Автор: Валекжанина Юлия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №259 городского округа ЗАТО Фокино "
Населённый пункт: Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Как правильно поставить Smart цели и критерии успеха современного урока»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №259 городского округа ЗАТО Фокино»
«Как правильно поставить Smart цели
урока
и критерии успеха современного»
методические рекомендации для проведения мастер-класса
в «Школе молодого педагога»
Автор: учитель начальных классов высшей категории
Валекжанина Юлия Геннадьевна
Фокино, 2023г.
«Как правильно поставить Smart цели
и критерии успеха современного урока»
«Здравствуйте, дети. Сегодня тема нашего урока…». Чаще всего
именно так начинается школьный урок, при этом его цели хранятся в секрете
и известны только учителю. Именно поэтому так часто в конце урока многие
дети уходят с чувством, что они что-то делали, но не совсем понятно, для
чего.
Как найти универсальные приемы целеполагания, которые помогут
ученикам осознавать критерии выбора тех или иных задач урока? На этот и
другие вопросы постараемся найти ответ.
Время на уроке всегда ограничено, и хочется очень многое успеть.
Однако этап целеполагания является стратегически важным. Это элемент
управления классом, который обеспечивает степень выполнения плана и
результативность урока.
Открытое самостоятельно знание дольше остается в памяти, а
самостоятельно поставленные цели создают фокус на материале урока.
Именно поэтому важно использовать разные приемы целеполагания, а не
просто сообщать ученику цели и задачи предстоящего занятия.
Целеполагание является неотъемлемой частью образовательного
процесса. Оно помогает определять приоритеты, принимать решения и
реализовывать то, что планировалось. Чем чётче сформулированы цели, тем
эффективнее и точнее будет результат. Именно с результата необходимо
начинать целеполагание. Представим себе, что у кого-то из нас есть
необходимость в жилплощади. Знает ли этот человек, какую квартиру он
хотел бы иметь? Можно ли сказать, что эта комфортная квартира его цель?
Или это как раз результат? Так и в процессе обучения. Педагогу заранее
известен планируемый результат. Как превратить процесс его достижения в
осознанный, понимаемый детьми – это предмет нашего разговора.
Чётко сформулировать цели, так, что в них был заложен планируемый
результат урока, определенный в Федеральной рабочей программе, поможет
технология СМАРТ (SMART). Предлагаю обратиться к ней, как к одному из
возможных приемов целеполагания.
Аббревиатура
SMART
помогает
запомнить
пять
важнейших
критериев постановки «правильных» целей:
S (Specific)-конкретные: цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в
конечном итоге может быть достигнут результат,сильно отличающийся от
запланированного, и получится, как в том старом анекдоте: « В целях
2
усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая
объявило,что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань.Теперь все
крестьяне разводят саранчу...»
M (Measurable)-измеримые: если у цели не будет каких-либо измеримых
параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.
Измеримость цели предполагает наличие критериев для определения,
достигнута ли поставленная цель и в какой степени.
A
(Attainable)-достижимые: цели используются в качестве стимула для
решения каких-то задач и ,таким образом, дальнейшего продвижения вперед
за счёт достижения успеха.
R
(Result-oriented)-ориентированные
на
результат:
цели
должны
характеризоваться, исходя из результата, а не количества проделываемой
работы.
T
(Time-bound)-соотносимые конкретным сроком: цель должна быть
выполнима в чётко поставленные сроки. Без сроков конкретной цели нет.
Формулируя цель с помощью метода SMART, педагог задумывается
о результатах, объективно доказывающих достижение цели. Неточные
формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо
сделать, демотивирует учащихся.
Типичные ошибки учителей в целеполагании
и постановке критериев успеха
Что такое цель урока? Это прогнозируемый учителем результат работы
ученика на уроке. Цель должна уточнять, что ученик в действительности
будет делать, что можно будет увидеть. Рассмотрим некоторые типичные
ошибки учителей при постановке целей и постараемся их исправить.
1 ошибка – учитель ставит цель не на ученика, а на себя, что затрудняет
понимание того, что ожидает учитель от ученика - какой «продукт»
деятельности.
Например: «Познакомить учащихся с условными обозначениями на карте»
СМАРТ: «Ученики смогут, в конце урока, читать карту, распознавать
условные обозначения на ней»
2 ошибка- цели, которые ставит учитель, «размытые», их выполнение
трудно измерить.
Например: «Познакомить учащихся с геометрической фигурой треугольник»
3
СМАРТ: «Ученики к концу урока смогут построить треугольники и
составить список сходств и различий с прямоугольником»
3 ошибка - для формулировки целей учителя используют глаголы, действия
которых нельзя измерить.
Например: «Ученики узнают о героях ВОВ»
СМАРТ: «Учащиеся смогут в течение урока вести диалог по тексту о героях
ВОВ»
Нужно избегать таких слов, как практиковать, узнать, знать, понять. Они
слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Рекомендуется
использовать глаголы, действия которых мы можем увидеть, прочитать или
услышать.
Например: ученики смогут написать…
ученики смогут классифицировать…
ученики смогут сравнить, выявить отличительные признаки…
Рассмотрим пример.
Тема урока: «Типы склонения имен существительных»
Цель:
Концу урока обучающиеся смогут определять тип склонения
существительного с опорой на составленный на уроке алгоритм.
Проверим поставленную цель по критериям
•
цель конкретная потому что понятно, ЧТО необходимо будет уметь делать;
•
цель
измеримая
потому,
что
ученики
в
конце
урока
проведут
самостоятельную работу и будет известен результат;
•
цель достижимая потому что на уроках ученики составят подробную
инструкцию по определению типа склонения существительного (способ);
•
ориентирована на результат, т.к. от типа склонения существительного часто
зависит его правописание, знание типов склонения поможет ученикам
достичь лучших результатов при выполнении письменных работ;
•
цель достигается в ограниченное время (к концу урока).
Этап постановки целей и задач логически связан с этапом рефлексии и
подведения итогов урока. Важно вместе с учеником вернуться к целям и
задачам урока и отметить то, что было сделано.
Сначала вашим ученикам будет непривычно ставить цели и подводить
итоги, но постепенно они привыкнут и с удовольствием начнут отмечать
галочками свои достижения.
Важно
помнить,
что
формулируемая
на
уроке
цель
должна
обязательно превратиться из педагогической в детскую, стать личностно
4
значимой. Для этого необходимо создать на уроке проблемную ситуацию,
которая заинтересует ребенка, которую захочется достичь.
Для примера поярче возьмем урок физкультуры в 4м классе. Тема: «Прыжок
в высоту с прямого разбега». Учитель объявил тему урока и увидел, что
ребята реагируют по-разному. Далее он создает проблемную ситуацию,
рассказывая детям о том, что недавно шел по улице и наблюдал такую
ситуацию; мальчик гулял со своей собачкой, но в какой-то момент упустил
поводок и собачка убежала, конечно же мальчик побежал за ней, но впереди
было препятствие. Собака перепрыгнула, а мальчик потратил множество
времени пока обходил. Результат: питомец потерялся. Учитель задал детям
вопрос, может ли в жизни пригодиться умение перепрыгивать препятствия, в
каких ситуациях? Напомню, это 4 класс, многие уже умеют перепрыгивать.
Учитель предлагает детям, попробовать преодолеть перекладину любым
способом,
у
кого
как
получится.
Дети
пробуют,
начинают
ронять
перекладину и понимают, что им не хватает техники, умений для того, чтобы
справиться. Однако, все обучающиеся уже включены в процесс и теперь
каждому хочется получить результат. (Вспомним нашу мечту о квартире –
нужен результат). Наступает момент правильной постановки целей. Давайте
попробуем их вместе с детьми сформулировать.
Цель: Научиться к концу урока преодолевать перекладину на высоте 60 см.
Проанализируйте самостоятельно эту цель с тачки зрения SMART.
Подведу итог словами российского педагога, доктора педагогических
наук А.В. Хуторского: «Целеполагание определяет структурную основу
программ деятельности не только ученика, но и учителя, позволяя
определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки
получаемых результатов».
Попробуйте самостоятельно сформулировать цели урокам, темы которых
предложены ниже, а затем проверьте себя.
Задания для работы в группах.
1.
Предмет: Окружающий мир. 2 класс
Тема : «Как животные приспосабливаются в природе»
Цель урока: ученики смогут в течение урока обобщить материал и
отразить
знания о приспособлении животных в своём постере
Критерии успеха:
Могу назвать группы животных
Могу рассказать о жизни животных в разное время года
Могу объяснить, какую пользу приносят животные друг другу
5
2.
Предмет: Математика /2 класс
Тема: «Решение составных задач»
Цель: учащиеся к концу урока смогут составить условие и решить
задачу по действиям с пояснением
Критерии успеха:
Могу составить краткое условие к задаче
Могу составить выражение к составной задаче и применить алгоритм
вычисления
Могу записать ответ
3.
Предмет:
Окружающий
мир
4
класс
Тема: «Состав воздуха»
Цель: каждый ученик в течение урока сможет определить состав
воздуха и назвать его свойства
Критерии успеха:
Знаю теоретический материал за курс 2-3 класса
Могу назвать газы входящие в состав воздуха
Умею определять свойства воздуха
4.
Предмет: Русский язык 4 класс.
Тема: «Именительный и винительный падежи имен существительных.
Цель: к концу урока каждый ученик усвоит алгоритм определения И.п. и
В.п. существительных.
Критерии успеха:
- Знаю падежные вопросы
- умею определять падежи с опорой на роль слов в предложении
- могу определить падеж по наличию или отсутствию предлога.
6