Напоминание

Комплекс дидактических упражнений по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза


Автор: Благодатских Виктория Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Вятский государственный университет (ВЯтГУ)
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Комплекс дидактических упражнений
Тема: Комплекс дидактических упражнений по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза
Раздел: начальное образование





Назад




Комплекс дидактических упражнений

по преодолению дисграфии на основе

нарушения языкового анализа и

синтеза

Работу выполнила:

Студентка группы СДОб-5702-51-20

Благодатских В.А.

Киров

2024г.

Комплекс дидактических упражнений для развития

фонематической стороны речи.

1)

Определи первый звук в словах:

2)

3)

4)

5)

Прочитай по последним звукам:

6)

Подбери слова на каждый звук, слово должно состоять из 4 звуков.

Р

М

К

7)

Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу,

чтобы получилось слово.

РА_____ МЕ________

ПА_______ ТА_________

КИ_______ НО_________

8)

Придумай слова, которые можно составить из звуков в слове:

РОМАШКА

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

9) Составь

слова

из

звуков,

данных

в

нарушенной

последовательности и запиши получившееся слово.

М,Л,О,О,О,К

Р,А,П,К

Н,И,К,Г,А

М,Ш,А,Л,Ы

О,П,Г,О,А,Д

10)

Придумай слова к графическим схемам и запиши.

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Комплекс дидактических упражнений для развития навыков

анализа и синтеза речи на уровне слоговой структуры слова.

1)

Выдели и определи место гласного звука (начало, середина,

конец) в слове и запиши соответствующую графическую

схему слова.

Образец:

- ______.

_________ __________ __________ _________

____________ ____________ ___________

2)

Посмотри на картинки и назови. Подбери нужную схему к

каждому слову.

а а

о а

у а

3)

Определи количество слогов в словах:

МАШИНА, РОЗА, МИШКА, МЕТЛА, ВЕЛОСИПЕД, КАРТА,

РЕЧКА, МЁД, ТЕЛЕФОН, КРЕМ, ЧЕРЕПАХА.

4)

Запиши слова в 2 столбика. 1 столбик – слова из 2 слогов, 2

столбик – слова из 3 слогов.

ПАРА,

РЕПА,

МАЛИНА,

ПЕЧКА,

ПОМИДОР,

ДЕЛЬФИН,

КАРТИНА, КОШКА, СОБАЧКА, БЕЛКА, БЕГЕМОТ.

2 слога

3 слога

5)

6)

7)

8)

Определи пропущенный слог в слове с помощью картинок:

____БУЗ

КА____ДАШ

МЕДВЕ______ _____ЖА

ВЕ___СИПЕД

9)

Выдели из предложений слова, состоящие из определённого

количества слогов:

Кол-во

слогов

Предложения

Слова

2

Мама купила кота.

3

Бабушка с дедушкой идут

по парку.

1

Кот сидит на заборе.

3

Мальчики и девочки поют

песенки.

4

Петя и Кира смотрят

телевизор.

10)

Комплекс дидактических упражнений для развития навыков

анализа и синтеза речи на уровне предложения.

1.

Прочитай предложения. Определи, сколько слов в предложении

(запиши ответ цифрой). Составь схему предложения.

Наступила весна. ____________________________________________

Наступила ранняя весна. ______________________________________

Наступила долгожданная ранняя весна.__________________________

2.

3.

4.

Вставь в текст прилагательные слова и отгадай о ком идёт

речь.

Это животное _________________ живёт дома. У него ____________

когти, ___________ шерсть, _______ уши, ___________________

хвост. Любит молоко, сметану. Ловит _________ мышей.

Это животное ________живёт в своей конуре. У него 4

лапы, _______уши, ________хвост, ___________шерсть.

Любит мясо. Любит погулять по ________ парку.

Он__________ друг человеку. Охраняет _______хозяина.

5.

Определи место слова в предложении (какое по счёту

указанное слово)

Таня поёт

Таня

Ученики рисуют.

Рисуют

Сестра купила коньки.

Купила

Мама идёт в магазин.

Магазин

Бабушка поставила посуду

на стол.

Посуду

Птицы улетели на юг.

Юг

Дедушка весело играет на

гитаре.

гитаре

6.

Составь и запиши предложения из слов.

1

.

купила

мама

конфет

ы

2

.

Света

скакалк

е

Прыгает

на

3

.

Мальчики

В

играли

футбол

весел

о

4

.

умываетс

я

Таня

утром

С

мамой

5

.

шкафах

много

В

Библиотечны

х

книг

6

.

класс

театр

наш

В

идёт

7.

Придумайте предложения по графическим схемам.

1

.

2

.

3

.

4

.

8.

Прочитай. Определи границы предложений. В конце

каждого предложения поставь вертикальную черту. Запиши

полученные предложения.

Дети играли во дворе мальчики гонял мяч девочки делали

домики для кукол вдруг пошёл дождь все побежали по домам

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________

9.

Прочитай. Объедини слоги в слова, а слова в предложения.

Определи границы предложений и запиши получившийся

текст.

Ско ро ка ни ку лы ре бя та ра зъе ду тся по да чам и де рев

ням ле том о ни бу дут за го рать и ку па ться пой дут в лес

за гри ба ми и я го да ми

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

__________________________________________

10. Придумайте предложения по картине и запишите их в

тетрадь. Определите количество слов в предложениях.

Образец: Мальчик пускает кораблик. ( 3 слова)

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Комплекс дидактических упражнений для развития

фонетической стороны речи

1)

2)

3)

Автоматизация звука «ш» в словах

4)

5)

Дифференциация звуков «ш» и «ж» в предложении.

6)

7)

8)

Автоматизация звука «Р» в словах

9)

10) Дифференциация звуков «р» и «л» в предложении. Читай и

правильно произноси все звуки.



В раздел образования