Автор: Исаенко Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ"ЛДУСТ"Незабудка"
Населённый пункт: г.Луганск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование подвижных народных игр и их значение в воспитании детей»
Раздел: дошкольное образование
«
Использование подвижных
народных игр и их значение в воспитании детей»
ГКУ «ЛДУСТ
«Незабудка»
Воспитатель
Исаенко
Людмила Петровна
Воспитание - одно из основных функций общества. В ходе процесса
воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в
сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в обществе. Под
воспитанием понимается процесс, в котором в соответствии с целями и
задачами общества совершается организованное воспитательное влияние,
конечным своим результатом предусматривающее формирование
личности, нужной и полезной обществу.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Они
сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из
поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели
песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой
развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в
снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения
скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья
травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах,
подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека.
Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью
поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость
движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется
устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре
родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств
Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития
культуры ребенка. В них осмысливается и познается окружающий мир, в
них развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются
социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой
деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в
движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя,
ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения
ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития
мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых
качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх,
которые являются ведущим методом формирования физической культуры.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на
то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш
технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно
использовать как в детском саду, так и в свободное время в кругу семьи.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли,
способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об
окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических
процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой
ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а
встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно
характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть
в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В
народных подвижных играх много познавательного материала,
содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его
мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора,
шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто
сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и
любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют
свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют
ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в
жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное
владение обширным игровым репертуаром, а также методикой
педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как
эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес,
воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора;
движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными
веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками,
жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную
прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый
игровой фольклор.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования гармонически
развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную
чистоту и физическое совершенство.