прочитай. Объедини слоги в слова, а слова в предложения.
Определи границы предложений и запиши получившийся
текст.
Ско ро ка ни ку лы ре бя та ра зъе ду тся по да чам и де рев
ням ле том о ни бу дут за го рать и ку па ться пой дут в лес
за гри ба ми и я го да ми
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
__________________________________________
10. Придумайте предложения по картине и запишите их в
тетрадь. Определите количество слов в предложениях.
Образец: Мальчик пускает кораблик. ( 3 слова)
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Комплекс дидактических упражнений для развития
фонетической стороны речи
1)
2)
3)
Автоматизация звука «ш» в словах
4)
5)
Дифференциация звуков «ш» и «ж» в предложении.
6)
7)
8)
Автоматизация звука «Р» в словах
9)
10) Дифференциация звуков «р» и «л» в предложении. Читай и
правильно произноси все звуки.