Напоминание

«Как правильно поставить Smart цели и критерии успеха современного урока»


Автор: Валекжанина Юлия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №259 городского округа ЗАТО Фокино "
Населённый пункт: Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Как правильно поставить Smart цели и критерии успеха современного урока»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №259 городского округа ЗАТО Фокино»

«Как правильно поставить Smart цели

урока

и критерии успеха современного»

методические рекомендации для проведения мастер-класса

в «Школе молодого педагога»

Автор: учитель начальных классов высшей категории

Валекжанина Юлия Геннадьевна

Фокино, 2023г.

«Как правильно поставить Smart цели

и критерии успеха современного урока»

«Здравствуйте, дети. Сегодня тема нашего урока…». Чаще всего

именно так начинается школьный урок, при этом его цели хранятся в секрете

и известны только учителю. Именно поэтому так часто в конце урока многие

дети уходят с чувством, что они что-то делали, но не совсем понятно, для

чего.

Как найти универсальные приемы целеполагания, которые помогут

ученикам осознавать критерии выбора тех или иных задач урока? На этот и

другие вопросы постараемся найти ответ.

Время на уроке всегда ограничено, и хочется очень многое успеть.

Однако этап целеполагания является стратегически важным. Это элемент

управления классом, который обеспечивает степень выполнения плана и

результативность урока.

Открытое самостоятельно знание дольше остается в памяти, а

самостоятельно поставленные цели создают фокус на материале урока.

Именно поэтому важно использовать разные приемы целеполагания, а не

просто сообщать ученику цели и задачи предстоящего занятия.

Целеполагание является неотъемлемой частью образовательного

процесса. Оно помогает определять приоритеты, принимать решения и

реализовывать то, что планировалось. Чем чётче сформулированы цели, тем

эффективнее и точнее будет результат. Именно с результата необходимо

начинать целеполагание. Представим себе, что у кого-то из нас есть

необходимость в жилплощади. Знает ли этот человек, какую квартиру он

хотел бы иметь? Можно ли сказать, что эта комфортная квартира его цель?

Или это как раз результат? Так и в процессе обучения. Педагогу заранее

известен планируемый результат. Как превратить процесс его достижения в

осознанный, понимаемый детьми – это предмет нашего разговора.

Чётко сформулировать цели, так, что в них был заложен планируемый

результат урока, определенный в Федеральной рабочей программе, поможет

технология СМАРТ (SMART). Предлагаю обратиться к ней, как к одному из

возможных приемов целеполагания.

Аббревиатура

SMART

помогает

запомнить

пять

важнейших

критериев постановки «правильных» целей:

S (Specific)-конкретные: цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в

конечном итоге может быть достигнут результат,сильно отличающийся от

запланированного, и получится, как в том старом анекдоте: « В целях

2

усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая

объявило,что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань.Теперь все

крестьяне разводят саранчу...»

M (Measurable)-измеримые: если у цели не будет каких-либо измеримых

параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Измеримость цели предполагает наличие критериев для определения,

достигнута ли поставленная цель и в какой степени.

A

(Attainable)-достижимые: цели используются в качестве стимула для

решения каких-то задач и ,таким образом, дальнейшего продвижения вперед

за счёт достижения успеха.

R

(Result-oriented)-ориентированные

на

результат:

цели

должны

характеризоваться, исходя из результата, а не количества проделываемой

работы.

T

(Time-bound)-соотносимые конкретным сроком: цель должна быть

выполнима в чётко поставленные сроки. Без сроков конкретной цели нет.

Формулируя цель с помощью метода SMART, педагог задумывается

о результатах, объективно доказывающих достижение цели. Неточные

формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо

сделать, демотивирует учащихся.

Типичные ошибки учителей в целеполагании

и постановке критериев успеха

Что такое цель урока? Это прогнозируемый учителем результат работы

ученика на уроке. Цель должна уточнять, что ученик в действительности

будет делать, что можно будет увидеть. Рассмотрим некоторые типичные

ошибки учителей при постановке целей и постараемся их исправить.

1 ошибка – учитель ставит цель не на ученика, а на себя, что затрудняет

понимание того, что ожидает учитель от ученика - какой «продукт»

деятельности.

Например: «Познакомить учащихся с условными обозначениями на карте»

СМАРТ: «Ученики смогут, в конце урока, читать карту, распознавать

условные обозначения на ней»

2 ошибка- цели, которые ставит учитель, «размытые», их выполнение

трудно измерить.

Например: «Познакомить учащихся с геометрической фигурой треугольник»

3

СМАРТ: «Ученики к концу урока смогут построить треугольники и

составить список сходств и различий с прямоугольником»

3 ошибка - для формулировки целей учителя используют глаголы, действия

которых нельзя измерить.

Например: «Ученики узнают о героях ВОВ»

СМАРТ: «Учащиеся смогут в течение урока вести диалог по тексту о героях

ВОВ»

Нужно избегать таких слов, как практиковать, узнать, знать, понять. Они

слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения. Рекомендуется

использовать глаголы, действия которых мы можем увидеть, прочитать или

услышать.

Например: ученики смогут написать…

ученики смогут классифицировать…

ученики смогут сравнить, выявить отличительные признаки…

Рассмотрим пример.

Тема урока: «Типы склонения имен существительных»

Цель:

Концу урока обучающиеся смогут определять тип склонения

существительного с опорой на составленный на уроке алгоритм.

Проверим поставленную цель по критериям

цель конкретная потому что понятно, ЧТО необходимо будет уметь делать;

цель

измеримая

потому,

что

ученики

в

конце

урока

проведут

самостоятельную работу и будет известен результат;

цель достижимая потому что на уроках ученики составят подробную

инструкцию по определению типа склонения существительного (способ);

ориентирована на результат, т.к. от типа склонения существительного часто

зависит его правописание, знание типов склонения поможет ученикам

достичь лучших результатов при выполнении письменных работ;

цель достигается в ограниченное время (к концу урока).

Этап постановки целей и задач логически связан с этапом рефлексии и

подведения итогов урока. Важно вместе с учеником вернуться к целям и

задачам урока и отметить то, что было сделано.

Сначала вашим ученикам будет непривычно ставить цели и подводить

итоги, но постепенно они привыкнут и с удовольствием начнут отмечать

галочками свои достижения.

Важно

помнить,

что

формулируемая

на

уроке

цель

должна

обязательно превратиться из педагогической в детскую, стать личностно

4

значимой. Для этого необходимо создать на уроке проблемную ситуацию,

которая заинтересует ребенка, которую захочется достичь.

Для примера поярче возьмем урок физкультуры в 4м классе. Тема: «Прыжок

в высоту с прямого разбега». Учитель объявил тему урока и увидел, что

ребята реагируют по-разному. Далее он создает проблемную ситуацию,

рассказывая детям о том, что недавно шел по улице и наблюдал такую

ситуацию; мальчик гулял со своей собачкой, но в какой-то момент упустил

поводок и собачка убежала, конечно же мальчик побежал за ней, но впереди

было препятствие. Собака перепрыгнула, а мальчик потратил множество

времени пока обходил. Результат: питомец потерялся. Учитель задал детям

вопрос, может ли в жизни пригодиться умение перепрыгивать препятствия, в

каких ситуациях? Напомню, это 4 класс, многие уже умеют перепрыгивать.

Учитель предлагает детям, попробовать преодолеть перекладину любым

способом,

у

кого

как

получится.

Дети

пробуют,

начинают

ронять

перекладину и понимают, что им не хватает техники, умений для того, чтобы

справиться. Однако, все обучающиеся уже включены в процесс и теперь

каждому хочется получить результат. (Вспомним нашу мечту о квартире –

нужен результат). Наступает момент правильной постановки целей. Давайте

попробуем их вместе с детьми сформулировать.

Цель: Научиться к концу урока преодолевать перекладину на высоте 60 см.

Проанализируйте самостоятельно эту цель с тачки зрения SMART.

Подведу итог словами российского педагога, доктора педагогических

наук А.В. Хуторского: «Целеполагание определяет структурную основу

программ деятельности не только ученика, но и учителя, позволяя

определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки

получаемых результатов».

Попробуйте самостоятельно сформулировать цели урокам, темы которых

предложены ниже, а затем проверьте себя.

Задания для работы в группах.

1.

Предмет: Окружающий мир. 2 класс

Тема : «Как животные приспосабливаются в природе»

Цель урока: ученики смогут в течение урока обобщить материал и

отразить

знания о приспособлении животных в своём постере

Критерии успеха:

Могу назвать группы животных

Могу рассказать о жизни животных в разное время года

Могу объяснить, какую пользу приносят животные друг другу

5

2.

Предмет: Математика /2 класс

Тема: «Решение составных задач»

Цель: учащиеся к концу урока смогут составить условие и решить

задачу по действиям с пояснением

Критерии успеха:

Могу составить краткое условие к задаче

Могу составить выражение к составной задаче и применить алгоритм

вычисления

Могу записать ответ

3.

Предмет:

Окружающий

мир

4

класс

Тема: «Состав воздуха»

Цель: каждый ученик в течение урока сможет определить состав

воздуха и назвать его свойства

Критерии успеха:

Знаю теоретический материал за курс 2-3 класса

Могу назвать газы входящие в состав воздуха

Умею определять свойства воздуха

4.

Предмет: Русский язык 4 класс.

Тема: «Именительный и винительный падежи имен существительных.

Цель: к концу урока каждый ученик усвоит алгоритм определения И.п. и

В.п. существительных.

Критерии успеха:

- Знаю падежные вопросы

- умею определять падежи с опорой на роль слов в предложении

- могу определить падеж по наличию или отсутствию предлога.

6



В раздел образования