Напоминание

Нравственное воспитание младших школьников


Автор: Чемидова Надежда Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Городовиковская СОШ № 3"
Населённый пункт: КАЛМЫКИЯ РЕСПУБЛИКА, ГОРОДОВИКОВСКИЙ РАЙОН, ГОРОДОВИКОВСК
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Нравственное воспитание младших школьников

во внеурочной деятельности

Мастер-класс

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания

любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и чувства

прекрасного, формирования в душах молодого поколения тех качеств,

которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость,

сострадание,

благородство,

достоинство,

трудолюбие,

патриотизм,

благочестие и многие другие.

Работая в начальной школе, мы видим, что проблема нравственного

воспитания относится к числу актуальных. И наша задача сегодня

попытаться найти пути решения этой проблемы.

Но для начала предлагаю познакомиться. А знакомиться мы будем в

игре под названием «Паутинка». У меня в руках клубок пушистой пряжи.

Предлагаю каждому, до кого докатится данный клубок представиться и

продолжить одну из фраз:

- Я счастлива …

- Я горжусь…

- Я рада…

Когда клубок возвращается к ведущему, он читает стихотворение, а

дети отгадывают, о чём пойдёт речь в тренинге. Например:

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец...

Дети: Доброта.

- Правильно ребята, доброта. А что такое доброта? (Обсуждение по

кругу). Учитель подытоживает: доброта — это бескорыстное и искреннее

желание сделать что-нибудь хорошее другому человеку. Добрый человек

всегда стремится помочь, ничего не требуя взамен.

Это один из вариантов начала внеурочного занятия.

Другой вариант применения клубка направлен на развитие

самокритичности.

Предлагаю намотать нить на палец, называя при этом одно качество, с

которым вы хотели бы расстаться. Затем обратно сматывая нить с пальца в

клубок сказать, как данное качество можно в себе исправить.

Что бы мы ни говорили, чтобы ни делали, но все-таки одной из самых

эффективных и часто применяемых форм работы является этическая беседа,

вызывающая ребенка на диалог.

При проведении бесед использую материалы, которые способствуют

эмоциональному воздействию на обучающихся.

Предлагаю и вам послушать и обсудить короткий рассказ В. Осеевой

«Жадная мать».

Когда мальчик был маленький, люди говорили:

- У этого ребёнка жадная мать: она никогда не даст ему даже

конфетки, не разделив её пополам.

Когда мальчик вырос, люди говорили:

- У этого парня счастливая мать…

- Как Вы думаете, почему люди стали говорить, что мать

счастливая?

Послушаем рассказ до конца.

Когда мальчик вырос, люди говорили:

- У этого парня счастливая мать…он никогда не съест куска, не

разделив его с ней пополам.

-Чему хотела мать научить своего сына? Каким моральным качествам?

В ходе диалога чувствуешь, как дети проникаются к каждому герою.

Перечисляют черты характера, присущие этим героям, называют те, какие

они бы хотели развить в себе.

Предлагаю вам проверить, какими качествами характера обладаете или

не обладаете вы.

На рисунках человечков отметьте зеленый кружок, если вы обладаете

названным качеством, если нет - красный кружок.

Трудолюбие

понимание

бескорыстие

общительность

щедрость

бережливость

настойчивость

сопереживание

отзывчивость

аккуратность

умение прощать

самопожертвование

пунктуальность

тактичность

Не расстраивайтесь, если у вас человечек получился пестрый. Пусть он

напоминает о том, что вам нужно изменить в себе, чтобы живущим рядом с вами

было комфортно.

Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от негативных качеств или же,

наоборот, сформировать необходимые ему качества, предлагаю провести ряд

тренингов, игр и упражнений на внеурочных занятиях.

Целью игры «Все люди разные» является показ разнообразия человеческих

типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения.

Данная игра решает следующие задачи: формировать способность считаться с

различиями между людьми, развивать терпимое отношение к различиям в

поведении людей; прививать ценностное отношение к иному.

У Вас на столах лежат листы бумаги. Обведите свою руку на листе бумаги, и на

получившейся ладошке напишите свое имя. Ну а сейчас пришло время обменяться

листочками. Получая листок от соседа, напишите на пальце добрые пожелания друг

другу или же положительные, привлекательные качества хозяина ладошки

(например: ты отзывчивый, ты хороший друг, мне нравятся твои рисунки и т.д.).

В дальнейшей совместной беседе с обучающимися закрепляются представления

о том, что все люди разные. Учитель предлагает провести аукцион идей «Хорошо,

что люди разные, потому что…».

Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста на вопросы:

1.

Критиковали ли Вас когда-нибудь?

2.

Как часто Вас критиковали?

3.

Критиковали ли Вы кого-нибудь?

4.

Как часто Вы критикуете?

Некоторые люди считают, что нужно регулярно ругать и критиковать себя и

других, чтобы стимулировать к действиям.

Чтобы было понятно, к чему приводит такая «самокритика» и критика в адрес

других людей, я предлагаю сделать одно простое, но очень полюбившееся мне

упражнение.

Оно, как правило, помогает прочувствовать и осознать следующее:

1) мы ругаем себя и других не потому что это полезно и помогает, а потому что

это легко и привычно;

2) поддерживать бывает сложнее, чем ругать…

Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и руками, без ножниц и других

подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.

Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и

начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть

лучше", "Ноги короткие" и т. д.

После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и

хорошенько "заутюживайте" его ногтем. поругали- завернули, поругали - завернули...

Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у

вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.

Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен

такой скрученный человечек?

У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные

или вообще ни на какие.

Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами

себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги.

Похвалили

-

отвернули,

похвалили

-

отвернули...

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более

находчивы

и

разнообразны

в

словах

и

выражениях?

2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?

3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального

состояния (до скручивания)?

4)На какие действия теперь способен ваш человечек?

Вывод. Когда мы критикуем и говорим что-то неприятное, мы оставляем в

душе человека или своей душе негативные следы. И не имеет значения, сколько раз

мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и

физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному:

спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

В качестве рефлексии предлагаю вашему вниманию 2 варианта.

Первый

предполагает

выражение

благодарности

с

пояснением

любому

участнику. В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только

одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем

именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует

исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он

выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти

убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Второй вариант - упражнение «Ласковое солнышко».

-В нашем классе светит солнце. Посмотрите и ответьте, какое оно? Почему?

На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым,

красивым, ласковым. Как это сделать? Замените злые слова добрыми.

Грубый – ласковый

Злой – добрый, добродушный

Грустный – весёлый

Горе – счастье

Вражда – дружба

Обман – правда, честность.

Ненависть – любовь

Лень – труд

Ведущий: Молодцы. Посмотрите. Что у нас с вами получилось? Вот видите,

благодаря вам холодное и грустное солнышко стало веселым, добрым,

дружелюбным, красивым. Какое красивое и доброе получились солнышко. Пусть оно

согревает нас своими лучиками.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что духовно-нравственное воспитание —

один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного

процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности,

мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым,

трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни. Спасибо за

внимание!

-

Я

счастлива

-

Я

горжусь

-

Я рада

Грубость

Злость

Жадность

Лень

Вражда

Ненависть

Обман

Грусть



В раздел образования